Методическая разработка «Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно - ролевых игр»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Титова Татьяна Александровна

Игра является важной и самой доступной формой деятельности дошкольников, средством самовыражения. Она наиболее соответствует их физическим и психическим возможностям. Средствами игры формируется личность ребенка. Игра выступает важным средством обучения и воспитания детей, подготовки их к школе и будущей жизни.

Выделяют  игры по инициативе ребенка (творческие), игры по взрослой инициативе с установленными правилами (дидактические, мобильные),  народные игры (созданные людьми), сюжетно-ролевые игры.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для ребенка. Это объясняется тем, что в игре ребенок чувствует внутреннюю свободу, подвластность ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности достигается очень трудно. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действиями в представлении, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального ощутимого результата. Результаты игры не продуктивны, они условны, поскольку в процессе игры ребенок почти ничего не вносит, не изменяет окружающую среду. Результатом игры, как деятельности, является удовлетворение ребенка. Итак, все это расширяет его мир и обеспечивает эмоциональный комфорт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема «Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно - ролевых игр»

Выполнила: Титова Татьяна Александровна

    Старший воспитатель

МБДОУ «Безруковский детский сад»

 комбинированного вида

Оглавление

Введение        3

1.Игра как ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте        6

2. Виды игровой деятельности старших дошкольников.  Особенности сюжетно-ролевых игр в ДОУ        11

Заключение        12


Введение

Доброжелательность - одна из главных особенностей гармоничных отношений с людьми. Когда люди сочувствуют друг другу, поведение никогда не будет агрессивным. Доброжелательность - это несомненное видение благих намерений, способность обращать внимание только на положительные черты людей, жить с благодарностью в сердце, доверять и уважать других.

Проблема воспитания гуманных, дружеских отношений дошкольников всегда была важной. Почти все образовательные программы для дошкольников включают раздел «социально-эмоциональное» или «моральное» образование, посвященное формированию позитивного отношения к другим людям, социальным чувствам, взаимопомощи и т. д. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте формируются основные этические инстанции, формируются и укрепляются индивидуальные особенности отношения к себе и к другому человеку.

Однако методы такого образования не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.

Словарь русского языка толкует доброжелательность как моральное качество, присущее доброжелательному человеку. А доброжелательный человек - тот, который желает людям добра, сочувственно относится к другим, заботится.

Понятие «отношение» трактуется как взаимоотношения между кем-либо [1]. Доброжелательность - отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на осуществление добра. Субъективно доброжелательность проявляется в привязанности, симпатии, сочувствии. С моральной точки зрения доброжелательность является обязанностью человека, а в отношении всех людей требование доброжелательности определяется моралью равенства людей и правом каждого человека на уважение. Воспитание первичных нравственных качеств у дошкольников является насущной проблемой общественного характера.

Основным пространством проявления нравственных качеств выступают доброжелательные взаимоотношения. Доброжелательность - фундаментальное моральное понятие, характеризующееся готовностью и способностью личности сознательно следовать добру. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и жалеть, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Оно проявляется в личностных взаимоотношениях, которые приобретают все большую значимость.

Рост агрессивности в обществе - одна из острейших социальных проблем современного мира. Педагоги отмечают, что рост  агрессивных детей каждый год увеличивается, с ними труднее работать. Чаще всего, учителя, родители просто не знают, как справиться с агрессивным поведением, так как традиционные методы воздействия не способствуют устойчивого изменения поведения. Поэтому формирование доброжелательных отношений еще в дошкольном возрасте является важной задачей современного воспитательного процесса.


Психолого-педагогические проблемы игровой среды в дошкольном возрасте

1. Игра как ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте

В «Энциклопедии образования» игра рассматривается как вид креативной деятельности человека, в процессе которой в воображаемой форме воспроизводятся способы действий с предметами, отношения между людьми, нормы социальной жизни и культурное достояние человечества, характеризующих исторически достигнутый уровень развития общества [4, с. 139-140].

 «Большой энциклопедический словарь» объясняет игру как «... вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества игра переплетается с магией, культовым поведением. Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям ... »[1; с. 434].

