Главные вкладки

    методическая разработка "Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр"
    методическая разработка на тему

    В методической разработке описаны методические приёмы руководства и примеры планирования в течении дня подвижных игр с целью развития у детей произвольного внимания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_podvizhnym_igram.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЕТРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

                                                        ВОСПИТАТЕЛЬ ГБДОУ 38

                                                         ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

                                               САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР

    Цель:-разработать и апробировать  педагогическую технологию развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр.

    Решение поставленной задачи предполагается через следующую последовательность задач:

    Задачи :

    1.Разработать содержания и проведения комплексной развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития у них произвольного внимания посредством  подвижных игр.

    2.Создать условия для всестороннего развития ребёнка в процессе подвижных игр.

    Были предварительно проанализированы доступные методические разработки и авторские исследования развития внимания в процессе подвижных игр.

    -А.А.Осипова «Диагностика и коррекция внимания».Программа развития внимания для детей старшего дошкольного возраста.

    -М.А.Рунова «Движение день за днём»

    -Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина программа «Старт»

    -Э.Я. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр»

    Данные разработки анализировались с целью выявления методов и приёмов организации процесса  развития произвольного внимания в подвижных играх.

    Исходя из анализа методической литературы была разработана педагогическая технология, состоящая из 3-х этапов:

    1.Создание условий для организации подвижных игр для развития внимания.

    2.Развитие всех видов внимания,в первую очередь слухового,зрительного и двигательного; развитие свойств внимания,в особенности его объёма,устойчивости,концентрации,а также способности к переключению и распределению внимания.

    3.Развитие у детей самостоятельности и умения планировать свои действия.

    На первом этапе было необходимо  создать условия для организации подвижных игр,направленных на развитие произвольного внимания. Для этого была создана картотека подвижных игр направленных на развитие внимания. В данную картотеку были включены подвижные игры и игровые упражнения направленные на развитие реакции, слухового,зрительного и двигательного внимания,а также игры развивающие объём внимания, его устойчивость,концентрацию, способности к переключению и распределению внимания. Также были включены игры развивающие самоконтроль,волю, умение планировать свои действия.

    Также на этом этапе была осуществлена подготовка развивающей среды к проведению подвижных игр. Были подготовлены необходимые пособия и атрибуты, были проанализированы и устранены возможные причины детского травматизма в групповом помещении и на участке.

    Также была проведена работа для повышения у детей интереса к подвижным играм. Для этого дети были включены в процесс подготовки и изготовления пособий к играм, например масок,пиктограмм, ориентиров. Все пособия были размещены в групповом Центре двигательной деятельности в доступном для детей месте, чтобы дети имели возможность играть не только под руководством педагога,но и самостоятельно.

    Также на данном этапе была проведена беседа с детьми с целью выяснения игрового опыта и игровых предпочтений детей. Детям задавались следующие вопросы:

    -В какие игры вы любите играть?

    -Нравятся ли вам игры,где надо бегать,прыгать,соревноваться?

    -Почему?

    -А какие игры вы знаете?

    -А откуда вы знаете такие игры,кто вас научил?

    -Как надо играть в эти игры?

    -Как надо играть чтобы игра получилась?

    -Зачем надо играть честно?

    -Что будет если не соблюдать правила?

    На первом этапе работы была проведена консультация для родителей. В её ходе  родителям был презентован материал по теме «Особенности развития  внимания у детей старшего дошкольного возраста» и «Использование подвижных игр для развития внимания у детей». Также родителям была предложена картотека подвижных игр, направленных на развитие внимания, которые можно проводить в домашних условиях, а также методические рекомендации для их проведения.

    В ходе второго этапа были организованы специальные тренинги,которые состояли из подвижных игр,направленных на развитие всех видов внимания,в первую очередь слухового,зрительного и двигательного; развитие свойств внимания,в особенности его объёма,устойчивости,концентрации,а также способности к переключению и распределению внимания. Подвижные игры проводились как с группой детей,так и индивидуально с детьми имеющие наиболее серьёзные трудности в развитии внимания.

