Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей
материал (младшая группа) по теме

Володина Ирина Николаевна

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnyy_dolgosrochnyy_proekt_na_temu.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный долгосрочный проект на тему:

«Игровая деятельность детей младшего дошкольного

возраста с учетом гендерных особенностей».

                                                                           Разработала

                                                                                     воспитатель

                                                                                     И.Н.Володина  

  1. Тема проекта: «Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей».

2. Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.

     

      В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов. Актуальность данного проекта нашла свое отражение в том, что в них нашла отражение новая тенденция – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» - кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде средовых условий, то ли в виде предметов-аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье, а также важно организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.    

3. Цель и задачи проекта.

     

         Учитывая актуальность этой темы, а также реализуя одно из приоритетных направлений, а именно «полоролевая социализация старших дошкольников в игре», я поставила перед собой цель: разработать и апробировать систему дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в игровой деятельности.

         Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

- изучить анатомо-физиологические, психологические и другие особенности мальчиков и девочек;

- определить особенности содержания и игровых стилей у мальчиков и девочек;

- составить, апробировать систему и определить эффективность работы по формированию полоролевого поведения дошкольников в игре.

4. Соответствие проекта направлениям государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах.

В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола. Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип интеграции задач образовательных областей, предложенных в современной педагогике.

Очевидно, что работа педагога в данном направлении предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие:

- здоровье и физическое развитие;

- социально-личностное;

- познавательно-речевое развитие;

- художественно-эстетическое.

          Необходимо отметить, что, несмотря на изменение направлений государственной политики, игра продолжает занимать важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности.

          В игре происходит:

- развитие ребенка;

- развиваются его действия в представлении;

- происходит ориентация в отношениях между людьми;

- уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения;

- коммуникативность, чувство собственного достоинства;

- навыки самоорганизации и здорового образа жизни;

- положительное отношение к себе, как представителю того или иного пола;

- открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый.

          Анализируя качества, которые развиваются в игре, с учетом гендерного подхода мы видим портрет дошкольника, соответствующий предложенному в ФГТ портрету дошкольника-выпускника. Именно в игре возможно осуществить главную задачу дошкольного воспитания: «Учи дошкольника так, чтобы он не заметил».

5. Срок реализации проекта: будет реализован (сентябрь 2012-май 2013)

6. План реализации.

         Сентябрь

- составить план работы по гендерному воспитанию в игре на учебный год;

- подбор и анализ методической литературы по теме;

        Октябрь

- согласовать тему с психологом;

- консультация для специалистов, планирование работы по взаимодействию;

- изучить литературу по теме;

        Ноябрь

- психолого-педагогические исследования по вопросам гендерного воспитания;

-анкетирование родителей для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания;

- создание предметно-игровой среды в семье и детском саду с учетом предпочтений и интересов девочек и мальчиков;

        Декабрь

- зарисовать метки, эмблемы для мальчиков и девочек;

- совместная деятельность педагога и детей «Мужчина и женщина, - какие они?»;

       Январь

- беседы на тему «Мальчик, будущий мужчина, девочка, будущая женщина»;

- выставка на тему «Маленькие рыцари и Маленькие принцессы»;

       Февраль

- проведение праздника «День Защитника Отечества»;

- народный фольклор о мальчиках, девочках (пословицы, поговорки и т.д.);

- литературная викторина «Добры молодцы и Красны девицы»;

       Март

- проведение праздника-конкурса «Кто дарит нам красоту!»;

- руками русских мастеров и мастериц (платки, посуда, литье, оружие);

      Апрель

- организация уголков труда с учетом гендерных особенностей «Мастера и Мастерицы»;

     Май

- проведение итогового занятия «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина»;

- панно «Ладошки наших деток – Мамочка и папочка – найди меня»;

- создание фотоальбомов на тему: «Мужские и женские профессии».

7. Предполагаемые результаты.

     Ожидаемы в конце проекта конкретные результаты:

- Модель внедрения гендерного подхода в игровую деятельность старших дошкольников;

- Решение воспитательно-образовательных задач в системе организации игровой деятельности с учетом гендерных особенностей;

- Построение развивающей среды в группе, создание разного пространства для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учетом их полового признака;

- Накопление представлений, умений, навыков с учетом отношения к себе как представителю определенного пола.

       В процессе работы инновационного проекта у детей должны вырабатываться:

- навыки доброжелательного отношения друг к другу;

- умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.;

-навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;

- умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;

- умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

8. Востребованность результатов реализации проекта.

      Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений: серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии; дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми. Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся  в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала. Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. Вместе с тем она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.

9. Опыт работы по предложенному направлению.

      Анализ материалов из опыта работы «Игра, как средство развития творческих способностей дошкольников» выявил положительные тенденции работы в этом направлении с учетом гендерного подхода: разработаны формы и методы организации различных видов игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей мальчиков и девочек. Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, конструктивной и познавательной деятельности с учетом гендерного подхода. Это деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников. Достаточно  полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.

       Создавая этот инновационный проект, я сделала вывод, что, организуя педагогическое взаимодействие без учета половых особенностей воспитанников, мы – педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка.

10. Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов.

- Анкетирование педагогов ДОУ для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания.

- Знакомство педагогов ДОУ с особенностями организации предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей в группах детских садов.

- Познакомить педагогов с маркерами гендерных различий. Провести для педагогов конкурс дифференцированных меток, эмблем, маркеров гендерных различий.

- Для ознакомления педагогов ДОУ по вопросу гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста будет проведен семинар «Социально-половое воспитание в детском саду».

      Цель: познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.

      План проведения семинара:

  1. Гендерное воспитание в детском саду.
  2. Мальчики и девочки.
  3. Роль игры в жизни дошкольника.
  4. Игрушки для девочек и мальчиков.
  5. С чего начать? (Практические рекомендации по организации работы по социально-половому воспитанию.)

- Деловая игра «Педагогический комментарий»

   Цель: Актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения мальчиков старшего дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.

- Консультация для формирования у родителей гендерной компетентности «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?»

   Цель: познакомить с опытом народной педагогики. Обратить внимание на то, что родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

- Предложить проведение районного методического объединения на предстоящий учебный год по теме «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....

Инновационный проект "Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста с учётом гендерных особенностей"

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей во...

Методическая разработка на тему: «Особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет»

Данная статья будет интесна всем,кто имеет отношение к дошкольному образованию....

Методическая разработка на тему: «Особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет»

Данная статья будет интересна всем кто имеет отношение и кому интересно дошкольное образование...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Особенности руководства игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста.

Игра - это одна из форм обучения, когда в процессе игры дети  получают те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни....

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе как условие стимулирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Методическая разработка

Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знаком...