Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи как отражение общего уровня развития ребенка. Этапы становления, значение, эффективные формы стимулирования»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ярмусевич Ирина Геннадьевна

Приемы работы по формированию высших психических функций, обеспечивающих речевое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Цветик-семицветик»

Мастер-класс

для воспитателей

«Развитие речи как отражение общего уровня развития ребенка. Этапы становления, значение,

эффективные формы

стимулирования»

Ярмусевич И.Г

педагог-психолог

МАДОУ «Цветик-семицветик»

г. Когалым 2023г.

Цель: Формирование психолого-педагогической грамотности педагогических работников ДОУ в области развития высших психических функций.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов ДОУ с основными этапами формирования речи у детей дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть игры и упражнения формирующие предпосылки к речевому развитию дошкольников.

Слайд 1.

Речь неотъемлемая способность человека общаться с себе подобными, она окружает нас повсюду и усваивается нами с момента рождения. В норме активный период формирования речи – от 1 года до 3 лет.

Слайд 2

В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли.

Речь – одна из самых сложных и молодых, отсительно других психических функций, ей обладает только человек. Речь может развиваться только в человеческом обществе.

Слайд 3

Этапы формирования речи.

Физический слух

Различение неречевых звуков

Различение речевых звуков

Понимание слов (фонематический слух)

Слайд 4

Умение воспроизводить произвольные (волевые) действия органами ротовой полости

Произносить отдельные звуки речи

Повторять слова

Произносить слова от себя (спонтанная речь)

В норме в детский сад дети должны попадать только находясь на предпоследнем и последнем этапах. Но это далеко не всегда так. Часто мы наблюдает задержанное речевое развитие. И ребенок с речевыми нарушениями имеет проблемы не только с речью, но и с некоторыми другими психологическими процессами, участвующими в ее развитии. Поэтому часто говорят о задержанном психоречевом развитии.

Слайд 5.

Речь - это интегрированная (соорганизованная) деятельность различных областей головного мозга. В ее развитии участвуют несколько психологических процессов.

Слайд 6.

Наше тело развивается так, что развивая психологическую функцию целиком, например память, мы развиваем ту часть, которая будет задействована в речевом процессе. В свою очередь речь также оказывает влияние на развитие других психологических механизмов.

Слайд 7

Речь обеспечивается следующими психическими процессами.

Все виды восприятия и памяти.

Слухоречевая память. Ребенок на слух хорошо запоминает услышанное.

Межполушарное взаимодействие. В мозге ребенка активно устанавливаются связи между различными центрами.

Произвольность, концентрация и распределение внимания

Слайд 8.

Регуляторные функции (элементы двигательной программы). Ребенок чувствует и может управлять движениями как крупной, так и мелкой моторикой, в том числе речевого аппарата.

Координация движений. Дошкольник может координировать движения речевого аппарата.

Пространственные представления (представления о собственном теле, расположение внешних объектов по отношению к собственному телу, словесное обозначение пространственных отношений (предлоги), формирование квазипространства (выстраивания логико-грамматических конструкций, понятие времени).

Слайд 9

Рассмотрим основные механизмы развития этих психологических процессов.

Восприятие. Усвоение любой информации начинается с восприятия.

У детей с нарушениями речи больше всего страдает слуховое и тактильное восприятие. Ребенок с недостаточно развитой речью, как правило не совсем четко чувствует свой речевой аппарат. Для развития тактильного восприятия стараемся создавать условия, при которых влияние зрения будет минимальным (игра «Волшебный мешочек»).

Слайд 10

 Осязание хорошо развивают игры с природными материалами (песок, камушки, шишки и т.д.).

Слайд 11, 12.

Зрительное восприятие, как правило меньше нуждается в коррекции, но за счет него развиваются другие виды восприятия.

Слайд 13.

Кинестетическое восприятие помогает почувствовать свое тело и развивается при помощи игр в которых ребенку нужно выполнять движение заданной частью тела, рукой, пальцами и т.д.

Слайд 14

Развитие слухового восприятия начинается с различения неречевых звуков.

Игра «Как звучит вода?»

Слайди20.

Мозг ребенка активно развивается и усваивает большое количество информации и тем самым обучается. Как показывают обследования, у детей, страдающих проблемами в речи недостаточно развита слухоречевая память. Детям сложно усвоить и запомнить информацию на слух.

Сильная сторона – зрительная память, на нее опираться при запоминании, любую информацию подкреплять картинками. Затем переводить запомненную визуальную информацию в слуховую. Например, назови какие звуки издают животные, которых ты запомнил.

Слайд 21.

