Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) старшая группа - первый год обучения
методическая разработка (старшая группа)

Шумихина Юлия Валерьевна

Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из основных показателей готовности ребёнка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.Для этого хорошо подходят занятия по изонити.Изонить - это техника создание картин из ниток на твёрдой основе, её также называют вышивкой по картону. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_izonit_1_god_obucheniya.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 159»

П. А. Чецкая

_____________________

«30» августа 2019 г.

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад № 159»

  протокол № ___ от «30» августа 2019 г.

Программа

 дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию

Кружок

«Волшебная нить»

(техника изонить)

Старшая группа.

Руководитель – Юлия Валерьевна Шумихина.

2019-2020 уч. год

Пояснительная записка.

«Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального предназначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным».

А. Б. Салтыков.

        Дошкольный возраст – большой период всестороннего развития ребёнка. Психологи доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку и их необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются: творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.

        Отсутствие развития творческих способностей у детей приводит к неполноценному формированию личности, к её не способности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, в условиях современной жизни.

        Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему, что видят и слышат. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.

        Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связано со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей – это работа в технике изонить.

Актуальность:

        Уровень развития мелкой моторики пальцев рук – один из основных показателей готовности ребёнка старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Такой ребёнок в ладу с логикой, у него хорошая память, он внимателен и владеет всеми видами речи. Один из главных компонентов при обучении в школе – это письмо. Письмо – сложный навык, требующий владения тонкими координированными движениями рук, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

        Недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия может привести к возникновению у ребёнка негативного отношения к письму. В связи с этим, уже в дошкольном возрасте надо развивать механизмы, необходимые для развития навыков письма, для этого хорошо подходят занятия по изонити.

Педагогическая ценность:

        Изонить – это техника создания картин из ниток на твёрдой основе, её также называют вышивкой по картону. Изонить привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. Для занятия изонитью не требуется больших затрат. Основной материал – это картон и цветные нитки. Занятия изонитью доступно и интересно людям любого возраста, в том числе и детям дошкольникам. Из нитей, натянутых в определённой последовательности и определённом порядке, получается рисунок. Данный вид искусства развивает фантазию, художественный вкус. На таких занятиях можно использовать игровые мотивации (путешествия, превращения), музыкальное сопровождение, игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, артикуляционную гимнастику, игры с цветными скрепками и прищепками, счётными палочками, физкультминутками, упражнения на релаксацию.

        Данная дополнительная образовательная программа опирается на понимание развития творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности, что и является отличительной чертой данной программы. Кроме того, на занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда. Этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений.

Цели программы:

  1. Гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования
  2. Развитие творческих способностей детей.
  3. Развитие навыков ручного труда детей старшего дошкольного возраста.
  4. Поддержание интереса детей к художественно-творческой деятельности.

Задачи:

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Познакомить детей с новым видом художественной деятельности.
  2. Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
  3. Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
  4. Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
  5. Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
  6. Воспитывать эстетический вкус.

ОО «Познавательное развитие»:

1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

  1. Развивать воображение и творческую активность.
  2. Развивать познавательный интерес детей.
  3. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

2. ФЭМП у детей.

  1. Дать детям понятие о разных углах (острых, прямых, тупых), величине (большие и маленькие), длине сторон.
  2. Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
  3. Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
  4. Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.
  5. Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.
  6. Дать понятие о точке отсчёта.
  7. Закрепить знание направлений: вверху, внизу, справа, слева.
  8. Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
  9. Закрепить понятие «зеркальное изображение».

ОО «Социально-коммуникативное развитие».

  1. Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
  2. Научить работать с трафаретом.
  3. Научить технике работы – изонить.
  4. Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
  5. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
  6. Формировать позитивную установку к различным видам труда и творчества.
  7. Формировать основы безопасного поведения в быту.
  8. Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.

ОО «Физическое развитие».

  1. Развивать мелкую мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
  2. Развивать координацию движений рук под контролем глаз.

ОО «Речевое развитие».

