Значение игры для развития ребенка-дошкольника
статья на тему

Николенко Инга Валерьевна

                                            Игра для ребенка– не просто забава
            Каждый этап становления детской игры соответствует определенной фазе в его познавательном и социальном развитии.

            Годовалый малыш, стуча ложкой по тарелке, с удивлением открывает для себя мир предметов, наполненный цветами, звуками, вкусами. Запрети ему тянуть новые объекты в рот, и цепочка его восприятия станет неполной.

            Трехлетний, играя, знакомится с функцией замещения одной вещи другой. И вот уже перевернутый стул превращается в машину, готовую сорваться с места. За такими нехитрыми манипуляциями скрывается нарождающаяся символическая функция сознания, дающая мощный толчок в развитии мышления.

             Пятилетний доктор тщательно выслушивает и выстукивает своего плюшевого мишку. Не стоит ему мешать. Он не просто забавляется, а постигает при помощи игровых действий мир взрослых ролей и отношений.

            Шестилетний ребенок, лежа на пушистом ковре, кажется, ничего не предпринимает. Перед ним выстроились солдатики, но он ими даже не управляет. Да это и не обязательно – все битвы проходят в его воображении. Внутренний план действия – то, что понадобится ему в будущей учебной деятельности.

            Маленький правдолюбец, доказывая папе в игре в шашки, что «поддаваться нечестно», учится жить по нормам и правилам взрослого общества.

           В игре малыш способен освоить многие важные навыки, в том числе трудовые, которые в процессе обычной деятельности ему выполнять совершенно неинтересно. Не хочется убирать в комнате? Давай ты будешь сверхточный робот-уборщик. И разбросанные по комнате игрушке в один миг занимают свои места на полках. А через некоторое время соблюдать порядок в комнате просто войдет в привычку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igry_dlya_razvitiya_rebenka_doshkolnika.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игры для развития ребенка-дошкольника

Минусы замены игровой деятельности учебной в дошкольном возрасте

           Прежде всего, необходимо учитывать, что дети дошкольного возраста не способны к целенаправленной учебной деятельности, поэтому надежды на то, что они осознанно будут что-то учить в 3-4 года – это верх оптимизма! Да, они могут выучить названия времен года, месяцев, и даже несколько слов на иностранном языке, но применить свои знания на практике не в состоянии. Если у дошкольника спросить, какой сейчас месяц – он вряд ли сможет ответить, несмотря на то, что учил его название. Таким образом, знания, полученные дошкольником в рамках «учебной деятельности» становятся оторванными от жизни – что приводит лишь к нервному и умственному истощению ребенка и обессиливанию педагогов и родителей.

                                            Игра для ребенка– не просто забава
            Каждый этап становления детской игры соответствует определенной фазе в его познавательном и социальном развитии.

            Годовалый малыш, стуча ложкой по тарелке, с удивлением открывает для себя мир предметов, наполненный цветами, звуками, вкусами. Запрети ему тянуть новые объекты в рот, и цепочка его восприятия станет неполной.

            Трехлетний, играя, знакомится с функцией замещения одной вещи другой. И вот уже перевернутый стул превращается в машину, готовую сорваться с места. За такими нехитрыми манипуляциями скрывается нарождающаяся символическая функция сознания, дающая мощный толчок в развитии мышления.

             Пятилетний доктор тщательно выслушивает и выстукивает своего плюшевого мишку. Не стоит ему мешать. Он не просто забавляется, а постигает при помощи игровых действий мир взрослых ролей и отношений.

            Шестилетний ребенок, лежа на пушистом ковре, кажется, ничего не предпринимает. Перед ним выстроились солдатики, но он ими даже не управляет. Да это и не обязательно – все битвы проходят в его воображении. Внутренний план действия – то, что понадобится ему в будущей учебной деятельности.

            Маленький правдолюбец, доказывая папе в игре в шашки, что «поддаваться нечестно», учится жить по нормам и правилам взрослого общества.

           Как отметить, поздравить и что подарить мальчику на 6 лет.

           В игре малыш способен освоить многие важные навыки, в том числе трудовые, которые в процессе обычной деятельности ему выполнять совершенно неинтересно. Не хочется убирать в комнате? Давай ты будешь сверхточный робот-уборщик. И разбросанные по комнате игрушке в один миг занимают свои места на полках. А через некоторое время соблюдать порядок в комнате просто войдет в привычку.

Чем опасна «недоигранность»?
              Загружая малыша танцами, иностранными языками, фигурным катанием, следует не забывать и о его свободном времени для игр. Взрослые, не признавая великой ценности игры, лишают ребенка естественного хода его развития, предписанного самой природой.

            Замена игры взрослыми видами деятельности, к которым можно отнести и преждевременную учебную деятельность в ее традиционном виде, приводит к ограничению познавательного развития детей, да и социального тоже. Стоит ли удивляться, что малыш не может справиться с простым творческим школьным заданием, потому что у него крайне плохо развито воображение. Некоторые дети, правда, возмещают время, которое они не доиграли в дошкольном детстве, непосредственно в классе, предпочитая упорному умственному труду инфантильные забавы, типа самолетиков во время контрольной.

