Главные вкладки

    консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
    консультация на тему

    Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

    Деятельностный подход к организации игровой деятельности – это организация и управление педагогом игровой деятельности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл deyatelnochtnyy_podhod_pedagoga_k_igrovoy_deyatelnosti.docx29.94 КБ

    Предварительный просмотр:

     Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

    Как известно ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому перед нами стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.

    Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек , сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

             При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка : чувствовать – познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

     Само понятие деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

    Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.

    Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.

    В свою же очередь деятельностный подход можно определить как:

    Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

    Деятельностный подход к организации игровой деятельности – это организация и управление педагогом игровой деятельности.

    Основные этапы технологии.

    1 Введение в игровую ситуацию.

    1.Создание психологической направленности на игровую деятельность.

    2.Проверка готовности к занятию.

    3.Определение содержательных рамок игровой деятельности данного занятия и связь их с рамками предыдущих занятий.

    4.Повторение правил взаимодействия.

    2. Мотивационная игра:

    1.Актуализация прошлого опыта;

    2.Представление реквизита, используемого в игре;

    3. Объявление педагогом правил игры и демонстрация их понимания детьми;

     4.Самоопределение и коррекция;

    5.Распределение ролей;

    6.Игровое действие;

    7.Самостоятельная коррекция детьми возникших ошибок.

    3. Затруднение в игровой ситуации:

     1.Появление в деятельности ребѐнка затруднения и его фиксация в речи: 2.Выявление причин затруднения.

    3.Фиксация детских вопросов.

    4.Формулирование темы занятия или главного вопроса.

     5. Целеполагание на основе детских вопросов

     4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации:

    1.Предметное действие, анализ видеофрагмента или проблемное изложение материала в виде подводящего диалога.

    2.Следование одному из трѐх направлений

    3.Оформление в речи детей согласованного варианта выхода из затруднения. 4.Коррекция педагогом детской речи и появление нового варианта действия. 5.Возвращение в игровую ситуацию и доигрывание с учѐтом новых обстоятельств без затруднения.

            

    5.Самостоятельное применение “нового” в других игровых ситуациях: 

    1.Работа с пособием;

     2.Нахождение места “нового” в системе представлений ребѐнка. 3.Возможное применение “нового” в повседневной жизни.

    4.Самопроверка и коррекция.

    6. Повторение и развивающие задания.

     Проведение дидактических игр, не связанных с темой занятия, направленных на тренировку задатков к мыслительной деятельности.

    7. Итог занятия.

     1. Фиксация движения по содержанию;

     2. Выяснение практического применения нового содержательного шага;

    3. Эмоциональная оценка занятия;

     4. Рефлексия групповой деятельности;

    5. Рефлексия собственной деятельности.

    Основные этапы :

    1 Введение в игровую ситуацию.( 1-2 мин.) 

    Для того чтобы переключить ребѐнка с одного вида деятельности на другой и настроить его на занятие, педагог выбирает приѐм, соответствующий ситуации и особенностям данной группы детей. Это может быть приветствие, стихотворение, произнесѐнное хором, упражнение на концентрацию внимания и многое другое.

    Так же необходимо проверить наличие пособий. Чтобы настроить ребѐнка на работу в определѐнном информационном пространстве следует ввести содержательные рамки занятия и представить их в процессе диалога.

    . Коммуникативная деятельность - Ребята, вспомните, в какую игру мы играли на прошлом занятии? (Мы в игре старались быть приветливыми.) - А сегодня поиграем ещѐ? (Конечно, поиграем) - Сегодня поиграем в знакомство. Хотите узнать об этом что-то новое? (Очень интересно) - А умеем ли мы с вами знакомиться? (Конечно, мы знаем, как это делать.)

    2. Мотивационная игра (3-5-мин.)

    Для того, чтобы можно было более успешно организовать игровую деятельность детей нужно актуализировать первичный опыт детей по данной теме.

     - Прежде, чем начать игру, давайте вспомним, ребята, как мы знакомились? (Мы это делали так: 1. Здороваемся 4. Рассказываем о себе: кто мы, и откуда 2. Называем своѐ имя 5. Просим рассказать собеседника о себе.) 3 Спрашиваем имя собеседника * Такие алгоритмы изображаются в виде схем. Дети выбирают нужный плакат и работают с ним.