В философской энциклопедии: «...игра - одна из главных форм эстетической деятельности, которая  доставляет, как правило, ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость. Принципиально непродуктивный и внерациональный характер игры издревле связал ее с сакральными и культовыми действами, с искусством, наделил таинственными, магическими смыслами. С древности игра использовалась также в качестве эффективного тренинга для охотников, воинов, спортсменов, в обучении и воспитании детей »[7; с. 67]. В одном из разделов математики, который изучает и разрабатывает модели принятия оптимальных решений в сложных ситуациях в самых различных областях деятельности человека,  упоминается о «теории игр», также указано, что систематического научного изучения в антропологии, культурологии, психологии, философии феномен игры претерпел только с конца XIX века.

Исследуя суть данного понятия с точки зрения содержательной функции  и направленности, словарь «Психология» трактует ее таким образом: «... игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие личности »[11].

На первый взгляд игра однозначна, но только одно разнообразие  энциклопедических определений уже привлекает внимание и требует тщательного анализа этого явления для дальнейшей формулировки его роли в педагогическом процессе, культурной практике и жизни человека. Одним из условий успешного развития общества является понимание и усвоение молодым поколением предыдущего опыта. Игра же, являющаяся своеобразной формой отражения реальности, сопровождающей людей с самого раннего детства, может служить важным средством развития, обучения, передачи жизненных знаний, накопленных веками.

Игра - эффективный способ формирования личности дошкольника, его нравственных и волевых качеств. Дошкольное детство - это короткий, но важный период развития личности. В эти годы ребенок приобретает базовые знания об окружающей жизни, начинает формировать определенное отношение к людям, работать, развивать навыки и привычки поведения, формируется характер.

Основная деятельность дошкольников - игра, в которой развиваются духовная и физическая сила ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплина и маневренность. Кроме того, игра - своеобразный для дошкольного возраста способ изучения общественного опыта. Игра формирует все аспекты личности ребенка, в его психике происходят значительные изменения, подготовка перехода к новой, более высокой ступени развития [7].

Начиная с раннего детства и сопровождая человека до самой старости, игра затрагивает все сферы человеческой жизни, естественно, с участием создания и совершенствования личности как процесса развития, знакомства, знания и отражения реальности. Все это требует определения ее истинной природы, структуры, функций, задач и целей. Чтобы выяснить суть игры и точный смысл этого слова, а также скрытую за ней концепцию, для нее выделили значительное место в специальной литературе. Сложность вопроса, разнообразие мыслей является следствием того факта, что в сущности нет такого действия человека, который не будет рассматриваться в терминах игры. Почти все уровни общества и человека идут по игре, ее логике и философии. Игра становится как формой досуга, так и институтом творчества, служит самореализации личности и общения, является показателем цивилизации и культурного развития. В то же время остается крайне важно решить, что, как и почему это описано или называется игрой, и что важно для человека, участвующего в учебном процессе.

Изучение педагогического наследия показало, что в основе педагогических взглядов Ю. Коменского игра рассматривается как форма деятельности, необходимая для ребенка. Он потребовал, чтобы родители не вмешивались в детские игры, но сами принимали в них участие, направляя детей в ходе игры: «Пусть они (дети) - те муравьи, которые всегда заняты: они действительно не катят, не носят, не перевозят, нужно только помогать детям, чтобы все, что проходит, было разумным».

По словам Ф. Фребеля, игра является ядром педагогики. Свое отношение к игре Ф. Фребель воспроизводил в специально созданном наборе игрушек, которые назывались «Дарсы».

В педагогической литературе понимание игры как отражение реальности жизни впервые было оправдано К.Д. Ушинским. Окружающая среда, по его словам, оказывает сильное влияние на игру, «она дает ей материал гораздо более разнообразный и лучше, чем тот, который предлагает магазин игрушек [13, с. 439].

Современные русские ученые исследуют формирование социальной ориентации ребенка дошкольного возраста в игре, развитие нравственных отношений в творческих играх и т. д. Согласно их утверждениям, игра имеет больше возможностей для формирования личности дошкольников, чем любая другая деятельность, поскольку ее мотивы имеют большую мотивационную силу, и дети понимают взаимосвязь между мотивом и целью игры [10]. Концептуальная игра рассматривается как общая по отношению к терминологии игрового процесса. Это системный, структурно сложный объект.

