Значение эмоционально-психического развития ребенка в становлении дошкольника как личности.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Cеленкова Александра Викторовна

Цель данной статьи - привлечь внимание воспитателей, педагогов к психологическому здоровью детей и необходимости организации специальных условий и мероприятий , направленных на его сохранение. Дошкольное детство  - уникальный период жизни ребенка, когда он активно познает мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения со взрослыми и сверстниками. Развитие психо-эмоциональной  сферы важнейшая составляющая в становлении личности дошкольника и формировании его психологического здоровья. Статья посвящена проблематике формирования и накопления эмоционального опыта дошкольниками, а также, подробно изложены вопросы,связанные с особенностями эмоционального развития детей в разные периоды дошкольного детства и рассмотрен вопрос его значения в социально-личностном становлении ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Значение эмоционально-психического развития в становлении дошкольника как личности

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они являются частью общения, помогают человеку выразить свое отношение к происходящим вокруг событиям. В дошкольном возрасте эмоциональная сфера играет очень важную роль, однако, ее развитию не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любой деятельности, способствовать активному познанию окружающего мира, развитию умений строить отношения в разных сферах.

Умение владеть своими эмоциями, даже для большинства взрослых людей, - задача трудная, а значит для ребенка и вовсе непосильная.

Процесс социально-эмоционального развития детей строится, в частности,

на наблюдении ребенком за способами выражения эмоций окружающих людей.

На основе этих знаний ребенок начинает учиться выражать и контролировать свои собственные эмоции.

Нужна длительная и целенаправленная работа, чтобы научить ребенка качественно узнавать эмоции и справляться с ними, поскольку эти знания и умения позволят ему правильно строить общение со своими сверстниками и взрослыми, что определит во многом качество его жизни в дальнейшем.

      Дошкольный возраст – один из самых важных этапов жизни ребенка, это особый период, когда закладывается основа будущей личности, формируются и индивидуализируются психические свойства, развиваются эмоциональные процессы, которые являются мощным регулятором поведения и деятельности ребенка. В современном технологически развитом обществе с его постоянно растущими нагрузками на организм (растущий поток информации, конкуренция, ответственность) человеку все труднее регулировать свое состояние, что неизбежно влияет на эмоциональную сферу, приводя к ее различным нарушениям. Любые, даже самые прогрессивные перемены в жизни общества зеркально отражаются на дошкольниках. Воспитывая детей, мы заботимся об их всестороннем образовании, об их достижениях, оценках, стремимся сделать все возможное, чтобы результаты, в итоге, соответствовали тем, высоким требованиям, которые диктует современные стандарты. Таким образом, мы сами создаем условия для постоянного интеллектуального напряжения детей, а это часто приводит не к развитию эмоциональной сферы, а к ее кризису и эмоциональным стрессам, что становится губительным для полноценного психического становления дошкольников.

Именно дошкольный возраст многогранен и столь значим для формирования психологического здоровья, которое является необходимым условием для качественной жизни человека. Для полноценного психического развития дошкольников, недостаточно гармонизировать только когнитивную нагрузку, хотя именно становление интеллекта позволяет адаптироваться ребенку к окружающей жизни во всех сферах, но необходимо соблюсти баланс с грамотным эмоциональным развитием, уделить внимание формированию «умных» эмоции, поскольку, - «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». К.Изард

Эмоции первичны, они позволяют человеку сопоставлять события, которые происходят и по-разному смотреть на одну и ту же жизненную ситуацию.

    Но сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее нужно формировать.

В условиях современной жизни, дети разных возрастных групп, в том числе и дошкольники, стали меньше общаться и со взрослыми и сверстниками, много времени проводят у телевизоров и в мобильных гаджетах, что часто приводит

к агрессивному поведению или неадекватному проявлению эмоций. А, ведь, именно, общение является одним из средств всестороннего развития.

Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение интеллектуального развития детей.

Однако, в дошкольном возрасте важно не только овладение разными знаниями и умениями, но и формировании основных личностных качеств: самооценки, образа «я», становление духовно-нравственных ценностей, а также социально-психологических характеристик в системе отношений с другими людьми, где исключительная роль отводится развитию эмоциональной сферы.

«Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка» Л.С. Выготский  

Эмоции влияют на личностное развитие ребенка, определяют индивидуальные типологические характеристики, характер, поведение, влияют на его деятельность, определяют ее ход и результат. В то же время сами эмоции определяются ходом и результатом деятельности (С.Л. Рубинштейн).

