Кружок. «Сказки Весёлого Язычка»
материал (старшая группа) по теме

Зайферт Наталья Александровна

Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребенка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособ­ности. Игровое общение является необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой ак­тивности ребенка. В процессе игры у детей завязывается дружба со сказочным персонажем — Весёлым Язычком, который живет в Волшебной Стране. Он во всем помогает детям, а они в свою очередь выручают его из разных сложных ситуаций, упражняясь в речевых навыках. Таким об­разом, игра превращается в захватывающее приключение. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно точнее соблю­сти её условия, не замечает, что его учат. Дети приходят не в логопедический кабинет, а в гости к Весёлому Язычку. Для выра­ботки устойчивого интереса к играм, ускоренного дости­жения положительного результата, стремления детей достичь цели у Весёлого Язычка имеются различные формы поощрений: он выражает благодарность, выдает фишки, а за выполнение очень сложных для ребенка заданий — сладкий приз, (к кото­рому дети очень стремятся).

Использование образа Весёлого Язычка спо­собствует положительному эмоциональному фону обучения, развитию интереса к занятиям, познавательных способностей детей, их речи, вниманию и памяти. Это значительно обогащает словарный запас, в итоге материал легче усваивается и запоми­нается.

В используемые игры входят логопедические сказки на постановку свистящих, шипящих и сонорных звуков. Каждая сказка включает упражнения на развитие мелкой моторики, правиль­ного речевого дыхания, а также артикуляционную гимнастику. Задания и игры даются детям от имени Весёлого Язычка. Для ребенка создаются игровые ситуации, требующие точного выполнения заданий. Например, мы отправились в путешест­вие на самокате, спустило колесо. Нужно накачать колесо, правильно артикулируя звук [с]. Пока ребенок не произнесет его правильно, путешествие не продолжается.  Постановка зву­ков в такой форме способствует быстрому овладению артику­ляцией, ускоряем процесс автоматизации.

Автомати­зацию звуков осуществляем, используя хорошо извест­ные методики Г. А. Каше, Т. Б.Филичевой, экспресс-метод по автоматизации Л.Н.Смирновой, Н. В. Новотворцевой, А. И. Богомоловой, А. С. Герасимовой, Н. В. Соколовой и дру­гих авторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_docx.docx110.29 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\картинки от Веры\Mult\утенок.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\картинки от Веры\Mult\WARNER~1.JPG

Пояснительная записка.

Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребенка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. Игровое общение является необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. В процессе игры у детей завязывается дружба со сказочным персонажем — Весёлым Язычком, который живет в Волшебной Стране. Он во всем помогает детям, а они в свою очередь выручают его из разных сложных ситуаций, упражняясь в речевых навыках. Таким образом, игра превращается в захватывающее приключение. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно точнее соблюсти её условия, не замечает, что его учат. Дети приходят не в логопедический кабинет, а в гости к Весёлому Язычку. Для выработки устойчивого интереса к играм, ускоренного достижения положительного результата, стремления детей достичь цели у Весёлого Язычка имеются различные формы поощрений: он выражает благодарность, выдает фишки, а за выполнение очень сложных для ребенка заданий — сладкий приз, (к которому дети очень стремятся).

Использование образа Весёлого Язычка способствует положительному эмоциональному фону обучения, развитию интереса к занятиям, познавательных способностей детей, их речи, вниманию и памяти. Это значительно обогащает словарный запас, в итоге материал легче усваивается и запоминается.

В используемые игры входят логопедические сказки на постановку свистящих, шипящих и сонорных звуков. Каждая сказка включает упражнения на развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания, а также артикуляционную гимнастику. Задания и игры даются детям от имени Весёлого Язычка. Для ребенка создаются игровые ситуации, требующие точного выполнения заданий. Например, мы отправились в путешествие на самокате, спустило колесо. Нужно накачать колесо, правильно артикулируя звук [с]. Пока ребенок не произнесет его правильно, путешествие не продолжается.  Постановка звуков в такой форме способствует быстрому овладению артикуляцией, ускоряем процесс автоматизации.

Автоматизацию звуков осуществляем, используя хорошо известные методики Г. А. Каше, Т. Б.Филичевой, экспресс-метод по автоматизации Л.Н.Смирновой, Н. В. Новотворцевой, А. И. Богомоловой, А. С. Герасимовой, Н. В. Соколовой и других авторов.

Цель: Развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук, фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику пальцев;
  • обогащать словарь;
  • автоматизировать и различать поставленные звуки;
  • формировать умение составлять рассказы по картинкам с
                  последующими развивающимися действиями;
  • сочинять короткие сказки на заданную тему.

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:

  • развитие речевой моторики;
  • отработка правильного произношения звуков;
  • автоматизации и дифференциация звуков речи.

         Кружок проводится 2 раза в неделю по 25 минут, с детьми старшего дошкольного возраста, (по средам) в игровой форме с использованием картинок для раскрашивания, сюжетных картинок, схем, игрушек, материала - для развитие мелкой моторики, мячей различной величины.

Игровые методы и приёмы:

  • «Сочиняем сказки о звуках» в занимательной игровой форме проводим постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией, ускоряет процесс автоматизации.
  • «Логопедические  сказки на дифференциацию звуков» - задания и игры на чёткое проговаривание смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах и связной речи.
  • «Поймай звук» развивает и фонематический слух, и слуховое   внимание;
  • игра «Собери слова» формирует звуковой анализ и синтез, а также мышление;
  • игра «Отгадай загадку» развивает образное и логическое мышление и т.д.

