ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
статья на тему

Акулова Анастасия Сергеевна

Инновационные формы работы с одарёнными детьми дошкольного возраста находятся в стадии развития. Но мы считаем, что их необходимо использовать для увеличения возможностей раскрытия талантов воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_16.12.2016.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №36 «Колокольчик»

города Губкина  Белгородской области

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

(Выступление с презентацией)

Подготовила: педагог-психолог

Акулова А.С.

г. Губкин, 2016

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. 

Можно выделить особенности, дающие возможность предположить высокий уровень развития способностей, одаренность:

-        любознательность, познавательная активность, направленная на знакомство с окружающим миром, на понимание этого мира. Познавательные интересы могут проявляться в разных сферах и разных формах. Это и экспериментирование с различными механизмами, стремление разбить и собирать сложные устройства. Или задавание детьми взрослым вопросов, в которых дети пытаются выявить закономерности, лежащие в основе каких-либо наблюдаемых явлений. Однако постоянные «Почему?» могут иметь разный смысл. Дети иногда задают вопросы, чтобы привлечь внимание взрослого, наладить с ним общение. Одаренный ребенок задает вопрос с познавательной целью, заинтересован в получении обоснованных, неформальных ответов. О наличии познавательных интересов свидетельствует также поведение ребенка на занятиях, направленное на получение новой информации, решение познавательных задач. Однако может оказаться, что содержание занятий неинтересно одаренному ребенку, так как он проявляет интерес к другой сфере окружающего мира или просто знаком с предлагаемым материалом.

-        логичность и последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству людей этого возраста.

-        богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка — он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны, фантастичны. Так, если ребенок со средним уровнем развития фантазии, придумывая сказку про зверей, чаще всего говорит о лисе, медведе, волке, зайце, то в сказках одаренного ребенка появляются такие персонажи как Жар-птица, бобер, черепаха, бабочка и т.п. Действия, которые совершают эти герои, тоже необычны, редко встречаются в рассказах и сказках других детей. (Работа данной направленности проводится в кружке «Ритмичный язычок» руководитель Бочкова Г.А)

-        характер детских замыслов, относящихся к разным видам деятельности дошкольников. То, как ребенок задумывает игру, как он сочиняет рассказ, как планирует будущую постройку, рисунок или аппликацию помогает определить уровень развития его способностей. Для одаренных детей характерно богатство первоначального замысла, продуманность последовательности выполняемых действий, создание предварительного образа того, как будет разворачиваться сюжет игры или рассказа, как будет выглядеть задуманная конструкция или рисунок. Помимо развернутости и продуманности замысла детей может отличать высокая степень оригинальности — несоответствия общепринятому, что, как правило, передается детям от взрослых путем направленного или стихийного обучения при придумывании кем-то из детей детского коллектива и передается от ребенка к ребенку.

Умственно одаренных детей, как правило, характеризуют также неравномерность развития: опережение умственного развития по сравнению с эмоционально-личностным. Такое расхождение создает в жизни одаренного ребенка много проблем. Повышенная восприимчивость, чувствительность к окружающему приводит к уязвимости, ранимости психики, не способной адекватно отреагировать на такое количество воздействий. Дети многое воспринимают на свой счет, чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют.

Обучение одаренных детей можно проводить как в обычных группах, так и специально для них создаваемых (кружках). Если ребенок посещает обычную группу, воспитателю следует подбирать для занятий материал повышенной сложности, который обеспечивал бы и его развитие. Можно также предлагать такому ребенку проделать не один, а два или несколько вариантов решения, например, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, художественной литературе. Чтобы ребенок не мешал другим детям, следует договориться с ним, что свои варианты ответа он не будет стараться выкрикивать первым, а постарается сдержаться и сказать воспитателю «на ухо».

В ряде образовательных учреждений в настоящее время используется либо апробируется такая инновационная форма работы с одарёнными детьми, как малая академия наук (МАН). Такая академия является уникальной инновационной формой выявления и развития в широчайшем диапазоне интересов и способностей детей, способствующей раскрытию детской одарённости и таланта. Главным методом работы секций академии является проектно-исследовательская деятельность.

Основными целями деятельности МАН являются:

-        формирование условий для вовлечения максимального количества воспитанников в проектно-исследовательскую деятельность;

-        обучение детей наблюдению и анализу полученных результатов;

-        получение детьми опыта самостоятельной работы не только традиционными, но и с перспективными источниками получения новых знаний;

-        привитие воспитанникам практических навыков в обосновании своей точки зрения;

-        участие детей в семинарах, диспутах и конференциях;

-        совершенствование структуры «одарённый педагог – одарённый ребёнок», обеспечивающей эффективное взаимодействие, свободу творчества.

Одной из инновационных форм работы с одарёнными детьми является менторство. Ментор – индивидуальный наставник, руководитель, заботящийся о развитии специальных способностей и об общем культурном уровне незаурядного ребёнка. Ментерство – это специфические отношения, складывающиеся между психологом и одарённым ребёнком, с которым они занимаются. Важнейшая особенность менторства – возможность преодолеть разрыв между группой и окружающим миром, принять участие в реальной жизни.

Активно развивать инновационные формы работы с одарёнными детьми возможно на базе использования Интернет-технологий. Для более эффективной работы с одарёнными детьми в муниципалитете может быть создана муниципальная сеть сопровождения развития таких детей через Интернет-сообщество одарённых детей.

Таким образом, инновационные формы работы с одарёнными детьми дошкольного возраста находятся в стадии развития. Но мы считаем, что их необходимо использовать для увеличения возможностей раскрытия талантов воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет – деловая игра по теме «Формы работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении».

Осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми, выявить педагогические основы и эффективные методы развития  одаренных детей, грамотное построение выбора форм и методов в...

«Формы работы с одарёнными детьми. Диагностика выявления одаренности» (выступление на педагогическом совете)

Методы выявления и диагностики одаренностиПрименительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований.В тех случаях, когда задача ставится ...

Деловая игра по теме Формы работы с одарёнными детьми в ДОУ

Цель: осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми, выявить педагогические основы и эффективные методы развития \одаренных детей, грамотное построение выбора форм и методов в воспи...

Педагогический совет «Формы работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении»

laquo;Одаренность человека-это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за ним, сделать его благороднее,чтобы он выр...

Педагогический совет №2 ««Формы работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении»»

laquo;Одаренность человека-это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за ним, сделать его благороднее,чтобы он выр...

Инновационные формы работы с одаренными детьми в ДОУ

Практичекая   работа  с  одаренными  детьми  в  ДОУ...