Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа специалистов детского дома по определению детей на воспитание в семью»
материал на тему

Ишниязова Виктория Викторовна

Современная политика государства  в плане  изменения функций учреждений общественного воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на реорганизацию действующей системы, с целью проведения мероприятий по передаче детей на воспитание в замещающие семьи.

   В 2013 году коллективом детского дома была разработана и внедрена  программа «Дорога к дому». Целью этой программы было определено обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье и  создание оптимальных условий для его полноценной жизнедеятельности в условиях детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemnaya_semya_doklad.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Работа специалистов детского дома по определению  детей  на воспитание в семью»

Социальный педагог КОУ ОО

«Мценский детский дом для детей

 дошкольного возраста

Виктория Викторовна Ишниязова

г. Мценск

2015 г.

Современная политика государства  в плане  изменения функций учреждений общественного воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на реорганизацию действующей системы, с целью проведения мероприятий по передаче детей на воспитание в замещающие семьи.

   В 2013 году коллективом детского дома была разработана и внедрена  программа «Дорога к дому». Целью этой программы было определено обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье и  создание оптимальных условий для его полноценной жизнедеятельности в условиях детского дома.

Законодательная база

Задачи:

  • развитие у воспитанника детского дома мотивов межличностного общения, желания воспитываться в семье;
  • участие в  межведомственном  взаимодействии организаций и учреждений г. Мценска и Орловской области  по развитию семейных форм жизнеустройства воспитанников КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста»;
  • привлечение  внимания населения  к проблеме семейного устройства воспитанников КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста» через средства массовой информации;
  • возможное сопровождение восстановленных кровных и созданных замещающих семей.

Направления:

  • Привлечение СМИ к проблемам семьи, профилактики сиротства и к семейному устройству детей-сирот.
  • Психолого-педагогическое: всестороннее изучение личности ребенка
  • Социально-правовое: работа с кровной, замещающей  семьей.
  • Социально-психологическое: коррекционно-реабилитационная деятельность с детьми для передачи их в  кровную, замещающую семью.

В рамках реализации данной программы огромная работа проводится специалистами детского дома   по поддержанию родственных связей и устройству воспитанников в семью. Прежде всего, в установленный срок, на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 21.02.2014 г. № 136 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»  информируется орган опеки и попечительства местной администрации о поступивших в детский дом и выбывших из учреждения детях. При необходимости оформляются документы по постановке детей на учет по усыновлению в федеральном банке данных.

При первичном посещении кандидатов в приемные родители с ними директором детского дома и социальным педагогом проводится беседа  с целью установления причины, побудившей взять чужого ребенка на воспитание в свою семью, устанавливаются пожелания приемных родителей и соответствуют ли их желания с кандидатурой выбранного ребенка.  Далее, психологом, логопедом, дефектологом, медицинским работником и воспитателем группы, в которой воспитывается ребенок, проводится подробная консультация приемным родителям,  в которой подробно описываются все психологические, психические, медицинские и индивидуальные особенности выбранного ребенка. После этого, приемные родители принимают решение о встрече и знакомстве с данным ребенком. После полученной информации и  встречи с выбранным ребенком, приемные родители в течение 10 дней должны ознакомить администрацию детского дома с принятым решением о согласии или несогласии взять ребенка на воспитание в свою семью.

Затем, наступает период эмоционального привыкания и контакта между приемным родителем и приемным ребенком, в течение которого, приемные родители приезжают навещать воспитанника, общаются с ним, проводят, по предложению социального педагога совместную деятельность, в процессе которой происходит  «узнавание друг друга». Администрация детского дома обязательно учитывается желание  ребенка пойти на воспитание к предложенным родителям. Как правило, дети всегда соглашаются. Но в тех случаях, когда дети не выразили своего желания пойти на воспитание в семью конкретных приемных родителей, директором детского дома и социальным педагогом проводится беседа с приемными родителями, в которой озвучивается нежелание  ребенка, приводятся аргументы, по которым  они должны отказаться от конкретного ребенка. По возможности, им предлагается другая кандидатура. Передача детей на воспитание в приемную семью осуществляется только в интересах самого ребенка и главная заповедь этого «Не навреди!».

