Аттестационная работа на тему: «Возрастные этапы развития речи детей раннего возраста»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Садыкова Екатерина Викторовна

В Аттестационной работе были рассмотрены теоретические основы изучения этапов развития речи детей раннего возраста, а также практические аспекты. Обобщение опыта в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_sadykova.docx74.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации образования»

Кафедра развития дошкольного образования

Аттестационная работа

Тема: Возрастные этапы развития речи у детей раннего возраста

                                                                                                                                             Выполнил: воспитатель МБДОУ №28

                                                                                              г. Троицк

                                                                                              Садыкова Е.В.

                                                                                              Группа №186,187

                                                                     

   

г. Челябинск, 2014г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………с.3

Глава I. Теоретические основы изучения этапов развития речи детей раннего возраста………………………………………………………………………с.5

1.1.Общая характеристика этапов развития речи детей раннего возраста..с.5-9

1.2. Подходы к разрешению данной проблемы……………………………с.10-17

Глава II. Практические аспекты……………………………………………..с.18

2.1. Обобщение опыта в ДОУ……………………………………………….с.18-32

2.2. Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для родителей…………………………………………………………………..с.33-34

Заключение…………………………………………………………………с.35

Список литературы…………………………………………………………с.37

Приложение………………………………………………………………….с.с.38-47

                     

                               

           

Введение

 Ранний возраст в педагогике и психологии признан особым периодом детства. Его самоценность определяется становлением всех органов и систем организма ребенка. Одним из важнейших приобретений ребенка раннего возраста является овладение способность говорить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности.

          Ученые называют ранний возраст «критическим» периодом развития речи ребенка, поскольку именно в первые три года жизни малыш овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает «базовый» запас слов.

          Что является источником развития речи? Как сделать этот процесс максимально эффективным? Как помочь ребенку в овладении речевыми умениями и навыками? Ответы на эти вопросы всегда интересовали родителей и педагогов.

          В педагогической теории и практике накоплен значительный объем знаний по вопросам организации речевого развития ребенка: изучены предпосылки развития речи, выделены приоритетные направления ее развития, разработаны методики развития разных сторон речи детей раннего возраста.

          В психолого-педагогической литературе отмечается, что ребенку присуща врожденная активность, побуждающая его к созданию собственного языка, отличного от языка предков. Она настолько сильна, что дети могли бы изобрести язык, если были бы предоставлены сами себе (М.Мюллер, Д.Селли). Психолингвисты указывают на единую хронологию и последовательность в усвоении языка, подчеркивая, что предпосылки к его  усвоению являются врожденными.

          Вместе с тем исследователи утверждают, что при отсутствии целенаправленного воздействия на детскую речь голосовые реакции детей отличаются крайней примитивностью (Н.М.Аксарина,Н.Ф.Ладыгина, А.Р.Лурия и др.)

          Усвоение ребенком речи не носит спонтанного характера и отличается

следующими характерными особенностями: с одной стороны-это биологические характеристики, с другой-потребность в обращении, а с третьей-это деятельность взрослого, вынуждающая ребенка называть свои желания, ясно оформлять свои мысли.

  В развитии речи детей от рождения до 3 лет традиционно выделяют три основных этапа:

- доречевой этап-от рождения до 1 года, который делится на период гуления и период лепета;

-дограмматический этап первичного освоения языка – от 1 года до 2лет;

-этап усвоения грамматики, занимающий третий год жизни ребенка.

          В исследованиях педагогов и психологов отмечается, что развитие речи ребенка раннего возраста идет по двум направлениям:

- развитие понимания речи (т.е. развитие импрессивной речи);

- развитие «активной речи», собственной речи как способности говорить (т.е. экспрессивной).

          Полноценному овладению языком способствует следующие факторы:

- нахождению в так называемой «языковой среде» (возможность слышать окружающую речь);

- овладение способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем и основные смысловые единицы языка (слова).

          Знание теоретических и методических основ речевого становления ребенка раннего возраста поможет взрослым правильно организовать работу по формированию речевых умений и навыков детей, предупредить возможные отклонения в их речевом развитии.

                               

   

Глава I.Теоретические аспекты развития речи детей раннего возраста

1.1 Общая характеристика этапов развития речи детей раннего развития

         На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речи. Актуальность проблемы развития речи была и остается в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно.

         В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы, как следствие всего этого у ребенка возникает ряд проблем с речью. При поступлении в школу педагоги сталкиваются с такими проблемами: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая ситуативная речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

         Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если необходимо и уместно.

           Неспособность построить монолог: например: сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

          Исходя из этого, мы сделали вывод, что уже с раннего возраста необходимо развивать речь.

Рассмотрим этапы развития речи детей раннего возраста.

Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи. Пассивная речь. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. Речь взрослого, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. К этому времени ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Тем не менее, примерно до 1,5 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря.

        Прежде всего, ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это — имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам.

         Активная речь. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже представления об окружающем мире в виде образов. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается связать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений.

          Грамматика речи. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде.

          Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи.

 Растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать,

потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.

         Предложения. Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими какую-либо законченную мысль. Такие слова-предложения возникают в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией.

         Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»).

         В этом возрасте дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

         Грамматика речи. Второй период речевого развития представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний.

         К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.

 Третий этап речевого развития соответствует возрасту 3-х лет. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?» «Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук». «Ты — большая, а я маленький. Когда я буду длинный — до ковра... до лампы... тогда я буду большой».

          Самое важное приобретение речи ребенка на третьем этапе речевого развития — то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.

