Программа дополнительного образования детей по хореографии на 2015-2016г. танцевальный кружок «Малинки»
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) на тему

Кашулина Виолетта Владимировна

Предмет «Хореография» является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введенных в дошкольном образовательном учреждении.

Цель программы: формирование знаний в области хореографической культуры, развитие исполнительских способностей детей.

Кроме того, приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важных проблем эстетического воспитания детей - приобщение их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.

Задачей программы: является формирование в детях танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала.

В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Дети осваивают музыкально – танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями.

Содержание материала программы рассчитано на два года обучения. На каждый год обучения предполагается определенный минимум умений, навыков, сведений по хореографии.

Занятие проводится два раза в неделю, с группой детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обособленное структурное подразделение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 города Красноармейска»

         

  ОДОБРЕНО                                                                         УТВЕРЖДАЮ

 Педагогическим советом                                                       Заведующий МБДОУ

 МБДОУ «Детский сад № 14»                                              «Детский сад № 14»

                                                                     

  от________________ 2015 г.                                        ____________________          «____»__________2015

Программа дополнительного образования детей

по хореографии

на 2015-2016г.

танцевальный кружок

«Малинки»  

Составитель:  

музыкальный руководитель

                                                                                Кашулина В.В

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ХОРЕОГРАФИИ

 Пояснительная записка.

 Программа предназначена для занятий по хореографии в детском саду, для детей 5-7 лет.

Предмет «Хореография» является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введенных в дошкольном образовательном учреждении.

Цель программы: формирование знаний в области хореографической культуры, развитие исполнительских способностей детей.

Кроме того, приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важных проблем эстетического воспитания детей - приобщение их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.

Задачей программы: является формирование в детях танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала.

В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Дети осваивают музыкально – танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями.

Содержание материала программы рассчитано на два года обучения. На каждый год обучения предполагается определенный минимум умений, навыков, сведений по хореографии.

Занятие проводится два раза в неделю, с группой детей.

Содержание программы.

 Предмет «Хореография» предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации и «мышечного чувства», формирование художественно – творческих способностей.

Знание элементов музыкальной грамоты необходимо для определения характера музыки, темпа, ритма, динамики, структуры музыкального произведения.

Упражнения по развитию ориентации формируют у детей умение использовать пространственный рисунок. Упражнения по развитию «мышечного чувства» вырабатывают самоконтроль за движениями. Стремление проявить фантазию и воображение, имитации различных трудовых процессов содействуют развитию художественно – творческих способностей детей.

В «век гиподинамии» хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.

Содержание материала программы включает в себя многие рекомендации Карла Орфа.

Развитие навыков движения рассматривается Орфом не как самоцель, а как одно из средств музыкального и эмоционального совершенствования. Поэтому и обучение танцу как таковому начинается не ранее того момента, когда дети исследуют и изучат двигательные возможности своего тела и его отдельных частей.

В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег в припрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые движения и должны составлять главную заботу педагога – хореографа, работающего с дошкольниками.

Жизненно важно поддерживать присущее детям удовольствие от возможности произвольного движения под музыку. Если в начале ребенок движется спонтанно, сам по себе, то затем постепенно вовлекается в стихию коллективного движения вместе со всеми участниками музицирования.

Составной частью двигательных занятий является обучение детей ориентированию в пространстве: движение по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», «восьмерками», парами, тройками, цепочками, со сменой партнера, направления движения и т.п. Ребенок учится соблюдать дистанцию, находить свои тропинки и избегать столкновений. Используются также специальные упражнения на реакцию, сосредоточенность, концентрацию внимания, балансировку, напряжение и расслабление. Музыкально – двигательные задания незаменимы для развития навыков поведения в группе, умения общаться, войти в контакт с другими участниками и действовать совместно.

Новшеством Орфа является особая форма сочетания, взаимосвязи музыки и движения. Акцент, сделанный Орфом на импровизации не только музыки, но и движения, пробуждает спонтанные индивидуальные проявления двигательной активности, препятствует формированию штампов двигательных форм. Простейшие движения, доступные малышу: шаг, бег, наклоны, повороты, кружения и др., - становятся начальной ступенью для творческих упражнений. Любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью. Постепенно двигательное мастерство и умения детей совершенствуются, расширяя и возможности для творческого применения движений.

Малыши обычно не закомплексованы единомыслием, если педагог дает им возможность на занятии самим попробовать и увидеть, как бесконечно разнообразны, могут быть даже обычные шаги. Детей необходимо побуждать находить индивидуальное решение и поощрять разномыслие, позволяющее найти огромное число верных и подходящих решений одной и той же задачи.

