Главные вкладки

    Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры «Служба спасения МЧС».
    методическая разработка по обж (подготовительная группа)

    Каленская Алина Владимировна

     

    Каждый день в нашей стране возникают те или иные чрезвычайные ситуации: пожары, наводнения, землетрясения и т. д. Люди, которые приходят нам на помощь в этих ситуациях-спасатели, люди смелые, решительные, сильные и мужественные, готовые пожертвовать собственной жизнью ради других. В процессе сюжетно-ролевой игры «Служба спасения МЧС», мы не только обыгрываем разные ситуации с детьми и находим способы их решения, также воспитываем в наших детях навыки сотрудничества, отзывчивость, уважение к людям, решительность,смелость. Целью игры является: закрепление знаний детей по пожарной безопасности, ПДД,  оказание первой медицинской помощи, воспитание у детей потребности в заботе о своей безопасности.

     

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста

    в процессе сюжетно-ролевой игры «Служба спасения МЧС».

    Цель: способствовать развитию произвольности и навыков коллективной деятельности как факторов готовности к школьному обучению.

    Задачи:

    Познавательные:

    Познакомить детей с содержанием работы службы спасения (цель – предмет труда - инструменты, оборудование - трудовые действия - результат).

    Обучающие:

    Учить моделировать игровые взаимодействия в подгруппах из 5-7 детей (сговор,  распределение ролей, сюжетосложение, ролевой диалог).

    Дать представление о гуманной направленности работы спасателей, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.

    Учить способам устранения межличностных конфликтов, возникающих в процессе игры.

    Развивающие:

    Развивать связную монологическую речь (составление книжек - самоделок о профессиях МЧС).

    Развивать самостоятельность в подготовке оборудования к игре, в разрешении конфликтов,

    возникающих в процессе игры.

    Развивать навыки контроля, самоконтроля и самоанализа («Каким я был в игре»).

    Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательность, ответственность, смелость при выполнении роли.

    Воспитывать уважение к людям, спасающих других людей.

    Предполагаемый результат:

    Ребенок:

    - называет основные профессии МЧС, трудовые действия людей этих профессий,

    понимает и передает в игре отношения подчиненности между профессиями и должностями;

    - умеет взаимодействовать в подгруппе (совместный сговор на игру, бесконфликтное

    распределение ролей, совместное составление сюжета, подготовка оборудования,

    подчинение правилам);

    - владеет приемами регулирования конфликтов (жеребьевка, считалка, очередность,

    подчинение меньшинства большинству, уважение к мнению большинства);

    - может участвовать в устойчивых игровых объединениях длительное время;

    - может дать оценку выполненной роли («Каким был командиром Миша», «Каким диспетчером был я»)

    - может связно, последовательно рассказать о труде людей службы спасения и его значении.

    Общая схема руководства сюжетно-ролевой игрой

    I этап - подготовительный (накопление знаний о содержании игры и основных моментах её организации)

    Задачи этапа

    1. Выявить знания, умения, навыки, которые имеются у детей

    2. Обогащать знания детей об окружающем мире, создавать яркие представления, которые они стремились бы воплощать в игре, знания о действиях, об отношениях людей.

    Формы работы

    Чтение художественной литературы, экскурсии. Познавательный вечер «Сейчас узнаем …»

    «Встреча с интересными людьми»

    Внесение и знакомство с атрибутами профессий, изготовление атрибутов для игры

    Дидактические игры на закрепление: "Кому что нужно для работы", "4-й лишний"

    Наблюдение за игрой старших детей с последующей беседой "Что сначала, что потом"

    Изо.деятельность и художественный труд

    Ожидаемый результат

    Знание основных трудовых действий.

    Знание основных компонентов игры (сговор, распределение ролей, выбор сюжета, подготовка оборудования, выполнение роли, правил ролевого поведения).

    Интерес к предстоящей совместной сюжетно-ролевой игре

    II этап - исполнительский (формирование игровых умений)

    Задачи этапа

    1. Формирование умений сговариваться на игру, договариваться об общем направлении развития сюжета.

    2. Обучение игровым действиям согласно замыслу игры.

    3. Обучение правилам поведения для разрешения возникающих конфликтов в ходе подготовки и самой игры.

    Формы работы

    Моделирование возможного развития сюжета с использованием сюжетных картинок

    Беседа "Для чего нужна считалка" и пр.