Мониторинг звукопроизношения проводится 2 раза в год (октябрь, апрель),  по методике Филичевой Т.Б., Каше Г.А.

Ожидаемый результат:

  • у детей улучшится фонематический слух;
  • дети научатся правильно произносить и различать звуки родного языка, знать их артикуляцию и характеристику;
  • у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
  • появится желание пересказывать сказки, придумывать интересные истории;
  • обогатится словарный запас слов;
  • дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.

Кружок.

«Сказки Весёлого Язычка»

Перспективный план работы

на 2013 -2014 учебный год

Сроки проведения

Темы

чистоговорок

Цели

Октябрь

Что такое звук?

Артикуляционная гимнастика для губ (перед зеркалом)

Учить детей различать звуки речевые и неречевые. Выучить: что звуки мы слышим и произносим (нарисовать к правилу схему).

Пальчиковая гимнастака.

 

«Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику»

Выучить с детьми название пальцев рук с использованием художественного слова (нарисовать руку-раскрасить пальцы разными цветами).

Ноябрь

Знакомство с органами речи

Артикуляционная гимнастика для языка.

Учить детей видеть в зеркале органы речи (губу, зубу, нёбо, язычок) – слышать голосок. Игра с Весёлым Язычком – «Если б не было его, не сказал бы ничего» - раскрасить все части языка (кончик языка, спинку языка, корень языка…)

Развитие моторики артикуляционного аппарата

Учить детей выполнять упражнения для расслабления мышц органов артикуляции. Самомассаж языка, использовать рисунки – подсказки (раскрасит их).

Декабрь

Игры и упражнения для формирования движения губ. Учим стихи.

Сформировать две основные губные позы: открытую улыбку, которая необходима для произнесения звуков /И, Э, С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/ и трубочку – вытягивание губ вперёд, - необходимую для правильного артикулирования звуков: /О, У, Ш, Ж, Ч, Щ/. Игры со звуками.

Гласные звуки – модели.

Познакомить детей с шестью гласными звуками, которые очень важны, ведь они составляют основу каждого слова. Объяснить и показать, что от гласного звука зависит громкость, внятность, красота речи. Рисуем и раскрашиваем модели звуков /А, О, У, Ы, И, Э/ - игры.

Январь

Учимся различать гласные звуки – диктант. Чистоговорки с гласными звуками.

Учимся различать гласные звуки по звучанию и артикуляции – игры. Проговаривая чистоговорки помочь детям закрепить правильную артикуляцию звуков, поработать над дикцией.

Февраль

Жил был звук /С/

Развивать артикуляционный аппарат, воздушную струю, слуховое и фонематическое восприятия, через игры и упражнения. Учить внимательно слушать сказку называть слова с определённым звуком, определять позицию звука, раскрашивать картинки к сказке.

Жил был звук /З/

Март

Жил был звук /Ц/

Жил был звук /Ш/

Апрель

Жил был звук /Ж/

Жил был звук /Щ/

Май

Жил был звук /Л/

Жил был звук /Р/

Итоговое мероприятие

Оформление альбома «Сказки Весёлого Язычка

Задачи образовательной деятельности;

  1. Побуждать в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.
  2. Оптимизировать процесс автоматизации за счёт включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов.
  3. Формировать моторные навыки, навык звукового анализа и синтеза, звуко-слоговую структуру слова, навыки ориентировки на плоскости, умение осуществлять самоконтроль.
  4. Развивать мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, просодическую сторону речи.
  5. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  6. Повышать познавательную активность и работоспособность детей.

Расписание

Кружок «Сказки Весёлого Язычка» проводится во вторую и четвёртую неделю каждого месяца, продолжительность занятия 25 минут.

Оборудование:

Игрушка «Весёлый Язычок»,  шнуровки, пуговицы, шарики, вертушки, прищепки, су-джок, бусы,  декоративные камни, разноцветные палочки, азбука – звуков, пробки от пластиковых бутылок, картонные коробки, предметные и сюжетные картинки, модели звуков, цветные карандаши, бумага,  картон,  игрушки, компьютерные игры.

Список литературы:

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. М., 2008.

Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М., 1996.

Волина В.В. Игры в рифмы. СПб., 1997.

Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль 1997.

Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. СПб., 1999.

Ковалько В. И. Азбука физминуток для дошкольников. М., 2005

Колесникова Е.В. Раз – словечко, два – словечко. М., 1999.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.

Микляева Н.В., Полозова О.А, Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ЛОУ. М.. 2005

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярословль 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Сказки весёлого язычка"

Материал для обучения родителей основам артикуляционной гимнастики в игровой форме....

Кружок «Весёлый язычок»

Кружок  «Весёлый язычок»...

Примерная рабочая программа дополнительного образования кружок "Весёлый язычок"

Программа дополнительного образования «Весёлый язычок» направлена на развитие речи и профилактику речевых нарушений у детей от 3-7 лет, не посещающих логопедическую группу или логопункт. В...

«Мастер класс для родителей «Сказки весёлого язычка»

laquo;Мастер класс для родителей «Сказки весёлого язычка»...

Мастер класс для родителей «Сказки весёлого язычка»

Цель мастер – класса:Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию артикуляционной гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение форм работы.Задачи:1. Познако...

Мастер класс для родителей «Сказки весёлого язычка»

Повышение  компетентности родителей по  проведению (закреплению) артикуляционной  гимнастики с детьми....

логопедический кружок для детей 3-4 лет " Умелые пальчики,весёлый язычок"

Совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 3-4 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий....