«Какое значение для психического развития ребенка имеют игрушки?».
консультация (младшая группа) по теме

 Селищева Татьяна Викторовна

 Материалы консультации раскрывают развитие игровой деятельности у детей. Значение игры в личностном развитии детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_igrushki_v_razvitii_detey.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для заботливых родителей и педагогов  работающие с детьми дошкольного возраста.

«Какое значение для психического развития ребенка имеют игрушки?».

Игрушка выступает как средство психического развития ребенка.

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

В младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Он внимательно разглядывает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), в которых заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета.

В этом же возрасте он получает множество игрушек  заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Многие игрушки современных детей имеют исторических прародителей, которые возникли на определенном этапе развития человечества. Уменьшенные лук и стрелы, бумеранги, ножи и т. д. имели у древних народов особое назначение. Они обучали ребенка, готовящегося к будущей жизни, конкретным орудийным действиям. В наше время эти предметы превращены в игрушки, которые, с одной стороны, как бы сохраняют функцию предмета-прародителя (лук пускает стрелу, стрела летит и попадает в цель; бумеранг возвращается; нож режет и т. д.), но, с другой стороны, уже не служат настоящими орудиями (игрушечный лук не имеет достаточной упругости, чтобы придать стреле большую скорость и силу удара; игрушечная стрела имеет тупой конец, чтобы избежать несчастных случаев; бумеранг также превращен в забаву — игрушку, вырабатывающую ловкость; игрушечный нож не имеет острого лезвия, не может резать предметы с плотной фактурой). Игрушки  копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для развития у ребенка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств, например меткости, ловкости. Те же функции исполняют игрушки, происшедшие из ритуальных предметов (например, мяч и др.).

Игрушки  копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам. Он познает их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и др.) и так называемый природный материал (шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и др.). Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов.

Большинство из перечисленных предметов может быть использовано по-разному в зависимости от сюжета игры и ситуативных задач; в игре эти предметы выступают как полифункциональные. Выступая в качестве заместителей многих предметов, они помогают ребенку уже в трехлетнем возрасте овладеть действиями замещения. Если ребенок, получая в руки предмет с закрепленной за ним функцией, действует с ним в соответствии с этой функцией и затрудняется использовать этот предмет по другому назначению, то, получая полифункциональный предмет, он легко использует его в качестве множества других предметов, которые он замещает.

Игрушка  средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки — изображения мишки, зайца, обезьяны, собаки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях.

Куклы  копии человека, имеют особое значение, так как выступают в роли партнера в общении во всех его проявлениях. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.

Какие уровни развития сюжетно-ролевой игры выделяет Д. Б. Эльконин?

На основе глубокого изучения игры детей 3—7 лет Д. Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития.

Первый уровень развития игры

  1. Центральным содержанием игры этого уровня являются главным образом действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Это действия «матери» или «воспитательницы», направленные на «детей».
  2. Роли здесь фактически есть, но они определяются действием, а не определяют его сами. Как правило, роли не называются, дети фактически не становятся друг по отношению к другу в типичные для реальной жизни отношения.
  3. Действия здесь однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций (например, кормление при переходе от одного блюда к другому). Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия, так же как и не предваряются другими действиями, например мытьем рук и т. п. Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей.

Второй уровень развития игры

  1. Основным содержанием игры, как и на предыдущем уровне, остается действие с предметом. Но в нем на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.
  2. Роли детьми называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.
  3. Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

Третий уровень развития игры

  1. Основным содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры, например обращение к повару: «Давайте первое» и т. п.
  2. Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка.
  3. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными: не только собственно кормление, но и чтение сказки, укладывание спать и т. п. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда прорываются и обычные вне-игровые отношения.
  4. Нарушение логики действия опротестовывается. Протест сводится обычно к ссылке на то, что «так не бывает». Вычленяются правила поведения, которым дети подчиняют свои действия. В этой связи показательно, что нарушение правила (порядка действий) замечается чаще со стороны, чем самим выполняющим действие. Упрек в нарушении правил огорчает ребенка, и он пытается поправить ошибку и найти ей оправдание.

Четвертый уровень развития игры

  1. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.
  2. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок ведет только одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, бесполезных.

Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. Родителям предлагается совместно с психологом разработать критерии выбора игрушки. Например:

  • соответствие интересам самого ребенка (интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают: взрослых привлекает внешняя красота, богатство, сложность деталей или описанное в аннотации развивающее значение, у детей другие приоритеты -похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга);
  • возможность что-либо с ней делать - главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки);
  • разнообразие форм активности ребенка: чем более игрушка совершенна, тем меньше простора для творчества (максимальны для преобразований мячи, кубики, пирамидки);
  • игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия, например, матрешки, пирамидки);
  • эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).
  • Сколько игрушек должно быть у ребенка?  Чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле зрения. Часто причиной детской скуки становятся сами игрушки. Их скудный ассортимент, плохое качество, неудачный цвет и даже количество. Дети нередко просто манипулируют ими (например, куклу раздевают-одевают). Ребенка же нужно научить их оживлять. И это зависит от нашей фантазии.

В одной семье праздновали день рождения сына. Каждый гость приносил по две или три игрушки. Ребенок очень радовался подаркам, складывая их на отдельный столик. Вечером, когда все гости ушли, мать увидела расстроенного сына возле горы игрушек. «Мама,— с мольбой обратился ребенок,— с чем мне теперь играть?» Нам, взрослым, кажется, что от количества игрушек зависит радость ребенка. Чем их больше, тем детство счастливее. Ребенок перестает ценить их. Отсюда и вечное канюченье «мама, купи мне игрушку», и нежелание их убирать. Уборка игрушек  один из самых распространенных поводов для конфликтов родителей и детей. Ребенок начал играть, он придумал сюжет, развивает его, преодолевает трудности, и вдруг, как гром среди ясного неба,— «тебе пора спать». Другое дело, когда ребенок разбрасывает игрушки по всей квартире и вообще не желает их убирать. Можно, конечно, его заставить, а можно использовать игру... Например, так.

Ребенок, проснувшись утром, не нашел игрушек. Мама и папа их тоже не видели. Они не стали читать нотаций, а вместе с сыном искали, беспокоились. Вечером папа вытащил из почтового ящика письмо, где игрушки писали, что они ушли. Родители очень сочувствовали малышу и помогли написать ответ игрушкам, уговорить их вернуться. В дальнейшем уборка превратилась из скучной обязанности в проявление заботы и любви.

Спрячьте на время лишние игрушки. Когда ребенок наиграется оставленными, к ним можно добавить несколько из вашего запаса. Количество игрушек для ребенка определяется его способностью связывать их в единый сюжет. Например, солдатиков, даже если их много, объединить нетрудно, а попробуйте связать солдатика и фонендоскоп

 Сейчас существует большой выбор разнообразных настольных игр и игрушек.

Выбирая игрушку  желательно, чтобы ребенку было приятно и она стала для ребенка  любимой. Важно, чтобы она символизировала нечто живое. Пусть это будет кукла или мишка, Буратино или крокодил, которые станут членами вашей семьи. Любите их, позволяйте ребенку с ними есть и спать, ходить гулять и ездить в гости. Спят с любимыми игрушками многие дети. Малыши рассказывают им сказки, поют песни — так легче засыпается; делятся своими радостями или огорчениями — у взрослого часто не хватает времени их выслушать. Детям свойственно «оживлять» игрушки — поэтому они так переживают, когда родители выбрасывают старого зайца с оторванным ухом. Вспомните поговорку: старый друг лучше новых двух. Если же ребенок попросил игрушку неожиданно — есть повод для тревоги. Может быть, ваш малыш попал в трудную ситуацию и ищет поддержки. Или он заболевает, больные дети всегда требуют, чтобы кто-то был рядом.

