Личность детей с ОНР
консультация по коррекционной педагогике по теме
В консультации рассказывается об особенностях развития личности ребенка с общим недоразвитием речи, особенностях психокоррекционной работы, ее принципах, задачах и приемах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l_i_ch_n_o_s_t_detey_s_o_n_r.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Известно, что одной из общих закономерностей нарушенного развития ребенка с недостатками речевого развития являются отклонения в формировании личности. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский. В процессе коррекционной работы с этими детьми важнейшую роль играет апелляция к личности.
Основная часть логопсихологических исследований (Л.И. Белякова, А.П. Воронова, Ю.Ф. Гаркуша, И.Ю. Левченко, Т.Н. Синякова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.Х. Юсупова и др.), посвященных детям с ОНР, отражает прежде всего специфику познавательных психических процессов у этих детей. Авторами выделяются неустойчивость и быстрая истощаемость внимания у дошкольников с ОНР по сравнению с нормально говорящими сверстниками, сниженная слуховая память и продуктивность запоминания, трудности в овладении основными операциями мышления.
В то же время необходимо отметить, что логопедическое воздействие может оказывать коррекционно-развивающий эффект и являться личностно-ориентированным лишь в том случае, если в своей практике логопед будет учитывать не только познавательные, но и личностные особенности детей с ОНР, и, в частности, специфику такого важнейшего личностного образования как самооценки.
В работах И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсуповой показано, что личность дошкольника с ОНР характеризуется специфическими особенностями (заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности). Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формировании его самосознания.
Изучая особенности развития дошкольников с ОНР, О.А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников, что выразилось в снижения потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
Подводя итог анализу научных исследований по проблеме изучения дошкольников с общим недоразвитием речи, можно отметить, что совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с речевыми нарушениями, предполагает тесное профессиональное взаимодействие психолога и логопедов и должна включать такие направления деятельности, как работа с ребенком, работа с семьей, работа с персоналом дошкольного учреждения.
Психокоррекционная работа, направленная на развитие и совершенствование личностной сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, У.В. Ульенкова), строится с учетом следующих методологических принципов:
- Принцип единства коррекции и развития.
- Принцип единства диагностики и коррекции развития.
- Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации.
- Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.
- Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия.
- Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода.
- Принцип оптимистического подхода.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения.
Психокоррекционная работа, с ребенком может дать положительную динамику, если она, опираясь на основные принципы, реализуется во взаимосвязи психолога, логопеда, воспитателя с ребенком и его родителями, при активной роли самого ребенка.
Психологические проблемы ребенка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являются:
- отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
- снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
- коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;
- организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе;
- обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
- обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);
- работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.
Эффективность усвоения навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь. Поэтому психокоррекционная работа по преодолению личностных нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей.
В условиях нашего детского сада необходимо сочетать психокоррекционную работу с коррекционно-педагогической.
С этой целью рекомендуется использовать следующие приемы психологической коррекции:
1) приемы игровой психокоррекции;
2) приемы элементарной библиотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
3) приемы арттерапии и музыкотерапии;
4) приемы гештальттерапии и телесно-ориентированной психотерапии.
Таким, образом, психокоррекционная работа психолога, основанная на синтезе известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы гогопедов и воспитателей с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Взаимоотношения ребенка с другими людьми понимаются как один из важнейших факторов его личностного развития. Особая роль в этом взаимодействии принадлежит нам, персоналу образовательного учреждения. Педагогический коллектив способствует сближению детей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимопонимания. Стиль доведения педагога бессознательно присваивается детьми и влияет на формирование личности. Эффективность общения персонала, особенно воспитателей и логопедов, с ребенком и его родителями зависит от их готовности принять обращенные к ним советы или замечания и адекватно на них реагировать. Коррекционное воздействие только тогда будет успешным, когда педагогический коллектив пользуется уважением и доверием со стороны родителей и готов с ними сотрудничать на основе равноправного диалога.
Очень важно, чтобы воспитатели и логопеды принимали каждого ребенка тепло и доброжелательно, замечали любые продвижения на пути к успеху и формировать позицию по отношению к детям и их семьям, базирующуюся на принципах гуманистической психологии (К. Роджерс), а именно:
- поддерживать в ребенке достоинство и формировать позитивный образ «Я».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа по формированию положительных качеств личности детей через ознакомление с профессиями
Представлено содержание и результативность проводимой коррекционной работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых работающих в детском саду....
Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста на основе сказок народов Якутии
Формирование поликультурной личности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошк...
Сюжетно-ролевая игра как воспитание нравственных качеств и личности детей 4-5 лет
Сюжетно-ролевая игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребёнка, для формирования его способностей и становления личности в целом....
Становление личности детей и подростков средствами фольклора
Анализ сказки "Гуси-лебеди" как фольклорного произведения...
методическая разработка.Развитие интегративных качеств личности детей с ОНР дошкольного возраста с помощью игр-драматизаций.
Реализации проекта по развитию интегративных качеств у детей с ОНР с помощью игр-драматизаций....
Развитие личности детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети поз...
(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет
Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды, а методами игры, загадки. Посло...