Выступления на дискуссионной площадке «Раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия»
материал

Рубанец Наиля Юрисовна

Основная цель всех видов форм взаимодействия нашего учреждения с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Однако не все семьи готовы идти на контакт, особенно это касается семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Специалисты учреждения выработали алгоритм выявления таких семей с целью ранней профилактики семейного неблагополучия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disk_ploshchadka_16.11.18.docx24.36 КБ
Файл rannee_vyyavlenie.pptx248.31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступления на дискуссионной площадке

«Раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия»

В основе концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Поэтому, основная цель всех видов форм взаимодействия нашего учреждения с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. 

Но далеко не все семьи готовы к сотрудничеству, многие скрывают свои социальные и психологические проблемы. Поэтому специалисты учреждения выработали алгоритм выявления таких семей с целью ранней профилактики семейного неблагополучия.

Работа проводится в 3 направлениях: с педагогами, т.к. далеко не всегда воспитатели четко осознают свою значимость в вопросах раннего выявления; с воспитанниками и с родителями.

С педагогами осуществляется методическая работа по актуализации знаний по социально-правовым и психолого-педагогическим вопросам:

  • Педагогические часы «Изучение нормативно – правовых документов по работе с семьёй» Цель: ознакомление педагогов с основными нормативно – правовыми документами по работе с семьёй.
  •  Семинар – практикум по теме: «Работа ДОУ с неблагополучными семьями». Цель: определить задачи  и формы работы с социально – неблагополучными семьями.
  • Тренинговое занятие «Искусство взаимодействия с родителями» Цель: помочь педагогам в общении с разными категориями родителей.
  •  Консультация: «Планирование работы с семьей». Цель: помочь педагогам в планировании  индивидуальной работы с неблагополучными семьями.
  •  Проигрывание  различных педагогических ситуаций на педчасах по взаимодействию  с различными категориями родителей.

Ежегодно в начале учебного года

  • Создаётся  банк  данных детей, посещающих ДОУ.
  • Составляется  социальный  паспорт  семей.
  • Выявляются социально – бытовые условия проживания семей  и  воспитанников.
  • Осуществляется ежедневное наблюдение специалистов и воспитателей за состоянием и поведением ребенка и взаимоотношениями с родителями.

Педагогам при общении с родителями рекомендуется обращать особое внимание на:

  • отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
  • невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
  • обеспокоенность собственными проблемами;
  • необычность поведения (проявление патологических черт характера, агрессивность, устойчивое возбуждение);
  • создание конфликтных ситуации, с вовлечением в них ребенка.

При наблюдении за ребенком нужно обращать внимание на:

  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническая запущенность;
  • неумеренный аппетит;
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

При выявлении этих факторов социальными педагогами и педагогом-психологом проводится индивидуальная работа с родителями и детьми.

Социальные педагоги приглашают родителей на беседу, с воспитанниками осуществляет диагностику педагог-психолог.

При диагностике исследовании семейных отношений я использую методики:

  • рисуночный тест «Рисунок семьи»;
  • детский тест апперцепции Л. Беллак САТ (для детей 3-10 лет), где проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов, установок личности;
  • методика «Расскажи историю», предназначенная для исследования личности детей 4-10 лет;
  • также хорошо прослеживаются семейная ситуация глазами ребенка при проведении теста Тэммла, Дорки, Амена, который направлен на выявление тревожности.

Для исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста используются методики:

  • цветовой тест отношения А.М. Эткинда;
  • тест «Метаморфозы» (исследование аффективно-эмоциональной сферы);
  • интервью «Волшебный мир» (преобладающий эмоциональный фон)

По итогам обследования ребенка выбираются методы коррекции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Рябинка» Раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия

Слайд 2

Направления в работе специалистов

Слайд 3

Методическая работа с педагогами Педагогические часы «Изучение нормативно – правовых документов по работе с семьёй» Цель : ознакомление педагогов с основными нормативно – правовыми документами по работе с семьёй. Семинар – практикум по теме: « Работа ДОУ с неблагополучными семьями». Цель: определить задачи и формы работы с социально – неблагополучными семьями. Тренинговое занятие « Искусство взаимодействия с родителями » Цель: помочь педагогам в общении с разными категориями родителей. Консультация: «Планирование работы с семьей». Цель: помочь педагогам в планировании индивидуальной работы с неблагополучными семьями. Проигрывание различных педагогических ситуаций на педчасах по взаимодействию с различными категориями родителей.

Слайд 4

Алгоритм выявления и учета факта семейного неблагополучия Ежегодно в начале учебного года Создаётся банк данных детей, посещающих ДОУ. Составляется социальный паспорт семей. Выявляются социально – бытовые условия проживания семей и воспитанников. Осуществляется ежедневное наблюдение специалистов за состоянием и поведением ребенка и взаимоотношениями с родителями.

Слайд 5

Настораживающее поведение родителей отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами; н еобычность поведения или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.); создание конфликтных ситуации, с вовлечением в них ребенка.

Слайд 6

Признаки неблагополучия ребёнка Утомленный, сонный вид. Санитарно-гигиеническая запущенность. Неумеренный аппетит. Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии. Привлечение внимания любым способом. Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Слайд 7

Методики для диагностики ребенка: н аблюдение; « Рисунок семьи»; детский тест апперцепции САТ Л . Беллак ; методика «Расскажи историю »,; теста диагностики тревожности ( Тэммл , Дорки , Амена ); цветовой тест отношения А.М. Эткинда; тест «Метаморфозы»; интервью «Волшебный мир ».

Слайд 8

Спасибо за внимание! Удачи нам всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика семейного неблагополучия.

В рамках профилактики семейного неблагополучия организована работа по раннему его  вывлению ,по определению причин сложившегося положения на основе межведомственного взаимодействия субъектов проф...

Проблемы ранней профилактики семейного неблагополучия

Основная цель современной семейной политики, заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи. Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизн...

Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников

Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников...

Консультация "Работа по ранней профилактике семейного неблагополучия в условиях ДОУ"

ldquo;Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной...

Технологическая карта педагогического совета в ДОУ. «Раннее выявление и профилактика социального неблагополучия семьи в ДОУ»

Организация работы в ДОУ по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних...

Выступление на педагогическом совете «Ранее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия»

Выступление на педагогическом совете «Ранее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия»...