Функции детской речи.

         Коммуникативная функция детской речи связана с использованием речи как средства общения, управления поведением других людей и саморегуляцией.

 В возрасте от года до трех лет расширяется круг общения ребенка — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Что проговаривает ребенок, общаясь со взрослыми? В основном, практические действия ребенка или ту наглядную ситуацию, в которой протекает общение. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же ребенок вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

 Семантическая функция детской речи связана с определением смысла слов и приобретением словами обобщенных значений.

 Между одним и тремя годами жизни ребенка существует этап речевого развития, когда в речи ребенка появляются многозначные слова. Их количество относительно невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка. Далее происходит распад многозначных слов, слова в речи ребенка приобретают устойчивые значения.

 В возрасте от одного года до 1,5 лет в речи ребенка можно выделить ступени развития словесных обобщений. На первой ступени ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам. На второй ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т. е. по той роли, в какой предметы используются в детской игре. Третья ступень характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу и независимые от ситуационного, функционального использования данных предметов.

         Познавательная функция речи. Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно  нравится слушать рассказы, сказки, стихи. В 2-3 года, возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа — взрослые должны этому специально научить.

 Возникновение познавательной функции речи определяет важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке.

 Психологические механизмы развития речи.

 Как формируется речь ребенка с точки зрения психологических механизмов этого процесса? Выделяют три основных механизма усвоения языка:

 - подражание,

 - образование условнорефлекторных ассоциаций,

 - постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.

 Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, но особенно фонетики и грамматики. Этот механизм реализуется, когда у ребенка появляются первые признаки соответствующей способности. Но подражание — это только начальный этап речевого развития. Без следующих двух этапов он не в состоянии привести к большим успехам в усвоении языка.

 Функция условно рефлекторного обусловливания в порождении речи выступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи. Нельзя, однако, сказать, что без

этого речь формироваться у ребенка не будет вообще. Известно, что в домах ребенка дети лишены индивидуального внимания. И, тем не менее, в этих условиях к нужному сроку речь ребенка все же оформляется.

 Формулировка и проверка гипотез как механизм усвоения речи подтверждается фактами активного детского словотворчества. Однако, выделенный сам по себе, этот механизм слишком интеллектуализирует процесс развития речи у детей раннего возраста.

         По-видимому, речевое развитие в раннем возрасте объясняется сочетанием всех трех рассмотренных механизмов научения.

        

1.2. Подходы к разрешению данной проблемы

         Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, Г.В. Грибанов, А.В. Запарожец и другие.

          Работа по развитию речи с группой раннего возраста. Как правило, требует от воспитателя индивидуального, дифференциального подхода, что объясняется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также их адаптации в условиях детского сада.

 Изложенное выше обуславливает необходимость личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи.

          В дошкольной педагогике личностно-ориентированное воспитание получило теоритическое обоснование в исследованиях В.В. Довыдова, Л.М.Клариной, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, изучены  различные стили общения и типы взаимодействия педагога с детьми, выявлено их влияние на развитие личности дошкольников.

          Сущность личностно-ориентированного взаимодействия в системе воспитания заключается в признании уникальности субъективного опыта ребенка и самоценности каждого периода его развития. В основе построения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях на гуманистической основе лежит субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка. В настоящее время наблюдается недостаточное теоритическая и методическая подготовка специалистов ДОУ в вопросах личностного-ориентированного взаимодействия с детьми.

           Проведение занятий по развитию речи детей ясельной группы выдвигают педагогу ряд требований и условий результативности работы, среди которых личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми является базисным компонентом и тем фундаментом, на который в настоящее время опирается вся педагогическая деятельность в целом.

           Личностно-ориентированный подход важное условие эффективности проведения занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.

         В настоящее время личностно-ориентированная педагогика создает такую воспитательную-образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт, в частности это относится и к занятиям с детьми раннего возраста их развитием речи. Личностный подход–это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений.

           Индивидуальная работа на занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста – это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, и первоначальному, исходному уровню развития речи детей.       Дифференциация направлена на изучения качеств каждого ребенка, его способностей и интересов. При дифференцированном подходе учащиеся группируются на основе сходства в развитии основных компонентов речи, поведении, отношениях, уровню сформированности ведущих качеств.             Эффективность данной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, воспитатель определяет методы и формы работы с каждой группой воспитанников

         Содержание и организация работы в рамках личностного-ориентированного взаимодействия педагога с детьми по развитию речи  раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу по развитию речи наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

          И так, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

1.Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания. Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта - что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным. Таким образом, занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

2. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже - в старшем дошкольном возрасте. А пока… если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет. Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

         Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

3. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой - дети видели машины на улице; игра «Киса, киса - брысь!» - дети видели и гладили кошку. Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки - курочку и цыплят - или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.

          Основные темы занятий - быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

4. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.

         Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.

5. Необходимо контролировать длительность занятия. Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и

поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать. На занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

6. Необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.

7. Необходима смена видов деятельности. Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.

8. Гибкость. Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета. Таким образом, необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения - отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

9. Перенос знаний. Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий - они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том,

чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.

10. Малышам необходима положительная оценка их деятельности. В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, - молодец!».

11. Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. Логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем - нежелания говорить, боязни речи.

12. Необходимость подготовительного этапа. Прежде чем начинать работу собственно над развитием речи, надо подготовить ребенка. Прежде всего - игры на развитие подражания. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека. Также проводится работа по развитию у малыша слухового восприятия и дыхания, внимания и памяти, без должного уровня развития которых формирование речи также будет тормозиться.