    Рассказ воспитателя "Как мы играли в детстве"

    Игры – драматизации (на основе литературного произведения либо рассказа воспитателя о том, как она играла в детстве – спасала животных)

    Словесная игра «Разговор по телефону» (развитие ролевого диалога, взаимодействие в парах)

    Непосредственное участие воспитателя в игре с одним ребенком (вначале - выполнение ведущей роли, затем - второстепенной роли).

    Индивидуальные беседы с каждым ребенком относительно выполнения им выбранной роли (цепочка игровых действий согласно развертыванию игры – что ты делаешь в этот момент игры, и т.д.)

    Конкурс на интересные предложения относительно ролевых действий и игровых ситуаций.

    Беседы о правилах игры, о ролевых взаимоотношениях (главные и второстепенные роли, отношения подчинения) с использованием модели (большой круг – главная роль, маленький круг – подчинение)

    Выполнение воспитателем роли в игре – не ведущей, но главной по сути, например: командир службы спасения, диспетчер, чтобы в рамках игрового поведения решать возникающие конфликты между детьми

    Ожидаемый результат

    Ребенок самостоятельно готовит игровую среду.

    Владеет способами распределения ролей.

    На основе моделей совместно с другими детьми составляет сюжет игры.

    Подчиняется правилам согласно роли.

    Умеет вести ролевой диалог.

    Выполняет цепочку игровых действий.

    Контролирует свое поведение и поведение своих товарищей в игре, делает анализ и самоанализ ролевого поведения.

    III этап - презентация (самостоятельные творческие игры)

    Задачи этапа

    1. Обогащать детей новыми впечатлениями для развития сюжета.

    2. Изучать личность ребенка с целью дальнейшей коррекции игрового взаимодействия.

    Формы работы

    Внесение либо изготовление новых атрибутов для игры

    Составление книжек-самоделок для развития сюжета игры

    Составление рассказов по книжкам-самоделкам

    Отслеживание и чередование выполнения каждым ребенком главной и второстепенной роли.

    Беседа с детьми о качестве выполнения принятой на себя роли: "Каким ты был в игре?", "Что задумал сыграть, что получилось или не получилось, почему?"

    Ожидаемый результат

    Ребенок старается владеть своими чувствами и желаниями в ходе игры, считается с мнением сверстников.

    Получение детьми положительных эмоций от игры, сплочение детского коллектива.

    Технологическая карта сюжетно-ролевой игры "Спасатели спешат на помощь"

    I этап. Направление: Накопление знаний о содержании игры и основных моментах её организации.

    Задачи:

    1.Познакомить с основными действиями (командира службы спасения, диспетчера, полицейского, врача).

    2.Обогащать содержание через воссоздание разных событий в игре –драматизации.

    3.Познакомить с основными моментами организации совместной игры.

    Формы работы

    Познавательный рассказ о спасателях.

    Д/и «Кто что делает?».

    Экскурсия в медицинский кабинет, в пожарную часть. Встреча с интересными людьми

    (пожарный, врач, спасатель МЧС).

    Рассказ педагога «Мои детские игры».

    «ЧС и их предотвращение».

    Беседы:

    «Как распределить роли» (по считалке, жребию, очереди, ).

    Познавательная деятельность

    Энциклопедии: «Всё обо всём», «Почемучка»

    Ознакомление с художественной литературой

    Б. Житков «Пожар на море», «Помощь идет». С. Михалков «Дядя Степа- милиционер».

    Художественно-продуктивная деятельность

    Оформление альбомов: «Пожарные», «Спасатели», «Полиция», «Мед. служба».

    Изготовление кубика «Чрезвычайные ситуации».

    Игровая деятельность

    Настольные игры: «Пожарный номер - 01», «Час пик».

    Драматизация эпизодов из рассказов

    Настольные игры: «Кому что нужно», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний».

    Предполагаемые роли

    Командир спасательной службы. Пожарные. Полицейские. Врачи. Диспетчер. Спасатели. Водитель.

    Игровые ситуации

     «Пожар в доме». «Взрыв газа». «Носовое кровотечение» «Закрылась дверь квартиры».

    «Спасение людей из под обвала». «Боевая тревога».

    Словарный минимум

    Сигнал SOS – спасите наши души.

    Авария, аварийная защита, бактерия, респиратор.

    II этап. Направление: Формирование игровых умений.

    Задачи:

    1.Создать условия, способствующие придумыванию новых событий.