 Вот почему федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение такой проблемы, как «защита и укрепление физического и психического здоровья детей, включая их эмоциональное благополучие». Содержание образовательного поля «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эмпатии, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» .

Для решения задач, поставленных в Стандарте, «перечислены условия, необходимые для создания социальной ситуации для развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1) обеспечение эмоционального благополучия посредством:

- прямое общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством:

«Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственной средой».

Эмоции – это психическая форма отражения сознанием, в виде конкретного предвзятого переживания, отношения к себе и к реальной действительности. В процессе эволюции эмоции стали одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека.

Эмоции обогащают человека, делают его восприятие окружающего мира более сложным и полным, благодаря эмоциям человек выражает свои чувства.

Эмоциональное развитие начинается еще в утробе матери, но сразу после рождения ребенка приобретает все более сложный характер.

Младенец проявляет свое отношение к окружающему миру плачем, который может быть сигналом разных потребностей, потом улыбкой и смехом, выражающими радость и удовольствие. Затем появляются и другие эмоции, интерес, удивление, испуг. В раннем возрасте эмоции - импульсивны, в основном, отражают потребности малыша, которые со временем расширяются, а реакции эмоциональные ребенка усложняются, появляются привязанности к близким людям, происходит активное познавательное -  интеллектуальное развитие.

В дошкольный период закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы, формируются устойчивые высшие чувства. Ребенок впитывает и отражает в своем сознании все: музыку, художественную литературу, произведения изобразительного искусства, окружающую природу.

Ребенок способен переживать уже разные эмоции, учится контролировать свое эмоциональное состояние (можно потерпеть, если голоден).

Эмоциональное развитие активно влияет на поведение ребенка и оказывает значительное влияние на формирование его характера.

В свою очередь влияние семьи на развитие эмоциональной сферы дошкольника колоссально. Прежде всего, важно учитывать тот факт, что «научение происходит через подражание», поэтому дети видят перед собой примеры взрослых, которые проявляя, свои эмоции, эмоциями детей управлять не могут. Родителям нужно понимать, дети вырастут такими, какими они их научат быть, «что посеешь, то и пожнешь», - гласит народная мудрость.  Например: счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.

Родителям нужно как можно чаще разговаривать со своими детьми, обсуждать прочитанные истории, отвечать на детские вопросы терпеливо и полно, говорить с детьми об их эмоциях, переживаниях, чувствах и возможных проблемах, а это поможет учить детей управлять собою, своими эмоциями, своим поведением.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника, во многом зависит от того, как устроено общение между членами семьи, в частности, между родителями и ребенком.

     Важную роль играет работа педагога-психолога в дошкольном учреждении: проведение тренингов, семейное консультирование, работа родительских клубов, проведение различных техник и построение на них «Индивидуальных путей эмоционального развития» .

На первый план выходит личностно-ориентированная модель общения воспитателя (преподавателя) с ребенком, забота о поддержании психического здоровья каждого, усыновление его личности, раскрытие и развитие творческих способностей.

 Развитие личности, способной воспринимать и понимать свои эмоциональные состояния и эмоциональные проявления других людей, рассматривается как условие ее успешной адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка говорить о его внутреннем мире, о его переживаниях, слушать, слышать и понимать других.

Самый мощный и важный источник переживаний ребенка - это его отношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда другие с любовью относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, безопасности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает веселое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, развитию его позитивных качеств, дружескому отношению к другим людям.

Основой эмоционального развития ребенка является его восприятие художественной литературы. Во время чтения работ можно заметить, как дети проявляют эмоции, например, в движениях: замирают в одной позе, проявляют двигательную тревогу; копируют действия персонажей; они хотят уберечься от страшного опыта (они отворачиваются, прячутся, закрывают лицо руками). Пик эмоционального развития наступает, когда у дошкольника возникает необходимость начать общаться друг с другом, поделиться своими впечатлениями после прочтения. Герои, попавшие в беду, воспринимаются ребенком близко к сердцу, и сочувствие к ним иногда заставляет его мешать тому, что он видит.

Очень важно учить ребенка эмоциональной отзывчивости, развивать  способность сопереживать другому человеку, его мыслям, его настроениям, чувствам.

Хотя у детей дошкольного возраста и недостаточно сформированы представления о разнообразии чувств человека, все же, в этот период жизни эмоциональный мир ребенка, достаточно, богат. Ребенок радуется, боится, сердится, грустит, ревнует, способен воспринимать разные оттенки переживаний, посредством взглядов, жестов, улыбок, движений и интонаций голоса.

