Дошкольники как объект медико-социальной работы в дошкольных образовательных организациях.
методическая разработка по теме

Щербакова Надежда Валерьевна

статья  подготовлена для Iвсероссийской научно-практической конференции "Инновационно-педагогическая деятельность в современном ДОУ" отражает основные направления медико-социальной работы в современной дошкольной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольники как объект медико-социальной  работы в дошкольных образовательных организациях.

     В иерархии человеческих ценностей первое место занимают жизнь и здоровье, на фундаменте которых строятся все дальнейшие жизненные ценности.

     Проблема сохранения здоровья -  одна из глобальных проблем человечества. В настоящее время здоровье человека не сводится к его анатомическим и физиологическим характеристикам, все чаще подчеркивается весомая роль социального аспекта - физическая гармония должна подкрепляться позитивным душевным состоянием и социальным благополучием, поэтому здоровье перестало быть только заботой медицинских служб.

     Предупреждение и преодоление заболеваний требует особого внимания при пребывании ребенка  в условиях дошкольных  образовательных организаций, ведь в  детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно. 

        Можно сказать, назрела необходимость использовать дошкольные образовательные организации для решения важной национальной проблемы - сохранения, укрепления здоровья, гармоничного развития личности детей путем регулирования всех сторон их жизни и создания условий для систематического проведения дифференцированно-организованной медико-социальной работы.                                                

     В образовательных организациях существуют медицинские кабинеты, организована педагогическая работа по обучению детей ЗОЖ, и как принято каждый специалист отвечает за свою работу, выполняет ее в достаточном объеме. При этом  мониторинг здоровья детей показывает отрицательную динамику, и причина видится в  отсутствии  интеграции в   деятельности педагогических, медицинских и других специалистов дошкольных организаций.

    Регулярные медицинские осмотры (профилактические и углубленные) показывают: лишь 10% выпускников российских школ сегодня можно назвать здоровыми, 70% имеют серьезные отклонения. У каждого четвертого патология зрения и т.п.  Подобная статистика существует и в дошкольных организациях. Распространенными являются:  нарушение осанки; болезни органов дыхания (ОРВИ), болезни органов пищеварения, инфекционные болезни и др.

     В нормативно-правовых  документах,  по которым функционирует  образовательная организация, прописаны основные правила санитарного - гигиенической деятельности в целом  и принципы и методы  работы по воспитанию, обучению, оздоровлению   детей, а итоговый результат это не знания, умения ребенка,  а его «социальный» портрет: жизненная активность, социализация, коммуникативные способности, восприятие мира и главное – физическое психическое, нравственное здоровье  ребенка!

    Здесь надо отметить, что в наше время нет важнее задачи и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового ребенка. Чрезвычайно актуальной является проблема образования, воспитания и оздоровления детей с ослабленным здоровьем в условиях дошкольной  образовательной организации. В силу объективных (слабое здоровье) и субъективных (замкнутое пространство, ограниченность общения) причин, они в большей степени нуждаются в особой организации воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов.

     Результаты ряда исследований свидетельствуют о наличии специфических черт личности у соматически больных детей. К этим чертам относятся: повышенная тревожность, хроническое эмоциональное напряжение, неуверенность в себе, сниженная общительность, зависимость от чужого мнения. Соматическое состояние оказывает значительное влияние на такие психические качества, как способность к концентрации, память, возможность выносить длительные психические нагрузки. Организация образовательно-оздоровительного процесса для такой категории детей связана с комплексным, интегративным подходом к осуществлению процессов обучения, воспитания, развития, оздоровления.

     В социально-медицинской помощи нуждаются не только сами дети, но и  семьи, имеющие детей (материнские или отцовские), многодетные, опекунские, молодые, остронуждающиеся, получающие пенсию по потере кормильца и даже  вполне обеспеченные семьи.

     Оказание различных видов социальной помощи, укрепление и развитие семьи, помощь необходимая для выполнения семьей своих основных функций  возможны  в условиях ДО.

Медико- социальная  работа с детьми  дошкольного возраста должна строиться на научной основе, должна быть систематична, интегрирована в воспитательно-образовательный процесс и осуществлять непосредственное взаимодействие с семьей воспитанника.

   Особенность  медико-социальной работы в том, что она, имея нравственную и здоровье сберегающую основу, приобщает развивающуюся личность , его семью к здоровому образу жизни,  социальной гармонизации.

    Среди основных принципов организации и проведения системы профилактических и оздоровительных  мероприятий в образовательных организациях основополагающим, на наш взгляд, является принцип интеграции программы профилактики и оздоровления  в образовательный процесс. Одним из наиболее распространенных и важных с гигиенической точки зрения факторов является гиподинамия, во многом определяющая рост и развитие детского организма. Поэтому новые подходы, интегрированные непосредственно в образовательный процесс, были направлены, в первую  очередь, на повышение двигательной активности детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агафонова Н.А. Гигиеническая оценка организации обучения и воспитания дошкольников: Автореф. дис. канд. мед. наук. -М., 2007. -26 с
  2. Ананьин. С. А. Состояние здоровья детей из семей социального неблагополучия и принципы организации медико-социальной помощи: Автореф. дис . д-ра. мед. наук. М., 1995. - 54с.
  3. Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. 1995. - Т.2, № 3. - С. 116-124.
  4. Березенцева Е.В. Оздоровление часто болеющих детей в дошкольных учреждениях: Автореф. дис. . канд.мед.наук, М., 2001 -22 с.
  5. Вавилова В.П., Перевощикова Н.К., Гаращенко Т.И. и др. Современные возможности программы оздоровления детей в условиях дошкольных образовательных учреждений // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2002. - № 6. - С. 52-54.
  6. Заболеваемость населения Российской Федерации // Здоровье населения и среда обитания. 2007. - № 1(166). - С.50-51.
  7.  «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации» государственный доклад.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Приложение 1

Закон  Российской федерации «Об образовании»

/выдержки/

 Статья 18. Дошкольное образование

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

2. Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Учебная нагрузка, в том числе вне учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.

7. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Приложение  2

ПРОГРАММА

НАПРАВЛЕНИЕ  РАБОТЫ:

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 

  1. Проведение педагогического совета с целью определения проблем, целей, принципов и содержания деятельности для формирования концептуальных путей развития ДОУ.
  2. Исследование «климата» в педагогическом и детском коллективах для определения уровня психологической комфортности в них.
  3. Изучение и определение уровня предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе, а также уровня комфортности пребывания детей в учреждении.
  4. Изучение и анализ материально-технической базы ДОУ для выявления уровня материально-технического оснащения детского сада.

1.5.Обсуждение итогов диагностики уровня и динамики развития детей на заседаниях Педагогического совета для осмысления   причин  успехов/недостатков   и   внесения корректив в Программу развития ДОУ

1.6.Проведение диагностики развития (коррекции отставания) каждого ребенка по итогам учебного года (выполнение задач программы)

ОТВЕТСТВЕННЫЕ: заведующий ДОУ, старший воспитатель, социальный педагог, психолог, педагоги.

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ:  2008-2010 годы

НАПРАВЛЕНИЕ  РАБОТЫ:

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Укрепить здоровье воспитанников.

Стабилизировать уровень психического и физического развития детей

Обеспечить готовность педагогических кадров и родителей к проведению физкультурно-оздоровительной работы в новом качестве

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Физическое развитие:

- совершенствовать физическое и эмоциональное благополучие детей посредством введения системы оздоровительных мероприятий;

- разработать систему дифференциального подхода к проведению закаливающих процедур, направленных на оздоровление детского организма;

- в целях воспитания осознанного отношения к своему здоровью разработать и ввести систему занятий на тему: «Беседы о здоровье»

2. Проведение циклов занятий по охране жизни и здоровья, формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

3. Проведение антропометрических измерений, оценка уровня физического развития детей, определение группы здоровья и групп для занятий физической культурой.

4. Мониторинг заболеваемости детей по группам с выявлением причин и определением резервов его снижения.

5. Профилактические осмотры детей узкими специалистами.

6. Диагностика уровня овладения основными видами движений детьми.

7. Сотрудничества с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей (оформление уголков для родителей, папок-передвижек, проведение вечеров-досугов, родительских встреч и т.п.)

8. Физкультурные мероприятия в группах (досуги, спортивные праздники и др.)

9. Обеспечение высокого уровня комфортности предметно-пространственной среды (подбор мебели по росту, оформление интерьера, освещенность, расстановка мебели, санитарно-гигиенические требования  и т.д) с ежемесячной оценкой.

10. Применение здоровье сберегающих технологий. (подвижный режим сна и бодрствования, оптимальный двигательный режим, оздоровительные мероприятия)

11. Выполнение санитарно-гигиенических норм содержания детей в ДОУ.

12. Проведение летне-оздоровительная работа.

13Соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья детей, требований охраны жизни и здоровья детей, требований охраны труда на рабочем месте, правил пожарной безопасности

НАПРАВЛЕНИЕ  РАБОТЫ:  

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста» под редакцией М.А.Васильевой. и программы «Радуга»
  2.  Ознакомление  педагогов с особенностями  развития детей и совершенствования методик диагностирования
  3. Определение уровня развития детей и уровня реализации образовательных программ в учреждении.

Организовать комплексную диагностику

  • Проведение силами воспитателей диагностирования уровня речевого развития детей для создания благоприятных условий и для развития каждого ребенка детей

1.4. Изучить концепцию базисной программы развития дошкольника 

1.5. Начать изучение программы, задающей стандарты дошкольного уровня образования 

1.6. Разработка проекта непрерывной системы деятельности  детей в ДОУ при соблюдении преемственности возрастных групп

1.7.Корректировка работы кружков и дополнительных образовательных услуг в соответствии с лицензированием

  Предоставление образовательных услуг через кружковую деятельность:

   а)  «Я творю мир»;

    б)  «Стосчет» (по методике Н.Зайцева)

1.8.Художественно-эстетическое развитие:

- развивать предпосылки творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованных

играх путем внедрения в практику работы игр и

игровых упражнений

- начать внедрение программы «Развитие личностной культуры дошкольника через приобщение к истокам русской народной культуры»;

2. Педсоветы:

2.1. Педсовет «Театр – познание через игру в разновозрастной группе малокомплектного детского сада».

2.1.1. Театрализованная деятельность как средство развития личности.

2.1.2. Кукольный театр в детском саду. Решение задач по развитию речи в театральных играх.

2.2. Педсовет: «Семья и детский сад — совместное решение проблем»

 2.2.1. Взаимодействие  в вопросах восптания маленького человека

2.3. Подведение итогов работы коллектива за прошедший учебный год.

2.3.1. Аналитическая справка по блокам.

1.3.2. Отчет о работе воспитателей по выполнению годовых задач.

2.4. Педсовет. Утверждение работы ДОУ на новый учебный год.

6. Оформление выставок:

 - сотрудничество с родителями по вопросам оздоровления детей;

 - по речевой работе с детьми;

НАПРАВЛЕНИЕ  РАБОТЫ : УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Подготовить предложения по повышению профессионального мастерства педагогов и других сотрудников ДОУ
  2. Изучение и выявление уровня педагогического мастерства и степени удовлетворенности педагогической деятельностью через самоанализ педагогов и руководителя
  3. Выявления уровня педагогического мастерства и формирования заявок на курсы повышения квалификации

- воспитателей на курсы по обучению работе по технологии обновленной Программы воспитания и обучения дошкольников; 

- воспитателей на плановые курсы повышения квалификации при СОИУУ (для воспитателей специализированных групп); 

4. Организация взаимопосешений педагогами ДОУ , для обмена мнениями, опытом и повышения профессиональ-ного мастерства педагогов

  - организация работы по формированию элементарных математических представлению;

  - организация работы по воспитанию любви к родному городу.

Организация консультаций воспитателей, по проблемам обучения и воспитания детей для повышения профессионального уровня педагогов

5. Аттестация педагогических работников:

6. Аналитико-диагностическая работа:

Проведение анкетирования педагогов для выявления затруднений в работе, изучения мотивов и потребностей деятельности

   - предупреждающий контроль с целью оказания сервисной методической помощи воспитателям;

  - обобщающий контроль (согласно графику аттестации педагогов);

  • педагогической диагностики уровня развития детей,

   - анализ организации работы по патриотическому воспитанию;

   - анализ организации сотрудничества ДОУ с родителями;

8. Изучение инструкций по охране жизни и здоровья детей, требований охраны жизни и здоровья детей, требований охраняя труда на рабочем месте, правил пожарной безопасности.

9. Знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями к организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждени

Итоги работы ДОУ по охране жизни и здоровья воспитанников за  год.

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ:СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ И ШКОЛОЙ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Проведение исследований семей воспитанников для выявления: уровня удовлетворенности родителей работой ДОУ, основных ценностей семей, их образовательного уровня, социального и материального положения.
  2. Изучение спроса на образовательные услуги для определения задач работы па год.
  3. Определить и проработать дополнительные возможности по взаимодействию с родителями и школой
  4. Провести родительское собрание «Роль семьи в реализации программы развития».
  5. Проведение деловой игры с участием родителей и всего коллектива ДОУ для выявления представлений, мнений и желаний о хорошем учреждении
  6. Анализ   ценностно-ориентированной   характеристики  непрерывной  системы  деятельности  детей   в  ДОУ (констатирующий срез): ценности детей и их родителей; ценности педагогов, их адекватность ценностям ДОУ
  7. Классификация семей вновь поступающих детей, выделение группы риска, планирование взаимодействия с ней.
  8. Родительские встречи:

   - проблемы адаптации ребенка к детскому саду (для родителей младших групп);

   - психологические особенности детей разных возрастов (по группам);

   

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ:   МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДОУ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Анализ соответствия материальной базы ДОУ планам и программам, скорректированным используемым в ДОУ для создания условий необходимых для реализации Концепции и Программы

2. Финансовое обеспечение материального стимулирования педагогов. Его использование для дальнейшего повышения профессионализма педагогов

3. Разработка механизмов морального и материального стимулирования для постоянного профессионального роста каждого педагога

  1. Финансовое обеспечение для повышения квалификации педагогов на проблемных курсах.

Провести благоустройство территории (обрезка деревьев, кустарников, подготовка клумб и огорода, смена песка в песочницах)

                                                                                       

                                                                                            Приложение 3

Программа развития

1этап: 2007-2008 г.

ЦЕЛЬ: Создать условия для эффективной  оздоровительной работы.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: В дошкольном учреждении будет создана предметно-развивающая среда, подобран медицинский  и педагогический персонал, родители будут готовы к проведению оздоровительных мероприятий в соответствии с результатами диагностики на основе дифференцированного подхода.

ЗАДАЧИ

  • Разработать    и отобрать    дифференцированные    технологии   оздоровительной работы с дошкольниками.
  • Повысить   уровень   медико-социальных  знаний   педагогов   и   родителей.
  • Обеспечить готовность медико-педагогических кадров и родителей к проведению оздоровительных  мероприятий.
  • Создать систему информационно-аналитической деятельности.
  • Создать предметно-развивающую среду.

II этап: 2008-2009 г.

ЦЕЛЬ: Обеспечить внедрение новых форм и методов оздоровительной работы.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Стабилизируются и улучшатся показатели состояния физического развития и здоровья детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни. Повысится профессиональный уровень воспитателей (воспитатели свободно будут ориентироваться в выборе методик физкультурно-оздоровительной работы). Освоится опыт участия родителей в воспитании детей.

ЗАДАЧИ

  • Обеспечить взаимодействие медико-педагогических служб и семьи по внедрению дифференцированных технологий физического развития и оздоровления дошкольников.
  • Создать новую практику физического воспитания и оздоровления через апробирование известных технологий.
  • Работа с детьми и семьей по формированию здорового образа жизни.
  • Обеспечить эмоциональный комфорт и своевременную коррекцию нарушений.

III этап: 2009-2010 г.

ЦЕЛЬ: Создать собственную практику физкультурно-оздоровительной работы (с использованием дифференцированного подхода на аналитико-диагностической основе).

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Показатели состояния физического развития и здоровья детей стабилизируются  и улучшатся, заболеваемость снизится. Воспитатели будут осуществлять дифференцированный подход к физкультурно-оздоровительной работе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья детей. Нововведение не потребует больших затрат (финансовых, материальных, физических). Родители  будут удовлетворены работой детского сада по укреплению и сохранению здоровья детей.

ЗАДАЧИ.

  • Выявить динамику уровня физического и психического развития и здоровья при использовании дифференцированного подхода   на   аналитико-диагностической основе.
  • Усовершенствовать систему управления оздоровительной работой.
  • Оценить результаты оздоровительной работы по критериям: ребенок, педагог, родитель, руководитель.

Направления деятельности выделялись в годовом плане, конкретизируя программу. Основные направления работы дошкольного учреждения строились по схеме:

  1. Анализ работы ДОУ по блоку "Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ" за прошедший год.
  2. Вытекающие из анализа направления работы в текущем году:
  • обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
  • обеспечение высокого уровня воспитания и обучения детей;
  • научно-методическое и кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
  • взаимосвязь в работе с семьей и другими организациями;
  • укрепление материально-технической базы ДОУ, мероприятия по охране труда.

                                                                                                                  Приложение 4

Уровень здоровья детей

виды заболеваний

год

всего заболевших

из них имеют хронические заболевания

1.Сердечно-сосудистые

2007                 2008                   2009

28                              8                                  8                                                                          

16                           8                                 8

2.Нервные

2007                 2008                   2009

20                              5                                  4                                                                          

-                            5                                   4

3.Дыхательных путей

2007                2008                  2009

16                             28                                  33                                                                        

-                                 -                                    2

4.Желудочно-кишечные

2007            2008                   2009

-                              8                                  8                                                                          

-                                  -                                         2

5.Опорно-двигательные

2007                 2008               2009

23                             17                                  7                                                                          

-                              17                                 20

6.Инфекционные

2007            2008                 2009

2                                                                -                                                                          

-      

7.Другие

2007                2008                    2009

29                                                          33                               27                                                                                                              

20

характеристика по группам здоровья

годы

2007

2008

2009

количество детей

145

163

160

I  группа

12(8,3%)

12(7.4%)

8(5.0%)

II группа

115(79,3%)

138(84,7%)

137(85.8%)

III группа

18(112.4%)

11(6.7%)

13(8.0.%)

IV группа

2(1.2%)

2(1.2%)


                                                                                   

                                                                                         

    приложение 5

карта развития ребенка 5-7 лет

Ф.И.О.ребенка________________________________________

Дата рождения______________________________________

ДОУ___________________________________________________

Дата заполнения___________________________________

1.Физическое развитие_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.ПСИХОМОТОРНОЕ благополучие_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Показатели развития______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


                                                                              приложение 6

               

СКРИНИНГ - ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 
В ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКОМ САДУ № 22


                                                                                                приложение 7

работа с родителями


                                                                                         приложение 8

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

Мероприятия.

Срок

Ответственный

1

Строгий контроль за выполнением санитарно-противоэпидемического режима, гигиенических и закаливающих мероприятий.

Постоянно, ежедневно

Старшая м/с. Заведующая д/с.

2

Контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд.

Постоянно, ежедневно

Старшая м/с. Заведующая д/с.

3

Осуществление преемственности в работе детской поликлиники и ДДУ по подготовке и ведению детей в период адаптации к ДДУ. Проводить мероприятия по ослаблению адаптационного синдрома

При поступлении ребёнка в ДДУ и после пропусков (по болезни, отпуска и пр.)

Старшая м/с. Врач .

4

Строгий контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий и правильной организацией карантинных мероприятий.

Во время инфекционных заболеваний.

Старшая м/с. Заведующая. Врач .

5

Качественно проводить сезонную неспецифическую иммунокоррегирующую профилактику гриппа и ОРЗ по соответствующим схемам с использованием дибазола, адаптогенов растительного происхождения, витаминов.

С сентября по февраль.

Старшая м/с. Врач .

6

Проведение экстренной химио -профилактики с использованием оксолиновой мази.

В период эпидемии гриппа

Старшая м/с.

7

Выделить детей с группами риска (по анемии, по высокому инфекционному индексу, по бронхо-лёгочной патологии, по аллергическим заболеваниям, с дефицитом массы тела), проводить их динамическое наблюдение с выполнением индивидуального плана оздоровительных мероприятий и оценкой динамики процессов улучшения.

Постоянно.

Старшая м/с. Врач .

8

Продолжить выделять группу ЧБД с составлением индивидуальных планов наблюдения для этих детей и оценкой эффективности оздоровления.

Постоянно.

Старшая м/с. Врач

9

Осуществлять преемственность между детской поликлиникой и ДДУ в реабилитации детей из групп риска, из группы ЧБД, с хронической патологией, с отклонениями в состоянии здоровья, после острых заболеваний (острая пневмония, кишечная инфекция, ангина).

Постоянно.

Старшая м/с. Врач

10

Информировать педагогический коллектив о состоянии здоровья каждого ребёнка с выдачей индивидуальных рекомендаций по коррекции отклонений в состоянии здоровья на медико-педагогических совещаниях .

1 раз в 3 месяца.

Старшая м/с. Врач


                                                                                          приложение 9

РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ.

Режимные моменты

Ясельная группа

Младшие группы

Средние группы

Старшие группы

Прием детей, самостоятельная двигательная деятельность детей

Ежедневно

30-40 мин.

Ежедневно

30-40 мин.

Ежедневно

30-40 мин.

Ежедневно

30-40 мин.

Утренняя гимнастика

Ежедневно

4-5 мин.

5-6 мин.

6-8 мин.

10-12 мин.

Физкультурные занятия

3 раза в неделю

3 раза в неделю

3 раза в неделю

3 раза в неделю

Физкультминутки во время занятий

1-3 минуты в зависимости от вида и содержания занятий

Музыкальные занятия

2 раза в неделю

Прогулка

2часа                                2 часа                            2 часа                                 1.5 часа

Подвижные игры на

 прогулке

Ежедневно 2 раза (на утренней и вечерней прогулках)

10-15 мин.

15-20 мин.

20-25 мин.

25-35 мин.

Гимнастика после сна

4-5 мин

5-6 мин

6-8 мин

10-12 мин

Самостоятельная двигательная активность, подвижные игры.

Ежедневно; характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей; проводится под наблюдением воспитателя

Физкультурный досуг

-

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

День здоровья

1 раз в месяц

Посильный физический труд

-

1 раз в неделю


                                                                           

   приложение 10

СИСТЕМА физкультурно-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 

Формы и методы

Содержание

1

Обеспечение здорового ритма жизни

-щадящий режим (адаптационный период)

-гибкий режим

-сетка занятий в соответствии с СаНПинами

-организация микроклимата и стиля жизни группы

2

Физические упражнения

- утренняя гимнастика;

- проведение физкультурных занятий с элементами дыхательной гимнастики;

- оздоровительно - развивающие физкультурные занятия на свежем воздухе

-подвижные, элементы спортивных игр

-оздоровительный бег

3

Гигиенические и водные процедуры

-умывание с использованием художественного слова

-мытье рук

-игры с водой и песком

-обеспечение чистоты среды

4

Свето-воздушные ванны

- сон в проветренном помещении,

- соблюдение температурного режима

-прогулки на свежем воздухе

-обеспечение температурного режима и чистоты воздуха (соблюдение графиков проветривания)

5

Активный отдых

-развлечения, праздники

-игры-забавы

-дни здоровья

6

Диетотерапия

-рациональное питание

-введение йодированной соли в пищу

-фрукты, овощи, соки

-витаминизация 3го блюда

-введение в пищу фитонцидов

7

Свето- и цветотерапия

-обеспечение светового режима

-цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

8

Музтерапия

- музыкотерапия (утренний прием, пробуждение)

- минуты тишины

-музыкальное сопровождение режимных моментов

                                                   

                                                                                               Приложение 11

Комплексная оценка здоровья

Здоровье ребенка - категория многогранная и динамическая, она включает физическое, интеллектуальное, функциональное развитие детей в соответствующие возрастные периоды, а также способность адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Рост и развитие должны оцениваться  функциональными и психофизиологическими величинами, но и способностью ребенка контактировать со сверстниками и взрослыми, воспринимать и усваивать необходимую информацию, реально оценивать и развивать свои возможности. Только комплексный подход к оценке уровня здоровья позволит найти оптимальные пути оздоровления ребенка и Комплексная оценка состояния здоровья ребенка

Содержание

методика

Кратность оценки

ответственный

1

Анамнез (семейный, биологический, социальный)

Анкетирование, беседы, посещения на дому.

Мониторинг по картам (форма 0-26-У)

При  поступлении в ДОУ. Сентябрь. Май.

Врач, психолог, социальный педагог.

Врач.

2

Психофизиологические характеристики детей:

Адаптация, личностная тревожность, оценка когнитивных процессов, зрительно-моторная координация.