Также, приемным родителям предлагается заполнить «Анкету для приемных родителей» и честно ответить на все вопросы, на основании которой можно установить, насколько искренне их желание и насколько грамотны они в воспитании детей. Если у родителей возникают какие либо вопросы, то социальный педагог или психолог дает подробную консультацию по данному вопросу. Мною разработана «Памятка приемным родителям» в которой четко прописаны все понятия форм замещающих семей, права и обязанности приемных родителей (опекунов), права детей, оставшихся без попечения родителей и освещены некоторые вопросы, касающиеся особенностей воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Также, кандидатам в приемные родители предлагается заполнить анкету «Что должен знать ребенок, передаваемый на воспитание в семью». На основании этой анкеты я провожу беседу с воспитанником с целью ознакомления с  условиями и требованиями проживания в новой семье и более успешной социальной адаптации в новых условиях социальных норм и окружения.

Далее, если между приемными родителями и воспитанником установлен эмоциональный и психологический контакт, при взаимном желании, начинается завершающий этап. Я формирую пакет социальных  и правоустанавливающих личных документов воспитанника  (свидетельство  о рождение, постановление об определении в интернатное учреждение, документы подтверждающие статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, о взыскании алиментов, закреплении и обследовании жилья, справку о наличии и местонахождении близких родственников, сведения о наличии имущества воспитанника и  др.) и передаю в отдел опеки и попечительства администрации г. Мценска. Приемные родители в свою очередь, там же подают заявление с просьбой установить опеку над несовершеннолетним. Отдел опеки и попечительства в течении в 10 дней выносит постановление «О назначении опекунов на несовершеннолетним» или «О назначении опекунов на несовершеннолетним, выполняющим свои обязанности возмездно». После вынесения постановления данного постановления администрация детского дома передает ребенка на воспитание в семью.

Приемным родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение:

3 572,97 рубля за воспитание каждого ребенка;

5 359,45 рубля за воспитание ребенка-инвалида.

 Выдается также единовременное пособие при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью в размере 13 087,61 рубля.

Кроме того, родителям выплачивают ежемесячное пособие на содержание ребенка в опекунских и приемных семьях в базовом размере 5 315,09 рубля.

 Из областного бюджета выдают единовременное пособие гражданам, усыновившим ребенка, в размере 50 тысяч рублей.

Также приемным родителям выплачивается компенсация расходов на проезд в городском и пригородном транспорте в размере 300 рублей в месяц и дважды в год оплачиваются расходы на проезд ребенка.

По поручению губернатора Орловской области Вадима Потомского разработан проект закона «Об отдельных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающий увеличение ежемесячных пособий на содержание детей-сирот в приемных и опекунских семьях до 6 755 рублей на каждого ребенка.

Семьям, принявшим детей-сирот на воспитание, и имеющих троих и более детей, предоставляется компенсация в размере 30% платы за коммунальные услуги, земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

Также ведется работа с родителями по возвращению детей в кровную семью. С этой целью администрацией детского дома разработано и утверждено «Положение о временной передаче воспитанников к родственникам и другим лицам на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней».

Ведется  работа с биологическими родителями  по возвращению детей в кровные семьи: ведется  переписка с родителями, отбывающими наказание, разыскиваются родители не лишенные родительских прав, оказывается юридическая и правовая помощь по возвращению детей  в кровную семью. Проводятся   беседы с родителями с целью пробудить  желание восстановится в родительских правах, с близкими родственниками  оформить опеку или попечительство. Оказывается  помощь в подготовке сбора пакета документов для подачи искового заявления в суд о восстановлении родительских прав - для родителей лишенных или ограниченных в родительских правах. Родителям, ограниченным в родительских правах, после поступления ребенка к нам на воспитание, сразу высылается  письмо, в котором указывается местонахождения ребенка,  четко разъясняются их родительские обязанности по воспитанию ребенка, а также их действия по восстановлению родительских прав. Указываются органы, куда им следует для этого обратиться, контактные номера телефонов и адреса.

В результате, за период с 2013 года по 2015 год в кровные семьи вернулось 8 воспитанников. Всего, за этот период, в  приемную семью было передано 33 воспитанника, под опеку 13, усыновлены 3. Всего 57 детей  обрели семью и живут с родителями.

