Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
методическая разработка по теме

Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pedsoveta.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет по теме: «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста

в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: систематизация знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

  • Актуализировать имеющиеся у педагогов знания по организации сюжетно-ролевой игры. 
  • Способствовать использованию в практике современных требований к организации игровой деятельности детей.
  • Активизировать мышление педагогов,  стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности. 

Повестка:

1. Анализ выполнения решений Совета педагогов…

Ответственный: заведующий ДОУ

2. Введение в тему «Игровая деятельность детей дошкольного возраста»

Ответственный: ст. воспитатель

3. Итоги тематического контроля «Организация игровой деятельности дошкольников»

Ответственный: ст. воспитатель

4. Консультация «Влияние игровой терапии на познавательную сферу ребенка»

Ответственный: педагог-психолог

5. Брейн-ринг «Организация игровой  деятельности дошкольников»

Ответственные: ст. воспитатель

педагоги ДОУ

6. Разработка решений Совета педагогов

Ответственные: педагоги ДОУ

Ход мероприятия:

1. Анализ выполнения решений предыдущего Совета педагогов.

2. Введение в тему «Игровая деятельность детей дошкольного возраста»

(выступление ст. воспитателя)

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.  

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как  в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.

Методы:

- организация развивающих и игровых ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта, культуры поведения и доброжелательного отношения к людям;

 - разнообразное общение и совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - образные игры-имитации, хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости

- чтение художественной литературы, обсуждение событий и поступков в целях обогащения нравственных представлений;

- сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические игры, в которых отражаются социальные представления о жизни и отношениях взрослых людей;

- наблюдения за действиями и отношениями взрослых в детском саду;

- рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений и др.

Отношение к игре позитивно должно поменяться с введением ФГОС ДО. Возвращение игры приветствуется педагогами психологами, но в связи с этим возникают вопросы. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников?  Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы решим на  заседании педагогического совета.

3. Итоги тематического контроля «Организация игровой деятельности

дошкольников» (справку зачитывает ст. воспитатель)

4. Консультация педагога-психолога «Влияние игровой терапии на

познавательную сферу ребенка»

5. Брейн-ринг «Организация игровой  деятельности дошкольников»

(приложение №1)

6. Разработка решений Совета педагогов

Приложение №1

Конспект методической разработки

«Брейн-ринг «Организация игровой  деятельности дошкольников»

Участники: педагоги ДОУ

Время проведения: 1 ч.30 мин.- 1 ч.45 мин.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации и руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Форма проведения: «брейн-ринг».

Оборудование: цветные карточки трех цветов, карточки для письменных ответов, карточки с подготовленными вопросами, ручки, музыкальный инструмент, мультимедийная установка, компьютер.

Содержание:

Ведущий: Уважаемые коллеги! Мы приглашаем вас принять участие в

увлекательной игре брейн-ринг по теме «Организация игровой  деятельности дошкольников».

Сейчас вам нужно разделиться на три компании (команды) с помощью игрового упражнения «Колечки». Условие игры: сколько раз ведущий хлопнет в ладоши, по стольку человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - педагоги образуют «тесное» колечко. После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Объединив, нужное количество человек в колечки ведущий объявляет: «Стоп! Каждое колечко — компания или команда».

Итак, команды готовы.

Выберите капитана вашей команды.

Задание для капитанов: подойти к ведущему и взять одну из предложенных карточек любого цвета (красная, зеленая, синяя).

Ведущий: Теперь каждый капитан приглашает свою команду занять места за столами в соответствии с выбранным цветовым обозначением (участники усаживаются за столы).

Ведущий: Уважаемые участники, сегодня вам предстоит выполнить задания,  которые помогут выявить ваши знания по федеральному государственному образовательному стандарту и об организации игровой деятельности с детьми, а также продемонстрировать ваши способности, мыслительную деятельность и скорость реакции.

Правила игры следующие: на ряд предложенных вопросов нужно ответить быстрее своих соперников, для чего необходимо первыми поднять вверх цветную карточку. Также будут предложены задания, на выполнение которых отводится определенное время. В этом случае по истечении времени звучит удар гонга и капитаны команд (или представители) должны дать ответы на вопрос. Временной регламент для выполнения задания будет озвучен перед каждым раундом.

Поприветствуем членов жюри (представляются члены жюри).

Итак, оценивать выступления команд будет жюри. За каждый правильный и полный ответ начисляется один балл. Победителем в игре выходит та команда, участники которой наберут большее количество баллов. Подведение итогов в конце игры.