    2.Научить комбинировать разнообразные события, выстраивая творческий сюжет.

    3.Развивать диалогические умения (в парах)

    4. Формировать оценочное отношение к выполнению роли

    Познавательная деятельность

    Рассматривание карты России: (реки, моря, океаны).

    Рассматривание иллюстраций по теме «Пожар».

    Составление мини- докладов о профессиях МЧС

    Рассматривание иллюстраций «Спасатели». Познавательный рассказ: «История о необычных аз-буках» (азбука Морзе, семафорная азбука).

    Художественно-продуктивная деятельность

    Комбинирование сюжетов знакомых рассказов.

    Изготовление мнемотаблиц последовательности работы спасателей, пожарных, врачей, диспетчера,

    Беседа: «Каким я был командиром, пожарным ,врачом, спасателем».

    Изготовление альбомов для творческого рассказывания о ситуациях

    Конструирование из Лего: «Рация», «Пожарная машина», «Машина спасателей».

    Рисование «Спасатели спешат на помощь». Изготовление атрибутов для пожарного – шланг; огнетушитель.  Для врача – кислородную маску.

    Игровая деятельность

    Игра – импровизация «Помощь по телефону – носовое кровотечение».

    Моделирование линии сюжета в виде последовательно выложенных сюжетных картинок, либо мнемотаблиц.

    Разговор по телефону – вызов МЧС.

    Педагог берет на себя роль диспетчера в игре.

    Игровые ситуации

    «Учение пожарных». «Ребенок потерял сознание, не открывается дверь». «Спасение людей вакциной при эпидемии».

    Словарный минимум

    Водосброс, завал, убежище. Рация. Чрезвычайная ситуация. Лавина. Паника Изолятор. Эвакуация. Экспертиза. Изолятор. Инфекция. Опасная зона

    III этап. Самостоятельные творческие игры.

    Задачи:

    1.Создать условия для дальнейшего поддержания интереса к игре.

    2.Наблюдать за игрой детей с целью коррекции игрового взаимодействия.

    Познавательная деятельность

    Просмотр телепередач ЧС. Подготовка  мини – докладов о профессиях МЧС

    Художественно-продуктивная деятельность

    Чтение стихов, шуток.

    Подбор иллюстраций и рисование к сюжетам песен и стихов.

    Игровая деятельность

    Объединить в парах детей с различным уровнем развития поведенческих и игровых навыков.

    Следить за тем, чтобы каждый ребенок проиграл как главную, так и второстепенные роли.

    Игровая ситуация «Незнакомец постучал в дверь».

    Словарный минимум: огнетушитель, пожарный рукав, гаси, гидрант, биперы, трос., щуп.

    Схема проведения сюжетно-ролевой игры

    1. Мотивация детей на игру (внесение нового атрибута, рассматривание иллюстраций, чтение (художественной литературы либо адаптированный материал событий из газет, познавательный рассказ воспитателя «Как мы играли в детстве» и пр.). Вопрос: Вы хотите с этим (в это, также …) поиграть?

    2. Беседа:

    - Какие роли мы должны сыграть?

    - Какое оборудование нам понадобится?

    3. Определение сюжетной линии (в случае, если это – не драматизация). Желательно составить модель, либо последовательно выложить мнемотаблицы.

    4. Распределение ролей. Воспитатель предлагает самостоятельно договориться о том, кто кем будет, напоминает способы (по желанию, считалке, жеребьевке). На начальном этапе педагогу рекомендуется индивидуально с каждым ребенком обговорить его игровые действия в разные моменты проигрывания сюжета. Напоминание правил (отношения подчиненности ролей)

    5. Подготовка оборудования.

    6. Обыгрывание сюжета.

    7. Анализ игры. Командир спасательной службы дает оценку каждому члену команды, себе, аргументирует ее. Далее, члены команды также делают самооценку и оценку действиям командира. ( «Как я исполнил роль? Каким получился командир? Как исполнили свою роль другие дети? Получилось ли сыграть то, что задумали? Почему (да или нет)?)

    Конспект проведения сюжетно ролевой игры "Спасатели спешат на помощь"

    на основе рассказа воспитателя

    Цель: показать основные моменты организации и проведения игры, обогащать игровые действия и сюжет.

    Игровые атрибуты: запись со звуками взрыва, сирены пожарной машины, скорой помощи, атрибуты для игр в пожарных, врача, полицейского, диспетчера ,игрушечные сотовые телефоны, рация ,макет телевизора.