13. Особенности речевого сопровождения занятия. Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой - объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и

запоминание. Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5-3 лет использует в активной речи лишь несколько аморфных слов, вопрос установления контакта может стать проблематичным: часто только очень близкие люди могут разобрать произношение этих слов, понять их смысл. Добиться доверия ребенка в этом случае педагогу помогают игры для самых маленьких - эмоциональные игры. С точки зрения детской психологии первой формой общения становится для малыша именно эмоциональное общение с взрослым человеком. И лишь позже появляются другие виды взаимодействия с людьми - деловое и личностное, общение со сверстниками. Обычно маленькие неговорящие дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы детьми. Кроме этого, в эмоциональной игре от ребенка не требуется проявления активности, тем более не ставится задача что-то говорить, повторять за взрослым. А если учесть, что очень часто малышей, отстающих в речевом развитии, мучают требованиями «Скажи!», «Повтори!», такую ненавязчивую форму взаимодействия ребенок воспринимает с благодарностью и с радостью откликается на предложение поиграть.

          Не следует рассматривать проведение таких игр как шаг назад в развитии ребенка. Ведь в данном случае цель игры - это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым. При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»). Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:

- знакомство;

- игры с использованием игрушек и предметов;

- контакт руками;

- телесный контакт.

Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:

          Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;

 Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки. При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием;

          В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает;

          В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны;

          В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый - один ребенок).

          Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать логопедическое занятие с проведения одной из таких игр и в том случае, если контакт ребенка с педагогом уже наладился. Такая игра поможет настроиться на активное общение.

         Развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи ребёнка. Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Развитие движений рук включает:

- развитие хватания: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно - правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие - двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному - кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

- развитие соотносящих действий: ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

  Таким образом, изучив теоретические аспекты мы рассмотрели 3 основных этапа развития речи детей раннего возраста. В работе были рассмотрены вопросы организации и содержания педагогической работы в рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми раннего возраста.

Глава II. Практические аспекты

2.1.Обобщение опыта работы в ДОУ

          Как было сказано ранее в теории развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

         Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предлагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

          В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо, чтобы речь воспитателя соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т.д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящем хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

Рассмотрим на практике пути решения данной проблемы.

          На сегодняшний день МБДОУ № 28 работает по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. М.А. Васильевой, Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой.

          В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.  

          В ДОУ существует две группы раннего возраста. Оборудование помещений эстетически-привлекательные, безопасные. Мебель соответствует возрасту детей игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство групп организованно в виде хорошо разграниченных зон, уголков таких как:

-Книжный уголок. В котором находятся сказки, рассказы, потешки, пестушки, стишки.  Книги яркие с запоминающимися иллюстрациями, необходимыми по программе.

-зона, где находятся настольные дидактические игры на внимания, логики, мышления. Такие как «Найди детеныша для мамы», «Домашние животные». Наборы сюжетных картинок «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Транспорт», «Животные», « Время года», лото, пазлы, наборы различных картинок для индивидуальных и подгрупповых речевых игр.

-игровой уголок (с игрушками, строительным материалом)

-спортивный уголок (мячи)

-сухой бассейн (для положительного психоэмоционального состояния ребенка, улучшения координации движений, для мелкой моторики рук)

-уголок для мелкой моторики

-театральная зона (в этой зоне расположены различные виды театра настольный «Репка», «Теремок», театр на фланелеграфе «Курочка Ряба»)

-горка (спортивный снаряд, помогающий развивать малышу различные группы мышц и координацию движений)

          Работа с детьми осуществляется как на занятиях, так и в свободное время. На занятиях мы рассматриваем картинки, читаем сказки, потешки, стихотворения, создаем ситуации для самостоятельной речевой активности. Во время прогулок наблюдаем за изменениями в природе, за птицами, животными, транспортом, одеждой. В свободное время читаем знакомые и любимые книжки, занимаемся пальчиковой гимнастикой. Во время игровой деятельности стараемся вовлекать в общение всех детей, просим ответить на поставленные вопросы, пожалеть игрового персонажа, спеть ему песенку, привлекаем детей к рассказыванию сказок с помощью картинок. Поем и напеваем песенки во время одевания, умывания, укладывания спать, создаем хорошее настроение, развиваем чувство ритма.

          Проводим игры для развития слухового и фонематического слуха. Игра «Определение звучания игрушек». Игра «Чудесный мешочек»- активизация словаря, формируем умения ясно, громко и отчетливо произносить знакомые слова. Совершенствуем речевое дыхание, моторику артикуляционного аппарата с помощью дыхательных и голосовых упражнений. Сдуваем со стола мелко нарезанные шарики, пушинки, вату. Надуваем мыльные пузыри. Показываем-инсценировки с использованием игрушек, у детей развивается память, воображение, мышление, расширяется кругозор. Рассказы и сказки, иллюстрируемые сюжетными  игрушками, радуют детей, активизируют речь. Развивают умение слушать.

             Работа с педагогами. Мы активно участвуем в методической работе детского сада, подготавливаем консультации для педагогов по развитию речи, участвуем в педсоветах по проблеме развития речи, делимся опытом на семинарах – практикумах, показываем открытые занятия для педагогов, делимся опытом организации предметно развивающей среды. Были проведены консультации на тему: «Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте».

