Дистрессы в жизни воспитателя детского сада и методы борьбы с ними.
консультация по теме

Ситникова Елена Викторовна

Консультация для педагогов о возможностях сохранения нервно-психического здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distressy_v_zhizni_vospitatelya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Дистрессы в жизни воспитателя детского сада и методы борьбы с ними.

Возможности сохранения нервно-психического здоровья у человека достаточно велики. И все же под воздействием целого ряда неблагоприятных факторов они могут в той или иной степени снижаться, а это в результате часто вызывает невротическое состояние.

В его возникновении играют роль всякого рода психотравмирующие моменты в личной, семейной или общественной жизни.

Болезненные явления, неблагоприятные при невротических состояниях, являются следствием нарушения адаптации человека к изменившимся условиям. Невротические проявления, которые многим приходилось встречать у кого-либо из окружающих или же у самого себя, выражаются в обостренной возбудимости, тревоге, раздражительности, вспыльчивости, подавленном настроении, бессоннице.

Определенную готовность к возникновению состояния дезадаптации создают различные факторы, ослабляющие нервную систему: всевозможные вредности (включая курение и частое употребление алкоголя), перенесенные инфекции, физическое и умственное переутомление. Особую роль играют длительно текущие соматические заболевания. Так, при патологии желудочно-кишечного тракта преимущественно отмечаются подавленность, безразличие. Сердечно-сосудистые заболевания чаще всего сопровождаются чувством тревоги, страха, беспокойства. При болезнях печени наблюдаются такие расстройства, как раздражительность, вспыльчивость, гневливость. Длительные астенические состояния с рассеянностью, повышенной утомляемостью, затруднениями памяти, нарушениями функции внимания характерны для болезней почек.

Когда человек не только начинает ощущать появившиеся изменения в организме, но и осознает сам факт своей болезни, соответственно меняется и его настроение. Это происходит по-разному. В качестве примера приведу случай из своей практики в медицинском центре на базе одной из гимназий Санкт-Петербурга.

На прием пришла воспитательница ДОУ, 40-летняя женщина. Выяснилось, что с некоторого времени ее здоровье расстроилось до такой степени, что она превратилась в нетрудоспособного человека.

Жалобы, изложенные больной, были весьма многочисленны и разнообразны: «Сначала я обратила внимание, что очень быстро утомляюсь при маленьком физическом напряжении. Работа, которая раньше выполнялась мною шутя, теперь оказывается просто непосильной, появляется слабость, потливость, усиленное сердцебиение. Не только физический, но и умственный труд стал непродуктивным и вызывает моментальную усталость. При чтении не могу сосредоточиться даже на короткое время, «выбиваюсь» из текста, не понимаю содержания, только тупо вглядываюсь в странички. Возникают головная боль, шум в ушах, слезотечение, перед глазами мелькают какие-то мушки. С досадой бросаю чтение, так как вижу, что ничего не получится.

Крайне возбудима, вспыхиваю, как порох. Выматываюсь за день, не нахожу себе покоя и ночью. Ворочаюсь в постели, но не могу заснуть, наступающая дремота прерывается от любого шороха. Лишь под утро ненадолго отключаюсь, но сон чуткий. Встаю с тяжелой головой, разбитая и вялая. Ухудшился аппетит, появились тянущие боли в руках, ногах, пояснице».

При ознакомлении с историей заболевания этой больной обнаружено, что на протяжении двух последних лет ей приходилось работать с повышенной нагрузкой. Почти постоянно недосыпала. Спустя некоторое время появилась утомляемость, бессонница, стала раздражительной, вспыльчивой. Не посоветовавшись с врачом, прибегала к различным снотворным средствам, но они совершенно не помогали. Постепенно стала снижаться продуктивность, не могла выполнить самой простой работы. Чтобы подбодрить себя, повысить тонус, пила по несколько раз в день крепкий чай, кофе, много курила. Итог — неврастения.

Болезнь эта развивается медленно, исподволь. Постепенно возникающие расстройства на первых порах, как правило, не обращают на себя внимания и расцениваются как обычная физическая слабость.

Основной симптом неврастении — раздражительная слабость. Она выражается в резкой возбудимости и повышенной истощаемоемости. Обычные события и явления, до этого мало затрагивающие человека, теперь начинают вызывать у него выраженную отрицательную реакцию. Любое вроде бы безобидное замечание, сделанное кем-либо из окружающих, любой жест, движение, взгляд — все приводит к возникновению раздражения. Чувствительность у таких больных повышается не только по отношению к внешним воздействиям, но и к ощущениям, идущим от внутренних органов. Отмечаются покалывание в сердце, головная боль, головокружение, расстройство сна.

В одних случаях в клинической картине неврастении преобладает повышенная раздражительность и возбудимость. Страдающий этой болезнью постоянно находится в напряжении, усиливающемся при любом незначительном изменении ситуации. Он вдобавок рассеян, не может сосредоточиться на чем-либо.

В других случаях при неврастении преобладают проявления истощаемости. Больной заторможен, медлителен, постоянно испытывает «невероятную усталость».