    Данные игры проводились ежедневно на прогулке,в ходе физкультурных занятий, а также в групповом помещении в течении дня. Игры проводились комплексно и в определённой последовательности. Поскольку двигательная деятельность сопряжена с достаточными физическими нагрузками,необходимо было учитывать степень активности игр и чередовать игры с разной нагрузкой.

    Игры вводились с определённой последовательностью: В первую очередь вводились подвижные игры направленные на развитие реакции,слухового внимания,сенсорного и двигательного внимания и только после этого водились игры развивающие отдельные свойства внимания. Также учитывался и принцип комплексности, то есть сразу решалось несколько задач развития. Выбранные игры направленны не только на развитие внимания,но и на развитие  других познавательных процессов: восприятия,памяти,мышления,речи,воображения, что усиливает их развивающий эффект. За один раз проводится от одной до  трёх игр,направленных на развитие разных свойств внимания. Количество игр проводимых за один раз  зависит от сложности, знакомости игры,времени которого она требует. За один раз проводятся подвижные игры должны быть разными по нагрузке,знакомости,сложности и задачам,которые она решает.

    Примерный вариант сочетания игр:

    1.Подвижная игра, направленная на развитие слухового внимания, реакции на сигнал большой или средней подвижности.

    2.Подвижная игра требующая от детей максимальной концентрации

    3.Подвижная игра направленная на решение разнообразных задач развития внимания средней или малой подвижности.

    Новая игра вводится первой или второй. В первую очередь проводятся игры направленные на активизацию внимания, а затем уже игры на развитие свойств этого процесса. Самыми последними проводятся малоактивные и хорошо освоенные игры. Игры,вызывающие у детей трудности проводятся после игр активизирующих внимание детей. Если при освоении подвижной игры у детей возникают трудности необходимо упростить игру и играть по упрощённым правилам до тех пор пока большинство детей не справятся с задачей. По мере освоения подвижной игры вводятся усложнения, которые способствуют поддержанию интереса к игре и дальнейшему развитию внимания.

    Также на этом этапе необходимо учить детей самостоятельно без участия взрослых играть в подвижные игры. Для этого в работу включаются игры по желанию детей и как можно чаще давать детям роль ведущего. На этом этапе очень важна оценка взрослого, в данном случае оценивать нужно в первую очередь то,насколько дети были внимательны,сосредоточены,а только после этого физические качества. При оценке игры нужно отмечать и волевые проявления детей,проявления инициативы,случаям сопереживания и взаимопомощи. Необходимо включать в оценку игры улучшения в развитии типа «Сегодня все успели,никто не ошибся»,а также и установки на активизацию внимания. Установки необходимо давать перед игрой при повторении правил игры,также используются и установки на будущее,направленные на последующие игры. Также данные должны сопровождаться  положительным эмоциональным фоном и быть интересными детям.

    Была разработана подобраны следующие игры,направленные на развитие произвольного внимания.

    Подвижные игры направленные на развитие произвольности внимания

    «Ручеёк»;«Обезьянка и зеркало»;«Смотри на руки»;«Слушай команду».

    Подвижные игры развивающие слуховое внимание

    «Что слышно»;«Слушай звуки»;«Узнай по голосу»;«Кукушка»;«Будь внимателен»;«Четыре стихии»;«Считай дальше»;«Слушай хлопки».

    Подвижные игры развивающие зрительное внимание

    «Найди свой кубик»; «Автобусы и остановки; «Цветные пристани»; «Где скажу-там и остановитесь».

    Подвижные игры развивающие двигательное внимание

    «Кто летает»;«По новым местам»;«Совушка-сова»;«Кого назвали, тот и ловит»;

    «Воробьи и вороны»;«Море волнуется»;«Деревья качаются»; «У оленя дом большой»; «У Маланьи,у старушки», «Ровным кругом»;«Зеваки»;«Найди игрушку»;«Разведчики»;«Съедобное-не съедобное»

    Подвижные игры развивающие объём внимания

    «Кто вернее»;«Игра с пиктограммами»;«Шапка-невидимка»;«Кто больше увидел»

    Подвижные игры развивающие переключение,распределение,устойчивость внимания

    «Зоопарк»;«Запомни ритм»;«Где чьё место?»;«Машинка»;«Повтори за мной»;«Я впереди»;«Не теряй пару»;«Меняемся местами»;«У кого больше»;«Будь внимательным»;«Не ошибись»,«Найди свой кубик»;«Быстро по местам»;«Мяч в круге».