Работа с родителями. Большая работа проводится с родителями. Семья – это источник воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он проносит через всю жизнь. Дети должны видеть, что в семье их поддерживают, уважают их увлечения, радуются успехам. Очень важно для полноценного развития ребёнка опыт, полученный в семье, пример его родителей. Если ребёнок видит, что мама искренне огорчается тому, что ребёнок неправильно произносит слова, не хочет повторить стихотворение, это, несомненно, произведёт на него неизгладимое впечатление. Поэтому мы стараемся донести до родителей информацию о том, как нужно правильно обращаться с ребёнком, как лучше выучить стихотворение, своим примером доказывать необходимость правильного произношения слов.

Чтобы расширить кругозор, предлагаю родителям проводить выходные вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания. Родители всегда готовы помочь в нашей работе, что не может не повлиять на развитие наших воспитанников.

          Демонстрировали наглядный материал с помощью разных консультаций, проводили родительские собрания, открытые просмотры (занятия с детьми, игровую деятельность, приглашали родителей на праздники), индивидуальные рекомендации (сообщали об успехах ребёнка в речевой деятельности, какие потешки и песенки выучил).

 Итоговый этап включает в себя:

 -  опрос родителей по итогам проделанной работы;

   - обработка данных, подведение итогов, проведение родительских собраний. ФОРМЫ    РАБОТЫ      

         В  первой младшей группе  занятия по развитию речи проводят один раз в неделю. Оно планируется как на утро, так и на вечер. В первую половину дня целесообразно проводить занятия, на которых дети осваивают новый программный материал. Вечером, как правило, планируются занятия, в процессе которых закрепляются умения детей, уточняются имеющие представления (повторное чтение сказок, потешек, инсценировки, дидактические игры и т. п.)

          Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия: при ознакомлении с окружающим основным видом работы является наблюдение, на занятиях с картинками — рассматривание Организованные наблюдения за окружающим на третьем году значительно расширяются и углубляются.    

          Рекомендуется не только наблюдать за различными транспортными средствами, но и учить детей различать их по внешнему виду (автомобили

легковые и грузовые, автобусы, трамваи, троллейбусы, телеги, сани), показывать, из каких частей они состоят (кабина, руль, колеса, двери).

           В процессе наблюдения за живыми объектами уточняются уже имеющиеся представления о них: детей знакомят с особенностями их внешнего вида, с повадками, рассказывают, как и что они едят.

Структура проведения занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

При встрече с живыми объектами на первых занятиях дети внимательно наблюдают, эмоционально реагируют, произносят разные слова.

Спустя некоторое время воспитатель начинает сам руководить наблюдением. Он предлагает детям смотреть и при этом рассказывает. Например, в ходе наблюдения за кошкой рассказывает, что у кошки шерсть, она мягкая и пушистая. Хвост большой и  пушистый. Кошка ходит и бегает. У нее на лапах есть когти и мягкие подушечки. Когти острые, но она ступает лапами мягко, неслышно. Это потому, что на лапах подушечки. Кошка ест хлеб, мясо, молоко. Молоко лакает язычком.

 При наблюдении за птичкой воспитатель рассказывает, что у птички перышки, клюв острый, на лапках коготки. Когда она ходит, коготки стучат. Птичка ходит редко. Чаще она прыгает. Много летает. Когда летает, крылышки расправляет. Птичке дают зернышки. Она их клюет.

На повторных занятиях целесообразно активизировать речь детей. В ходе наблюдения следует задавать вопросы: как мяукает кошка (поет птичка?)? Какой хвост у птички (у кошки)? Что на лапках у кошки (у птички)? Как ходит кошка (летает птичка)? Что ест кошка (птичка)? Как кошка пьет молоко? Как птичка клюет зернышки? Так как представления детей не являются поясными, воспитатель все время дополняет ответы детей; а в случае затруднения сам ведет рассказ, призывая детей повторять за ним.

         Наблюдения проводятся в помещении и на улице. В процессе наблюдений следует не только констатировать то, что происходит (например, няня, сначала моет чайные, чашки, затем тарелки, а потом ложки), но и развивать мыслительные способности детей: учить сравнивать предметы, устанавливать между ними сходство (яблоко и помидор круглые) и различия (яблоко желтое,

только бок у него красный, помидор весь красный; вкус у них разный — яблоко сладкое; помидор кисловатый, его едят с солью).

         Для развития речи широко используются картинки. На занятиях могут предъявляться картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии; сюжетные картинки. Это зависит от задач, которые ставит воспитатель. Важно направлять внимание ребёнка на детальное рассматривание изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено; помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции; устанавливать причинные связи. В результате у ребенка формируется умение не только повторять слова  за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

          Наиболее часто используются сюжетные картинки. Занятия с ними проводятся как с целью закрепления имеющихся у детей представлений, знаний, так и для получения новых.  

          В зависимости от этого занятия проводятся по-разному. В одном случае воспитатель сначала подробно рассказывает о том, что изображено на картинке, и  по ходу рассказа задает детям вопросы. «Смотрите, вот девочка Таня. Она кормит птичек. Что делает Таня? Птички большие и маленькие. Какие птички? Большие птички — голуби, маленькие—воробьи. Какие птички сидят на крыше? Большие. Это голуби. Какие птички сидят на дереве? Маленькие. Это воробьи». В другом случае изображение может служить опорой для привлечения детского опыта с последующим рассказом воспитателя. Детям предъявляется та же картина и предоставляется возможность отреагировать на нее. Потом воспитатель говорит: Посмотрите в окно. На улице снег. Сейчас зима. Вы ходили на прогулку? Видели птичек? Какие это были птички? Что они делали? (Летали, сидели.) Где сидели? Вы кормили их? А теперь посмотрите на картину. На этой картине тоже зима. Белый снег лежит на крыже, на ветках. Девочка Оля тепло одета: на ней шуба, шапка, валенки. Эти птички клюют зернышки, а эти сидят на дереве, на крыше».