Год

Приемная семья

Опека

Усыновление

«Кровные семьи»

Всего

2013

22

9

3

6

40

2014

8

4

-

-

12

2015

3

-

-

2

5

Всего

33

13

3

8

57

Привлекается внимание населения  к проблеме семейного устройства воспитанников КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста» через средства массовой информации: Орловским телевидением в детском доме  снимаются  и показываются  по телевидению социальные сюжеты о воспитанниках детского дома, в газете «Мценский край» ежемесячно печатаются фотографии детей именинников, размещаются публикации статей о воспитанниках детского дома в прессе г. Орла, проводятся встречи со спонсорами.   

Администрация  и коллектив  детского дома регулярно  участвуют  в  межведомственном  взаимодействии организаций и учреждений  г. Мценска, Орловской  и других областей  по передаче  воспитанников КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста» на воспитание в семью. 6 детей были определены на воспитание в Тульскую область, в  Курскую область – 1,   а в Липецкую  - 2.  

Надо заметить, что рост передачи детей под опеку и в приемную семью увеличился. Хочу отметить и то, что не было ни одного возврата ребенка  на воспитание в детский дом. Это говорит о том, что специалистами детского дома проводится огромная работа, как с кандидатами в приемные родителями, так и по подготовке детей на воспитание в семье.

По мере возможности, поддерживается регулярная  связь с приемными родителями, опекунами, усыновителями, биологическими родителями с целью поддержки и консультирования в трудных ситуациях адаптация  ребенка  к новым условиям в семье.  

Сопровождение приемной семьи – целостный, специально организованный и пролонгированный процесс взаимодействия службы сопровождения и приемной семьи. Цели сопровождения приемных семей: создание в приемной семье психолого-педагогических условий, предотвращающих семейное неблагополучие; помощь в преодолении трудностей воспитания детей (родных и приемных).

Этапы сопровождения:

1) подбор ресурсной семьи для ребенка;

2) подготовка базовой семьи и ребенка к совместной жизни;

3) патронаж приемной семьи.

I. Подбор ресурсной семьи для ребенка. На этом этапе осуществляется оценка потенциальной приемной семьи в целях исключения семей, не способных воспитать ребенка здоровой личностью; семей, не способных предоставить ребенку адекватные заботу и уход; семей, в которых ребенок не смог бы полноценно расти и развиваться. К таким семьям относятся семьи с неадекватной мотивацией, искаженными представлениями о родительских функциях и целях воспитания, с асоциальными стремлениями (тоталитарные секты). На этом же этапе производится подбор семьи, которая наиболее полно отвечала бы потребностям ребенка, т.е. имела бы возможности (ресурсы) по удовлетворению потребностей ребенка.

II. Подготовка базовой семьи и ребенка к совместной жизни. Интерес приемного ребенка заключается в том, чтобы жить и воспитываться в семье, при этом удовлетворять все свои потребности и нужды, иметь право на персональную любовь и заботу, возможность прожить полноценное детство с непременным чувством собственной значимости для взрослого и быть защищенным от любых ударов судьбы.

III. Патронаж приемных семей включает в себя: психолого-педагогическое просвещение как совокупность знаний, практических навыков и умений в обеспечении успешной адаптации ребенка в новых условиях, его общего развития, защиты его интересов; гармонизацию детско-родительских отношений; гармонизацию супружеских отношений; гармонизацию внутреннего состояния приемных родителей, обеспечивающую им возможность оптимально выполнять свою родительскую роль, воспитательную и эмоциональную функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: "Конструирование в детском саду"

Презентация составлена для выступления на педагогическом совете. Тема выступления: "Конструирование в детском саду. Из опыта работы в старшей группе". Раскрыты значение конструирования в раз...

Выступление на педагогическом совете на тему «Преемственность между детским садом и школой»

laquo;… Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,а всегда опирается на определенную стадию развития,проделанную ребенком ранее".Сухомлинский...

Выступление на педагогическом совете на тему «Преемственность между детским садом и школой»

laquo;… Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,а всегда опирается на определенную стадию развития,проделанную ребенком ранее".Сухомлинский...

Конспект выступления на педагогическом совете на тему: «Сказкотерапия в детском саду».

Конспект выступления на педагогическом совете на тему: «Сказкотерапия в детском саду».Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и ...