 Любимая игрушка для ребенка  зеркало, в которое он смотрится, чтобы осознать себя и свои поступки, на нее переносит свои отношения с окружающими.

  •  Однако для очередного занятия с ребенком необязательно бежать в магазин за новой игрой или игрушкой.  К сожалению, современные игрушки часто трудно назвать детскими  они «взрослые» и по замыслу, и по количеству деталей. Поэтому детям так трудно с ними играть. Дети хорошо понимают игры с предметами-заместителями, когда обычный карандаш может стать волшебной палочкой, конус 13 конструктора превратится в мороженое и т.д. А еще можно сыграть в новую игру со старыми игрушками, при этом они для ребенка станут еще любимей и дороже.
  • Используйте бытовые вещи. Например, с бельевыми прищепками и магнитом на веревочке, привязанными к карандашу, можно устроить рыбалку; картонную коробку из-под большого телевизора, прорезав в ней окошки, можно превратить в домик. Нестандартное использование знакомых игрушек и вещей поможет вашему малышу научиться творчески мыслить. Пробуйте мастерить игрушки вместе с детьми. Скорее всего, в своей игре они отдадут предпочтение им, нежели красивым из магазина, потому что они - часть вашего и ребенка труда, вы сделали их такими, какими хотели видеть, вы вместе старались. Хочется отметить, что дети очень любят в своих играх использовать воду, крупу, песок, камешки, шишки.
  • Старайтесь ребенка не воспитывать, а играть с ним, объясняя, как ведут себя воспитанные игрушки. Так можно объяснить правила поведения за столом на примере игры с сервировкой стола игрушечной посудой для любимого мишки. Проделав это в игре со своей любимой игрушкой, он легко усвоит взрослые правила. Для детей неуверенных нужны маленькие  игрушки. Лучше, если это будет бельчонок, зайчонок, мышка т. е. зверюшка, которую надо опекать, оберегать. Защита более слабого поможет ребенку избавиться от комплексов.

Важную роль в воспитании малыша играет сказка. Она знакомит его с окружающим миром, учит отличать добро от зла, показывает различные примеры поведения и их последствия. Вам не нравится, как поступает ваш ребенок? Не ругайте и не наказывайте его, лучше расскажите сказку-воспиталочку про зверушку или ребенка, который своим поведением очень похож на вашего малыша. Обсудите с ним сказку, и малыш лучше оценит со стороны этот поступок, и сам благодаря вашей помощи сделает правильный вывод. Такие специальные сказки помогут решить проблемы вашего малыша.

 Поговорите с ребенком о друзьях. Расскажите, какие были у вас друзья в детстве и какие есть сейчас. Чаще приглашайте друзей малыша на совместные прогулки, экскурсии или просто домой. Объясните, что настоящие друзья помогут справиться с неприятностью в трудную минуту и разделят радость, что без друзей скучно и вместе с ними интересней играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры для психического развития ребенка

Игра-это основной вид деятельности у детей первого года жизни....

Значение игры для психического развития ребенка.( консультация для педагогов) Воспитатель Л.В.

В этом материале раскрывается необходимость детской игры для психического развития....

Памятка для родителей "Значение двигательной активности для психического развития ребенка"

Данная памятка напоминает о том, как важно физически развивать ребенка, о чем зачастую в наше время родители забывают, занимаясь преимущественно только интеллектуальным развитием своих детей. В памятк...

"Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания ...

"Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания ...

Статья на тему: "Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового ...

Значение эмоционально-психического развития ребенка в становлении дошкольника как личности.

Цель данной статьи - привлечь внимание воспитателей, педагогов к психологическому здоровью детей и необходимости организации специальных условий и мероприятий , направленных на его сохранение. Дошколь...


 

Комментарии

Смолянская Екатерина Николаевна

Интересный и познавательный материал. Спасибо большое!

Смолянская Екатерина Николаевна

Взяла на заметку. Желаю Вам успехов и хорошее летнего настроения!