          Большое значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или ведет рассказ своими словами (при несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок). На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь детям вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю вне занятий. Книги способствуют установлению контактов как между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. О содержании книг можно говорить и в их отсутствии. Это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

          Большое место на третьем году отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также потешек и других фольклорных форм.

         Особенно важно систематически проводить рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать. Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз, как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы — в два-три дня. В следующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнить. Усложнение может идти в разных направлениях: увеличивается количество действий, выполняемых персонажами; дается более подробное описание отдельных персонажей: описывается место действия, раскрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами. Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы, затем задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае взрослому надо самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.

 Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи.

          Занятия с использованием сюжетных  игрушек (разных кукол, игрушечных животных) влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения со взрослыми и сверстниками, активизируют разнообразный словарь. На таких занятиях, как правило, разыгрываются какие-нибудь сюжеты (показывается ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой), знакомые детям из собственной жизни (кормление куклы, игрушечных животных, укладывание куклы, подъем после сна, купание, прогулка, лечение, приглашение в гости к кукле игрушечных животных и т. д.). При развертывании сюжетов дается много названий различных предметов (посуды, одежды), показываются действия с ними и раскрывается их назначение (из глубоких тарелок едят щи, суп, борщ, из мелких — кашу, котлеты, салат; из чашки, стакана, кружки пьют воду, чай, молоко, кофе, какао), а также закрепляются навыки, приобретаемые детьми в режимных процессах, нормы поведения. По ходу выполнения действий необходимо привлекать малышей к активному участию в происходящем (расставить посуду на столе для обеда кукол Нины и Вовы; снять с куклы Кати пальто, шапку, шарф; принести и поставить около кровати куклы Нины блюдечко для кошки).

            Большое влияние на развитие речи  в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время занятий создается возможность совместных действий и сопереживания по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разнообразным поводам. Ценными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса («Как построить стол, чтобы он не упал?»; «Сделайте мне два стула»; «У меня есть стол и стул, как построить диван?»).

          В случае отсутствия систематических занятий контакт между детьми и воспитателями практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержание. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану. 0бщение становится регулярным, малыши стремятся прилечь к своей деятельности воспитателя, начинают задавать вопросы. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросы взрослым. Поэтому в ходе занятий надо поставить больше вопросов, обращенных и к самим детям и к игрушкам (персонажам каких-либо сказок, рассказов). Это создаст условия для подражания, дети сами начнут задавать воспитателю разнообразные вопросы.

           Для развития речевого общения важное значение имеет организация совместной игры между детьми. Приучать к ней надо постепенно, без нажима. Сначала учат наблюдать за игрой другого, потом — осторожно включаться в нее, а затем становятся возможным переход к совместной игре. Если самостоятельной игре детей воспитатель уделял должное внимание, то между ними устанавливается сложное по содержанию речевое общие: дети призывают друг друга к развертыванию игрового процесса («Сделаем два гаража. Ты будешь строить маленький, а я — большой»), помогают том, кто не справляется («Вот так надо строить»), оценивают действия другого ребенка и свои («Ты не умеешь хорошо строить, а я умею»), запрещают выполнять какие-то действия («Не надо ломать. Нельзя трогать») и т. д.

          Общение со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения: не только просят или помогают, но и соотносят свои действия с действиями других детей, привлекают их внимание к чему-либо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности, просят совета: «Что ли мне еще дом построить?» Самое главное состоит в том, что речь ребенка, являясь средством общения, в определенной степени начинает выполнять функцию саморегуляции поведения. Речевое общение способствует установлению между детьми положительных взаимоотношений.

          Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребёнок, должен быть «интересен всерьёз». Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жест. И если воспитатель искренне, с удовольствием «дует на горячие баранки», показывает, как бодается козлик, ребёнок не просто заряжается желанием сделать так же, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением. В свою очередь удачный ответ, хорошо выполненное действие усиливают радость ребёнка и его стремление неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Всё это наилучшим образом обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем.

 Приёмы.

          Дошкольники все время продолжают встречаться с новыми, незнакомыми предметами, действиями. Начинают знакомиться с некоторыми явлениями,

событиями. Все, с чем сталкивается ребенок, взрослый называет словами. Но для углубленного понимания простого называния недостаточно. Поэтому появляется необходимость давать подробные объяснения, раскрывать назначение предметов (для чего, зачем), сравнивать происходящее в данный момент с тем, что малыш видел раньше. По-прежнему сохраняется прием поручений. Но поручения должны быть более сложными, чем на втором году жизни («Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф. Саша, найди собачку большую и маленькую. Большую оставь себе, маленькую отдай Сереже»).

         Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним все его слова и фразы. При повторении необходимо подтверждать правильность произносимых слов, а в случае необходимости дать образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, которые произносит ребенок. Этот прием имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Если ребенок говорит неправильно, его следует остановить и попросить произнести слово правильно: «Саша, скажи как следует: голубок, а не губулёк. Повтори четко: голубой (ребенок сказал гобулёй). Ты сказал моя пальчик, а надо говорить: мой пальчик». Ребенок может произнести исправленное слово несколько раз, но навязчиво принуждать его к этому не следует, необходимо соблюдать меру. В случае отказа настаивать не надо.

