логопедический кружок для детей 3-4 лет " Умелые пальчики,весёлый язычок"
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Волкова Татьяна Петровна

Совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 3-4 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопедический кружок30.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Логопедический  кружок

« Умелые пальчики, весёлый язычок»

для детей 3-4 лет

на 2019-2020 учебный год

Составила:

Учитель-логопед: Волкова Т.П.

Программа логопедического кружка «Умелые пальчики,  весёлый язычок» на 2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.

Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков и слов. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.

Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.

Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.

Программа логопедического кружка «Умелые пальчики, весёлый язычок» по развитию и коррекции речи составлена для детей 3-4 лет, которые еще не посещают логопедическую группу.

При составлении программы были использованы методические разработки ряда известных авторов В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Фомичёвой М. Ф. и других авторов, а также подобраны разработки по развитию мелкой моторики рук у детей.

Цель программы –совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 3-4 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.

Основные задачи:

·Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.

·Развитие, уточнение основных движений органов речи у детей (язык, челюсти, губы), посредством артикуляционной речевой гимнастики.

·Развитие у детей фонематического (звукового) слуха, умения управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).

·Развитие у детей мелкой пальцевой моторики, посредством пальчиковой гимнастики, самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.

Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.

Программа логопедического кружка «Умелые пальчики, весёлый язычок» рассчитана на обучение детей в возрасте от 3 до 4 лет, имеющими речевые недостатки. Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МДОУ № 29 "Ягодка».

·Количество занятий в неделю: 1

·Количество занятий в месяц: 4.

·Количество занятий в год: 28.

Формы проведения занятий и методы:

· подгрупповые;

·рассматривание разнообразных игрушек;

·составление описательные рассказов, сказочные путешествия;

·дидактические подвижные игры на звукоподражание и развитие речевого дыхания;

·пересказывание  сказок и произведений;

·заучивание считалок, стихов;

·использование игрушек для развития мелкой моторики.

Перспективный план занятий логопедического кружка «Умелые пальчики, весёлый язычок»

Месяц

Тема

цель

Развитие

 мелкой

моторики

 рук

Развитие дыхания

Развитие фонематического

слуха

Развитие артикуляционного

 аппарата

Развитие связной речи, обогащение словаря

Сентяб

(3)

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

Показать детям рот, зубы, губы.

 Язык и нёбо. Познакомить с основными движениями языка

Упр. «Кольцо», «Ушки», «Рожки», «Ножки шагают», «Очки» и др.

      -

                 -

«Сказка о весёлом язычке»

Нёбо,губы

Октябр

(1)

Выработка длительного выдоха.

Добиваться длительного, непрерывного выдоха.

Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья.

Игра: «Бабочка лети»

Упр. «Послушаем звуки вокруг нас»

Артик. упр. для губ и языка с картинками (Лопаточка, дудочка, заборчик)

металлофон, колокольчик, барабан, трещотки.

Октябрь

(2)

Уточнение движений орган. Артик. Аппарата, необход для прав. Произн. Звука (а)

Добиваться умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении неск. секунд

«Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, у гусыни есть гусёнок, у индюшки — индюшонок, а у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши, все красивы, хороши.

вдох носом, на выдохе ртом пропеваем звук (а).

Упр. «Кто как кричит?» голоса домашних птиц

Игра «Кормление птенцов»

«Домашние птицы» (картинки с изображением домашних птиц с их детёнышами)

Октяб(3)

Воспитание чёткого произношения звука (а) в словах.

Упражнять детей в правильном произношении звука (а) в словах

Упр. Вот стоит чудесный сад: сливы, вишнивиноград, яблоки и груши. Для нашего Ванюши.

Игра «Успокой куклу» (А-А-а)

Громко-тихо

(Кукла плачет)

«Вкусное варенье»Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт)

Игра «Чудесный мешочек»

Варенье, апельсин,
виноград, груша

Октябрь(4)

Рассказ логопеда с использованием звукоподражаний

Развивать речевой слух и речевую активность детей.

упр. «Собачка», «Лошадка»

вдох носом, на выдохе ртом пропеваем (мяу)

Упр. «Кто как кричит» (домашние животные)

Упр «Лошадка»

Игра: «Расскажи кто как поёт»

Ноябрь

(1)

Уточнение движений органов арт аппар, необход для прав произн звук (у)

Добиваться умения вытягивать губы вперёд трубочкой

Раскрась дудочку.

вдох носом, на выдохе губы трубочкой и дуем на лепесточки цветка.

Высоко - низко. (У) поёт медведь и (у) поёт птичка.

«Дудочка играет»

Составление описательного рассказа о дудочке

Ноябрь

(2)

уточнение произнесения звука (у)

Добиваться длительного произнесения звука (у)

«Это Я». Это глазки. Вот. Вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка, тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки топ-топ. Ох устали вытрем лоб.

