«Формы работы с одарёнными детьми. Диагностика выявления одаренности» (выступление на педагогическом совете)
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Мурадова Светлана Владимировна

Методы выявления и диагностики одаренности

Применительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований.

В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор, но и психологическую помощь одаренному ребенку, сфера диагностики существенно расширяется. Она может включать выяснение особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками, со взрослыми. Наличие или отсутствие различных форм дисбаланса (социального, эмоционального, моторного) в развитии психики ребенка и другие параметры.

Помимо указанной прикладной психодиагностики специальную область составляют диагностические исследования, которые проводятся с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одаренности. Эти исследования могут включать весьма широкий спектр диагностических методов, которые направлены на выявление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами, характеризующими одаренность, и другими характеристиками самого субъекта, окружающей его среды и т.п.

- В нашей стране в последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Вместе с тем, психолог упускает из виду, что в интерпретации результатов тестирования существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к некорректной интерпретации.

Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных для этого учебных и развивающих программ, которые реализуются в специальных кружках, учебных классах и школах для одаренных. Эффективность освоения отобранными детьми этих программ и является для многих учителей своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования, условия же приема в подобные учебные заведения часто диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы, не занимать много времени.

Однако и при весьма квалифицированном использовании лучшие тесты не гарантируют защиты от ошибок, кроме того, надо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.

- Основными методами являются наблюдение и эксперимент. Наш объект изучения - ребенок - так активен. Что он сам себя выражает, и приемом наблюдения здесь очень много можно узнать. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдения за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявит то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том состоит, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.

Существует так называемый естественный эксперимент, когда, например, организуется нужная для исследователя обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может не знать, что за ним специально наблюдают. И здесь можно вызывать и повторить интересующее нас явление. Применяют и так называемое включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего.

- Составление психологической характеристики. А.Ф.Лазурский[29] разработал следующие правила составления психологической характеристики:

наблюдатель выбирает факты, представляя себе, по крайней мере, в общих чертах, к какой именно стороне личности относится данное проявление; записываются только факты, и если отдельные наблюдения противоречат друг другу, противоречия не следует сглаживать; необходимо и также описывать и внешние условия, при которых данное проявление было замечено.

Может показаться, что первое и второе требование до некоторой степени противоречат друг другу: наблюдатель с одной стороны, должен записывать только факты, а с другой - обязан отдавать себе отчет в том, что может означать описываемое проявление. Однако противоречие это кажущееся.

Большой интерес представляют соображения А.Ф.Лазурского о двух возможных способах оформления характеристик. Первый - составляется сводка фактических данных в известной последовательности, в порядке намечавшейся программы описания; когда такая обстоятельная сводка закончена, остается сделать резюме. Другой способ - исследователь. Приступая к составлению сводного материала не придерживается заранее принятого порядка изложения, а сразу же выдвигает те черты, которые. По его мнению, являются в данном случае наиболее характерными, подкрепляя свои выводы фактами.

Никто в дальнейшем не превзошел А.Ф.Лазурского в разработке конкретной технологии подготовки характеристик.

- Лонгитюдные исследования. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным (т.е. продленным, долгим)[29]. Имеется в виду систематическое наблюдение над испытуемым на протяжении ряда лет. Изучение может быть непрерывным, изо дня в день, а может быть и с перерывами - как бы «срезы», соединяемые «пунктиром».

Как писал в свое время М.Я. Басов «такие наблюдения за одним и тем же ребенком дают возможность видеть, как быстро он изменяется в своем внешнем и внутреннем облике, как расцветает его личность, усложняясь и дополняясь день ото дня, месяц от месяца, год от года все новыми чертами»[3,47].

- Иногда поперечные срезы противопоставляют лонгитюду как непрерывному прослеживанию изменений. Но если такие срезы достаточно часто повторяются, то они тоже становятся особой формой лонгитюда. Содержательные психологические характеристики - отдельных ли срезов или всего продольного ствола психического развития могут сопоставляться друг с другом, давать основания для выделения и классификации типов развития детей, в частности, вариантов хода развития интеллекта и отдельных его сторон.

- В этой связи большой интерес для изучения одаренности представляет так называемый биографический метод.

