Особенности руководства игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Игра - это одна из форм обучения, когда в процессе игры дети  получают те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_deyatelnost.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Э.А. воспитатель

ГБДОУ детский сад № 75 Приморского района

Санкт-Петербурга

Особенности руководства игровой деятельностью детей

младшего дошкольного возраста.

  Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Однако все это не происходит само по себе. Воспитателям надо помогать детям и участвовать в игре наравне с ребенком.  Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.  

  Подготовка к играм начинается с создания игровой среды в группе, насыщения сюжетными игрушками, строительным материалом, дидактическими и настольно-печатными играми, атрибутами.  Важнейшее условие успешного руководства играми — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.  

  У детей младшего дошкольного возраста два источника игровых целей. Первый источник – действия взрослого, которые вызвали у малыша вспышку интереса, привлекли его внимание и побудили к похожим действиям. Вторым источником могут служить цели, которые ставит перед ним взрослый.

  Ребенок подражает не только реальным действиям, перенося их в игру, но и игровым, повторяя их в собственной игре. Как же побудить ребенка к тому, чтобы он принял поставленную вами игровую цель начал самостоятельно реализовывать ее? Первый шаг – вы совершаете игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки. Вы «понарошку» кормите малыша, моете ему руки, катаете его на машине. Ребенок при этом узнает, что есть, мыться, ездить на машине можно «понарошку», используя предметы-заместители. Второй шаг – смена ролей. Вы предлагаете детям самим осуществить те же самые игровые действия относительно вас (покормить, помыть вам руки, покатать на машине). Кормя вас, катая на машине, ребенок получает интересного партнера. Вы будите одобрять и приготовленную еду и то, как заботливо вас кормят, подскажите ребенку необходимое действие («У меня руки еще грязные, найди мне, пожалуйста, мыло»). Третий шаг – переключение на самостоятельную игру («Булочек еще много осталось. Спросите у наших игрушек, может быть они тоже хотят булочек»). В дальнейшем следует чаще побуждать детей к играм, в которых игровые действия направлены на игрушку. Руководство заключается в том, чтобы путем вопросов и предложений помочь ребенку определить доступную игровую цель; подсказать какие предметы-заместители можно использовать и как с ними действовать; предложить следующий шаг в развитии его игры.  

  Подготовка ребенка к «принятию роли» начинается с 2,5 лет и совпадает с началом его самосознания. Принять на себя роль – это значит суметь вообразить и обозначить себя кем-то другим – зайчиком, шофером, паровозиком. На начальном этапе работы с детьми образы животных и птиц представляются нам наиболее подходящими. Дело в том, что каждое животное имеет свои отличительные внешние признаки. У лисы – роскошный, пушистый хвост, у зайца - длинные уши. Такие образы малыш легко запоминает, они - привлекательны для него. Ребенок с удовольствием соглашается вообразить себя белочкой, ежиком.

  На этапе становления ролевой игры ребенок имеет еще смутное представление о различных профессиях. Поэтому внимание детей привлекают взрослые, профессия которых выразительным атрибутом: белый халат, милицейская фуражка. Играя с детьми в хорошо знакомые игры («в бельчат», «в цветочки»), воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ взрослого: обозначает себя представителем какой-либо профессии, используя для этого выразительный атрибут, и показывает 2-3 игровых действия. А вот детей последовать своему примеру воспитатель не побуждает, т.к. это было бы преждевременным.  

  На четвертом году жизни, дети переходят от отобразительной игры к «сюжетно-ролевой», от одиночной к совместной. Однако ребенок этого возраста не всегда может объяснить свои действия товарищу по игре, самостоятельно договориться с ним.  Опыт показывает, что нельзя пускать на самотек развитие игры как деятельности.  Важно, чтобы воспитатель постоянно изучал игровые интересы детей, уровень детских взаимоотношений и игровой деятельности в группе и в соответствии с этим осуществлял руководство ею.  