Постепенно дошкольник познает и осваивает выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, это формирует эмоциональный опыт ребенка и позволяет ему распознавать и понимать в общении эмоции другого человека.

Исследования психологов показывают, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (95% детей в возрасте от пяти до семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). В то же время дети довольно легко различают радость, восхищение, веселье, однако, чаще испытывают трудности с распознаванием грусти (только половина опрошенных дошкольников правильно назвала эту эмоцию), страха (только 7 процентов детей дали правильные ответы), удивления (только 6 процентов).

В дошкольном детстве интенсивное эмоциональное развитие связано с расширением   познавательных интересов и потребностей, с развитием мотивационной сферы, становлением самооценки и стремлением к самоутверждению.  Отправной точкой этих мотивов является резкое проявление личных интересов ребенка на рубеже раннего детства и дошкольного возраста, осознания себя как «единицы», как личности, отличающейся от других людей, и, наблюдающей за моделью поведения, демонстрируемой взрослым. Поэтому в этот период активно развиваются социальные эмоции и нравственные чувства, усложняется восприятие окружающего мира.

Приобретая эмоционально - когнитивный опыт, ребенок постепенно начинает переживать по поводу возможных результатов своей деятельности, предвидеть возможную реакцию людей на свои действия, координирует свои дальнейшие поступки. (Например, учится не брать без разрешения чужие игрушки.)

     Таким образом у дошкольника постепенно формируется эмоциональное предвосхищение и качественно меняется осознание себя и своих возможностей. Если ранее ребенок старался заслужить своими действиями положительную оценку взрослых, то теперь он так поступает, предвидя, как будут рады этому окружающие.

       Испытывая себя и, одновременно, утверждая свою позицию в детском коллективе, ребенок требует в детских играх главные роли. В определенных условиях это может привести и к негативным проявлениям, в виде плохого настроения, упрямства, агрессивным экспрессиям, однако, такой опыт становится не менее ценным в становлении личности ребенка, в развитии социальных мотивов и формировании у него эмоционального интеллекта.

Важной особенностью развития эмоциональной сферы является тесная связь с ситуацией непосредственного прямого общения, когда переживания формируются через призму прямых коммуникативных отношений.

К шестому году, как правило, дети могут нормально взаимодействовать с другими в соответствии с правилами и нормами. Определенный уровень социализации, который уже пройден, позволяет им преодолевать агрессивность, они становятся более терпимыми к другим, внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми.

Жизнь человека во многом зависит от того, каким было его детство, как его воспитывали родители, как складывались взаимоотношения с ровесниками. Задумываясь о будущем ребенка, родителям важно не только определить дошкольника в спортивные секции, художественные школы и гимназии, но и внимательно отнестись к здоровью малыша. Психическое развитие ребенка   приоритетно, как и физическое. Только при полном общефизическом, духовном и социальном благополучии ребенок будет здоровым и счастливым.

Психически здоровый ребенок способен самостоятельно реализовываться в обществе, быстро обучаться и расти. При наличии диагностированных психических отклонений или заболеваний в дошкольном детстве, у подростка в будущем возникают проблемы с адаптацией в активно изменяющейся социальной среде. Психическое развитие дошкольника условно делят на три этапа: 1 младший - 3-4 года; 2 средний - 4-5 лет; 3 старший - 5-7 лет;

Все три этапа оказывают свое влияние на развитие психических процессов дошкольников. Переход от одного периода развития к другому происходит в условиях, похожих на возрастной кризис, когда развитие личности не соответствует физическим и психическим возможностям и наоборот. Возрастные особенности психического развития дошкольников особенно проявляются в три года и в семь лет. В эти периоды помимо членов семьи, ежедневно окружающих дошкольника, появляются в его жизни преподаватели, ровесники и более старшие дети. Ребенок открывает для себя все возможности человеческих взаимоотношений, начинает посещать дошкольные образовательные учреждения. В зависимости от того, как он будет реагировать на происходящее (принимать участие в играх, проводить время в одиночестве, капризничать или смеяться), можно оценивать состояние его психического здоровья, в целом.

В детстве дети задают множество вопросов, интересуются всем, что происходит вокруг них. В разговорах со старшими людьми младшие ребята (3-4 года) требуют, чтобы к ним относились серьезно, “на равных”. Такие разговоры принято называть познавательными процессами.