Зебра, тигр, обезьяна, змея, жираф, слон, мышь.

Слайд 22.

Межполушарное взаимодействие.

Правое и левое полушария изначально выполняют разные функции, но при этом дополняют работу друг друга. В процессе одно из полушарий является ведущим, а второе координирует его работу, помогает, взаимодействует.

Слайд 23

Те есть между полушариями есть связь – диалог. Отсутствие согласованной работы полушарий приводит к нарушению в формировании речи.

Всем знакомы игры на развитие полушарного взаимодействия.

Слайд 24

Игра с проводилками.

Порядок формирования. 1. Ведущей рукой, другой рукой. Обеими руками. Одноименные движения, разноименные движения.

Слайд 25.

Внимание. Внимание сопровождает все психические процессы, без него мы не смогли бы сосредоточиться ни на одном деле. Вначале внимание детей непроизвольное и хаотичное, их привлекают яркие детали. Нам важно добиваться упорядочивания внимания, чтобы дети выполняли задание по порядку, не отвлекались на посторонние детали и были сосредоточенными, включенными в процесс.

Слайд 26.

Внимание как процесс включен в любую игру, поэтому можно сказать, что внимание развивается в любой деятельности, которая требует сосредоточения. Отдельно коснусь детей с дефицитом внимания и гиперактивностью. Они выглядят как дети, чрезмерно энергичные. Но согласно последним исследованиям ученых, такая подвижность обусловлена недостатком энергии и возбуждения в головном мозгу. То есть они как будто через тело стимулируют работу своего мозга. Грубо говоря, чтобы на чем-то сосредоточиться, им нужно двигаться. Если ребенок с СДВГ не двигается, то он и не думает. В то время как детям без гиперактивности наоборот нужно остановиться.

Слайд 27.

Регуляторные функции. Умение контролировать свой речевой аппарат важное качество при развитии речи. А начинает развиться это умение с контроля своего тела целиком. Подойдут любые игры с правилами, стоп игры, игры, где нужно соблюдать последовательность движений, задания по образцу и по инструкции.

Слайд 28.

При этом устную инструкцию для детей с речевыми нарушениями необходимо делить на части, они плохо запоминают ее целиком.

Слайд 29, 30.

Координация движений начинает формироваться с умения координировать все тело в пространстве, затем вырабатывается координация более тонких мышц, например глаз-рука, артикуляционная координация, то есть способность скоординировать движения языка, щек, губ и челюсти так, чтобы произнести звуки.

Слайд 31.

Пространственное восприятие. Лежит в основе умения выстраивать предложение, согласовывать слова в фразе.

Развитие пространственного восприятия начинается с ощущения своего тела в пространстве и всего что есть вокруг относительно своего тела. Если ребенок прожил через свое тело предлоги, (на моей голове, на плече, перед животом, за спиной) то он их легче запоминает.

Слайд 32.

Игра с мячиком (возьми мячик в правую руку. Прикоснись мячом к левой руке, прикоснись мячом к правой коленке и т.д.).

Слайд 33.

Направления в пространстве также легче усвоить, если ребенок сам продвигался телом через них. Поэтому мальчикам. Которые много двигаются легче дается ориентировка и усвоение схем, потому что они проживали пространство через тело.

В целом развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем на листе бумаги и графического воспроизведения направлений.

Слайд 34.

Игра «Муха» Сначала по команде, затем сам рассказывает как дойти.

Слайд 35.

После того как сформировано понятие предлогов, начинаем формировать понимание логико-грамматических речевых конструкций – речевое выражение пространственных представлений. Например таких.

«Покажи»                                                        «Положи»

 - ручку  карандашом                                  - ручку слева от пуговицы

 - карандаш ручкой                                      -  ложку справа от вилки

 - левым мизинцем правое ухо

 - правым мизинцем нос

                                                  «Покажи на рисунках»

         - где внучка бабушки                                            - где мама дочки                                                          

         -  где бабушка внучки                                           - где дочка мамы

                                                 - где хозяин собаки

                                                 - где собака хозяина

                                                 «Как правильно?»

                    - Мышка поймала кошку или кошка поймала мышку?

                  - Заяц спрятался за куст или куст спрятался за  зайца?

                  - Бабочка ловит девочку или девочка ловит бабочку?

Таким образом, работа по развитию речи включает не только развитие самой речи непосредственно, но и тех психологических процессов, от которых она зависит.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Организация работы с семьями воспитанников первой младшей группы по развитию речи посредством игр с водой"

Мастер-класс был организован с целью повышения профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта организации работы с семьями воспитанник...

Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко

Презентация «Интеллектика»  часть  1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...