Приобщение детей к театрализованной деятельности с учетом гендерных особенностей
консультация на тему

Кутелия Цира Капитоновна

 

В  ДОУ осуществляется полоролевая социализация детей дошкольного возраста. Ведётся она в детском саду планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учетом условий дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к театрализованной деятельности

с учетом гендерных особенностей

Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет театр детям, праздничное и радостное представление об окружающем мире. В ходе театрализованной деятельности происходит  формирование социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют нравственную направленность, т.к. участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.    

Работу по театрализованной деятельности я начала с первого дня, как только дети пришли в детский сад. Театрализованные игры очень помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость.  Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.

Организация театрально - игровой среды в группе началась с  подбора игрушек, атрибутов, литературных произведении,  театральных кукол и костюмов.  Для музыкального оформления спектакля в группе есть магнитофон. Оформлены театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. В группе есть шкаф  для элементов костюмов, простые декорации,  ширмы для кукольного и настольного театра.

Созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей. Под музыкальное сопровождение дети активно двигаются, танцуют и поют. В работу включены дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т.д.

Учимся  разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

 Обращаем внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок».  Учимся эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.

Учим детей выразительно проговаривать слова,  меняя силу голоса  (тихо, громче, громко.), также меняя интонацию  (удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т.п.).

В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:

- настольный кукольный театр (готовый, самодельный)  - театр на плоской картинке, на кружках, конусный, театр игрушки

 - театр на руке (пальчиковый, варежковый);

- верховые куклы (бибабо, на палках);

- куклы – персонажи типа бибабо

- магнитный театр;

- театр масок;

- книжка - театр;

- театр ряженых;

- театр  игрушек (готовый  и самодельный)

Все эти театры находятся в доступном для детей месте.

В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.

В своей работе по театрализованной деятельности мы привлекаем родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. В беседах с родителями рекомендуем посещать с ребёнком различные театральные спектакли, которые способствуют расширению кругозора ребёнка, обогащают внутренний мир, а главное, учат членов семьи взаимопониманию.

Работа по  театрализованной деятельности будет и дальше проводиться. Планируем пополнить театральный уголок  новыми куклами -  персонажами.  В изготовление  кукол для театра будем привлекать родителей, с которыми уже  беседовали на эту тему и они обещали помочь.

Основная трудность в театрализации это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения.  Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендуем родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

Хотелось бы обмениваться опытом и видами театра с другими воспитателями, что то  взять для себя в изготовлении нового вида театра.

В группе объявлен конкурс «Лучшая семейная игрушка» среди родителей.

Театрализованная деятельность нашей группы

включает в себя:

- Просмотр кукольных спектаклей (с участием приглашенных артистов, а также организованные силами воспитателей группы) беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам

- Игры - драматизации

- Разыгрывание разнообразных песенок и стихов

- Игры и ситуации по произведениям, игры - имитации и импровизации

- Настольно - печатные, дидактические и развивающие игры («Играем в сказку», «Угадай из какой сказки») в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого.

- Подвижные речевые игры с персонажами сказок

- Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий

- Музыкальные игры и упражнения

- Слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку

- Чтение художественной литературы

- Подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика

Этапы подготовки к театрализованной деятельности:

 - Выразительное чтение произведения

- Проведение беседы по произведению

- Рассматривание иллюстраций к произведениям

-Чтение отрывков произведения, с целью запоминания последовательности событий, умения свободно ориентироваться в тексте, представляя образы героев.

- Проговаривание отдельных фрагментов произведения.

- Распределение ролей.

- Разучивание ролей (индивидуальное) 

  Важную роль играет выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию

произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ).

Чем меньше ребенок, тем определеннее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность

чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации.

При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?»)

Проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, проводится проигрывание частей драматизации.

Одной из важнейших особенностей театрализованной деятельности является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи – ищем мед!» или «Мы – хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных детей  нет – все изображают злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д.

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни

я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям 3-4 лет сложно

произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач

деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами.

С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций.

Пластические этюды «Мишка идет», «Лисичка бежит», «Бабушка плачет»,  «Лягушка», «Медведь», «Лиса», «Волк»,

«Козлята пляшут – спрятались», « Коза ищет козлят», «Волк подслушивает», «Котята рассердились», «Медведь неуклюжий», «Лиса осторожная», «Волк сердитый», «Котята радуются», «Щенок спрятался»

Мимические этюды: «Злой», «Добрый»,  «Заяц испугался», «Голодный, злой волк», «Добрая лисичка», «Кислый лимон», Сладкая конфетка», «Котята испугались», «Злой волк», «Сонная бабушка», «Щенок удивился», «Лягушка хитрая», «Смелый петушок»;

Упражнение на интонационную выразительность «Как мне холодно зимой», «Песня колобка», «Дедушка рассердился: «Испеки мне, бабка, колобок», «Я - хитрая лиса», «Я - грустный заяц», «Котенок замяукал жалобно», «Котёнок замяукал радостно», «Котёнок замяукал грустно»;

Упражнения на имитацию движений: Мышка моет пол, зайка рубит дрова, волк носит воду, лягушка стряпает.

Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства.

В  ДОУ осуществляется полоролевая социализация детей дошкольного возраста. Ведётся она в детском саду планомерно, с

должным педагогическим вниманием, с учетом условий дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.

Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии.

Средство: игры, театрализованная деятельность, народные сказки, пословицы, колыбельные песни.

 Методы: игры, познавательно-развивающие этические беседы, проблемные   ситуации, схемы-действия.

Формы: игровая деятельность, экспериментальная, проблемно – поисковая.

        Девочки наряжаются и играют в куклы, а мальчики играют в другие игры — шумные, активные (сегодня это принято называть «гендерной социализацией»).

Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика игр девочек социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и общественная.

В развитии характерных мужских качеств – у мальчиков и женских качеств – у девочек, помогают такие средства воздействия,  как художественное слово,  элементы мужских и женских костюмов.

Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола.

Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи.

Важно не только поощрять объединение девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, но и учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. Мы организуем совместные игры для девочек и мальчиков по семейно-бытовой тематике. При планировании игр на семейно-бытовую тематику важно использовать разные приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность. Например, в игре «Автомастерская» создать игровую ситуацию «перерыв на обед» (Мальчики - «слесари» долго работали). Воспитатель, обращается к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить. Надо приготовить им обед». «Мальчики - «водители», привезите девочкам овощи, фрукты, хлеб, молоко» и т.д. 

 Создаем игровые ситуации, в которых мальчики проявляют мужественность (помогают девочкам ремонтировать игрушки, носить тяжелые предметы, защищают девочек), девочки – женственность (наводят в доме красоту и порядок, учатся сервировать стол, нежно и ласково обращаются с куклами-

детками). При этом поощряем мальчиков в помощи девочкам: мыть посуду, ходить по магазинам и т.д. 

Можно дать детям творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого,

способного защитить своих близких). Предложить  выполнить различные творческие задания, например:

- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

Объединение девочек в инсценирование песен, сказок основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков – на интересе к содержанию игр, сказок, песен. Успешному  полоролевому развитию   способствует участие детей обоих полов в одном этюде («Королева как – то раз собрала своих солдат»).

Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости,  играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками.

Если мальчик не играет с куклой, ему можно дать мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции,

желание играть с ними. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с

окружающими детьми и взрослыми. Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». Изготовленные из картона  плоские фигуры дают возможность

детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Большую роль в полоролевом воспитании имеет знакомство ребенка со сказками. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает

разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают

эмоциональную положительную модель гендерного поведения. С помощью сказок формируется представление о заботливости,

миролюбии, терпимости к недостаткам других. 
Большие возможности в процессе полоролевого воспитания играют все сказки и народные, и авторские, и дидактические. Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. 
Роль сказки как одного из средств гендерного воспитания дошкольников неоценима. При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок. Это

будет способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Хороводная игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности.


Работа по гендерному воспитанию прослеживается при разучивании танцев, обыгрывании песен и стихотворений, драматизации сказок, проведении праздников и развлечений.

Мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).

Мальчики совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость).

Девочки – становятся более нежными, изящными, требующими к себе внимание.

Существует ряд специфических различий у (мальчиков, девочек) в объяснении основных положениях, технике и манере исполнения движений:

Положение рук: у девочек - «на талии», у мальчиков - «на поясе».

Манера исполнения: у девочек –  плавная, кокетливая, нежная, кроткая («От цветка к цветочку бабочки летят», «Кружится, кружится легкий платочек»).

У мальчиков манера исполнения – мужественная, широкая, чёткая, сдержанная. («Шел охотничек лесочком», «Я всю ночь стою, качаюсь, на мне шляпа и пиджак»).

        Полоролевое воспитание — составная часть полового. В результате его осуществления ребенок овладевает культурой взаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу - моделью поведения, правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.

        Работа по театрализованной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений,  является  средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность на первый взгляд кажется легкой и не сложной, но это не так. Требуется много подготовки, много усилий, как со стороны взрослых, так и со стороны детей, чтобы достичь коне...

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в  дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры....

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями м...

Приобщение детей к театрализованной деятельности.

Приобщение детей к театрализованной деятельности....