Выступление на педагогическом совете «Ранее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия»
материал

Выступление на педагогическом совете 

«Ранее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 81 «Островок» города Смоленска

Выступление на педагогическом совете

«Ранее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия»

Автор: Горбунова Екатерина Сергеевна,

Социальный педагог

#1042;оспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер и зависит от уровня нравственности и культуры родителей, их жизненных планов, идеалов и поступков, семейных традиций. Семья может способствовать или тормозить формирование всесторонне развитой личности.

2. “Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

А. С. Макаренко

3. Особенно влияет на воспитание детей семейная атмосфера

Только за последние годы у нас почти вдвое увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина- отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях.

4. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в нарушении поведения, безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. И нам необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни.

5. Хочется обратить ваше внимание на отношение населения к семьям группы риска:

- лучше всего мы относимся к неполным семьям (97% положительно), хоть они и составляют, как мы уже отмечали основную массу семей группы риска;

- на втором месте – многодетные семьи (93% положительно).

А вот к семьям алкоголиков население относится ожидаемо отрицательно (каждые четыре из пяти опрошенных). Что и понятно, алкоголики чаще и активнее мешают жить нам и нашим семьям, а потому и мы к ним относимся активнее и не равнодушнее.

6. И сейчас я хочу поделится с вами опытом работы по профилактике семейного неблагополучия.

Хочу сразу сказать, что в нашем детском саду нет социального педагога и поэтому эту работу выполняют воспитатели и специалисты ДОУ.

7. В чем заключается наша работа? Прежде всего в сборе информации о семье в первые дни знакомства. Образование, место работы, условия проживания статус семьи. Сразу можно определить к какой категории относиться данная семья. Мы можем провести опрос или попросить заполнить анкету. Я предпочитаю опрос – беседу. Так быстрее налаживается контакт с родителями, в беседе вы наблюдаете и многое для себя подчеркиваете для будущего сотрудничества.

Наблюдение за ребенком, осмотр медсестры. Привиты ли ребенку культурно-гигиенические навыки, его эмоциональное состояние, развитие ВПФ соответствует ли возрасту (подписывается соглашение на диагностику и работу с ребенком а так же на фото и видеосъемку),недоедает ли ребенок, ухожен ли ребенок.

Но самый главный показатель этодефектывоспитания что и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи-только отношения к ребенку.

8- 11. Когда собрана информация, приступаем к следующему этапу работы, ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ. Консультации, родительские собрания, круглые столы и конференции. Разработка и раздача памяток. Оформление папок - ширм и папок - передвижек.

Мы практически отказались от проведения традиционных форм с родителями. У меня на группе всегда стоит видео и фото камера. Я много снимаю, комбинирую, и вся работа с родителями начинается с просмотра видео и фото презентаций. Родители видят детей такими, какими не видели никогда.Во время проведения родительских собраний я предлагаю родителям экспромтом, без подготовки драматизировать сказки, это может быть любая сказка, которую мы читаем детям, только на взрослый лад. Проигрывая а затем, обсуждая роли, родители начинают видеть и себя и своих детей в новом свете, с другой стороны.

Примеры…..

В этом году все утренники у нас проводят родители, ставят танцы, разучивают песни и подбирают музыку. Играют все роли.

В вечернее время мы предлагаем родителям задержаться на несколько минут и доиграть с малышом в начатую им игру. Иногда понимаешь, что родители впервые играют со своим ребенком, не зависимо от статуса семьи.

Важно, чтобы родители видели и знали, чем живет их ребенок в детском саду.

12. Следующий этап КОРРЕКЦИОННЫЙ. Индивидуальные консультации, индивидуальная работа.

ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ (ребенок)

1. УБЕЖДЕНИЕ-разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а
    не сотрудничающих друге другом.
  • Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
  • Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в, д\с, школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи-только отношения к ребенку.

Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье

  • детская безнадзорность и беспризорность.
  • побеги из дома.
  • половая распущенность.
  • правонарушения и преступная деятельность.
  • алкоголизм.

Наркомания и токсикомания.

Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:

Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Духовно – нравственное воспитание и семейные ценности в психолого-педагогических воззрениях святителя Феофана Затворника".

Выступление на педсовете на тему: "Духовно - нравственное воспитание и семейные ценности в психолого - педагогических воззрениях святителя  Феофана Затворника". Этот материал будет интересен не только...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа специалистов детского дома по определению детей на воспитание в семью»

Современная политика государства  в плане  изменения функций учреждений общественного воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на реорганизацию дейс...

Презентация «Профилактика детского и семейного неблагополучия»

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Данная презентация поможет раскрыть причины...

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: "Конструирование в детском саду"

Презентация составлена для выступления на педагогическом совете. Тема выступления: "Конструирование в детском саду. Из опыта работы в старшей группе". Раскрыты значение конструирования в раз...

Выступления на дискуссионной площадке «Раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия»

Основная цель всех видов форм взаимодействия нашего учреждения с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потреб...

Выступление на педагогическом совете на тему «Преемственность между детским садом и школой»

laquo;… Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,а всегда опирается на определенную стадию развития,проделанную ребенком ранее".Сухомлинский...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...