АСПОН диагностика;

Пульсометрия В.Г.Алямовская

врач

старшая медсестра

3

Оценка физического развития

Антропометрия

Сентябрь, май

Старшая мед. сестра

4

Определение физической подготовленности

Диагностика. Физическое воспитание детейд.в.М., 1983

Сентябрь, май

Инструктор по физкультуре. педагоги

5

Оценка двигательной активности

Методика шагометрии

Сентябрь, май

Инструктор по физкультуре

Социальный паспорт семьи

1.       Адрес (улица, дом, телефон)___________________________

  1. Ф.И.О. мужа, дата рождения___________________________
  2. Ф.И.О.жены, дата рождения __________________________
  3. Имена детей, дата рождения___________________________
  4. Возрастные категории детей:___________________________

               до 1 года__________________________________________

               до 3 лет____________________________________________

               до 6 лет____________________________________________

 от 6 лет ____________________________________________
      6. Категории семей:

Полная__________

Неполная________

А) воспитывает одна мама________________________

Б)воспитывает один папа_________________________

В)воспитывает кто- то один из родственников____________

Г) опекаемые________________________________________

Д) приемная_________________________________________

Е) патронатные______________________________________

Ж) многодетная______________________________________

З) малообеспеченная _________________________________

И) молодая семья( до 30 лет или в браке до 5 лет)________

     7. Число детей в семье:____________________________________

     8. Семья с опекаемым ребенком( если есть опекаемые дети, то их    

      Ф.И.О. и даты рождения)_________________________________

9. Образование мужа______________________жены___________

   10. Специальность:

Гуманитарная_______________________________________

Техническая_________________________________________

Медицинская_______________________________________

Педагогическая______________________________________

Экономическая______________________________________

Торговля, снабжение______________________________________

Сельская____________________________________________

Строительная________________________________________

     11. Место работы и должность мужа________________________

     12. Место работы и должность жены________________________

     13.  Наличие жилья (нуждается или нет)____________________

     14. Жилищные условия:

 Ветхое жилье (непригодное для проживания)__________________

Требуется капитальный ремонт_______________________________

Требуется расширение жилплощади и др.______________________

   15. Основные проблемы семьи______________________________

 


Социальный паспорт дисфункциональной семьи

200__ -200___ учебный год

Воспитанника (цы)_________________________________________

дата рождения___________________    группа ____________

Домашний адрес_____________________________________________________

Телефон__________________________________________________

Количество детей в семье____________________________________

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Место учебы

 

 

 

Сведения о родителях:

Ф.И.О.

Дата рождения

Образование

Место работы, должность

 

 

 

 

Характеристика условий в семье:

Жилищные______________________________________________

Бытовые__________________________________________________

Материальные_____________________________________________

Взаимоотношения детей и родителей_________________________________________________

Где состоит на учете (контроле) _____________________________

Причина постановки на учет (контроль)________________________________________________

Социально-демографический фактор ( подчеркнуть):

-многодетная                                                                       

-неполная

-малообеспеченная                                      

Социально- педагогический фактор:

-конфликтные семьи

-семьи, где дети самовольно уходят из дома

Общие сведения о детях:

- состояние здоровья__________________________________________________

краткая характеристика _____________________________________

-  поведение _______________________________________________


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(дошкольный вариант)

Уважаемые родители, если какие-либо из перечисленных пунктов относятся к Вашему ребенку, необходимо ответ отметить в ответном листе.

1.  Беременность протекала без особенностей.

2.  Беременность протекала с одним или более из перечисленных осложнений: токсикоз, угроза выкидыша, заболевания во время беременности, анемия.

3.  Роды в срок, без особенностей.

4.  Роды раньше или позже срока, с какими либо осложнениями, кесарево сечение.

5.  Вес ребенка при рождении от 2,5 до 4,5 кг.

6.  Вес ребёнка при рождении менее 2,5 или более 4,5 кг.

7.  Развивался на первом году жизни соответственно возрасту.                                              

8.  На первом году жизни имел отставание в физическом и нервно-психическом развитии.

9.  Состоит или состоял на учёте у невропатолога.

10.  Состоит или состоял на учёте у ортопеда.

11.  Состоит или состоял на учёте у окулиста.

12.  Состоит или состоял на учёте у психиатра.

13.  Состоит или состоял на учёте у аллерголога-иммунолога.

14.  Ребенок здоров.

15.  Часто болеет простудными или другими заболеваниями на 1 году жизни.

16.  Беспокоят боли: головные, в сердце, животе, в мышцах, суставах.

17.  Бывает головокружение или обмороки.

18.  Дрожание конечностей, писчий спазм.

19.  Имеются навязчивые движения в мышцах лица, шеи, конечностей.

20.  Вредные привычки (выдёргивание волос, кусание ногтей, облизывание и кусание губ, сосание пальца и др.).

21.  «Игра» с половыми органами, раскачивания.

22.  Повышенная утомляемость при нагрузках.

23.  Были приступы с кратковременной потерей сознания, с судорогами или без.

24.  Были черепно-мозговые травмы с потерей сознания.

25.  Аппетит хороший.

26.  Есть нарушения аппетита (снижение, повышение, избирательность).

27.  Сон нормальный.

28.  Имеются нарушения сна (беспокойный, прерывистый сон, трудное засыпание, просыпание).

29.  Сноговорение, снохождение, страшные сны.

30.  Ночное недержание мочи.

31.  Заикание и другие нарушения речи.

32.  Настроение ровное, хорошее.

33.  Настроение часто меняется.                    

34.  Настроение чаще с оттенком грусти, тоски.          

35.  Имеются запоры.                                                    

36.  Имеются необычные фантазирования, игры.

37. Пугливый ребёнок.

38.. Имеются страхи воды, животных, тени, за жизнь и здоровье.

39. Доброжелателен, общителен, уравновешен, дисциплинирован.

40.  Плаксив, тревожен, мнителен.