             Ребенок, который не выработал в процессе детских игр с правилами разумный контроль над своим поведением, ведет себя без нареканий только из-за страха быть наказанным. Совершенно ясно, чем грозит подобное безответственное поведение, особенно в период взрослости.

Значение игр для дошкольников

              Прежде всего, игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры – взаимоотношениях между людьми. Наверняка, Вы замечали, что в своих играх, будь то машинки, дочки-матери или игра во врача, дети копируют поведение взрослых, сцены их просмотренных фильмов или моменты собственной жизни.

Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.

            Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Конечно, Вы сейчас можете возразить, что в процессе обучения, а особенно в школе, также нужно придерживаться определенных правил. Это верно, но различие состоит в том, что школьные правила установлены кем-то – и ребенок подчиняется им просто потому что надо, а правила в игре устанавливаются им же самим, по собственному желанию – и здесь он выступает творцом и добровольным (а не по принуждению)исполнителем. Не зря психологи и педагоги утверждают, что игра развивает воображение, логическое мышление, способность мыслить нестандартно. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне (чем грешат современные дети), развивает любознательность и самостоятельность.

Итак, какие же развивающие игры советуют педагоги?

1. Сюжетно-ролевые игры 

              К ним относятся те самые игры «во врача», «дочки-матери» и тому подобные. Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире. Ребенок же берет на себя какую-то роль какого-то взрослого, начинает действовать, отчасти копируя увиденное поведение, отчасти добавляя что-то свое. Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом «взрослой жизни» малыша, они помогают познавать окружающий мир и, отталкиваясь от увиденного в реальности, под воздействием собственной фантазии, создавать новые модели поведения.

            У сюжетно-ролевых игр есть свои характерные особенности:

            Значение игры для развития ребенка-дошкольника

- это форма активного отражения ребенком повседневной жизни взрослых людей;

- эта игра предполагает комплексные действия, а не отдельные – одинаковые и периодически повторяющиеся (как письмо или чтение);

- сюжет таких игр меняется с течением времени – то, во что играли дети 20 лет назад, и то, во что они играют сейчас – две большие разницы;

- сюжетно-ролевая игра предполагает творческое отражение действительности ребенком;

- такая игра способствует познанию малышом окружающего мира и развитию познавательных способностей и любознательности;

- такая игра предполагает не пустое заучивание чего-то, а применение своих знаний не практике;

- как правило, в такие игры можно играть только коллективно, поэтому эта деятельность способствует развитию коммуникативных навыков ребенка;

- изначальный сценарий сюжетно-ролевой игры может измениться в процессе его реализации, что способствует развитию творческих способностей малыша и его способности ориентироваться и выбирать нестандартные пути решения.

2. Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов

             Значение игры для развития ребенка-дошкольника

             Такие игры помогают развивать у ребенка логические мышления, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике. Детский ребус – это, наверное, наиболее популярная форма загадок для маленьких детей, развивающая не только логическое мышление, но и творческую фантазию.

            Обычные детские загадки и кроссворды в игровой форме помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление. Кроме того, разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка.

3. Игры-соревнования

          Психологи считают, что именно в играх-соревнованиях у детей развивается стремление к успеху и возможности стать первым.

4. Конструкторская игра

          Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, и у них развивается практические мышление. В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности.

5. Игра-драматизация

            По сути, эта игра подразумевает заучивание малышом слов роли, точная передача чувств и эмоций героя. Она развивает нравственные черты малыша, учит его различать эмоции и уметь их передавать. Основой для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение, конечно, не представляющее большой сложности для маленького ребенка.

           Что же значит игра для дошкольника? Значит она для него очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни намного больше, чем бездумно выученные несколько слов на английском языке или умение считать до 100 и обратно в трехлетнем возрасте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей. Значение игры для развития ребенка-дошкольника.

Еще 15-20 лет назад для того, чтобы поступить в первый класс, не требовалось ни навыков чтения, ни умения считать, ни, тем более, знания иностранных языков. Дети шли в школу после абсолютно безз...

Статья - Значение игры в развитии ребенка дошкольника.

Статья - Значение игры в развитии ребенка дошкольника....

Значение игры в развитии ребенка-дошкольника.

Дошкольный возраст - это возраст игры. Игра является прекрасным помощником в развитии ребенка. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Игра - это средство всестороннего развития, поэтому играть с ...

Статья на тему: "Значение игры в жизни ребенка-дошкольника"

Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социа...

Статья по теме: "Значение игры в развитии ребенка дошкольника"

Статья для педагогов дошкольных учреждений....

Значение народной игры в развитии ребенка-дошкольника.

Консультация для родителей.Игры доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Поэтому возрождение и возвращение детских игровых традиций русского народа в п...