         Существенное значение имеет прием  - постановка вопросов. Сначала детей обучают понимать конкретные вопросы в одной и той же обстановке (Где стоит стол?). Потом учитывается общая ситуация (Что это лежит на диване?). Наконец, вопросы задаются без учета ситуации, с опорой на некоторые знания ребенка («Оля, кого ты видела, когда ходила гулять?»). Для активизации речи необходимо применять все те побудительные слова, которые нацеливают ребенка на высказывания: скажи, повтори, спроси, расскажи.            

           Важными являются приемы договаривания (воспитатель читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово) и   подсказывания нужного слова (ребенок в ходе пересказа или чтения наизусть стихотворения может испытывать затруднения в употреблении какого-нибудь слова;  воспитатель вовремя помогает ему).

Умелое использование всех перечисленных приемов способствует своевременному развитию речи детей.

Развитие речи детей в повседневной жизни.

          Развитие речи детей происходит не только на организованных занятиях, но и в повседневной жизни, в самостоятельной игре. В режимные моменты у детей закрепляются навыки, приобретенные ранее, и систематически формируются новые. Навыки связаны с процессами еды, раздевания, одевания и т. д. В ходе выполнения режимных процессов от ребенка требуется точность знания, как нужно выполнять то или иное действие (чисто вымыть руки, не облившись при этом водой), в какой последовательности выполнять действия (например, при одевании на прогулку). Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами: учатся называть предметы домашнего обихода (одежду, мебель, посуду), игрушки, уточнять детали знакомых предметов (у туфелек есть каблук, носок, туфли застегивают либо специальной застежкой, либо пуговкой, ботинки зашнуровывают шнурками). Наряду с называнием предметов учат обозначать словами различные действия: одни и те же действия с разными предметами — налить (суп, компот, кофе), снять (пальто, - шапку, шарф), надеть (платье, рубашку, колготки); разные действия с одним предметом — застегнуть, расстегнуть (пуговицу), снять, повесить (пальто на вешалку); называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, теплая, суп горячий, теплый, вкусный).

           В ходе выполнения режимных процессов детей приучают помогать друг другу, формируя положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Не трогай это полотенце, оно Танино»; «Помоги Вале снять пальто»; «Принеси Саше шарф»; «Подними варежку, спроси, чья эта варежка»). В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой»; «Я весь компот выпила»; «Я весь суп съел»,

          Следует заметить, что возможности для развития речи не во всех режимных процессах одинаковы. Меньшая степень возможностей отмечается в ходе кормления, раздевания после прогулки, одевания после сна. Для речевого

общения необходимо выбирать удобное время и создавать специальные ситуации.

         Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.

          Развитие речи успешно осуществляется в самостоятельной игре детей. На третьем году жизни ход игры и обогащение ее содержания еще во многом зависят от окружающих взрослых. Недостаточно выделить время в режиме дня, предоставить место, игровой, материал — необходимо также дать соответствующие знания об окружающем, научить способам действий с предметами, сформировать умение выбирать эти способы, воспитать интерес к действиям, и потребность воспроизводить их. В результате этого увеличивается продолжительность игры с определенными наборами игрушек, формируется устойчивость при воспроизведении целесообразных действий. Во время выполнения действий дети произносят много различных слов. Постепенно слово отдаляется от действия: сначала, следуя за ним, как бы подводит, итог и обобщает его, потом, предшествуя, планирует его осуществление в реальной предметной ситуации, наконец, замещает предмет или действие. В результате речь становится самостоятельной деятельностью, выступающей внутри игры. В конце третьего года жизни дети, играя, действуя в воображаемой ситуации, отражают ее в своей активной речи: «Поехал к бабушке... на поезде. Поезд едет-едет... Вдруг сломался... Ехать нельзя… И я сегодня не приеду к бабушке»

 Связь с другими видами деятельности.

          Большое влияние на развитие речи оказывают занятия, на которых воспитывается умение действовать с предметами и развивается двигательная активность.

           На занятиях   по изобразительной деятельности, изучая новые материалы, новые инструменты для рисования, различные техники рисования в детском саду, ребёнок расширяет свой словарный запас и кругозор.  

              Музыкальные занятия помогают заучивать  песенки и потешки, выполнять музыкально – ритмические движения, слушать музыку.

На занятиях по физическому развитию дети выполняют артикуляционную гимнастику, проговаривают  слова подвижных игр, запоминают их.

          На конструировании детей обучают возводить элементарные постройки, обговаривать их, согласовывать существительные с прилагательными, правильно употреблять глаголы.

          На  занятиях  по театрализованной деятельности  дети разучивают короткие постановки, что способствует развитию выразительности и эмоциональности речи.

         Для всего этого требуется определенная сумма знаний, умений, представление о некоторых технических приемах, соблюдение определенных правил. В результате накапливается словарь: существительные, глаголы, прилагательные, наречия; происходит усвоение грамматического строя речи. Пассивный словарь постепенно переходит в активный.

 Результативность

         В процессе ежедневной  работы по развитию речи, дети расширяют словарный запас, учатся общаться с взрослыми и сверстниками. В результате целенаправленной работы дети освоили первые формы монологической речи.

Научились рассказывать об эмоционально значимых событиях используя высказывания из двух – трех предложений.

Слушают и понимают содержание литературных произведений

Научились использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности (-чик, -щик, -енок, -онок,-ище).