Начинаем наш брейн-ринг с разминки по ФГОС ДО. Это вопросы, требующие от вас быстрой реакции. Отвечать будет та команда, которая первая поднимет цветовую карточку. Команды при необходимости могут дополнять ответы соперников. Внимание на экран (слайды с вопросами).

Ведущий зачитывает вопросы:

  • Назовите номер приказа и дату выхода ФГОС ДО?
  • Какие выделяют основные принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС?
  • Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? Перечислите их.
  • Перечислите виды детской деятельности по ФГОС.
  • К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
  • Какие основные виды детской деятельности включает в себя образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»?
  • С какими образовательными областями интегрирует социально-коммуникативное развитие
  • Какие группы требований включает в себя Стандарт?

Ведущий: Это была разминка. Жюри подведет итоги, а мы начинаем первый раунд. 

Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.

Первый раунд. Тема: «Взаимодействие педагогов с детьми».

Командам поочередно зачитываются вопросы. Время для обдумывания на каждый вопрос – 2 минуты. Если команда дает неправильный ответ, ход переходит ко второй команде.

Вопросы:

  1. Что такое личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с детьми?
  2. Назовите средства, обеспечивающие личностно-ориентированный контакт взрослого с детьми?
  3. Какими методами избавляете детей от негативных переживаний?
  4. Как формируете у дошкольников положительное отношение к сверстникам?
  5. Какими средствами поддерживаете эмоциональный комфорт непопулярных в группе детей?
  6. Почему нельзя сравнивать достижения ребенка с достижениями других детей, а только с его собственными?

(Ответы на вопросы – см. приложение №1).

В условиях введения стандарта необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности.

Второй раунд.

Тема: «Развитие игровой деятельности детей»

Для всех команд зачитываются вопросы по данной теме. Время для обдумывания – 1 минута. На вопрос начинает отвечать та команда, которая первой подает сигнал (поднимает вверх карточку). Если команда дает неправильный ответ, возможность ответить появляется у другой команды.

Вопросы:

  1. Какое время в режиме возрастной группы отводится играм?
  2. Как обогащаете опыт детей с целью развития игры?
  3. Какие виды игровой деятельности предпочитаете организовать?
  4. Как организуете начала игры каждого вида?
  5. Регулируете взаимоотношения по ходу игры? Каким способом разрешаете конфликты?
  6. Какие классификации игр знаете?
  7. Охарактеризуйте разделы технологии игровой деятельности дошкольников.
  8. Почему игра считается ведущим видом деятельности дошкольников?

После ответа команды на вопрос ведущий дает комментарии или, при

необходимости, дополняет ответ.

Третий раунд.

Тема: «Сюжетно-ролевая игра»

Капитаны команды (или представители) вытягивают карточку с вопросом. На обдумывание – 2 минуты. Отвечают устно.

Карточки с вопросами:

  1. Какие приемы воздействия воспитателя на игровую деятельность способствуют развитию игр детей?
  2. Какие пути используются для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов?
  3. Какие приемы вы используете для руководства поведением детей?

Ответы: см. приложение №2.

Заключительный раунд.

Тема: «Педагогические задачи «Социоигровая педагогика»

Капитаны команд (или представители) выбирают карточку с педагогической задачей (см. приложение №3). 

Время для обдумывания: 3 минуты. Отвечает поочередно каждая команда (предварительно зачитывается текст задачи).

Подведение итогов. Жюри называет набранное количество баллов каждой команды и объявляет победителей. Дружные аплодисменты!

Рефлексия. Каждый участник оценивает свою активность, свой вклад и эффективность работы в команде, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Педагоги  по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного списка:

  1. Сегодня я узнала…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполняла задания…
  5. Я поняла, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовала, что…
  8. Я приобрела…
  9. У меня получилось …
  10.  Я попробую…
  11.  Меня удивило…
  12.  Мне захотелось…

Литература:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. [электронный ресурс] // Консультант Плюс. Версия Проф.

2. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е.И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. – 174с.

Приложение №1.

  1. Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
  2. Средства, обеспечивающие личностно-ориентированный контакт взрослого с детьми:

- обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживания, объятия

- установление доверительных отношении, проявление внимания к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощрение самостоятельности в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- поддержка инициативы в общении

- выслушивать внимательно и с уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;

- успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремится помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривать с детьми, выбирая позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаясь рядом

- в течение дня общение не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

3. Методы от негативных переживаний:

- игротерапия, арттерапия, беседа, релаксация и др.