  1. Развивать активный и пассивный словарь детей.
  2. Развивать объяснительную и доказательную речь.
  3. Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

Принципы построения программы:

  1. Актуальность

Приобщение дошкольников к миру прекрасного.

  1. Научность

Основа работы кружка – изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

  1. Доступность

Каждый желающий может в работе кружка найти применение своим возможностям.

  1. Системность

Занятия строятся от простого к сложному, от приобретения первоначальных навыков до выполнения значимой для дошкольников работы.

  1. Практическая направленность

Содержание занятий направлено на развитие умения видеть прекрасное, стараться его понять, оценить его, что так необходимо будет требоваться каждому ребенку в жизни.

  1. Обеспечение мотивации

Одна из, пожалуй, самых положительно влияющих возможностей развить в детях чувство прекрасного – это, безусловно, творчество, которое помогает ребенку реализовать свои замыслы в определенное произведение. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство расширит кругозор, даст им возможность что-то сделать своими руками и это что-то он может кому-либо подарить или оставить себе на память. Это и будет основной мотивацией участия детей в работе кружка.

  1. Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – в течении учебного года.

Содержание обучения направлено на развитие у ребёнка:

  1. мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  2. сенсорного восприятия;
  3. глазомера;
  4. логического мышления;
  5. воображения;
  6. волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);
  7. художественных способностей и эстетического вкуса.

Структура занятий:

1. Учебный материал рассчитан на два года обучения:

I год обучения – старшая группа – дети 5-6 лет.

II год обучения – подготовительная группа – дети 6-7 лет.

2. Занятия проходят один раз в неделю – в вечернее время.

3. Продолжительность занятия:

5-6 лет – 25 минут.

6-7 лет – 30 минут.

4. Две полгруппы по 6 человек (определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.

5. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

Цикл занятий состоит из двух разделов:

  1. Овладение техники изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов.
  2. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.

Методы, приёмы и формы работы.

- Словесный метод: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, художественное слово (загадки, чтение стихотворений, рассказывание сказок).

Чтобы создать интерес к определённому занятию используются данные методы и приёмы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребёнка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью!», «Дело и труд – всё перетрут!», «У кого сноровка – тот и действует ловко!». Чтобы заинтриговать используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». Когда дети овладеют трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребёнку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнёшь выполнять свою работу?», «Что будешь использовать для своей работы?» и т.д.).

- Наглядный метод: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы, презентации.

Детям старшего возраста образец даётся только для того, чтобы показать на нём последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приёмом.

- Практический метод: отмерять нить, вдевать нить в иглу, завязывать узелок, работа с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину, (панно).

Овладение приёмами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.

Формы работы:

  1. Практические занятия (коллективное).
  2. Работа по подгруппам.
  3. Индивидуальная работа.

Дидактический материал:

  1. Иллюстрации.
  2. Образцы работ.
  3. Схемы (техника заполнения фигур).
  4. Картотека стихов и загадок.

Инструменты, необходимые для работы:

  1. Плотный картон или бархатная бумага.
  2. Нитки различного цвета (швейные, мулине, ирис).
  3. Иглы с широким ушком.
  4. Шило короткое или большая иголка.
  5. Ножницы.
  6. Циркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши.
  7. Клей ПВА.
  8. Копировальная бумага или калька.
  9. Трафареты.
  10. Кусок линолеума или пенопласт.

Учебно-тематический план:

I год обучения – старшая группа – дети 5-6 лет.

Тема

Задачи

Сроки

Беседа «Из истории иголки», презентация

Познакомить детей с работой колющими предметами, провести инструктаж – познакомить с техникой безопасности. Познакомить с работами в технике «изонить». Вызвать желание самим попробовать создавать узоры с помощью иголки, ниток и картона.

сентябрь

Диагностика

Выявить практические умения детей работы с ниткой и иголкой на данном этапе работы.

1.

«Волшебная ниточка»

(тупой угол)

Познакомить с техникой изонить, основными принципами и особенностями работы. Учить соблюдать технику безопасности при работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью. Ввести понятия «угол», «вершина», «левая (правая) сторона угла». Обучать правильно пользоваться трафаретами (обводить, наносить деления).