Развитие познавательных психических процессов дошкольников влияет на будущие взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми. Если дошкольник не получает ответов на свои вопросы, он становится упрямым и негативно реагирует на происходящие вокруг него события. Психическое развитие старших дошкольников основывается на активной совместной деятельности как со взрослыми, так и с ровесниками. В деятельности старших ребят (6-7 лет) появляются такие формы взаимоотношений как выполнение общего дела, контроль за действиями окружающих, помощь другим участникам игр, осознание и исправление своих собственных ошибок. Особенности развития психических процессов дошкольников оцениваются по их поведению в различных социальных ситуациях — во время знакомства с новыми людьми, во время игр со сверстниками, в процессе обучения.

Одним из важных показателей психического развития дошкольника является его успешное социально – личностное становление, которое напрямую связано с эмоциональной сферой. В результате проживания различных нравственных ситуаций, в период дошкольного детства, у ребенка появляются эмоциональные переживания, которые формируют потребности разного характера. Совершая нравственный выбор, дошкольник учится понимать и принимать себя, принимать других, строить отношения со сверстниками и взрослыми. В результате успешной социализации у ребенка формируется положительное отношение к себе - адекватная самооценка, самосознание, уверенность в себе, положительное отношение к другим людям, ценностные ориентации, коммуникативные навыки и адекватное поведение в различных ситуациях.  

Научившись оценивать свои желания, мотивы своих поступков, иерархию отношений между людьми, ребята быстрее осваиваются в образовательном учреждении, становятся более послушными и внимательными. Основные новообразования возрастной категории от 3 до 7 лет – это улучшение ориентации, исследовательской деятельности, памяти и образного мышления. Ребенок учится рассказывать о происходящем вокруг него, появляется эмоциональная стабильность, формируется его психологический портрет, увеличивается продуктивная деятельность (появляется интерес к спорту, музыке, литературе, рисованию).

- формирует нравственные чувства (что можно делать, а что нельзя);

- формирует новые потребности и мотивы — лидерство, командный дух, самостоятельность.

Своевременное и полноценное развитие психических функций дошкольника залог его психологического здоровья, столь необходимого для дальнейшего успешного обучения и формирования положительных личностных качеств.

Одним из показателей готовности дошкольников к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность, педагоги-психологи выделяют только 48% дошкольников, которые полностью готовы к этому показателю для школы, 52% - частично готовы. Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта является: «ребенок позитивно относится к миру, к разным видам работы, к другим людям и к самому себе, имеет чувство собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Он умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно выражает свои чувства, в том числе чувство веры в себя, пытается разрешать конфликты.» Мы, педагоги, должны быть привержены этим «ожиданиям».

Таким образом, эмоционально-психическое развитие является важной составляющей в становлении личности растущего ребенка, основой его дальнейших жизненных шагов, его достижений, той определяющей, каким именно станет этот человек, как и каким будет воспринимать этот мир, какими будут его поступки, чего он сам сможет добиться, в итоге, и, какой сумеет построить мир вокруг себя?!?

 Высока степень ответственности воспитывающих взрослых перед воспитанниками!!!

А как же, все-таки, воспитать успешного человека, счастливого, здорового, уверенного в себе, хорошо адаптированного и подготовленного к жизни…???

Ответ на этот вопрос остается открытым…

- Создавать благоприятные условия для развития, укрепления и поддержания психологического здоровья…???

- Да, возможно…

 Только каждый воспитывающий взрослый: родитель, воспитатель, педагог, будет создавать эти условия по-своему, руководствуясь своими профессиональными знаниями и умениями, пониманием проблемы, обстоятельствами, жизненным и эмоциональным опытом…самое главное, - не навредить!!! (Этим принципом в своей деятельности, в далеком 111веке до н.э., руководствовался врач, отец медицины, - Гиппократ. Очень полезный и в работе педагога принцип!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение оригами для развития ребенка дошкольника

Подготовка руки ребёнка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но ...

Рекомендации для родителей. Значение игры для развития ребенка-дошкольника.

Еще 15-20 лет назад для того, чтобы поступить в первый класс, не требовалось ни навыков чтения, ни умения считать, ни, тем более, знания иностранных языков. Дети шли в школу после абсолютно безз...

Значение игры для развития ребенка-дошкольника

                                          Игра для ребенка– не просто забава...

Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценны...

Статья - Значение игры в развитии ребенка дошкольника.

Статья - Значение игры в развитии ребенка дошкольника....

Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...