Такой подход необходим для воспитания творческой личности и должен быть осознан каждым педагогом как фактор величайшей для дальнейшего развития детей.

Если на первоначальных стадиях обучения движения ребенка спонтанны, то позднее они становятся оправданными, превращаясь в элементарный танец. По мере развития детей внимание в двигательных упражнениях может быть концентрировано на специальных моментах (акцентированные и не акцентированные шаги в различных метрах, соединение различных видов шага, бега и т.д.). Именно такой путь естественного и постепенного рождения элементарного танца из элементарных движений под простую, доступную детям музыку предлагается в концепции музыкального воспитания Орфа. Шаг за шагом детям предоставляется возможность комбинировать известные движения, составлять из них простейшие танцевальные композиции, включать в них инструментальные части, мимические сценки, чередовать сольные и массовые части. Танец под одну и ту же музыку на каждом уроке может быть иным.

Рассматривая роль движения в концепции Орфа более узко, необходимо сказать о его ведущей, основополагающей роли в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу и всегда сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращения языка, мышц головы, пальцев ног, гортани, грудной клетки и т.д.

Основной задачей на начальном этапе становление и развитие чувства размерной метрической пульсации, которое нужно длительно формировать у детей, чтобы оно стало устойчивым навыком. Его неразвитость у ребенка закрывает ему возможность для самых элементарных форм совместного музицирования. Поэтому внимание к метру в концепции Орфа – первостепенное. Движение здесь является обязательным и незаменимым средством. Все его простейшие виды, вначале на одном месте, затем с продвижением в пространстве, соединенные с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, пригодны и полезны в этой работе. «Источником» двигательных идей являются сами дети, их способность бегать, прыгать, скакать, кружиться. Можно использовать любое движение, естественное для них.

Таким образом, движение в концепции Орфа является:

- неотъемлемой частью элементарного  музицирования, органически связанной с музыкой и речью;

- способом внутреннего раскрепощения, умения свободно владеть своим телом (от простейшего движения к элементарному танцу);

- средством естественного творческого самовыражения в пространстве; одним из главных способов формирования навыков импровизирования;

- основополагающим способом развития деятельности и мышления, тренировки нервно – психических процессов;

- основным средством развития чувства ритма;

- средством развития социально – коммуникативных навыков;

источником ни с чем не сравнимой радости для детей.

Наиболее важным, является использование элементарного движения как естественной спонтанной реакции ребенка на музыку, стремление закрепить взаимосвязь музыки и движения в ощущениях, привить детям желание находить индивидуальную интерпретацию этой связи. Лишь в постепенном совершенствовании владения своим телом под элементарную музыку рождается танец, также элементарный, а не сценический (с большим количеством разнообразных танцевальных движений и фигур, трудных для исполнения и запоминания).

Поэтому можно смело включать импровизационные формы в публичные показы. Дети должны иметь некоторый опыт подобной творческой работы и быть действительно увлеченными происходящим. Тогда все неожиданности будут радостными, вызовут улыбку и одобрение. Главным доказательством будут дети: их сияющие глаза, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к танцу, умение включаться спонтанно в любое музицирование.

Тематическое содержание.

Первый год обучения.

 

Занятие проводится два раза в неделю 20-25 мин.).

  1. Элементы музыкальной грамоты.

Определение и передача в движении:

-характера музыки (спокойный, торжественный);

-темпа (умеренный);

-сильных и слабых долей.

  1. Упражнения на развитие ориентации в пространстве. Положение в парах. Свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну. Построение из круга в одну шеренгу, в две шеренги, в четыре шеренги и обратное перестроение на месте, в продвижении.
  2. Упражнения на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп мышц. Разведение рук в стороны с напряжением «растягивание резинки». Напряжение и расслабление мышц шеи (наклоны головы). Напряжение и расслабление мышц плечевого пояса, корпуса.
  3. Упражнения на развитие художественно – творческих способностей: «веселые барабанщики», «неуклюжий медведь», «цирковые лошадки» и т.д.

Движения в образах любимых героев мультфильмов: Чебурашки, Буратино, Кваки – Задаваки и др.

Примерный репертуар

1. «Кадриль » (музыка народная).

2. «хоровод» .(музыка народная

3. «Баба-Яга» (танец – игра). Русская народная прибаутка.

4. «Полька» - парный танец, построен на шаге польки, хлопках в ладоши.

5. «Буратино» - парный танец.

 

Тематическое содержание.

Второй год обучения.

Занятие проводится два раза в неделю (25-30мин.).

1. Элементы музыкальной грамоты.

Определение и передача в движении:

-характера музыки (спокойный, торжественный);

-темпа (медленный, быстрый);

-динамических оттенков (тихо, громко).