       

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста "Капризная внучка"

Цель и задачи: развивать речь и музыкальность, пополнять словарь, совершенствовать звуковую сторону речи, развивать мелкую и крупную моторику, формировать положительный эмоциональный настрой.

На занятие понадобятся куклы Би-ба-бо девочка, бабушка, игрушка - мышка, посуда, печка, платочки (по количеству детей).

Проводить упражнение "Еду к бабе, к деду" можно используя массажный коврик.

Дети стоят на ковре без обуви.

Воспитатель: У мамочки и папочки была дочка Аленушка.

Упражнение "Наша дочка"

Как у нашей дочки поглаживают ладонями щеки

Розовые щечки.

Как у нашей птички проводят пальчиками по верхним векам

Темные реснички.

Как у нашей крошки поглаживают колени

Тепленькие ножки.

Как у нашей лапки сжимают и разжимают пальцы

Ноготки - царапки.

Воспитатель: Всем девочка была хороша, но очень капризная. Вот и сейчас куда - то спряталась. Давайте ее поищем. ( дети вместе с воспитателем ищут по группе ).

Воспитатель: Ах вот ты где! Поздоровайся с ребятами. Аленушка, а ты после сна умывалась? Давай вместе с ребятами.

Игра "Плескалочка"

Лейся вниз, дети проводят ладонями по телу с головы до ног

Вода текучая.

Вверх тянись, поднимают руки и тянутся вверх, вставая на носки

Дитя растущее.

Смывайся, беда, проводят ладонями по лицу сверху вниз

Как с гуся вода.

Воспитатель: Умылись? Ну, давай, Аленушка, завтракать. Не хочешь? Вот какая капризная девочка. Мамочка и папочка очень огорчались и решили отвезти Аленушку к бабушке. Может бабушка сумеет капризную девочку накормить. И мы поедем с ними.

Упражнение "Еду к бабе, к деду"

Еду - еду ходят шагом, высоко поднимая колени

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке,

По ровной дорожке прыгают на одной ноге

На одной ножке

В рваном лапоточке ходят топающим шагом

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо, бег

А потом вдруг ... в яму!

Бух! приседают

Воспитатель: Приехали! Вот какая бабушка! (показывает куклу бабушку) Поздоровайтесь с бабушкой ( дети садятся на ковер ). Бабушка стала варить для

внученьки кашку (посадить куклу - бабушку рядом с печкой). В чем варят кашку? (в кастрюле) Поставь ... (имя ребенка) кастрюльку на печь (раздать платочки) Какие кашки бывают? (манная, овсяная, пшенная, геркулесовая, кукурузная, рисовая, перловая, если дети затрудняются, воспитатель может называть сам) Сварим кашку?

Игра "Кастрюля - хитрюля"

Кастрюля - хитрюля

Нам кашку сварила,

Нам кашку сварила,

Платочком накрыла.

Платочком накрыла,

И ждет нас, пождет, пых - пых.

И ждет нас, пождет, пых - пых.

И ждет кто же первый придет

Пых - пых.

Воспитатель: Вкусная кашка, только очень горячая. Подуем на кашку (подняли платочки и подули на них). Стала бабушка стряпать для Аленушки оладушки. На чем пекут оладушки? (на сковороде) Поставь ... (имя ребенка) сковородочку на печь.

Пальчиковая игра "Оладушки"

Ой, ладушки - ладушки, "пекут пирожки"

Испечем оладушки!

На окно поставим, протягивают руки вперед

Остывать заставим.

А остынут - поедим подносят руки ко рту

И воробушкам дадим. Взмахивают руками

Воробушки сели, кладут руки на колени

Оладушки съели, постукивают пальчиками по коленям

Оладушки съели -

Шу - у - у!.. - и улетели. Взмахивают руками

Воспитатель: Чего же еще не хватает? (чая) В чем готовят чай? Поставь ... (имя ребенка) чайник на печь.

Пальчиковая игра "Вот чашка, вот другая"

Вот чашка, вот другая. Ладони сложить чашечкой

Вот чайник заварной. Пальчики в кулачок, мизинчик выставить

Мы чай налили в чашку,

Попей чайку со мной.

Воспитатель: Кушай, Аленушка. Бабушка и ребятки очень старались. Не хочет! Кто - то пищит под столом. Кто это? (достает мышку из - под стола) Мышка хочет все скушать, и кашку, и оладушки, и чай выпить. И девочку капризную то же хочет съесть. Нет, мышка, не надо Аленушку кушать, она будет слушаться. Покушает сама и тебя, мышка, угостит.

Ложку каши за бабулю, загибаем пальчики на обеих руках по очереди

Ложку каши за дедулю,

За мамулю, за папулю,

За сеструлю, за братулю,

За щенека и за котенка,

За индюшку, за утенка,

Кашу кушает Аленка!

За кого бы съесть еще бы?

Воспитатель: Кашка Аленке так понравилась, что теперь она ее всегда ест и не капризничает, и маму с папой слушается!

2.2.Методические рекомендации по развитию речи детей для родителей

1. С ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике (человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что малыш хочет сказать).

2. Ребенок должен научиться называть себя по имени, что способствует не только развитию активной речи, но и становлению самосознанию ребенка и облегчает протекание кризиса трехлетнего возраста.

3. Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет или что делает.

4. Показывайте ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.

5. Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.

6. Читайте ребенку стихи и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы.

7. Читайте ребенку книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать те картинки, которые ему называете.