Игра является важным средством умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находятся в практическом применении в игре. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет о том, что он видел, о том, что он читал и говорил; смысл многих явлений становится для него более понятным. Реализация жизненных переживаний в игре - сложный процесс. Творческая игра не может быть подчинена узким дидактическим целям, с помощью которых решаются наиболее важные образовательные задачи. Дети играют роли в соответствии с их интересами, мечтами о будущей профессии.

Постепенно в игре ребенка формируется общее представление о важности работы, роли разных профессий. В игре умственная деятельность детей всегда связана с работой воображения. Воображение проявляется и развивается в поисках средств для реализации задуманного: перед полетом необходимо построить самолет; для магазина необходимо подобрать соответствующие товары, а если их недостаточно, сделайте для себя. Таким образом, игра развивает творческие способности ребенка [19].

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, в процессе которой происходят важные изменения в психике дошкольника, которые готовят его переход к новой, высшей ступени развития; создаются условия для социализации ребенка, становления и саморазвития его личности; в этот период в контексте игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в частности трудовая, эстетическая, учебная и др. [6].

Л.С. Выготский отметил, что игра вызывает изменение потребностей и сознания. По его мнению, игра должна восприниматься как воображаемая, иллюзорная реализация нереализованных желаний, содержание которых связано с миром взрослых [5].

Д.Б. Эльконин подчеркнул, что игра реализует потребности ребенка «действовать как взрослый»[16]. Только в игровых действиях в полной мере проявляется способность детей моделировать человеческие отношения, происходит социализация личности при исполнении социальных ролей.

Как правильно заметил Ушинский, игра представляет собой мощный образовательный инструмент, созданный самим человеком, поэтому он отражает реальную потребность в человеческой природе. Но он не связывал потребность в игре с каким-либо конкретным историческим периодом жизни общества [18].

А.С. Макаренко считал детские игры важными для развития ребенка как для реальной работы взрослого. Однако отметил он, только игра является педагогически ценной, в которой ребенок активно действует, мыслит, строит, объединяет, моделирует человеческие отношения. В этих условиях ребенок может играть разные роли в игре: быть лидером, исполнителем, создателем, находить условия для идентификации своих способностей и жизнедеятельности [5].

Таким образом, основные положения исследования позволили указать, что игровая деятельность представляет собой динамическую систему взаимодействия ребенка с окружающей средой, в которой происходят его знания, усвоение культурно-исторического опыта и формирование личности ребенка. Специфика игровой деятельности заключается в том, что ее производительность определяется активным функционированием воображения детей и межличностной коммуникации. Игра - конкретное проявление индивидуальной и коллективной игры ребенка, которая имеет конкретный исторический, многогранный, творческий и многофункциональный характер.

Игра играет значительную роль в  процессе развития ребенка и формирования его как личности. Для дошкольников игра является ведущей деятельностью. По этому поводу К.Д. Ушинский писал: «Если говорят, что игры подразумевают будущий характер, будущую судьбу ребенка, то это правильно в двояком смысле: не только игра раскрывает наклонности ребенка, но сама игра оказывает большое влияние на развитие детских способностей и склонностей, а соответственно, и на будущую судьбу »[8, 28].

Поэтому в игре развиваются не только ментальные процессы: мышление, язык, внимание, память, но и такие важные личностные качества, как концентрация, настойчивость, способность придерживаться определенных правил. Средства игры воспитываются такими чувствами, как  сострадание, умение прийти на помощь. Следовательно, благодаря игре мир реализованный ребенком вокруг себя значительно расширяется.

Дети играют с энтузиазмом в любой игре, поэтому использование игровой формы часто приводит к тому, что дети даже не замечают влияния взрослых на их образование и воспитание. Они увлечены самой игрой, им просто любопытно. Так, как заметил Л.С. Выготский, «подчиняя поведение всем известным условным правилам, игра учит разумному и сознательному поведению. Она первая школа мысли для ребенка ...» [2, 127].