41.  Двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность.

42.  Склонен к агрессии, жестокости, причинению боли.

43.  Драчлив, конфликтен.

44.  Стремление к уединению, замкнутость.

45. Упрям, непослушен, делает часто назло.

46.  Заторможен, вял, медлителен.

47.  Раздражительность, возбудимость.

48.  Обидчивость, капризность.

49.  Импульсивность.

50.  Неуверенность в себе, пассивность.

51.  Склонность ко лжи, воровству, кражам.

52.  Левша.

53. В детский сад идет с желанием.

54.  Без желания (инициативы) ходит в детский сад, плачет.

55.  В детском коллективе имеет друзей, общителен, уравновешен.

56.  Часто возникают ссоры с другими детьми.

57.  По собственному желанию рассказывает о том, что сегодня делал на занятиях.

58.  Слабо помнит о прошедшем занятии.

59. Предпочитает играть в одиночестве, стремится к уединению.

60.  С трудом заучивает стихи.

61. Не желает подчиняться правилам игры.

62. Невнимателен, быстро утомляем.

63.  В присутствии незнакомых людей спокоен, общителен.

64.  В присутствии незнакомых людей напряжен, стеснителен.

Данные обследования ребенка рассматриваются врачами, психологом, социальным работником, инструктором по физкультуре, педагогами, заведующим Доу и  заносятся в паспорт здоровья.

Паспорт здоровья ребенка за учебный год

ФИО_______________________________________________

Дата рождения_______________________________________

Группа_____________________________________________

Адрес______________________________________________

содержание

Динамика здоровья, физического развития и двигательных способностей

сентябрь

май

1

2

3

4

1.Определение  уровня привычной двигательной активности

2.Психофизические характеристики

3.физическое развитие

1

Масса (кг)

2

Рост (см)

3

Окружность груди (см)

4

Осанка

4.УРОВЕНЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1

Прыжки в длину с места (см)

2

Гибкость (см)

3

прыжок в высоту с места (см)

4

Челночный бег 2*5м (с)

5

Бросание мешочка (вес 150г) правой рукой

6

Бросание мешочка (вес 150г) левой рукой

7

Дальность броска набивного мяча (см)

8

лазанье

5.СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

1

Медицинская группа

II группа

IIгруппа

2

Основной диагноз

3

Хронические заболевания

4

Заболевания в течение года

5

Острота зрения

6

Стоматологический статус

6.КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1

ЭКГ

2

Анализ мочи

3

Анализ крови

Вся дальнейшая работа должна строиться с учетом данных диагностики и ежегодно проводимого медико-педагогического обследования, которое проводят по плану врачи детской поликлиники. Данные обрабатываются врачом ДОУ, а итоги обсуждаются на организационном педагогическом совете.

Рассмотрим содержание этой работы на примере одного ребенка. При изучении анамнеза выявлено следующее: хронические заболевания матери, осложненное течение беременности, перинатальная энцефалопатия, искусственное вскармливание, ЧБД в 1 год жизни. Данные медицинского осмотра: нарушение осанки, плоско вальгусная установка стоп, уровень двигательных способностей ниже среднего, негрубая задержка конституционального развития, незначительное отклонение в эмоционально-волевой сфере. При оценке состояния здоровья выявлен ряд сопутствующих заболеваний: аденоиды, дисбактериоз кишечника в стадии субкомпенсации,  поливалентная аллергия, установлена группа здоровья  II

Паспорт здоровья ребенка за учебный год

ФИО_______________________________________________

Дата рождения_______________________________________

Группа_____________________________________________

Адрес______________________________________________

содержание

Динамика здоровья, физического развития и двигательных способностей

сентябрь

май

1

2

3

4

1.Определение  уровня привычной двигательной активности

средняя

средняя

2.Психофизические характеристики

Соответственно возрасту

Соответственно возрасту

3.физическое развитие

1

Масса (кг)

17

19

2

Рост (см)

105

108

3

Окружность груди (см)

57

58

4

Осанка

норма

норма

4.УРОВЕНЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1

Прыжки в длину с места (см)

0.80 высокий

О.82 высокий уровень

2

Гибкость (см)

(-) 10 низкий

(-) 4 низкий

3

прыжок в высоту с места (см)

0.16 средний уровень

0.20 высокий

4

Челночный бег 2*5м (с)

4.4.средний уровень

4.3. средний уровень

5

Бросание мешочка (вес 150г) правой рукой

2.80 средний уровень

4.60 высокий

6

Бросание мешочка (вес 150г) левой рукой

2.80 средний уровень

3.00  средний

7

Дальность броска набивного мяча (см)

1.58 средний

4.60 высокий

8

лазанье

1.30 низкий уровень

1.77 средний уровень

5.СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

1

Медицинская группа

II группа

IIгруппа

2

Основной диагноз

Нарушение осанки, ЧБД

Нарушение осанки

3

Хронические заболевания

Атопический дерматит, дисбактериоз кишечника

Атопический дерматит

4

Заболевания в течение года

 Атопический дерматит, ОРВИ, грипп, дисбактериоз

5

Острота зрения

1,0/ 1,0

1,0/ 1,0

6

Стоматологический статус

Нуждается в санации

санирован

6.КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1

ЭКГ

Без патологии

Без патологии

2

Анализ мочи

N

N

3

Анализ крови

N

N

По результатам биологического анамнеза (осложнения во время беременности)  ребенок попадает в группу риска. Обработав полученную информацию, врач, психолог, социальный педагог, логопед  разрабатывают комплекс лечебно-профилактических мероприятий для данного ребенка, педагогами ДОУ определяется психолого-педагогическое  сопровождение. В частности может быть определено:

Воспитателю и инструктору физкультуры включить специальные коррекционные упражнения в структуру  физкультурных занятий; исключить кувырки через голову, кружение, длительный бег по кругу.