  В основе работы по руководству играми детей четвертого года жизни остается идея «обучения игре». Педагогическая работа включает четыре направления:  - продолжение работы по подготовке детей к принятию роли;  - обогащение индивидуальной ролевой игры ребенка;  - расширение диапазона принимаемых ролей;  - подготовка ребенка к ролевому взаимодействию.  При подготовке детей к принятию роли педагог организовывает наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых с целью продемонстрировать социальную значимость ряда профессий, систему присущих им целей, и наблюдает за самостоятельными играми детей. Воспитатель помогает ребенку соотносить известные ему игровые действия с названием роли и ее внешним обозначением, осознавать себя носителем определенной роли. Для решения этих задач можно использовать игровые приемы, побуждающие ребенка принять роль взрослого. Например, вы видите, что малыш держит в руках трубочку и бесцельно ходит по группе. Попытайтесь, не отвлекая других детей, помочь малышу принять роль. «Денис, очень нужен врач с трубкой, чтобы послушать куклу Катю. Она сильно кашляет. А может, ты и есть врач? Тогда вот тебе халат и шапочка с красным крестиком.   Обогащение ролевого поведения ребенка новыми игровыми целями осуществляется через принятие взрослым параллельной роли и введением в игру новых атрибутов. Взрослый с разрешения ребенка принимает такую же роль, какую уже принял и разыгрывает малыш. Играя рядом в такой же роли, он получает возможность скрыто влиять на игру ребенка, обогащать ее новыми игровыми целями, новыми сюжетными ситуациями и при этом сохранять ее самостоятельный характер  

  В период становления ролевого взаимодействия важно, кто является непосредственным носителем взаимосвязанной роли – кукла, сверстник или взрослый. Кукла уже сыграла свою роль. Сверстник в качестве партнера пока еще тоже не устроит ребенка, поскольку сам не владеет ролевым взаимодействием. Остается взрослый. Именно ему надлежит быть таким партнером в игре, который не только учтет его возможности, интересы и желания, но и сумеет отобрать типы существующих в реальной жизни отношений, не только доступные пониманию малыша, но и способные вызвать у него активный интерес, побудить к воспроизведению их в игре и еще доставить удовольствие от общения с взрослым. Воспитатель в таких играх выступает как бы в роли «консультанта» - врача, продавца, который сам практически не выполняет никаких игровых действий, но зато много говорит.        

  Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

  Своеобразие игр-драматизаций* заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности. Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники охотно воспроизводят их.  Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию  

  Конструктивно-модельная деятельность - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.  Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, железные дороги, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.   У маленьких детей еще нет опыта строительства, они не могут сами строить. Воспитатель подсказывает им замысел работы. Например, показывает знакомую игрушку - маленькую куколку, говорит, что она устала, и спрашивает, что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть (стульчик, кроватку). Из трех кубиков он тут же делает стульчик.  Каждому из детей (занятие проводится с группой из 4-6 малышей) дает коробку-ящичек, в котором находятся игрушки - кукла, маленький медвежонок и строительный материал - кубики, кирпичики в достаточном количестве, чтобы построить два-три стульчика, кроватку. Дети рассматривают игрушки и материал. После этого воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывая последовательность приемов и действий, учит детей не спешить, ставить кубики аккуратно, поощряет старания детей и выражает радость при их успехах. отражать увиденное в строительных играх.  

  В младших группах дети чаще всего играют рядом. Воспитатель учит их не мешать друг другу, формирует доброжелательные взаимоотношения и на этой основе постепенно приучает малышей играть небольшими группами по 2-3, 3-5 человек, согласовывать свои действия, радоваться совместным результатам.  Таким образом, руководство строительными играми детей этого возраста должно обеспечивать обогащение их впечатлениями об окружающем, предусматривать возможность использования имеющихся представлений в игре Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительных игр.  

  Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма. Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого ею характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя требуемые игровые движения, но не допускает избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление. В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила игры в самом ее ходе, в старших - перед началом ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Особенности руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста

В данном материале мы рассмотрим особенности различных игровых форм и их планирование....

Особенности руководства игровой деятельностью детей раннего возраста

Приёмы используемые при организации игровой деятельности детей раннего возраста...

Особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение ...

Руководство игровой деятельности детей дошкольного возраста

Руководство игровой деятельности детей дошкольного возраста...