2. Виды игровой деятельности старших дошкольников.  Особенности сюжетно-ролевых игр в ДОУ

Одна из первых классификаций игры принадлежит К. Гросу. Он разделил игры на две группы:

1) экспериментальные. К ним относятся моторные, сенсорные, эмоциональные игры, интеллектуальные, упражнения для формирования свободы. У этих игр есть свои инстинкты,  обеспечивающие функционирование организма как целостного объекта и определяющие содержание игр;

2) специальные. Эта группа включает игры, в ходе которых разрабатываются необходимые для использования в различных сферах жизни способности.

Швейцарский психолог Дж. Шажев выделил:

- игры-упражнения;

- символические игры

- игры по правилам.

Американским исследователем Катриной Гарви была предложена более детальная классификация игр:

- игры с движениями и взаимодействием;

- игры с предметами;

- языковые игры (создание детских рифмованных произведений - песни, разговоры и т. д.);

- игры с социальным материалом («драматические» или «тематические»);

- игры в соответствии с правилами, данными взрослыми;

- ритуальные игры (основанные на движениях, игровых предметах, языке, социальной конвенции).

Новоселов С. классифицировал игры таким образом:

1) независимые игры (по инициативе детей):

- экспериментальные игры;

- сюжетные игры;

2) игры, которые возникают по инициативе взрослого, который использует их в образовательных целях:

- образовательные игры (дидактические, сюжетно-дидактические, мобильные);

- развлекательные игры (игры-развлечения, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театральные постановки);

3) игры, в которых есть свои исторические традиции этнической группы (фолк). Может возникнуть по инициативе взрослого, старшего возраста.

Современная педагогика чаще всего используется в такой классификации игр:

1. Творческие игры.

2. Игры по правилам.

Отдельная группа состоит из народных игр.

Таким образом, условно можно выделить  следующие типы игр старших дошкольников[14]:

  • Игры по инициативе ребенка (творческие):
  • Игры по взрослой инициативе с установленными правилами (дидактические, мобильные);
  • Народные игры (созданные людьми);
  • Сюжетно-ролевые игры.

Общая классификация игр в ДОУ представлена в Приложении А.

Игры называются творческими, потому что сами дети определяют цель, содержание и правила игры, которые отражают главным образом окружающую жизнь, человеческую деятельность и отношения между людьми. Большинство творческих игр - это ролевые игры «от кого-то» или «во что-то». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т. д. Понимая, что игра не настоящая жизнь, дети в то же время действительно чувствуют свою роль, откровенно демонстрируя свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимая игру как важный бизнес. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями сюжетная ролевая игра оставляет глубокий след в голове ребенка, что влияет на его отношение к людям, работе и даже жизни.

Игры с правилами. Такие игры позволяют систематически учить детей, развивают определенные навыки, такие игры очень важны для умственного и физического развития, образования характера и воли. Без таких игр в детском саду было бы трудно провести воспитательную работу. Дети играют в игры по правилам взрослых. Многие из них передаются из поколения в поколение, но педагоги, выбирая игру, должны учитывать требования настоящего [8, c. 21].

По содержанию и методам игры правила делятся на две группы: дидактические и мобильные.

Дидактические игры в первую очередь способствуют развитию умственных способностей ребенка, поскольку они содержат умственную задачу, решение которой является смыслом игры. Они также способствуют развитию чувств, внимания, памяти ребенка, логического мышления. Заметка. Хотя дидактическая игра является эффективным методом предоставления знаний, она не должна трансформироваться в тренировочную сессию. Игра будет захватывать ребенка, только если это приносит радость и удовольствие.

Важная роль и один из основных видов игровых действий для дошкольников - это игровые игры.

Сюжетная ролевая игра - это деятельность, в которой дети берут (трудится) или налагают на себя трудовые или социальные функции взрослых и в специально созданных ими играх, мнимых условиях, воспроизводящих (или имитирующих) жизнь взрослых и взаимосвязь между ними.

В этой игре наиболее интенсивно формируются все ментальные качества и характеристики личности ребенка [10].

Играя роль ребенка, ребенок подчиняется этой задаче всеми своими неотложными, импульсивными действиями.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные объекты используются как другие, мнимые; ребенок берет на себя роль недостающих символов. Эта практика действий в изобретенном пространстве способствует тому, что дети становятся способными к творческому воображению.

Ролевая игра возникает во время исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Игра является социальной по происхождению и по своей природе. Его появление происходит не из-за действий любых внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе.

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую примеряет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека ("Я – космонавт", "Я - мама", "Я - доктор"), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.

Для того, чтобы ребенок взял на себя роль какого-либо другого человека, необходимо выделить в этом человеке характерные признаки, присущие только ей, правила и способы ей поведения. Только тогда, когда ребенок достаточно четко представляет рисунок поведения персонажа, роль может быть взята и выполнена ребенком в игре. Если мы хотим, чтобы дети примеряли на себя роли врачей, летчиков или учителей, нужно, прежде всего, чтобы они выделили для себя правила и способы поведения этих персонажей. В том случае, если этого нет, если то или иное лицо просто обладает известной привлекательностью для ребенка, но его функции, его отношения с другими и правила его поведения не ясны, роль не может быть выполнена.

В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше все зависит от родителей и других взрослых, если они много играют с ребенком, ее игры постепенно становятся все более сложными и интересными. Как правило, дети с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой, если только она не слишком сложная для ребенка. Играя с взрослым, ребенок подражает ее, эмоционально вовлекается в разыгрываемых взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает все более сложные формы игрового поведения.

Ролевая игра возникает во время исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе социальных отношений. Игра носит социальный характер и по своей природе. Его внешность не связана с действиями любых внутренних, врожденных, инстинктивных сил, но с определенными условиями жизни ребенка в обществе.

Центральным пунктом ролевой игры является роль, которую ребенок думает о себе. В то же время он не просто называет себя соответствующим взрослым («я астронавт», «я», «я врач»), но, что самое важное, действует как взрослый, чья роль он взял на себя. Действуя как взрослый, ребенок словно отождествляет себя с ним. Из-за той роли, которую играет игра, ребенок связан с миром взрослых. Это играющая роль в концентрированной форме, которая воплощает отношения ребенка с обществом.

Для того чтобы ребенок мог взять на себя роль какого-либо другого человека, необходимо выделить в этом человеке характерные черты, присущие только ей, правилам и способам ее поведения. Только когда ребенок четко показывает характер поведения персонажа, роль может быть выполнена и выполняться ребенком в игре. Если мы хотим, чтобы дети пытались выполнять свои роли в качестве врачей, пилотов или учителей, в первую очередь, им необходимо установить для них правила и поведение. Если это не так, если тот или иной человек просто имеет определенную привлекательность для ребенка, но его функции, его отношения с другими и правила его поведения не ясны, эта роль не может быть выполнена.

Самые простые ролевые игры играют практически все дети. И тогда все зависит от родителей и других взрослых, если они много играют с ребенком, ее игры постепенно становятся все более сложными и интересными. Дети, как правило, рады быть включенными в игру, предлагаемую мамой или папой, если это не очень сложно для ребенка. Играя со взрослым, ребенок имитирует ее, эмоционально втягивается во взрослое событие и постепенно осваивает все более сложные формы игрового поведения.

Поэтому, во-первых, новый уровень игры достигается именно в сочетании с взрослыми играми, и только постепенно на этот уровень напрягается спонтанная игра ребенка.

Важной особенностью ролевой игры является то, что ей нужны товарищи. Смысл действия игры заключается в развертывании отношений, совместном воссоздании реальной человеческой деятельности. Во время игры ребенок осознает, что деятельность требует определенных обязанностей и ряда прав: обязательства налагаются на роль игры, а права регулируются отношениями с друзьями. Поэтому дошкольник учится координировать свои действия, фокусироваться на сверстниках, вести себя в соответствии с общей ситуацией в игре, подчиняться требованиям партнеров, полагаться на свои возможности.

В результате формируются социальные чувства - сорадость, сочувствие, чувство своей причастности к другим. Выбор ребенком того или иного поведения зависит от многих факторов:

 • состав группы;

• оценка собственных возможностей;

• уровень его притязаний;

• опыт предыдущей деятельности.

Общаясь с товарищами, малыш учится работать вместе, подчиняться, управлять, распределять функции и, главное, - радоваться общению, получать удовольствие от процесса игры. Межличностные отношения - это относительно устойчивая система отдельных, осознанных и эмоциональных связей между членами контактной группы.