Музыкальному руководителю привлечь ребенка к занятию в танцевальном кружке.

Инструктору по плаванию проводить 2 раза в неделю коррекционные занятия.

Инструктору ЛФК разработать комплекс коррекционных упражнений для выполнения в ДОУ и домашних условиях.

Воспитателю удлинить дневной сон ребенка на 30 мин

Родителям выделить место в течение недели для занятий на тренажерах в физдеспансере, следить за питанием, одеждой ребенка.

Примерная схема индивидуальных лечебно-оздоровительных  профилактических мероприятий

наименование

Отметка о выполнении

КУФ зева-носа №5

Аскорбиновая кислота, 2 раза в день, №15

Массаж №10

Индивидуальные мероприятия по назначению врача

Питьевой режим:

Рекомендовано ограничить потребление жидкости после 14 часов и в ночное время

Диета:

Рекомендовано  обед начинать с кислого напитка. Салат, первое блюдо, в конце 2-3 глотка кислого напитка. Во второй половине дня ограничить соленые продукты

Физические нагрузки:

Рекомендованы все виды физических упражнений с учетом возраста со статическим напряжением

Водные и закаливающие процедуры:

Показаны сауна, бассейн, курсы хвойных ванн(12 процедур). После ванн тщательно растереть кожные покровы (в домашних условиях)

Умственные нагрузки:

Рекомендованы умственные занятия до 11 часов

 

 Коррекционную деятельность учреждения реализует  психолого-медико-педагогический консилиум, определяющий особенности развития личности ребенка, необходимость в психологическом, логопедическом, физкультурно-оздоровительном сопровождении. Далее психолог, логопед, социальный педагог  определяют систему работы с ребенком. Психолог проводит с ребенком мероприятия, укрепляющие эмоционально-волевую сферу, логопед работает с укреплением речевого аппарата, постановкой дыхания, социальный работник поддерживает тесную связь с семьей ребенка в вопросах внедрения лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий.

Разделы и направления работы.

Формы работы.

1

Использование вариативных режимов дня и пребывания ребенка в ДОУ.

  • Типовой режим дня по возрастным группам.
  • Щадящий режим дня
  • Скорректированный режим дня
  • Оздоровительный режим дня
  • Индивидуальный режим дня
  • Коррекция учебной нагрузки

2

Психологическое сопровождение развития

  • Создание психологически комфортного климата в ДОУ
  • Обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности
  • Личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагогов и специалистов с детьми
  • Диагностика и коррекция развития
  • Психолого - медико-педагогическая поддержка ребенка в адаптационный период.

3

Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка: 

 

 

 

  • Утренняя гимнастика
  • Физкультминутки
  • Динамические переменки
  • Физкультурные занятия
  • Физические упражнения после сна
  • Спортивные праздники
  • Спортивные игры
  • Подвижные игры на воздухе и в помещении
  • Оздоровительный бег на воздухе
  • Спортивные досуги
  • Дни здоровья

4

Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни.

  • Развитие представлений и навыков здорового образа жизни и поддержания здоровья в рамках программы "Основы безопасности жизнедеятельность"
  • Воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности
  • Формирование основ безопасности жизнедеятельности

5

Организация питания

  • Сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами (группы с 12-ти часовым пребыванием)
  • Индивидуальное коррекционное питание в соответствии с соматической патологией.

6

Оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение

  1. Профилактические мероприятия




  2. Коррекционные мероприятия.




  3. Общеукрепляющие мероприятия

 

  • Нетрадиционные дыхательные комплексы
  • Фитотерапия
  • Комплекс неспецифической профилактики ОРВИ и гриппа
  • Витаминопрофилактический комплекс
  • Коррекция адаптационных нарушений
  • Физиотерапевтические процедуры: ингаляции, КУФ
  • Профилактика сезонных обострений хронической патологии:
  • Закаливание естественными физическими факторами:
  • режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по физической культуре, во время прогулок
  • режим проветривания и оптимизации вентиляции во время дневного сна
  • местные и общие воздушные ванны
  • свето - воздушные ванны и солнечные ванны в весенне - летний сезон, полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры
  • Диспансеризация:
  • 2 раза в год профилактические осмотры детей старших возрастных групп




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологическ...

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, санитарно-эпидемиологические требования к...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...

Декада психологического здоровья "Социализация личности ребенка – дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации»

Декада психологического здоровья воспитанников по теме «Социализация личности ребенка – дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации»...

Организация и развитие исследовательской деятельности дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

В работе рассматриваются некоторые особенности организации детской исследовательской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, проблемы и пути их решения. А также представлены пр...