Коррекционный логопедический кружок "Мой веселый язычок".
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Корнюхина Анна Владимировна

Коррекционный логопедический кружок "Мой веселый язычок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопедический кружок.34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвиващего вида детский сад № 31

поселок Мирской МО Кавказский район

Принято: педагогическим советом

МБДОУ д/с № 31 п.Мирской

Протокол № ____ от «____»__________

Рабочая программа

«Мой веселый язычок»

Программа кружковой деятельности по коррекционной работе для детей дошкольного возраста (3-7 лет).

Срок реализации 1 год

                                 Учитель - логопед МБДОУ д/с № 31

                                  Корнюхина А.В.

п.Мирской, 2016 год.

Содержание.

  1. Пояснительная записка……………………...........................................................3
  2. Учебно-тематический план ....................................................................................7
  3. Список литературы…………................................................................................10

Пояснительная записка.

    В жизни человека нет ограничений, нет областей, где не нужна была бы  

речь. Человечество меняется на протяжении долгих лет, меняется словарь, меняются понятия, способы употребления, применения речи как средства общения, но не меняются звуки, которые могут произносить люди.

Речь нужна везде - в обучении, в развитии, в воспитании, поэтому от качества речи детей зависит успешность детей в жизни. Программа кружка «Мой веселый язычок» направленна на то, чтобы исправить речевые недостатки детей среднего и старшего дошкольного возраста. За  основу  была взята «Большая книга занятий по развитию речи.» Э. М. Курицына, Л. А. Тараева, а также  использовалось  пособие  для  логопедов, воспитателей и родителей « Мой  весёлый  карандаш» А.И. Рудник, которая  опиралась на программу  обучения  детей  с  общим  недоразвитием речи ( О. Т. Филичевой, Г. В.Чиркиной). Коррекционная  программа  по кружку «Мой веселый язычок» предлагает  выборочное  использование  пособия Э. М. Курициной, Л. А. Тараевой и пособия  А. И. Рудник. Эта  программа  позволяет осваивать звукопроизношение, развивает связную речь, активизирует  пассивный  и активный  словарь, развивает фонематический  слух, мелкую  моторику  рук, психические  процессы  и  другое.

    Актуальность кружка «Мой веселый язычок» - в своевременном исправлении нарушений речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими. Согласно ФГОС коррекция речевого развития одно из стандартов нового поколения. Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Развитие речи, закрепление поставленных звуков предполагает активное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь взрослых, которая должна быть значимой, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Начиная работу с родителями, я объясняю им, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным и целостным. Если родители не выполняют данных мной рекомендаций, то нарушается целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребенок. При взаимодействии с родителями мы пытаемся объединить усилия для успешного речевого развития каждого воспитанника подгруппы, сформировать у них желание помогать своему ребенку общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.

      Цель  коррекционной  работы  данного  кружка  состоит  в том, чтобы выявлять  детей, страдающих  разнообразными речевыми  нарушениями, определять  наиболее  результативный  план  работы  с  детьми, индивидуальный подход к  каждому  ребенку  и  проведение  планомерной, последовательной, систематичной  коррекционной работы  с  данными  детьми.

   Основные  задачи  коррекционной  работы  заключаются  в работе над звукопроизношением:

1) постановка  необходимых  звуков;

2) автоматизация звуков  в  слогах, в  словах, в  речи;

3) дифференциация  звуков  в  словах, в речи (введение их в свободную речь).

Также  в  работе  учитываются  следующие  направления:

-разучивание  артикуляционной  гимнастики, работа  над мелкой моторикой,

общими  речевыми  навыками, развитие фонематических  процессов  и представлений, слухового  и зрительного  внимания, лексико-грамматических  

заданий и  заданий  по  развитию  речи.

    Возраст детей, которые могут стать участниками данной программы варьируется от 3-4 лет (средняя группа), до старшего дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа) и 6-7 лет (подготовительная группа).