2. Упражнения на развитие ориентации в пространстве. 

Перестроение группы из круга в квадрат. Перестроение из круга врассыпную и снова в круг. Построение двух концентрических кругов, «воротца», «звездочка», «карусель», «змейка». Движение в колонну по одному из углов по диагонали с переходом в центре через одного. Перестроение в парах: обход одним партнером другого и одной пары другой.

3. Упражнение на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц в сочетании с танцевально-тренировочными.

4. Упражнения на развитие художественно-творческих способностей: «ветерок и ветер», «разведка», «на речке», «клоуны», «под дождем», «трусливый заяц», «хитрая лиса», «Антошка», «львенок и черепаха» и т.д.

Танцевальные импровизации на музыку, выбранную учителем.

 

Примерный репертуар

1. «Русская плясовая» (музыка народная).

2. «Карусель» (музыка Д. Кабалевского).

3. «Барыня» (пляска с притопами, музыка народная).

4. «Сударушка» - парный танец, построен на тройном ходе с ударом, боковых шагах, шаге-каблуке, «свеча»- положение рук.

5. «Валенки» (русская народная песня «Валенки»).

6. «Танец петухов» (русский народный танец «Трепак»).

7. «Танец кукол и солдатиков» Вальс-шутка (фрагмент). Музыка Д. Шостаковича.

8. «Танец Чарли» песня «Чудак». Музыка Р. Паулса.

9. «Детский вальс» Вальс. Музыка Л. Делиба.

10. «Менуэт»

 

Тематический план работы по хореографии

Месяцы

IX

X

XI

XI I

I

II

III

IV

V

Всего

36

Кол-во

недель

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Наименование разделов и тем

Кол-во

занятий

 

 Раздел № 1 Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении.

 

1.1.

Определение характера музыки (спокойный, торжественный…), структуры музыкального произведения, формы, типа и т.д.

8

1.2.

Игры: «Баба-яга», «Хоровод», «Буратино»

и т.д.

5

 

Итого:

13

 

 

Раздел № 2 Упражнения, этюды на развитие ориентации в пространстве.

 

2.1.

Положение в парах, свободное размещение в зале с возвратом в колонну, перестроение в парах, «кадриль», «Кантри».

6

2.2.

Ритмическая разминка на развитие отдельных групп мышц «Зверобика», «Танцевальная азбука». Напряжение и расслабление плечевого пояса. «Поющие руки», «Пилка дров». Упражнения с использованием народных мелодий.

5

2.3.

Упражнения на развитие мимики и пантомимики. «Просыпаемся, улыбаемся, умываемся, грустим, плачем» и т.д.

8

2.4.

Несюжетные и сюжетные подвижные игры. «Совушки», «Плетень» и т.д.

18

 

Итого:

27

 

 Раздел № 3 Танцы-игры на развитие творческих способностей.

 

3.1.

«Встреча с любимыми героями мультфильмов». Движения в образах: Буратино, Кваки-Задаваки, Волка.

8

3.2.

Куклы. Этюды «Оловянные солдатики», «Тряпочные куколки» и т.д.

8

3.3.

Хороводы-игры. «Тимоня», «Как у наших, у ворот».

6

 

Итого:

22

 

Итого:

62

 Список литературы.

 1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999. –272с.

2. Занятия, развлечения, праздники в детском саду. – Сост. Т.Н. Полушина. – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2001, 44с.

3. Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеева И.. Ладушки. Топ-топ каблучок. Танцы в детском саду.- С.-Петербург.: «Композитор», 2000. –83с.

4. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. – Минск, 1971.

5. Ритмика и танец. Программа. – М., 1980.

6. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. – М.: Просвещение, 1972.

7. Тютюнникова Т. Движение и музыка!/ Дошкольное воспитание. – 1997. - №8.

8. Шушкина З. Ритмика. – М.: Музыка, 1976


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНО - ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКЕ «Карусель»

Дополнительное образование: танцевально-игровая гимнастика "Карусель"  возраст от 2 до 3 лет...

Мастер - класс в рамках проекта «Я талантлив!» дополнительного образования детей по хореографии танцевальный кружок «Малинки» октябрь 2015г.

У хореографии, в последние годы особенно, становится все больше поклонников среди людей самого разного возраста. Особенно она популярна в молодежной и детской среде. Хореография - это мир красоты движ...

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 22 2015-2016г

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 22 2015-2016г...

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 22 2015-2016г

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 22 2015-2016г...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖОК «ЗНАЙКА - РАЗВИВАЙКА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙКРУЖОК«ЗНАЙКА - РАЗВИВАЙКА»...