Издавна существующий интерес к биографиям выдающихся людей, как известно. Привело созданию особого жанра психологических жизнеописаний. В психологии изучения биографии ученых стало, в частности, одним из способов выявления тех личностных и интеллектуальных качеств, которые благоприятствуют творческой деятельности. Многие годы составления и анализ биографий практиковались. Главным образом в отношении тех, кого уже нет в живых, или тех, для кого уже настала пора подводить итоги прожитой жизни. Но постепенно возрастал интерес к еще далеко не завершенным судьбам, например, к истории умственного подъема ученых, находящихся в расцвете сил.

- Опросники. В последнее десятилетие изучение жизненного пути стало распространяться как весьма эффективный подход к выяснению особенностей испытуемого в данный период, а отчасти и к прогнозу на будущее. Разработка биографического метода связана с применением таких способов получения информации, как опросники, обращенные к самому исследуемому лицу, беседы и интервью с ним, а также опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности. Дневников, писем и т.д.

Знаток американской психологической литературы по одаренности Л.В. Попова указывает, что среди новых диагностических методик на первый план выходит биографический опросник, как более надежное, чем традиционные тесты, средство выявления творческих возможностей и прогноза достижений.

Вместе с тем проявляется тенденция к формализации самих приемов биографического метода. В частности, более обширными и стандартизированными становятся опросники.

Биографические опросники могут быть использованы для выявления психологических особенностей лиц, чья одаренность определялась другими способами.

- Индивидуальный лонгитюд. Одаренность - «дело штучное», это всегда индивидуальность, и здесь каждый случай требует прежде всего индивидуального лонгитюда, то есть монографического описания и анализа.

Современный уровень диагностики не исключает случаев недооценки потенциала ребенка, то есть ошибок, связанных, в частности с тем, что отрицательные результаты испытаний могут зависеть от временных факторов, маскирующих подлинные возможности. В этой связи принципиальное значение имеет разработка методов выявления «скрытой» одаренности. Выявление детей, обладающих незаурядными способностями представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей. Разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции: поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Эти разногласия - своеобразный отголосок спора о преимущественной роли наследственности и воспитания в развитии одаренности.

Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» или как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

-анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.); использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.

-подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.)

При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения); преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности,наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.

При выявлении одаренных детей, как было сказано раньше более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.);специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Последнее обстоятельство позволяет существенно расширить сферу используемых психодиагностических методов и учесть целый ряд дополнительных моментов: особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; наличие (или отсутствие) различных форм дисинхронии в развитии одаренного ребенка; особенности развития эмоциональной сферы ребенка и т.п.

Специальную область составляют экспериментально психологические исследования одаренных, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен процесс в практической деятельности, связанной с выявлением и развитием одаренных детей.

Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации.

Формы  работы с одарёнными детьми

Одним из приоритетных направлений деятельности современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей. В общеобразовательной школе не все педагоги способны эффективно действовать в условиях одновременного выполнения Госстандарта и разностороннего развития обучающихся с различными типами мотивации, степени развития познавательных процессов, особенностями эмоциональной и волевой сфер. Дополнительное образование может обеспечить  такую образовательную систему, которая максимально удовлетворяла бы потребностям каждого ребёнка, с учётом его возможностей и склонностей. Ведь ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования имеется возможность выявления одарённости детей путём длительного наблюдения, педагогического анализа поведения ребёнка, с учётом среды, в которой формируются его творческие и интеллектуальные качества, динамики его успешности, темперамента и стиля мышления.

При составлении программы работы с одарёнными детьми мы столкнулись с тем, что существует несколько определений одарённости. Под одарённостью следует понимать наличие у ребёнка комплекса особых качеств, которые позволяют ему резко выделяться из среднестатистических показателей в том или ином виде деятельности. Р.Ю. Симанчёв, доцент ОмГУ, кандидат физико –математических наук, председатель Совета кураторов НОУ «Поиск» определили, что детская одарённость – это комплекс потребностей детей в определении  и реализации собственных способностей, склонностей и образовательных интересов. Отсюда вытекает главная цель работы с одарёнными детьми: создание условий для реализации собственных внутренних потребностей ребёнка.

В нашем учреждении накоплен определённый положительный опыт работы с одарёнными детьми. Содержание работы с одарёнными обучающимися  определяется в рамках каждой из образовательных программ, разработанных в Доме детского творчества, деятельность которого направлена на  проявление и развитие способностей и талантов обучающихся в максимальном количестве сфер и направлений деятельности и реализует принцип «выявить и развить одарённость в каждом ребёнке». Мы определили два основных направления образовательно-воспитательного процесса:

  • Развитие общих способностей.
  • Развитие специальных способностей.