    Сроки реализации программы-1 год. Реализация программы проводится в течении 64 часов, условно разделенных на 2 часа в неделю.

     Деятельность кружка можно разделить на несколько направлений: диагностическому, коррекционно - развивающему, консультативному, просветительскому. Такой систематизированный и вдумчивый подход способствует большему охвату детей коррекционно-педагогическим воздействием, ясности общей картины деятельности ДОУ и высвечиванию тех проблем, которые появляются вновь, в связи с изменением контингента воспитанников, усложнения или комбинирования имеющихся у них проблем, современными тенденциями в коррекционно-педагогической работе.

      Коррекцинно-логопедическая деятельность кружка «Мой веселый язычок» делится на несколько этапов: этап постановки звуков, этап автоматизации звуков в слогах, словах, в предложениях, в тексте, дифференциации нужных звуков и введении их в свободную речь.

      Формы работы кружка «Мой веселый язычок» бывают как индивидуальными, так и индивидуально-подгрупповыми. Режим работы в кружке проходит в основном во второй половине дня.

    При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и

умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

    Существуют различные классификации методов обучения. В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов.  Приемы и средства воспитания, обучения и развития детей на кружке различны-показ, беседа, рассказ, в логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику и др.).

      Ожидаемые результаты коррекционнаой кружковой работы позволили  охватить многих детей, которые нуждались в коррекционной помощи с различными речевыми нарушениями (ФФН и ОНР (3 ур.)), добиться хороших результатов – если дети с более легким нарушением(ФФН) выпускались с поставленными и автоматизированными звуками, то дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР(3 ур.)), имели неплохие результаты не только в звукопроизношении, но и в связной речи, звуковом анализе и синтезе слов, лексико-грамматических понятиях.

    Формы подведения итогов данного кружка-участие детей в праздниках детского сада и в повседневной деятельности в д/с и дома. На занятиях дети занимаются с удовольствием, так как программа предусматривает различные дополнительные «вкладки» в виде заданий, упражнений и игр для мелкой моторики, внимания, слуховой и зрительной памяти, которые позволяют улучшить результаты коррекционной деятельности, дают стимул на занятиях, повышают настроение детей.  Задумав программу «Мой весёлый язычок», задалась целью активного привлечения к совместной работе родителей. Мероприятия, которые проводили с родителями в течение года, дали свои результаты. На итоговом родительском собрании в мае, благодаря активному участию родителей в образовательно-воспитательном процессе, были высказаны только положительные отзывы о работе кружка.

Родители стали постоянными участниками процесса обучения, более грамотно включаются в коррекционную программу воздействия по преодолению речевого дефекта и получают полную информацию об организации логопедической помощи детям, в условиях логопедического кружка. После активного взаимодействия в многие родители меняют представление о речевом развитии своих детей, о работе логопеда.

     Программа кружка «Мой веселый язычок» играет положительную роль в коррекционном  обучении  детей с нарушениями  речи, помогает  достичь необходимых навыков  в  жизни каждого ребенка  и  целом детском  коллективе  ДОУ, может применяться с детьми младшего  дошкольного  возраста и  детьми  младшего школьного возраста. В ней учитываются  индивидуальные способности  и  возможности  каждого ребенка, что  помогает  эффективно, но и быстро  достигать  нужного результата .В связи с переходом на ФГОС возникла необходимость применения инновационных форм работы с детьми, для более быстрого и успешного достижения в постановке, автоматизации и дифференциации звуков, при введении их в связную речь. Одним из способов является методическое пособие Т. А.Ткаченко, которое состоит из последовательных, законченных, системных заданий и упражнений по развитию фонематического внимания, памяти, развитию речи детей дошкольного возраста, использование ЦОР.

        Практическая значимость данной работы заключается в том, что систематизированный материал, основанный на использовании различных дидактических заданий и упражнений, влияющих на развитие речи детей, может представлять интерес для учителей - логопедов, учителей - дефектологов, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста имеющих речевые нарушения и их родителей в процессе совместной деятельности, качественной подготовки детей к школе.

Учебно-методический план.

     В течение многих лет, опираясь на цели, задачи кружка, был составлен перспективно-тематический план занятий по кружку:

 Перспективно-тематический план занятий

по логопедическому кружку «Мой весёлый язычок»:

№ п/п

Тема

Количество

часов

Октябрь

1.

«Детский сад.»

1

2.

«Школа.»

1

3.

«Игрушки.»

1

4.

«Части тела.»

1

5.

«Овощи. Огород.»

1

6.

«Фрукты. Сад.»

1

7.

«Дом. Семья.»

1

8.

«Осень. Деревья в наших парках.»

1

Ноябрь

9.

«Домашние животные.»

1

10.

«Дикие животные.»

1

11.

«Птицы.»

1

12.

«Осень.»

1

13.

«Деревья.»

1

14.

«Лес.»

1

15.

«Обувь.»

1

16.

«Одежда.»

1

Декабрь

17.

«Зимующие птицы.»

1

18.

«Домашние птицы.»

1

19.

«Продукты.»

1

20.

«Посуда.»

1

21.

«Инструменты.»

1

22.

«Зима.»

1

23.

«Зима. Новогодняя ёлка.»

1

24.

«Новый год.»

1

Январь

25.

«Рождество.»

1

26.

«Зимние забавы и развлечения.»

1

27.

«Комнатные растения.»

1

28.

«Мебель.»

1

29.

«Дикие и домашние животные. Как звери зимуют.»

1

30.

«Животные Севера.»

1

Февраль

31.

«Животные жарких стран.»

1

32.

«Профессии.»

1

33.

«Головные уборы.»

1

34.

«Электробытовые приборы.»

1

35.

«Защитники Отечества.»

1

36.

«Наша Армия.»

1

37.

«Вежливые слова.»

1

38.

«Сказки.»

1

Март

39.

«Ранняя весна. Первоцветы.»

1

40.

«Восьмое марта.»

1

41.

«Ранняя весна.»

1

42.

«Перелётные птицы.»

1

43.

«Транспорт.»

1

44.

«Транспорт.  Профессии на транспорте.»

1

45.

«Правила дорожного движения.»

1

46.

«Рыбы.»

1

Апрель

47.

«Природа.»

1

48.

«Маленькие помощники.»

1

49.

«Весна. Сад, парк, лес.»

1

50.

«Город.»

1

51.

«Рассказ.»

1

52.

«Почта.»

1

53.

«Поздняя весна.»

1

54.

«Цветы цветут.»

1

Май

55.

«День Победы.»

1

56.

«Насекомые.»

1

57.

«Спорт. Виды спорта.»

1

57.

«Времена года.»

1

59.

«Путешествие в мир искусства.»

1

60.

«Пейзаж.»

1

61.

«Портрет.»

1

62.

«Лето.»

1

 

           Занятия не должны быть скучными заданиями, а интересной игрой. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным. В игровой форме строятся наши занятия, но носят обучающий характер. Гораздо легче предупредить нарушения, чем исправлять их. Прежде всего, важно выяснить, как ребёнок воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие тесты:

1.Предложим ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу:

А) Предложим ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа.

Б) Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?"

3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложим ребенку повторять сходные слоги:та – да – та, ка – га – га, па – ба – ба, ма – на – на;

повторять схожие слова: Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; жук - лук - сук - тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Развитием фонематического слуха у детей занимались как на специальных занятиях, так и в процессе иных видов их деятельности, фронтально и индивидуально. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей — они еще очень малы. Поэтому старались разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит детям работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными.

Рассмотрим различные моменты работы.

