методическая разработка.Развитие интегративных качеств личности детей с ОНР дошкольного возраста с помощью игр-драматизаций.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Лысенкова Евгения Александровна

Реализации проекта по развитию интегративных качеств у детей с ОНР с помощью игр-драматизаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект.29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогический проект «Развитие интегративных качеств личности детей  с ОНР дошкольного возраста с помощью игр-драматизаций».

Актуальность проекта:

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.

        Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости – она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.

        Цель проекта:

        Участники проекта: дети 5-7 лет с ОНР, педагог - психолог Михалёва Е.А., воспитатель Антонова Г.В., педагог дополнительного образования Морозова С.А.

        Тип проекта: социально-нравственный, интегративный.

        Проект: длительный.

        Описание этапов проекта.

  1. Подготовительный этап.

Цель: Создание нравственно-эстетических, психолого-педагогических условий для реализации проекта.

  1. Создание условий для знакомства детей со сказкой:
  2. Поход в библиотеку;
  3. Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  4. Изготовление объемного пространства (лес, озеро, домик и т.д.) и персонажей сказки;
  5. Изготовление костюмов и декораций;
  6. Заучивание стихов, потешек, диалогов персонажей;

Форма работы:

  1. Совместная игровая деятельность в группе;
  2. Совместная творческая деятельность детей во второй половине дня с педагогом дополнительного образования;
  3. Индивидуальные и групповые занятия с психологом;
  4. Консультации с родителями по вопросам изготовления костюмов и декораций к играм-драматизациям
  1. Основной этап.

Содержание реализации проекта по развитию интегративных качеств у детей с ОНР с помощью игр-драматизаций.

Физическое развитие.

  1. Ритмические движения, характерные для персонажей сказки (игры-превращения: «Веселый зайчонок», «Танец радостных мышат», «Танцевальная композиция», «Скульптор и глина», «Найди свое место», «Приглашение», «Повтори» (Педагог прохлопывает в ладоши ритм, а дети должны его повторить, начинаем с простого ритма), «Воспроизведи стих», «Запрещенные движения», «Знакомство»);
  2. Физическое развитие детей через подвижные игры («Гуси лебеди», «Волк во рву», «Кот и мыши», «Зайцы и волк», «Движение на счет», «Поезд» ( обучение детей действиям по команде воспитателя, внимательному слушанию слов воспитателя; развитие координации движений), «Метро», «Сказочные догонялки»);
  3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры: «Смешные человечки», «Две подружки», «Дом», игра «Расскажи стихи без слов», «Собири сказку» - игра на развитие мелкой моторики, целостного восприятия, конструирование из бумаги, работа с ножницами).
  4. Упражнения на развитие пластики движений (Цель: устранять скованность в движениях)
  5. Дыхательные упражнения «Задуй свечу», «Ныряльщики» (развивать воображение и умение управлять вдохом и выдохом).

Эмоциональная отзывчивость.

  1. Формирование умения выражать эмоциональное состояние через движение («Пожалеть зайку», «Плачущая девочка», «Покажу как я люблю»)
  2. Сформировать умение у детей находить средства выражения образа с помощью мимики («Съели кислый лимон», «Умеем лукавить», «Узнай чувства по лицу», «Добрый, злой», «Кто как обижается», «Веселый – грустный», «Продолжи фразу», «Лото настроений»).
  3. Находить выразительные средства в мимике и жестах(«Здравствуйте», «Что бы это значило», «Пойми меня», «Представьте себе», «Передавалки», «Пантомима», «Черепаха», «Да и Нет».
  4. Упражнения на релаксацию «Тяжелая вода», «Увядший цветок».
  5. Упражнения на развитие мимики и пластики движений «У зеркала», «Настроение», «Разговор по телефону».
  6. Игра «разминка - театральная», развивает у детей выразительность жестов, мимики. (Воспитатель называет, а дети жестами показывают: «тихо», «не балуй», «уходи», «здравствуйте», и.т.д.).

Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

  1. Побуждать родителей и детей к совместным играм-драматизациям, вызывать радостный эмоциональный настрой, воспитывать доброжелательное отношение кдруг другу и партнерские качества. Вызывать положительные эмоции и способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми. (Игра пантомима «Сугроб», игра «Давай познакомимся» - воспитатель передает клубочек по кругу и называет свое имя, затем ребенок передает клубочек дальше и называет свое имя;
  2. Умение выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями («Сорока и заяц», «Разговор лягушек», «Лягушкины покупки», «Аккуратные зайцы»)
  3. Умение составлять диалог между сказочными героями.
  4. Закрепление у детей знания сказок (узнай сказку по загадке-воспитатель задает детям загадки, дети-отгадывают; узнай сказку по иллюстрации; узнай сказку по отрывку-воспитатель читает отрывок по сказке, дети-отгадывают; настольная игра - «сложи сказку» (пазлы по сказкам);словестно-дидактическая игра-кто тянул репку; дидактическая игра по сказкам «выкладывание сюжетных картинок в определенной последовательности).