    Ход:

    - Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Вчера по телевизору я смотрела передачу о спасателях, помогающих людям, попавшим в трудную ситуацию после взрыва дома (просмотр передачи).

    Какие они настоящие спасатели? (сильные, отважные, смелые, умные …)

    Мы тоже в детстве играли в спасателей. Саша и Коля часто спорили кто будет командиром спасательной команды. Потом они договорились быть командиром по очереди. Остальные дети взяли на себя роли диспетчера, спасателя- пожарного, спасателя – врача, спасателя – полицейского. Когда мы построили штаб мы обговорили как мы будем играть. Решили, что сначала будем спасать людей из горящего дома. Командир собрал всех членов команды, чтобы провести «развод» - совещание. Командир дал задание каждому члену команды: диспетчер – принимает вызовы о происшествии, дает сигнал тревоги; спасатели быстро садятся в машину и отправляются к месту происшествия. Когда мы прибыли к месту происшествия командир отправил спасателей на разведку. Спасатели надели противогазы и вошли внутрь горящего дома. Они обнаружили баллон газа и людей в доме, о чем сообщили командиру по рации. Командир отдал приказ – приступить к тушению пожара, начать развертывание пожарного рукава, приступить к эвакуации людей. Спасатели начали тушить пожар. Командир вызвал по рации спасателей – врачей, чтобы срочно оказать медицинскую помощь пострадавшим. Командир связался по рации с диспетчером, чтобы он прислал дополнительную машину для пострадавших. Спасатели – врачи оказали первую медицинскую помощь людям, пожар потушили, людей эвакуировали в безопасное место. Спасатели – пожарные свернули пожарные рукава, спасатели – полицейские приступили к выяснению того от чего произошел пожар. .После этого все спасатели заняли свои места в машине и отправились в штаб. Там командир поблагодарил всех за службу.

    Хотите поиграть в спасателей МЧС?

    Давайте придумаем как мы будем играть. Что у нас случится? Может быть нам поможет наш кубик? (бросаем кубик – усложнение))

    1.Выпала ситуация «Обрушился дом» Отчего обрушится дом в нашей игре? ( взорвался газ). Кто – то пострадает от взрыва? (мужчина)А из чего мы сделаем дом? (мягкие блоки) Кто нам будет еще нужен в игре? (команда спасателей) Что они будут делать? (осмотрят завал, вытащат пострадавшего, потушат пожар) Что им нужно для работы? (каски, трос, багор, лопаты…) Кто будет принимать вызовы? (диспетчер по телефону). Что будет с пострадавшим? (перелом ноги)

    Еще какие ситуации мы разыграем? (бросаем кубик)

    2. «Закрылась дверь квартиры»

    3. «Спасаем собаку, попавшую в колодец»

    Кто кем хочет быть? Дети распределяют роли, при необходимости воспитатель помогает.

    Командир спасателей распределяет роли в своей команде, строят диспетчерскую, машину спасателей, пожарную машину, машину скорой помощи, готовят оборудование.

    Командир спасателей приглашает всех членов команды для прохождения инструктажа «развода» :

    -При пожаре взять огнетушитель, начать тушить пожар

    - При обрушении здания разобрать завалы, освободить людей

    - Если есть пострадавшие оказать медицинскую помощь.

    Поступает звонок в диспетчерскую. Внимание! Командир спасателей! Срочно на вызов! Обрушение дома по улице Детской, 5. Внимание! Скорая помощь! Нужна помощь, обрушение дома по улице Детская, 5

    Спасатели выезжают, тушат пожар, достают человека, оказывают медицинскую помощь, возвращаются на базу. Проводят тренировки. Диспетчер объявляет другую ситуацию.

    Анализ игры:

    - Каким был командир?

    -Правильно выполняли задание диспетчера пожарные, спасатели, врачи?

    - Получилась игра? Что получилось?

    - Что понравилось?

    - С кем было играть интересно?

    - С кем выходили конфликты? Кто не подчинялся правилам игры?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практико-значимый проект «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры »

    Практико-значимый проект«Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возрастав процессе сюжетно-ролевой игры »...

    Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

    Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

    Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

    Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры...

    Методическая разработка «Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно - ролевых игр»

    Игра является важной и самой доступной формой деятельности дошкольников, средством самовыражения. Она наиболее соответствует их физическим и психическим возможностям. Средствами игры формируется лично...