    Подвижные игры развивающие умение планировать свои действия,следовать инструкции

    «Сделай как попрошу»; «Выбирай сам»

    Подвижные игры развивающие волевое поведение

    «Найди и промолчи»;«Молчанка»;«Пианино»;«Слушай сигнал»;«Великаны,лилипуты»;«Смешинка».

    Подобное многообразие игр объясняется тем, что часть игр предназначены для однократного проведения. Так как постоянное использование каких либо игр может привести к снижению интереса к ним. Также  существует ряд игр предназначенных для замены ими других игр. Замена на подобную,но с более упрощёнными правилами игру используется при затруднении детей. Так же замена игры на подобную ей может быть необходима при смене условий проведения,например при невозможности проведения игры на участке возможна замена на игру,решающую те же задачи,но с меньшей двигательной активностью, которую возможно провести в помещении. Так же необходимо учитывать,что часть игр проводятся с группой детей,а часть только индивидуально.

    Примерное планирование подвижных игр,направленных на развитие внимания в течении дня

    ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА

    ЦЕЛЬ

    Индивидуальная работа

    «Слушай сигнал»

    Развитие слухового внимания и волевого поведения

    Утренняя гимнастика

    «Автобусы и остановки»

    Развитие зрительного внимания,переключения внимания

    Физкультурное занятие

    «Найди свой кубик»

    «Мяч в круге»

    Развитие переключения, распределения,устойчивости внимания

    Развитие произвольности внимания,развитие концентрации внимания.

    Прогулка

    «Совушка-сова»

    «Мяч в круге»

    «Великаны и лилипуты»

    Развитие двигательного внимания

    Развитие произвольности внимания,развитие концентрации внимания.

    Развитие волевого поведения

    Вторая половина дня

    «Автобусы и остановки»

    «Кукушка»

    Развитие зрительного внимания,переключения внимания

    Развитие слухового внимания

    Вечерняя прогулка

    «Совушка-сова»

    «Не ошибись»

    «Ручеёк»

    Развитие двигательного внимания

    Развитие переключения, распределения,устойчивости внимания

    Развитие произвольности внимания

    В течении дня новые,наиболее сложные игры ,которые требуют закрепления могут повторяться по 2 раза. Игры,которые проводятся на прогулке должны включать как и знакомые,так и новые игры. При планировании подвижных игр необходимо учитывать то,что в один временной отрезок не должно быть игр одинаковых по активности и задачам. После активных игр и игр требующих большой концентрации внимания необходимо проводить менее активные игры,так как в процессе утомления и перевозбуждения концентрация внимания снижается и развивающий эффект игры пропадает.

    В ходе третьего этапа решались задачи развития у детей самостоятельно планировать свои действия и выражать их в речи,то есть развивать планирующую функцию речи,учить детей самостоятельно регулировать и направлять своё внимание,развивать его произвольность. На этом этапе проводились уже знакомые детям подвижные игры развивающие умение планировать свои действия,следовать инструкции «Сделай как попрошу»; «Выбирай сам» и  подвижные игры развивающие волевое поведение

    «Найди и промолчи»; «Молчанка»; «Пианино»; «Слушай сигнал»; «Великаны,лилипуты»;«Смешинка». Также в этот период уделялось особое внимание развитию умений детей самостоятельно организовывать подвижные игры по своей инициативе. Таким образом развивать их самостоятельность,инициативность и произвольность в поведении и внимании.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность

    Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...

    Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

    Многим из нас приходилось обращаться к ребенку со словами: «Посиди, пожалуйста, спокойно», «Постарайся выполнить работу аккуратно», но не проходит и ми...

    Практико-ориентированный проект «В гостях у сказки» для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.

    развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с СДВГ, через использование сказкотерапии...

    Игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

    Игры,направленные на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста...

    РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    С  целью развития произвольного внимания и памяти полезно использовать игры, в которых ребёнку необходимо сначала  В соответствии с правилами запомнить один или несколько объектов, а затем...

    Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Впервые научное объяснение отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше...