Программа дополнительного образования детей логопедический кружок «Говоруша»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Питанова Анастасия Евгеньевна

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5—6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска. Основная причина отклонения в речевом развитии — недостатки в развитии процессов звуко- буквенного анализа и синтеза.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_govorusha.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                        

И.о. заведующего                

МДОУ «Детский сад №110»         

___________/ С.И.Романенко

Программа дополнительного образования детей

логопедический кружок «Говоруша»

на 2018 -2019 учебный год

Руководитель: учитель – логопед

Питанова А.Е.

Пояснительная записка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5—6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска. Основная причина отклонения в речевом развитии — недостатки в развитии процессов звуко- буквенного анализа и синтеза.

Направленность

Развитие артикуляционного и голосового аппарата; уточнение, обогащение и активация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи; развитые диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей); развитие мелкой моторики пальцев рук.

Актуальность педагогической целесообразности. Возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха — фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Цель: Развитие артикуляционного праксиса, фонационные упражнения. Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков. Развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Возраст: 5 - 7 лет

Срок реализации: 6 месяцев

Формы и режим: занятия проводятся 2 раза в неделю, по подгруппам, длительность 15 – 2 5 минут.

Ожидаемые результаты: устранение речевых нарушений, полноценная интеграция в среду нормально развивающихся сверстников.

Список  детей,

занимающихся в кружке «Говоруша»

№ п/п

Ф.И. ребенка

1

Лика К.

2

Павел З.

3

Настя М.

4

Савелий С.

5

Оля Т.

6

Артём Ш.

7

Настя Р.

8

Вика К.

9

Сева З.

10

Лера Д.

11

Анжелика А.

12

Саша П.

Индивидуальный план коррекционной работы в кружке «Говоруша»

№ п/п

Ф.И. ребенка

Индивидуальная работа

1

Лика К.

постановка звуков с, з, л, р, ж и их автоматизация

2

Павел З.

постановка звуков л,л', р, р', ш,ж,ч и их автоматизация

3

Настя М.

постановка звуков с, с', з, з',  л, л', р, р', ш, ж, щ, ч и их автоматизация

4

Савелий С.

постановка звуков с, з, з',  л, л', р, ш, ж и их автоматизация

5

Оля Т.

постановка звуков л, л', р, р', ч и их автоматизация

6

Саша П.

постановка звуков л, л', р, р', щ, ч и их автоматизация

7

Артём Ш.

постановка звуков с, с', з, з',  л, л', р, р', щ, ч и их автоматизация

8

Настя Р.

постановка звуков л, р, р' и их автоматизация

9

Вика К.

постановка звуков с,з,ц, л,л', р, р', ш,ж,ч и их автоматизация

10

Сева З.

постановка звуков з, с, л, р, ш, ж и их автоматизация

11

Лера Д.

постановка звуков л,л', р, р', ш, ж, и их автоматизация

12

Анжелика А.

постановка звуков л, л', р, р', ш, ж, ч и их автоматизация

Структура подгрупповых занятий

Подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения. Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, от степени сложности речевого нарушения, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей:

  1. Оргмомент. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса.
  2. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
  3. Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.
  4. Преодоление нарушений слоговой структуры.
  5. Постановка звуков (последовательность): Свистящие         С   3  Ц  С   3'

Сонор                  Л'

 Шипящий         Ш

Сонор                 Л

Шипящий         Ж 

Соноры                 Р         Р' 

Шипящие                 Ч         Щ

Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.

  1. Автоматизация звука в слогах.
  2. Автоматизация звука в словах.
  3. Автоматизация звука в словосочетаниях.
  4. Автоматизация звука в предложениях.
  5. Дифференциация        звуков:

С-3, С-С', С-Ц, С-Ш;

Ж-3, Ж-Ш;

Ч-С', Ч-Т', Ч-Щ;

Щ-С',  Щ-Т', Щ-Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Р', Р'-Л', Р'-Й, Л'-Л;

11 .Автоматизация звука в чистоговорках.

  1. Автоматизация звука в загадках и стихах.
  2. Автоматизация        звука в самостоятельной речи

Этапы работы на 2018 - 2019 г. рассчитаны на 65 часов

Этапы работы

Количество часов

I

Подготовительный этап

8

II

Формирование произносительных умений и навыков

20

III

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

6

IV

Развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале

6

V

Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков

6

Всего часов

65

Материально-техническое обеспечение.

  • Кабинет
  • Детский стол, стулья 4 шт.
  • Зеркало настенное

Перспективный план

Ноябрь

1 неделя

1-2 занятия

  1. Дыхательное упражнение «Подуй на карандаш».
  2. Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон».
  3. Развитие общей моторики «Мы играем».
  4. Артикуляционная гимнастика (для звуков л. ш).
  5. Автоматизация звуков л, ш в слогах, словах и предложениях в середине слова по индивидуальном плану.

2 неделя

3-4 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Кошка»
  2. Развитие общей моторики «Про кошку».
  3. Артикуляционная гимнастика (по индивидуальному плану).
  4. Автоматизация звуков л, ш в слогах, словах.

3 неделя

5 — 6 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Ежик».
  2. Развитие общей моторики «Мишка».
  3. Артикуляционная гимнастика (по индивидуальному плану).
  4. Автоматизация звуков л, ш в обратных слогаx, словах и предложениях, чистоговорках.

4 неделя

7-8 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Осень».
  2. Развитие общей мотор тки «Листики»
  3. Автоматизация звуков л, ш в слогах, словах со стечением согласных сла-, шта— закрепление произношения в играх «1-2-5», «Запомни, повтори», «один-много».

Декабрь

1 неделя

1-2 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Зима».
  2. Развитие общей моторики «Снежок».
  3. Автоматизация звуков л, ш в слогах, словах со стечением согласных кла-, шка— закрепление произношения в играх «1-2-5», чистоговорках «Фёкла», «Мишка».

2 неделя

3-4 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
  2. Развитие общей моторики «Семья».
  3. Автоматизация звука ж в открытых слогах, звука л в слогах со стечением согласных гла-, закрепление произношения в словах и предложениях, чистогоорках «Семья», «Сигнал».

3 неделя

5 — 6 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Елка».
  2. Развитие общей моторики «Деревья».
  3. Автоматизация звуков л, ж в слогах и словах со стечением согласных пла-, закрепление произношения в словах и предложениях, чистоговорка «Ёжик».

4 неделя

7-8 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «На ёлке».
  2. Развитие общей мотор тки «С новым годом»
  3. Автоматизация звуков л, ж в слогах со стечением согласных фла-, жда-, закрепление произношения в чистоговорках: «Фламинго», «Дождик».

Январь

3 неделя

1—2 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
  2. Развитие общей моторики «Лыжник».
  3. Автоматизация звуков л, ж в слогах и словах со стечением согласных шла- жна-. закрепление произношения в чистоговорках: «Колобок», «Многоэтажный дом».

4 неделя

3 — 4 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Твои пальчики».
  2. Развитие общей моторики «Девочки щ мальчики».
  3. Автоматизация звука л в сложных словах, дифференциация звуков ш—с, закрепление произношения в чистоговорках: «Колокола», «Шла Саша по шоссе».

5 неделя

5 — 6 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
  2. Развитие общей моторики «Снегири»
  3. Артикуляционная гимнастика (для звука р).
  4. Дифференциация звуков ш-с, закрепление произношения в чистоговорке: «Пушистая кошка».

Февраль

1 неделя

1—2 занятия

  1. Артикуляционная гимнастика Ц (для звука р).
  2. Пальчиковая гимнастика «Мой домик».
  3. Развитие общей моторики «Мы по улице идём».
  4. Постановка звука р.
  5. Дифференциация звуков ж-з, закрепление произношения в чистоговорках: «Жук». «Коза».

2 неделя

3 — 4 занятия

  1. Артикуляционная гимнастка (для звука р).
  2. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».
  3. Развитие общей мотор яки «Кто живет у нас в квартире».
  4. Постановка звука р.
  5. Дифференциация звуков ш-ж, з закрепление произношения в игре «Подарим картинки Маше и Жанне».

3 неделя

5 — 6 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы - молодцы».
  2. Развитие общей моторики «Солдаты».
  3. Автоматизация звука р в открытых, слогах и словах.

4 неделя

7 — 8 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
  2. Развитие общей моторики «Самолет».
  3. Автоматизация звука р, щ в обратных слогах и словах, закрепление произношения в чистоговорках: «Самовар», «У Тани новый плащ».

Март

1 неделя

1—2 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Наперегонки»
  2. Развитие общей моторики «Помогаем».
  3. Автоматизация звука р в слогах и словах со стечением согласных тра- закрепление произношения в чнстоговорке: «Труба».
  4. Автоматизация звука щ в открытых слогах, закрепление произношения в чистоговорке: «Щенок».

2 неделя

3-4 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
  2. Развитие общей моторики «Лошадка».
  3. Автоматизация звука р в слогах и словах со стечением согласных дра-, закрепление произношения з чистоговорке: «Дровосек».
  4. Дифференциация звуков ч-щ, закрепление произношения в чистоговорках: «Черный кот», «Часовщик».

3 неделя

5 — 6 занятия

  1. Пальчиковая гимнастика «Дрозд, - дроздок»
  2. Развитие общей моторики «Клен».
  3. Автоматизация звука р в слогах со стечением согласных кра-, закрепление произношения в чистоговорке: «Крот».
  4. Дифференциация звуков щ-т', закрепление произношения в игре «Волшебная цепочка».

4 неделя

  1. занятие
  1. Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
  2. Развитие общей моторики «Птенчик»
  3. Автоматизация звука р в слогах со стечение | согласных гра- закрепление произношения в скороговорке: «Гром».
  4. Дифференциация звуков ш-щ, закрепление произношения - стихотворение А. Барто: «Щегол».

III Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

4 неделя

8 занятие

  1. Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
  2. Развитие общей моторики «Птенчик»
  3.  Развитие фонематического восприятия, дифференциация слов близких по звучанию, игры: «Внимательные ушки», «Запомни слова», «Слушай, смотри»

Апрель

1 неделя

1 занятие

  1. Пальчиковая гимнастика «Дом на горе».
  2. Развитие общей моторики «Насос».
  3. Дифференциация слогов, игры: «Эхо», «Телефон», «Веселый мяч».

1 неделя

2 занятие

  1. Пальчиковая гимнастика «Космос».
  2. Развитие общей мотор тки «Ракета».
  3. Совершенствование навыков звукового aанализа и синтеза: умение различать на слух гласные и согласные звуки, деление слов на слоги. Игры: «Подарки Ане, Уле», «Кузовок», «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

2 неделя

   1 занятие

  1. 1. Пальчиковая гимнастика «Утро настаю».
  2. 2. Развитие общей моторики «Солнце встало»;
  3. 3. Совершенствование навыков звуковою анализа и синтеза: деление предложений та слова. Игры: «Добавь слово», «Слова рассыпались».

IV Развитие внимания, памяти и мышления на отработанном в произношении материале

2 неделя

2 занятие

 1. Пальчиковая гимнастика «Утро настало».

2. Разлитие общей моторики «Солнце встало».

3. Развитие внимания: игра «Да - нет».

4.  Развитие памяти: игра «Бабушка укладывает в свой чемодан».

5. Развитие мышления: игра «Угадай - ка».

3 неделя

1 занятие

1. Пальчиковая гимнастика «Мишка».

2. Развитие общей моторики «Зоопарк».

3. Развитие внимания: игра «Архитектор».

4. Развитие памяти: игра «Пуговицы».

5. Развитие мышления: игра «четвертый - лишний».

3 неделя

2 занятие

1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

2. Развитие общей моторики «Облако».

3. Развитие внимания: игра «Волшебное слово».

4. Развитие памяти: игра «Дверная скважина».

5. Развитие мышления: игра «Исследователь».

IV Развитие внимания, памяти и мышления на отработанном в произношении материале

4 неделя  

1 занятие

1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

2. Развитие общей моторики «Облако».

3. Развитие внимания: игра «Волшебное слово»

4. Развитие памяти: игра «Дверная скважина».

5. Развитие мышления: игра «Исследователь».

  1. неделя
  1. занятие

1. Пальчиковая гимнастика «Жук».

2. Развитие общей моторики «Муравей».

3. Развитие внимания: игра «Секретное письмо».

4. Развитие памяти: игра «Угадай, что изменилось».

5. Развитие мышления: игра «Назови три предмета».

Учебно-методические средства обучения

  1. Агранович 3. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. С.-П., Детство-Лресс, 2004г.
  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Санкт- Петербург, Детство-пресс. 2002 г.
  3. В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплект/ "Домашние тетради для закрепления произношения звуков".        М. Гном-Пресс. 2000. - 16 с.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста. М.. 1999 г.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. М., 1999 г.
  6. Коноваленко В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков. М., 1998г.
  7. Коноваленко. В. Коррекция произношения звуков: й, г. к, х. М 1999г.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения -Краснодар: Издательство Краснодарского экспериментального центра развития образования, 1994.- 131 с.
  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов Коноваленко В.В., Коноваленко С.В М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 72 е.: ил.
  10. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г Г', X, X
  11. Лопухина. И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. С.-П., 1998г.
  12. Ткаченко        Т.  Если дошкольник плохо говорит. С.-1., 1998г.
  13. Ткаченко        Т.  Формирование лексико-грамматических представлений. М, 2005г.
  14. Ткаченко Т. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С.-П, Детство-Пресс, 1998
  15. Филичева Т.Б.. Совершенствование связной речи М., 1994г.
  16.  Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. В 03.08 «Дошк. воспитание» — М: Просвещение, 1989, - 239 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей по хореографии на 2015-2016г. танцевальный кружок «Малинки»

Предмет «Хореография» является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введенных в дошкольном образовательном учреждении.Цель программы: формирование знаний в области хореографической культу...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖОК «ЗНАЙКА - РАЗВИВАЙКА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙКРУЖОК«ЗНАЙКА - РАЗВИВАЙКА»...

Рабочая программа дополнительного образования детей художественной направленности кружок "Умелые ручки"

Планирование на год по видам деятельности с названием и задачами занятия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ КРУЖОК «ЗДРАВУШКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ

Программа «Здравушка» - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового  физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым ...

Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) старшая группа - первый год обучения

Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из основных показателей готовности ребёнка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.Для этого хорошо подходят занятия по изонити.Изонить - э...

Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) подготовительная группа - второй год обучения

Изонить привлекает простотой исполнения и эффективностью готовых работ. Для занятия изонитью не требуется больших затрат.Данный вид искусства развивает фантазию и художественный вкус....