8. В играх учите его правильно называть окружающие предметы (в основном, предметы домашнего обихода; одежда, мебель, посуда, игрушки), понимать и выполнять несложные задания; приучайте его составлять фразы из нескольких слов.

9. Для развития понимания речи, расширения словарного запаса предлагайте ребенку выбирать среди нескольких игрушек какую-то одну. Постепенно усложняйте задания.

10. Для развития активной речи создавайте ситуации, стимулирующие ребенка обращаться с речью к взрослым.

11. Поощряйте разговоры ребенка с игрушкой во время игр.

12. Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. (Куда сейчас Аня пойдет? В кроватку, спать).

13. К концу второго года жизни с ребенком уже можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он сейчас не видит, но уже хорошо знает. Это упражняет не только его речь, но и помять.

14. Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных и глаголов, но и других частей речи.

15. Со второго полугодия второго года жизни следует от показа предметных картинок все чаще переходить к показу картинок, на которых изображены действия, совершаемые животными, людьми.

16. Ребенку необходимо свободно владеть голосом, дыханием во время речи, соблюдать ритм, темп, интонацию, иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание. Для этого используются игры со звучащими игрушками (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, ксилофон): «Угадай, какая это игрушка?»; Игры на определение места звучания игрушки: «Откуда доносится звук?»; игры на определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, радио); игры на определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц.

17. Использование игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания: сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку, дуть на лежащие, на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненные) и длины, стараясь сдвинуть их с места; задувать на резком (быстром) и длительном выдохе пламя воображаемой свечи; надувать бумажные и целлофановые мешочки, дуть дудочку, свистульку, играть на детском кларнете; надувать и пускать мыльные пузыри.

18. Игры и упражнения, направленные на тренировку артикуляционного аппарата: упражнения для лица (изменение мимики): сделать лицо веселое (улыбнуться, засмеяться), сердитое (нахмурить брови), удивленное (поднять брови), плаксивое, спокойное, доброе; надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую; упражнения для губ трубочкой вперед и разведение их в стороны в сомкнутом виде, эти же движения с показом зубов (как произнесение звуков [ш] и [с]); упражнение для языка: показать широкий и узкий язык; облизывание узким языком верхней и нижней губы, (колокольчик);

Упражнение для мягкого неба: опускание и поднимание небной занавески (похрапывание, покашливание)

19. Игры и упражнения на звукоподражание голосам животных (мяу, му, пи-пи, ко-ко, ме, бе); подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами (би-би, ту-ту, тук-тук, тик-так).

Заключение

         Актуальность проблемы развития речи раннего возраста определяется наличием выбора темы.

           В первой главе была дана общая характеристика этапов развития речи детей раннего развития, которые делятся условно  на три основных этапа. Были рассмотрены походы и пути решения данной проблемы. Был сделан анализ методической и педагогической  литературы по проблеме развитие речи детей раннего возраста, что позволило нам сделать следующие выводы.

          Обучение дошкольников развитие речи и речевого общения - одна из важнейших задач дошкольной педагогики и психологии. Решение этой задачи включает ряд специальных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, а также воспитание интереса к художественному слову.

         Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы.

          Речь-специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

          Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей раннего возраста.

           В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления.       Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

          Во второй части работы нами был рассмотрен опыт работы МБДОУ№28 группы раннего возраста по развитию речи. На практике были показаны формы, методы, приемы работы с детьми раннего возраста. Даны рекомендации для родителей по развитию речи для данного возраста.

           Итак, мы, в своей работе рассмотрев теоритические и методические основы становления раннего возраста пришли к выводам, что если правильно организовать работу по формированию речевых умений и навыков детей, знать теорию и методику и применять на практике, то можно предупредить возможные отклонения в их речевом развитии.

                                 

                     

                                         Список литературы

1. Елецкая О.В. Днем за днем говорим и растем. Пособие по развитию детей раннего возраста / О.В. Елецкая, Е. Ю. Вереница. - М.:ТЦ Сфера, 2005

2. Лямина Г.М. Развитие речи детей раннего возраста. Метод. Пособие / Г.М. Лямина. – М.:Айрис – пресс, 2005

3. Развитие речи детей раннего возраста : метод. Пособие / М-во образование и науки Челяб. обл., Челяб. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования [авт.-сост. И.В. Колосова]. – Челябинск, 2010.-58 с.

4. Развитие ребенка // Под. Ред. Запорожца А.В.., - М., 1976.

5. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. – М.: Издательский центр Академия, 2007. – 192 с.

                                                         Приложение

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему первый год жизни называют подготовительным этапом развития речи детей раннего возраста.

Первый год жизни – это подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребёнка....

Обобщённый опыт работы "Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"

Описание опыта работы по теме. Театрализованные, дидактические, сюжетные игры для малышей, развиивающие их активный и пассивный словарь...

Итоговая аттестационная работа по теме: "Формирование физический движений у детей раннего возраста"

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧ...

Доклад из опыта работы "ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА".

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольников, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с худо...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт мал...

Родительское собрание в 1 младшей группе "Возрастные особенности развития речи детей раннего возраста"

В презентации рассказывается о возрастных особенностях развития детей раннего возраста, раскрываются факторы, влияющие на развитие речи, собран практический материал (игры с детьми)....

Опыт работы " Пальчиковые игры , как средство развития речи детей раннего возраста"

Новизна данного опыта заключается в разработке системы работы по развитию речи детей раннего  возраста посредством пальчиковых игр, с использованием  современных методик и технологий .Элемен...