Упр. «Ладошки греем», дуем на ладошки губы вытянуты.

Игра «Солнышко и дождик» (стучу в бубен)

Игра «Поезд»

Составление описательного рассказа о поезде.

Ноябрь

(3)

Подготовка артик аппар для произнесения звука (И)

Воспитывать у детей умение ненапряжённо улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы.

«Посуда». Посуду моет наш Антошка, моет вилку, чашку, ложку, вымыл блюдце и стакан и закрыл покрепче кран

Упр. «Сдуй салфетку со стола»

   -

Игра «Кто умеет улыбаться»

Пришли гости кукла и мишка

Д. И. Накрываем на стол.

Ноябрь

(4)

уточнение произнесения звука (и)

Добиваться длительного произнесения звука (и)

Упр. «Покорми лошадку горохом»(разбираем горох и фасоль)

Игра «Дует ветер» Сильный и слабый (на листочек)

Упр. «Кто как кричит» (домашние животные) с усложнением (мама и детёныш)

Игра «Лошадки» звук (и)

Игра «Чудесный мешочек»

Домашние животные

Декабрь

(1)

Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для четкого произн звука (о)

Научить детей выдвигать губы вперёд, округляя их.

Рисуем бублики

Игра: «Чей ватный бублик дальше улетит»

              -    

Арт упр.

«Бублик».

Д. И. «Угощение для Маши» (продукты) конфеты, печенья...

Декабрь

(2)

уточнение произнесения звука (о)

Добиваться чёткого произнесения звука (о)

Д. И. «Помоги Ване вдеть шнурочки в ботинки»

  -

Д. И. «Угадай кто позвал»

Арт. упр. для губ «Улыбка», «Трубочка», «Хоботок»

Д. И. «Угадай чего не хватает»

Декабрь

(3)

Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для правильн произн звука (м)

Научить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении.

Ёлочка. Перед нами ёлочка, шишечки иголочки, шарики, фонарики, звёздочки и свечки зайки, человечки.

Д. У. «Подуй на снежинку»

Д. И. «Какой музыкальный инструмент звучит»

Арт. упр. для губ «Сомкни губки»

Заучивание стихотворения про ёлочку.

январь

(3)

Воспитание чёткого произнесения звука (м)

Добиваться чёткого произнесения звука (м)

1,2,3,4,5, выли мы во двор гулять, бабу снежную лепили птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, а ещё в снегу валялись, все в снегу дамой пришли, съели суп и спать легли

Д. У. «Чей снежок укатится дальше»

   -

Арт. Упр. «Подними язычок»

Игра «Чудесный мешочек» (игрушки, названия которых начинается со звука(м)

февраль

(1)

Воспитание чёткого произнесения звука (п)

Учить детей чётко произносить слова со звуком (п)

Помоги поросёнку собрать картинки.

Произнесение на одном выдохе сочетания из двух звуков.

Заводные мышата и циплята ПИ, ПИ, ПИ

Арт. Упр. «Грибок»

Мы весёлые мышата Пик, Пак, Пок. Никого мы не боимся, даже кошки не боимся.

Февраль

(2)

Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для правильн произн звука (б)

учить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении

Пальчиковая игра: «На барабане»

Произнесение на одном выдохе сочетания из трёх звуков. Бам

Игра: «Эхо» (смена темпа произношения звука, ребёнок повторяет)

Арт Упр. «Барабанчик»

Составление описательного рассказа о барабане.

Февраль(3)

Уточнение произношения звука (б) в словах

Упражнять детей в правильном произношении звука (б) в словах - названиях игрушек.

Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел.

Произнесение на одном выдохе сочетания из двух звуков. Би.

«Узнай по голосу» Мы немного порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай: Кто позвал тебя, узнай.

Арт Упр. Для щёк. «Бочки»

Беседа с обезьянкой Бемби.

Февраль

(4)

Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для правильн произн звука (ф)

научить детей показывать верхние зубы, приподнимая верхнюю губу

Массаж ладошек (мячиком массажёром). Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий ёжик.

Произнесение на одном выдохе слог (фа)

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (а)

Арт Упр.«Построим заборчик»

Составление описательного рассказа про ёжика

Март

(1)

Уточнение произношения звука (ф) в словах

Упражнять детей в правильном произношении звука (ф) в словах - названиях игрушек.

Массаж ладошек (шестигранным карандашом). Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий ёжик.

Произнесение на одном выдохе слоги (фа-фо - фу-фы)

«Угадай, кто идёт» (стук в бубен, цапля-медленно, воробей быстро)

Арт Упр. «Качели»

Песенка ежей: По тропинке мы идём-Фук, Фок, Фек, к деду с бабушкой идём Фук, Фок, Фек, и тихонечко поём Фук, Фок, Фек,

Март

(2)

Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для правильн произн звука (в)

научить детей приподнимать верхнюю губу, показывая передние зубы

Самомассаж: «Дождик» Дождик, дождик, капелька, золотая сабелька, лужу резал, резал, резал. Лужу резал не разрезал. И устал и перестал.