Каждому ребенку подготовили индивидуальную тетрадь для написания упражнений по постановке, автоматизации и дифференциации звуков, а также индивидуальный лист с отдельными заданиями для пальчиковой гимнастики, заданиями по развитию мелкой моторики рук, развития внимания, памяти, мышления. Отработанные логопедом с детьми задания и упражнения  закреплялись воспитателями и родителями.

   

Список литературы.

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2002.

2. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях // Логопедия. № 1. 2007.

3. Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001, С. 29-37.

4. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. Российская Академия образования. Ассоциация «Профессиональное образование», М., 1995.

5. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. М., 1996.

6. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Метод. Пособие / Сост. Кондратенко И.Ю. М.: Айрис-пресс, 2005.

7. Гаркуша Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., Секачев, 2000.

8. Глухов В.П. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М., 1993.

9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1995.

10. Жукова Н.С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.

11. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., Соц-полит. журнал, 1994.

12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. М., 2003.

13. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда (Коррекционная педагогика). - М.: Гуманит. Центр «Владос», 2005.

14. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. - М.: Академия, 2006.

15. Крылова Л.Н. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. № 1. 1978. С. 57-62.

16. Крылова Л.Н. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. № 2. 1978. С. 62-68.

17. Крылова Л.Н., Корц М.А., Кузевич Л.М. Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни // Дефектология. № 5. 1978. С. 65-71.

18. Лалаева Р.И., Серебрякова В.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. С-Пб.: Союз, 1999.

19. Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики. // «Логопедия сегодня». 2007, № 3.

20. Ларионова Н.Я. Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя (Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи). - М., 1987.

21. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект. факультетов педвузов. / Под ред. Л.С.Волковой. М.: Владос, 2006.

22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - С-Пб.: Изд. Дом «Литера», 2003.

23. Ляпидевский С.С., Селиверстов В.И. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского., М., 1988.

24. Максаков А.Н. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

25. Матросова Т.А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи // Логопедия. № 4(8), 2007.

26. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.

27. Настольная книга логопеда: справочно-методическое пособие / Сост. Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. - М.: АСТ: Апрель, Профиздат, 2005.

28. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. М., 1968.

29. Педагогическая диагностика и коррекция речи / Под ред. Поваляевой М.А.. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

30. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

31. Практикум по дошкольной логопедии / Под ред. Селиверстова В.И. _ М.: «Просвещение», 1988.

32. Селиверстов В.И., Волосовец Т.В., Дементьева С.Г. О некоторых аспектах государственной политики в области защиты семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии // Логопедия. № 4, 2006.

33. Селиверстов В.И., Ляпидевский С.С. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. - М., 1 968.

34. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 1999.

35. Тишина Л.А., Кузахметова Г.Р. Влияние словарной работы на развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. 2007. № 2.

36. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Акцидент, 1997.

37. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. - М., 1999.

38. Филичева Т.Б., Соболева Развитие речи дошкольников. М., 2005.

39. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.

40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение, воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 2004.

41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Ч. II. М.: Альфа, 1993.

42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2007.

43. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. Учебное пособие. - М.: «Просвещение», 1989.

44. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М., 2002.

45. Хрестоматия по логопедии в двух томах / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.

46. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. С-Пб., Речь, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет

Рабочая  программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...

Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"

Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...

конспект индивидуального коррекционного логопедического занятия "Веселый зоопарк"

автоматизация звука -Р- посредством игровой деятельности с использованием ИКТ...

Дополнительная образовательная программа коррекционно-логопедической направленности "Весёлый язычок"

Дополнительная программа направлена на создание компоексной помощи детям с речевыми недостатками....

Серия логопедических сказок "Веселый язычок"

Серия логопедических сказок "Веселый язычок"...

Рабочая программа логопедического кружка "Веселый язычок"

В ситеме коррекционного сопровожденич детей с ОВЗ кружок создает дополнительные условия для коррекции речевых и неречевых нарушений у детей  в условиях комбинированной логопедической группы....