    Реквизиты так же необходимы в игре. Ребенок получая его, предполагает как он будет его использовать. Далее педагог объявляет правила игры. Для успешной деятельности ребѐнка педагог должен организовать демонстрацию понимания детьми предложенного материала. Игра предусматривает фиксацию в речи детей всех игровых шагов. Это позволяет проверить наличие у воспитанников сформированной способности или выявить затруднения. Необходимое условие для самоопределения ребѐнка к игровой деятельности – соблюдение воспитателем чѐткости и краткости при объяснений правил игры. Во время игры воспитатель исправляет ошибки, если ребенок ошибается, но и дает возможность детям сделать первые шаги по овладению самопроверкой.

    3. Затруднение в игровой ситуации (2-3-мин)

    В последней части мотивационной игры возникает ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей. Ребята фиксируют наличие затруднения и невозможность соблюдения правил. Игра останавливается. Следующим шагом является поиск причины затруднения. Выстраивается логическая цепочка, которая подводит ребѐнка к причине затруднения. Здесь уместно применять подводящий диалог - метод, соответствующий в данном случае возрастным особенностям воспитанников.

    4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации (5-7 мин.)

    Педагог с помощью подводящего диалога на основе анализа предметной деятельности детей помогает им самостоятельно найти выход из затрудненной ситуации

    5.Самостоятельное применение “нового” в других игровых ситуациях (2-3 мин).

    На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание.

    6. Повторение и развивающие задания. 

    Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.

    7. Итог занятия. 

    В конце игры у детей проводится рефлексия и эмоциональная оценка, задаются вопросы.

    Данная технология создаёт: 

    -     положительную мотивацию к учебной деятельности; 

    эмоциональную направленность на коллективное взаимодействие в условиях 

    игровой ситуации;  

     тренирует: 

    -способности к самоопределению, самореализации, целеполаганию, 

    самооценке,  

    --способность к  согласованию в общении;  

    -способность к познанию мира в условиях жизнедеятельности; 

    -задатки к мыслительной деятельности;  

    Такой  метод руководства игрой в группах дошкольного возраста будет включать в себя такие компоненты как:

    • планомерное обогащение жизненного опыта детей;
    • совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений; Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым (или другими детьми, умеющими играть), которые показывают ему общественно сложившиеся способы игровых действий. Вместе с тем, строить сюжетно-ролевую игру дети должны самостоятельно (создавать мнимую ситуацию, разыгрывать в ней роли); взрослый может участвовать в ней лишь как равноправный участник. (Культурно-исторический подход к развитию ребенка). Поняв способ построения игры, ребенок  начинает делать это самостоятельно
    • своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта; 
    • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на  побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни. 

    Задача современного ДОУ в рамках деятельностного подхода в организации игровой деятельности - подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование деятельностного подхода в организации игровой деятельности позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника ДОУ. Но вместе с тем не стоит забывать о золотых правилах деятельностного подхода:

      Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса

     Учи анализировать каждый этап работы

     Критикуя, стимулируй активность ребенка!

       Будь не ―над‖, а ―рядом‖

             Радуйся вопросу, но отвечать не спеши

    Тема доклада:

     «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

    Подготовила:

    Воспитатель

    «МДОУ Детский сад

    комбинированного вида

     №28 п.Разумное»

    Борисова Мария Евгеньевна

    Белгород 2016г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

    Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

    Рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

    СОДЕРЖАНИЕ:1.Введение.Что такое игра. Классификация игр.2. Основная частьСюжетно-ролевые игры младших дошкольников.·        Особенности сюжетных игр.·...

    Консультация для педагогов "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте"

    Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте...

    «Организация игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными возможностями и задачами, индивидуализацией, необходимыми условиями и планированием педагога с ФГОС»

    Цель проекта:  Создание модели инновационного образовательного пространства МДОУ как одно из  условий повышения качества образования.Разработка модели предметно-развивающей среды (зона...

    Консультация для педагогов на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»

    Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит кажд...

    Сборник игр с правилами, направленных на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации

    Сборник игр с правилами,  направленных на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации составлен с учетом Федерального государственного образовательногос...