4. Положительное отношение к сверстникам можно формировать:

- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;

- привлекать внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощрять проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;

- поддерживать эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создавать условия для их принятия сверстниками;

- организовывать совместные игры, обучать детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга;

- чутко относиться к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам взаимодействия

- стремиться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.

5. Как поддерживаете эмоциональный комфорт непопулярных в группе детей?

- проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена,

 - подчеркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей.

- привлечь внимание ребенка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним.

- включать в совместную деятельность с детьми

Приложение №2.

Приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей:

  • обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов;
  • обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям;
  • введение в игру предметов-заместителей; побуждение детей к "действию" с воображаемыми предметами; обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом;
  • побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений; участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний;
  • показ и обучение в театрализованных играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике;
  • побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры;
  • обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом;
  • побуждение за счет разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности игр.

Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:

  • показ способов действия с игрушкой через театр, сюжетно-дидактическую игру;
  • просмотр теле-, кино-, диафильмов;
  • наблюдение за трудом взрослых на целевых прогулках;
  • проведение экскурсий;
  • беседы с детьми в ходе экскурсий, наблюдений за трудом взрослых;
  • наблюдение за играми детей (старших или с лучшим игровым опытом);
  • игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов);
  • встречи с людьми разных профессий;
  • беседы с детьми до и после игры (уточнение правил, способов взаимодействия, игровых действий, ролевых высказываний);
  • изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования;
  • показ различных видов театра;
  • обучающие (сюжетно-дидактические) игры;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказы взрослых о работе;
  • рассматривание разнообразного иллюстративного материала;
  • управление детскими объединениями.

Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх:

  • совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр;
  • введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей;
  • использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью избежать конфликтов;
  • использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью;
  • изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения;
  • обучение детей приемам реализации игрового замысла, понятным партнерам; обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям;
  • наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры;
  • чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли;
  • регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей;
  • обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.

Приложение №3.

Педагогические задачи «Социоигровая технология»

Цель: определить уровень сформированности представлений у педагогов о возможностях социоигровых приемов в работе с детьми, навыков планирования мероприятий с учетом индивидуальных особенностей детей и социоигрового подхода.

Задача № 1.

В старшую группу пришла новая девочка. Аня очень застенчивая и долго не могла привыкнуть к коллективу, не принимала участия в труде, играх и других видах деятельности.

Воспитатели активно включали девочку в совместную деятельность и постепенно исчезли робость и застенчивость, девочка стала участвовать в играх. Но на педагогических мероприятиях познавательного характера она по-прежнему была пассивной: никогда не выступала сама и не отвечала по просьбе воспитателя.

В дальнейшем выяснилось, что ее пассивность является только внешней. На занятиях она довольно внимательна, но никак не решается выступить. Возникающие у нее интересные и содержательные вопросы задавала сидящая рядом Алла.

  1. Как может помочь социоигровая технология для решения

возникших сложностей?

  1. Как организовать педагогические мероприятия с использованием

социоигровых приемов в данной группе?

Задача № 2.

Мария Викторовна опытный педагог. Организуя работу с детьми, она постоянно делит их на подгруппы, предлагает выполнение заданий в паре, индивидуально. С каждой подгруппой педагог занимается отдельно и стремится жестко контролировать выполнение заданий, если дети предлагают неверные варианты, тут же вмешивается и корректирует.

  1. Использует ли педагог социоигровую технологию в своей работе?
  2. Какие рекомендации вы бы дали данному воспитателю?

Задача № 3.

Начинающий педагог Карина Сергеевна в работе с детьми стремилась

использовать современные технологии. Любимой формой работы является разделение детей на подгруппы, пары, тройки. Детям нравится обсуждать и советоваться друг с другом, представлять свои варианты ответов для других подгрупп.

Старший воспитатель, понаблюдав за работой педагога, задал вопрос: «Как вы осуществляете индивидуальный подход на педагогических мероприятиях?» Педагог затруднился ответить.

  1. Использует ли педагог социоигровую технологию в своей работе?
  2. Помогите воспитателю ответить на вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального уровня по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе со...

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.

laquo;Наиболее приемлемый вид обучения дошкольника- это игра».С данным положением , в прочем , ни кто и не спорит, но вот как это выглядит на практике в данный моммет. Если вспомнить детство на...

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию пре...

План самообразование 2021г. на тему: «Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

План самообразование 2021г. на тему: «Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...

Презентация "Игровая деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Презентация кратко и понятно описывает все плюсы использования технологии лепбук в условиях реализации ФГОС ДО и рассказывает о этапах самостоятельного создания лепбука....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ   Тема: «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».Повестка педсовета:...