При неврастении могут наблюдаться различного рода сдвиги, относящиеся к соматической сфере и как бы заслоняющие основную невротическую симптоматику.

С какими только разновидностями этих функциональных расстройств не приходится встречаться врачу! Красочное их описание дает Анатоль Франс в одной из своих новелл: «Болезнь беспрестанно видоизменяется, облекаясь в самые странные, самые грозные формы: то это ястреб желудочной язвы, то — змей воспаления почек; то она внезапно явит желтый лик разлития желчи, то обнаружит румяные щеки чахотки, то судорожно вцепится в горло страшной дланью удушительницы, вызывая мысль о перерождении сердца; она признак всех болезней, угрожающих человеческому телу...»

Что же делать, если у вас появились признаки невротического состояния? Отчаиваться не следует. Каждый человек может в довольно короткий срок самостоятельно овладеть искусством саморегулирования, управления процессами, происходящими в организме.

Для этого нужно научиться подавлять, заглушать в себе отрицательные эмоции, вызванные неприятными физическими ощущениями, найти в себе силы для того, чтобы «переделать» свое мышление — попытаться внушить себе другое состояние и ярко представить себя здоровым человеком, спокойным, уверенным, твердым, способным превозмочь любой недуг.

Хороший эффект дают всякого рода переключения: смена вида труда, объекта общения, формы досуга. Людям, склонным к фиксации на болезненных переживаниях, показаны периодические эмоциональные взрывы: потрясение от увиденного произведения искусства, прочитанной книги и т. д. Но и самому человеку надо уметь справляться со своим состоянием. Ни в коем случае нельзя уходить в болезнь, отравляя жизнь и себе, и окружающим.

Существуют и специальные методы, помогающие правильному реагированию на психотравмы, трудности, неудачи, а также на различные ощущения, идущие из внутренних органов. Одним из наиболее широко распространенных методов регуляции психической деятельности, получивший в последние годы большую популярность, является метод активной мышечной релаксации.

Методика обучения заключается в привитии навыков активной мышечной релаксации в процессе выполнения ряда упражнений, снижающих непроизвольное напряжение поперечно-полосатой мускулатуры. Это приводит к значительному снижению тревожности, чрезмерной нервно-психической напряженности и уменьшает патогенное действие эмоционального стресса и степень риска совершения импульсивных поступков.

При постоянных непродолжительных по времени ежедневных занятиях у вас будет отмечаться прогрессирующая тенденция к развитию «привычки отдыхать» в любых условиях профессиональной деятельности, тем самым формируется психологическая установка, характеризующаяся меньшей возбудимостью и подверженностью стрессам.

Использование метода показано в случаях возникновения выраженного нервно-психического напряжения невротических реакций, сопровождающихся нарушениями сна и наличием соматических жалоб на состояние здоровья, а также при острых душевных переживаниях и отрицательных эмоциональных состояниях.

Кроме того, данная методика показана специалистам, чья профессиональная деятельность сопровождается длительным нахождением в вынужденной рабочей позе или связана с большими эмоциональными и физическими нагрузками.

Обучение приемам метода осуществляется   педагогом-психологом как в групповом (группа по 8-10 человек), так и индивидуальном варианте. Общий курс самостоятельных должен занимать 2—3 недели по 20-25 минут ежедневно.

Рекомендуем записать на аудиокассету все инструкции и тексты, а затем их прослушивать на самостоятельных занятиях.

«Сейчас вы готовы к тому, чтобы последовательно напрягать, а затем расслаблять основные группы мышц тела, для того чтобы научиться снимать излишнее нервно-психическое напряжение. Сядьте поудобнее (при возможности можно лечь на спину) Вы можете ослабить или снять стесняющие детали одежды, такие, например, как ремни, и расстегнуть верхнюю пуговицу рубашки.

Закройте глаза. Внимательно слушайте мои команды и старайтесь  точно их выполнять. Для каждой группы мышц, на которой мы будем сосредотачиваться, я буду давать подробные инструкции по выполнению релаксационных упражнений. Не начинайте выполнять упражнения, пока я не скажу: «Начали!» Запомните, что при выполнении всех последующих упражнений вы должны будете делать глубокий вдох и одновременно сильно напрягать соответствующие группы мышц. Подчеркиваю, что напряжение мышц осуществляется только на вдохе!

Во время полного выдоха осуществляется расслабление этой группы мышц с фиксацией внимания на тех приятных ощущениях, которыми сопровождается процесс расслабления мышц (ощущение тепла, приятной тяжести и истомы в мышцах, уменьшение чувства усталости и др.). Примерное соотношение времени вдоха и выдоха 1:5, то есть на 1 единицу времени вдоха (и напряжения группы мышц) 5 единиц времени выдоха (и расслабления мышц). В общей сложности будет задействовано 14 основных групп мышц. Каждое упражнение повторять 1—2 раза

1.        Правая кисть

Сейчас по моей команде вы сделаете глубокий вдох и одновременно сильно-сильно сожмете правую кисть в кулак. Затем по команде осуществите полный выдох, одновременно расслабляя кисть и фиксируя свое внимание на тех приятных ощущениях, которые появляются в расслабленных мышцах кисти.