октябрь

2.

«Волшебная ниточка»

(острый угол)

3-4.

«Грибок»

(тупой угол)

Обучать умению отличать лицевую и изнаночную стороны. Закреплять понятия: «угол», «вершина», «левая (правая) сторона угла». Учить дорисовывать изображение после вышивки. Развивать творческие способности.

ноябрь

5-6

«Морковка»

(острый угол)

Закреплять умение отличать лицевую и изнаночную сторону изделия. Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Учить протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам в трафарете. Формировать усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

декабрь

7-8

«Ёлочка»

Учить детей использовать трафареты – треугольники разного размера, располагать их один под другим по убыванию (ёлочка). Формировать чувство цвета, умение составлять красивую композицию, дорисовывать изображение после вышивки. Познакомить с поговорками о труде.

январь

9-10

«Домик»

Продолжать учить детей пользоваться трафаретами, подбирать их по размеру. Обучать детей плоскостному моделированию. Продолжать закреплять правила работы с иголкой. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Дорисовывать после вышивки, создавая сюжетную композицию.

февраль

11-12

«Цветок – тюльпан»

Учить вышивать цветы с помощью углов, подбирать нужный угол. Закреплять умение пользоваться трафаретом, делать отверстия. Развивать у детей воображение, умение составлять красивую композицию, подбирать цветовую гамму. Совмещать вышивку с аппликацией (ваза).

март

12-13

«Космос»

Учить детей с помощью вышивки и аппликации создавать сюжетную композицию. Развивать у детей воображение и творческие способности. Закреплять умение вышивать острые углы, самостоятельно подбирать цвета ниток. Учить анализировать образец, активируя словарь детей объяснительной и доказательной речью.

апрель

13-14

«Рыбки в аквариуме»

Закрепить умение вышивать углы в технике «изонить» (острые, прямые, тупые); самостоятельно подбирать цвета ниток, обводить трафареты и делать дырки шилом, соблюдая технику безопасности. Завершать композицию дорисовывая нужные элементы. Развивать воображение, творческие умения и усидчивость.

май

К концу I года обучения дети должны

знать:

  1. историю техники изонить;
  2. правила безопасной работы при вышивании;
  3. технологическую последовательность выполнения углов;
  4. правила перебивки рисунка на бумагу;
  5. правила ухода за вышитыми изделиями;
  6. правила взаимодействия в коллективе.

уметь:

  1. организовать рабочее место;
  2. выполнять правила безопасной работы при вышивании;
  3. выполнять практическую работу по вышиванию в соответствии с основными этапами и правилами пользования инструментами;
  4. самостоятельно работать с трафаретом;
  5. экономно расходовать материал;
  6. подбирать гармоничные цветовые сочетания;
  7. составлять несложную композицию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ФГОС по художественно эстетическому развитию "Рисуем в нетрадиционной технике" в младшей группе. Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на кружке. Новизна обстановки, необычное нача...

Календарно-тематическое планирование в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»с использованием нетрадиционных техник рисования (средняя группа).

Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования, М., Мозаика-синтез, 2009Соломенникова О.А. Радость творчества, М, Мозаика-синтез, 2005Комарова Т.С. Дет...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию: рисование в нетрадиционной технике в средней группе «Капелька».

Занятие проводится в нетрадиционной технике рисования: пальцами и ребром ладони. Работы получаются очень красивые, но обязательно нужен цветной фон....

Образовательная программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию (лепка в технике «Пластилинография») «Пластилиновое чудо» (методическое пособие)

Методическое пособие содержит авторскую методику занятий с детьми 5-7 лет, направленных на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук и творческих способностей детей посредством пластилинографии. Э...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (с использованием нетрадиционной техники рисования) в группе раннего возраста «Выпал первый снег»

Закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию....

Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) подготовительная группа - второй год обучения

Изонить привлекает простотой исполнения и эффективностью готовых работ. Для занятия изонитью не требуется больших затрат.Данный вид искусства развивает фантазию и художественный вкус....