Среди ведущих критериев развития межличностных отношений выделяют:

• эмоциональный;

 • оценочный;

• функциональный.

Итак, хорошие отношения ребенка со сверстниками - одна из важнейших внутренних условий развития индивидуальности дошкольника, поэтому они непосредственно влияют на формирование эмоций, мотивов, самосознания.

На каждом этапе развития ребенка (младший, средний, старший дошкольный возраст) есть свои особенности сюжетно-ролевой игры. В старшем дошкольном возрасте ребенок осознает: взрослый человек не остается равнодушным к ее влиянию, отвечает на них определенным образом. Старший дошкольник проиграет в сюжетно-ролевой игре различные ситуации, связанные с человеческими отношениями, всю систему действий в этих ситуациях, всю систему последствий этих действия для себя и окружающих.

В сюжетно-ролевой игре ребенок действует сначала действенно, эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. По сравнению с предыдущими этапами существенные изменения претерпевает содержательный компонент игровой деятельности - усложняется и разнообразнее сюжет игры как ее основной стержень, он все больше приближается к реальному жизненному контексту. Структура сюжетов совершенствуется за счет различных способов творческого сюжетосторения. С помощью взрослого формируются интересные, логически оправданные, приближенные к современной жизни игровые замыслы, совершенствуются умения ребенка изображать и передавать смысл жизненных впечатлений. Ребенок все чаще воспроизводит в сюжете разносторонние ролевые связи, проявляет гибкость, умение изменять ролевые действия.

 Совершенствуется процессуальный компонент сюжетно-ролевых игр: растет способность дошкольника к самоорганизации, планирования игровых действий, способность делегировать полномочия организатора игровой деятельности наиболее компетентному участнику. Спецификой сюжетно-ролевой игры ребенка становится потребность в товарищах, без которых она теряет для нее смысл. При общении со сверстниками во время игры дошкольник учится сотрудничать, управлять, подчиняться, распределять функции, чувствовать себя как член группы,  осуществлять честно, сохранять свои особенности. Переживают значительные изменения в способности дошкольников выполнять оценочные  и контрольные действия: самооценка становится обоснованной, обогащается опыт нормативных и оценочных действий, обогащается привычка выполнять качественное описание их игровых действий и поведения.

Заключение

Итак, игра является важной и самой доступной формой деятельности дошкольников, средством самовыражения. Она наиболее соответствует их физическим и психическим возможностям. Средствами игры формируется личность ребенка. Игра выступает важным средством обучения и воспитания детей, подготовки их к школе и будущей жизни.

Выделяют  игры по инициативе ребенка (творческие), игры по взрослой инициативе с установленными правилами (дидактические, мобильные),  народные игры (созданные людьми), сюжетно-ролевые игры.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для ребенка. Это объясняется тем, что в игре ребенок чувствует внутреннюю свободу, подвластность ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности достигается очень трудно. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действиями в представлении, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального ощутимого результата. Результаты игры не продуктивны, они условны, поскольку в процессе игры ребенок почти ничего не вносит, не изменяет окружающую среду. Результатом игры, как деятельности, является удовлетворение ребенка. Итак, все это расширяет его мир и обеспечивает эмоциональный комфорт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликации из разнообразных материалов».

Данная матодическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликации из разнообразных материалов», поможет многим педагогам и родителям предл...

методическая разработка "Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр"

В методической разработке описаны методические приёмы руководства и примеры планирования в течении дня подвижных игр с целью развития у детей произвольного внимания....

Методическая разработка: «Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»

План 1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей3. Использование музыкально-дидактических игр и упражнен...

Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры...

Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры «Служба спасения МЧС».

Каждый день в нашей стране возникают те или иные чрезвычайные ситуации: пожары, наводнения, землетрясения и т. д. Люди, которые приходят нам на помощь в этих ситуациях-спасатели, люди смелы...

Тема самообразования:Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Социальная природа ролевой игры очень важна!Ведь игра-универсальный способ жизнедеятельности ребенка.Все знания и умения,которые дети получают  в разных видах деятельности, находят отражение в иг...