Приготовились! Делаем глубокий вдох и сильно сжимаем в кулак кисть правой руки. Раз! Делаем полный выдох и одновременно разжимаем кисть. Два! Сосредоточьте свое внимание на том, как в мышцах кисти появляется приятная тяжесть, мышцы наполняются теплом. Три! Почувствуйте, как из мышц уходит усталость.

Четыре! Зафиксируйте в своей памяти это возникающее чувство приятного расслабления и успокоения. Пять!

2.        Левая кисть

Упражнение выполняется, как и в предыдущем случае.

3.        Правое плечо

По моей команде вы должны сделать глубокий вдох, одновременно сильно сжать в кулак правую кисть и напрячь бицепс правой руки. Приготовились! Делаем глубокий вдох. Сильно сжимаем в кулак правую кисть и напрягаем бицепс правой руки. Раз! Делаем полный выдох, расслабляем кисть и бицепс.

Два! Сосредоточьте свое внимание на том, как в мышцах правой руки появляются приятные ощущения. Три! Чувство усталости покидает ваше тело. Четыре! Вы расслабляетесь и отдыхаете. Зафиксируйте в памяти те приятные ощущения тепла и покоя, которые появляются в мышцах вашей правой руки. Пять!

4.        Левое плечо

Упражнение выполняется, как и в предыдущем случае.

5.        Мышцы лба

На вдохе максимально поднимите брови (как будто вы чему-то сильно удивились)- При этом глаза остаются закрытыми. Раз! На выдохе расслабьте мышцы лба. Прочувствуйте, как мышцы лба расслабляются.

6.        Мышцы носа и век

Глаза остаются закрытыми. На вдохе сильно наморщите нос и крепко зажмурьте глаза (как будто в глаза попало мыло). Раз! На выдохе расслабьте мышцы носа и мышцы век. Дайте себе возможность прочувствовать, как у вас расслабляются мышцы лица.

7.        Мышцы рта

Глаза закрыты. На вдохе оскальтесь, резко напрягите мышцы рта, при этом углы рта сильно опустите книзу. Раз! На выдохе расслабьте мышцы рта. Прочувствуйте, как у вас расслабляются мышцы рта. расслабляются все мышцы лица.

8.        Мышцы шеи

На вдохе голову сильно наклонить вперед, лопатки максимально поднять вверх и сдвинуть их к позвоночнику. Раз! На выдохе расслабить мышцы шеи, лопатки резко «бросить» вниз. Прочувствуйте и зафиксируйте в памяти, как в мышцах шеи и в области воротниковой зоны появляется тепло и чувство приятной тяжести.

9.        Мышцы живота

На вдохе сильно напрячь и втянуть внутрь мышцы живота. Раз! На выдохе — расслабить мышцы живота и прочувствовать, как приятное тепло разливается в области солнечного сплетения, как мышцы живота наполняются приятной тяжестью. Прочувствуйте, как вас покидает чувство усталости и возникает успокоение.

10.        Мышцы области промежности

На вдохе сильно напрячь и втянуть внутрь мышцы промежности. Раз! На выдохе расслабьте мышцы промежности и прочувствуйте, как в них появляется приятное чувство тепла и тяжести

11. Мышцы правого бедра

На вдохе нужно резко напрячь мышцы правого бедра. Раз! На выдохе расслабьте мышцы бедра. Зафиксируйте в своей памяти то приятное чувство тяжести и тепла, которое появляется в мышцах бедра.

12.        Мышцы левого бедра

Упражнение выполняется, как  в предыдущем случае.

13.        Мышцы правой стопы

Правую ногу вытяните вперед, Поставьте ее на пятку. На вдохе большой палец правой ноги максимально потяните на себя. Раз! На выдохе — расслабьте икроножную мышцу, «отпустите» большой палец. Зафиксируйте в своей памяти те приятные ощущения тепла и тяжести, которые появляются в икроножной мышце и мышцах стопы. Все мышцы вашего тела сейчас очень тяжелые. Вы расслаблены. Запомните эти приятные ощущения. В течение некоторого времени наслаждайтесь этим ощущением расслабления (здесь пауза 2—3 минуты, затем повторить 1-2 раза).

  1. Мышцы левой стопы

Упражнение выполняется, как и в предыдущем случае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Причины детских страхов и методы борьбы с ними».

Страх - это самая большая проблема во всем мире не только у взрослых, но и у детей. Страх в своем выражении может иметь пассивную и активную форму – может вызывать психическую и психофизическую депрес...

Занятие в старшей группе на тему: «Микробы и методы борьбы с ними»

Цель: сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.Задачи: формирование ...

Мастер - класс для воспитателей детских садов «Нетрадиционные методы работы с родителями».

Задача: Познакомить воспитателей с одним из нетрадиционных методов работы с родителями....

Консультация для воспитателей детского сада "Музыка в жизни детского сада"

Консультация для воспитателей "Музыка в жизни детского сада"...

«Причины детских страхов и методы борьбы с ними»

Страх - это самая большая проблема во всем мире не только у взрослых, но и у детей. Страх в своем выражении может иметь пассивную и активную форму – может вызывать психическую и психофизическую ...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...