Результативность работы с одарёнными детьми зависит от того, как организована работа  с этой категорией детей дошкольного и младшего школьного возраста.  Предлагаем рассмотреть этапы работы по  выявлению, развитию и оказанию психолого-педагогической поддержки одарённости.

На первом этапе,  выявляя одарённых детей, мы определяем их успехи в какой-либо деятельности: спортивной, учебной, художественной, музыкальной. Это этап освоения навыков обучения как под руководством педагога, так и самостоятельно. Здесь важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый образовательный процесс, направленный  на развитие творческих, познавательных способностей обучающихся.

В Доме творчества обучающимся предлагается  широкий спектр дополнительных образовательных программ, презентация которых проходит в дни открытых дверей в общеобразовательных учреждениях п.Яшкино. Это даёт возможность определиться с  видом деятельности на более раннем этапе обучения, где каждый ребёнок может реализовать,   в первую очередь, свои эмоциональные, творческие, эстетические и физические потребности. С момента прихода ребёнка  в Дом детского творчества начинается его психолого-педагогическое сопровождение, которое заключается в создании благоприятного морально-психологического климата. На этом этапе очень важный метод работы педагога- метод наблюдения, благодаря которому диагностируются способности и личностные качества ребёнка, изучается стартовый потенциал личности. При поступлении ребёнка в творческое объединение проводится входная диагностика, диагностика готовности к усвоению образовательной программы, что даёт возможность педагогу определить первоначальный уровень знаний детей, его способности и интересы  к определённому виду деятельности. Применяется дифференцированный подход, индивидуальное  и групповое обучение. На этом этапе обучающимся предоставляется свобода выбора, они могут свободно посещать то одно, то другое творческое объединение по желанию. Педагогу важно заметить, что ребёнок хочет и, главное, что может, а готовясь к занятию, нужно создавать оптимальные условия для развития каждого ребёнка: не просмотреть, не пропустить, не прозевать, не потерять таланты.

На втором этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через учебную и внеурочную деятельность. Здесь нужен постепенный переход к обучению  не только фактам, но и идеям, способам и методам, развивающим мышление, побуждающий к самостоятельной работе, ориентирующий на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

На этом этапе работы с одарёнными детьми наиболее результативны групповые формы работы: ролевые игры и тренинги, «мозговые штурмы», проектные работы и задания. С целью развития академической одарённости детей (т.е. высокая способность усваивать большой объём знаний), обучающимся Дома творчества предлагается работа творческих мастерских по основным видам их деятельности:  творческая мастерская танцевального коллектива «Сюрприз», творческие мастерские декоративно-прикладной направленности, научно-технической.  Актуальность создания творческих мастерских, на наш взгляд, заключается в том, что для одарённых, способных детей большое значение имеет расширение возможности общения , социальные связи с другими людьми, разными творческими личностями, наличие старших и младших друзей. Цель создания творческих мастерских:    поиск новых форм организации и методов работы с одарёнными, способными детьми, а так же, возможность индивидуализации обучения, воспитания и развития. Нами были разработаны и реализованы такие формы работы творческих мастерских, как: коллективно- творческая деятельность, занятия по индивидуально-творческим программам.

Ориентируясь на интересы и потребности обучающихся,  педагоги нашего учреждения выбирают также формы организации учебного процесса, которые наиболее актуальны, эффективны и интересны для детей. За последние годы появился опыт внедрения развивающих заданий, определяемых как проект. Метод проектов ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности ребёнка, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо задачи. Традиционным стало проведение презентаций и защита разработанных обучающимися творческих мастерских таких проектов, как  «Сказочный аттракцион», «Затейливые зверюшки», «Мой край родной» и др.. Социально-значимые проекты «Дети для детей» (оформление игровой комнаты  в детском отделении районной больницы  пгт. Яшкино),  «Джунгли зовут» (создание игровой мебели  для игровой комнаты в  детском саду №3 пгт. Яшкино), «Бабушкин ларец»  (этнографическая мини-экспедиция по изучению фольклора Яшкинского района) способствуют развитию самостоятельной деятельности обучающихся.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же  показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...

Выступление на педагогическом совете "Методика проведения диагностики сюжетно ролевой игры в средней группе".

В литературе можно найти различные методики диагностики игровой деятельности дошкольников. Так, по Д. Б. Эльконину можно выделить следующие уровни изучения развития сюжетно-ролевой игры....

Выступление на педагогическом совете «Ранее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия»

Выступление на педагогическом совете «Ранее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия»...