Овладение необходимыми умениями и навыками деятельности:

  1. Владение техникой работы с ножницами (« Ушки на макушке» - вырезывание одинаковых фигур из бумаги, сложенной вдвое, «Четыре лапки и один хвост» - плавное срезание уголков полоски и т.д.)
  2. Умение создавать объемные игрушки на основе конуса, цилиндра, закручивание полосок бумаги, дополнять их деталями, добиваться выразительности образа, объединять поделки общим замыслом (Изготовление персонажей к сказкам).
  3. Конструирование по типу «оригами», умение действовать в определенной последовательности, в соответствии с заданным алгоритмом («Приключение квадратика» - рассматривание картин, выполненных детьми, где квадратик превращается в разных персонажей сказок; «Две сторонки, две сестренки» - стих-инструкция к приему складывания коробочек из квадрата; игра «Путешествие бумажного листа» - складывая из квадрата персонажа, ребенок отправляет его по страницам сказок меняя или продолжая сюжет).

Реализация проекта по развитию интегративных качеств в личности детей с помощью игры-драматизации.

«Теремок»

Цель:  учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; учить средствами мимики и жестов передавать различные настроения, общаться жестами; учить сопровождать действия репликами персонажей; учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).

«Волк и семеро козлят»

Цель: воспитывать способность чувствовать и понимать сказочный образ, язык сказок; воспитывать отрицательное отношение к хитрости, обману; воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки); воспитывать желание заботиться о малышах; прививать любовь к художественному слову, любовь к книге.

«Три поросенка»

Цель: развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения: учить использовать средства выразительности драматизации ( поза, жесты, мимика, голос, движения). Развивать диалогическую речь. Учить детей общаться друг с другом
«Колобок»

Цель: Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству; воспитывать любовь к родному языку через знание русских народных сказок. Воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

«Маша и медведь»

Цель: Прививать любовь к театральному искусству, умение сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц. Развивать воображение, фантазию детей, эмоционально раскрепощать, прививая устойчивый интерес к происходящему на сцене.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Наглядный  материал и оборудование.

  1. Сюжетные картинки, картинки-силуэты на магнитах, магнитная доска, шапочки-маски, мольберт, фланелеграф, картинки-эпизоды, раскрашенные детьми, записи звуков леса, иллюстрации и картинки к сказкам.
  2. Зона для самостоятельной творческой деятельности: квадраты из бумаги разного размера и цвета, технологические карты, альбом аппликаций к сюжетам сказок выполненных в технике оригами, цветные карандаши, книжки-раскраски.
  3. Дидактическая зона: игры по сказкам.

Работа с родителями.

  1. Консультации «Театр дома», «Игрушки своими руками» «Развитие у детей личностных качеств»;
  2. Привлечение к помощи в изготовлении костюмов для театрализованных постановок;
  3. Привлечение к обсуждению сценариев и распределению ролей;
  4. Обучение упражнениям на развитие мимики и жестов для совместной деятельности с детьми;
  5. Советы и рекомендации психолога;
  6. Приглашение на развлекательные досуги, показ драматизаций и постановок.

3.Заключительный этап.

Проект был завершен проведением открытого просмотра театрализованного мероприятия для родителей  по сказке «Теремок».

Цель: Подготовка детей к театрализованным представлениям, помощь в преодолении скованности и застенчивости.

Задачи:

   1.Развивать творческие способности каждого ребенка средствами театрального искусства.

   2.Обогащать жизненный опыт детей художественными впечатлениями.

     3.Развивать воображение и коммуникативные навыки детей.

Организованы выставка детских работ по сказкам (макеты, объемные аппликации).

Выполнены детьми книжки-малышки с иллюстрациями к русским народным сказкам.

Детьми изготовлены атрибуты для театрализованной деятельности, украшены декорации, костюмы.

Родители изготовили различные виды театра: магнитные, пальчиковые, вязанные.

Ожидаемый результат проекта.

Обогащение предметно-пространственной среды, укрепление дружеских отношений, расширение и обогащения словарного запаса, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени, в соответствии с сюжетами сказок. Им очень интересно использовать в играх игрушки, сделанные своими руками. Используя игрушки можно разыграть не только знакомые сказки, но и придумать сюжеты своих сказок и рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликации из разнообразных материалов».

Данная матодическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликации из разнообразных материалов», поможет многим педагогам и родителям предл...

методическая разработка "Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр"

В методической разработке описаны методические приёмы руководства и примеры планирования в течении дня подвижных игр с целью развития у детей произвольного внимания....

Методическая разработка: «Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»

План 1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей3. Использование музыкально-дидактических игр и упражнен...

Методическая разработка «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Методическая разработка«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой ...

Методическая разработка «Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно - ролевых игр»

Игра является важной и самой доступной формой деятельности дошкольников, средством самовыражения. Она наиболее соответствует их физическим и психическим возможностям. Средствами игры формируется лично...

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»

При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения...

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"...