«Кто задует свечу одним выдохом?» (палочка с пёрышком).

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (о)

Арт Упр.»Киска сердится»

Стихотворение: «Гав-Гав»

Март

(3)

Уточнение произношения звука (в) в словах

Упражнять детей в правильном произношении звука (в) в словах - названиях игрушек.

«Солнечные лучики» (пальч. упр)

Упр. «Теплый ветерок» Тёплый воздух выдыхай, свои ручки согревай.

«Угадай, кто идёт» (стук в барабан медведь-, колокольчик - мышка)

Арт Упр. «Желобок»

У нашего Ванечки маленькие валенки.

Март

(4)

Закрепить произношение звуков (в; ф)

Упражнять детей в правильном произношении звуков (в; ф) в словах - названиях игрушек.

Пальч гимн: «Замок» На дверях висит замок, кто его открыть, бы смог, мы замочком постучали. Мы замочком повертели. Мы замочком покрутили, и открыли.

Громко-тихо. Громкое звучание металлофона птички летают, тихое приседают.

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (у)

Арт Упр. «грибок»

Пересказ рассказа «Ёж»

Апрель

(1)

Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для правильн произн звука (т)

научить детей поднимать широкий передний край языка наверх

Пальч гимн: Тук, Тук, туки-тук (Железнёвой Е.)

Игра: «Весёлый животик» вдох — надуваем животик, выдох опускаем животик

«Повтори» дети повторяют ритмический рисунок.

Арт Упр. «Вкусное варенье»

Слушаем стихотворение Маршака «Серёжа и гвозди»

Апрель

(2)

Уточнение произношения звука (т) в словах

Упражнять детей в правильном произношении звуков (т) в словах - названиях игрушек.

Пальч гимн: Тик - так. (часики)

Игра: «Пускаем мыльные пузыри»

«Слушай и повторяй» Звук (т) повторяют вслед за ударами бубна.

Арт Упр. «Болтушка»

Игра «Поезд»

Апрель

(3)

Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для правильн произн звука (д)

Добиться умения поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу

Раскрась лошадку.

Игра: «Чей кораблик уплывёт дальше»

Игра: «Чей кораблик уплывёт дальше»

Арт Упр. «Грибок» «Барабанчик» «Лошадки»

Составление описательного рассказа про лошадку.

Апрель

(4)

Уточнение произношения звука (д) в словах

Упражнять детей в правильном произношении звуков (д) в словах - названиях игрушек.

«Самый сильный пальчик»

Игра: «Играем на дудочке» (ротовой выдох ду-ду-ду)

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (д) среди гласных звуков.

Мы построить дом хотим, работу язычкам дадим. Молоточки мы возьмём, дружно гвоздики забьём д-д

Игра: «Дятел» дятел дерево долбит, дятел клювом дуб долбит. На весь лес он стучит д-д-д.

Май

(2)

Уточнение движений языка для правильн произн звука (к)

добиваться от каждого ребёнка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка

Пальч гимн: «У котёнка лапки»

Пропеваем: «Мяу, мяу, мяу» вдох через нос, выдох-поём.

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (и)

Арт Упр. «Горочка» «Киска сердиться»

Составление описательного рассказа про кошечку.

Май(3)

Уточнение произношения звука (к) в словах

Упражнять детей в правильном произношении звуков (к) в словах - названиях игрушек.

Червячки

Вдохни аромат цветов (вдох носом)

Игра: «Кто как кричит?»

Арт Упр. «Качели»

Игра: «Дождик» (капля раз...)

Литература

1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. (Серия «Уроки логопеда»).

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Москва «Просвещение» 1989

3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Москва 2005

5. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – (В помощь логопеду).

6. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – (Серия «Уроки логопеда»).

7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

8. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Издательство «Просвещение» Москва 1971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический кружок "Риторика"-2 класс

Пояснительная записка логопедического кружка "риторика"Планирование логопедического кружка...

Логопедический кружок "Озорные звуки" в средней группе

В данном материале,вы можете ознакомится с целью,планом работы кружка "Озорные звуки" в нашей средней группе ....

Коррекционный логопедический кружок "Мой веселый язычок".

Коррекционный логопедический кружок "Мой веселый язычок"....

Логопедический проект для детей средней группы с ТНР «Наш помощник- язычок»

создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики, .выработка полноценных движений и определенны...

"Умелые пальчики-говорливый язычок"

Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».Актуальность        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развиваетс...

Программа дополнительного образования детей логопедический кружок «Говоруша»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Конспект рисования пальчиками «Весёлый горох» для детей младшего возраста

Цель: знакомство детей с техникой рисования пальчиками.Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить с основными цветами (зеленый), учить правильно пользоваться гуашью при рисовании пальчикам...