"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".
презентация на тему
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.
Педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей главной роли в воспитании и образовании детей, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм взаимодействия детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками. Педагог ДОО зачастую вынужден относиться к родителям, как к объектам воспитания.
Мною разработана и успешно внедрена система активизации родительской инициативы к экологическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenit_soldatkina_sp_ds_ladushki.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГИМНАЗИЯ № 1
ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
(ГБОУ гимназия № 1 г. Новокуйбышевска)
Разработала:
воспитатель высшей категории
ГБОУ гимназии №1
СП «Детский сад «Ладушки»
Солдаткина С.Н.
г.Новокуйбышевск, 2017г.
Методические рекомендации для педагогов
дошкольных образовательных организаций
по организации работы с родителями
в контексте экологического воспитания дошкольников
(текст выступления)
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Неуёмное потребление всё новых и новых товаров и пропаганда шопоголизма приводит к полному исчерпанию природных ресурсов и, в конце концов, к экологической катастрофе. Причина её кроется в безграмотных, расточительных действиях человека в природе, ведущих к нарушению экологического равновесия. Формирование культуры экологического поведения, осознание важности охраны природы, её восстановления, бережного отношения (грамотное потребление товаров, любовь к живой природе, нетерпимость к разбрасыванию мусора), необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе, как к источнику жизни. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из главных проблем современного мира.
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.
Педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей главной роли в воспитании и образовании детей, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм взаимодействия детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками. Педагог ДОО зачастую вынужден относиться к родителям, как к объектам воспитания.
Мною разработана и успешно внедрена система активизации родительской инициативы к экологическому воспитанию дошкольников.
Современные молодые родители, как и их дети, воспитанные на телевизионной рекламе и шоубизнесе, имеют развитое клиповое мышление и практически не могут воспринимать такие формы подачи материала как лекции и консультации. Современному воспитателю необходимо это учитывать и соответственно продумывать свою работу.
Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.
Задачи:
- установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;
- использовать современные технологии информирования для повышения мотивации родителей в экологическом воспитании детей;
- использовать современные знания психологии для поддержания мотивации родителей в экологическом воспитании детей.
- Начинать работу необходимо со знакомства. Мною разработана анкета для родителей, проанализировав которую воспитателю становится понятно, насколько родители осведомлены и насколько активны в вопросах экологического воспитания своих детей, из чего строится дальнейшая работа.
- Родители указывают свои электронные адреса в анкете, с помощью которых можно впоследствии как для всех, так и индивидуально подбирать материал для консультаций, информации. Родители в любое удобное, свободное время с телефона (планшета, ноутбука, компьютера) могут прочитать или посмотреть видео (презентацию), которые потом могут обсудить с детьми, с другими родителями как очно, так и в чате в ВК (создана группа группы) и, учитывая их мнение, воспитатель может корректировать свою дальнейшую работу.
- Важное условие! Видеоматериалы, высылаемые родителям должны вызывать эмоциональный отклик (желательно положительный, несмотря на то, что тема экологии очень тревожная) и иметь познавательно-развлекательный характер. Здесь действует правило инфобизнеса (новый вид информирования) инфотейминг – развлекая, информируй, информируя, развлекай. 80% развлечения, неформального общения и только 20% информации. Таким образом, вызванные у родителей эмоции, вызывают познавательное стремление повторить или придумать что-то своё и поделиться со своим окружением. Видеоролик о способе организации городской свалки в Голландии в г.Арнем вызывает восхищение идеально продуманной системой сбора отходов. Демонстрация личного видео в глобальной сети сегодня как нельзя актуальна среди молодёжи и детей. Мы, как педагоги, можем давать семьям замечательный повод похвастаться, придумать свою гармоничную систему устройства мира.
- После того, как родители уже активно обсуждают, кто что нашёл и как лучше всего сохранить нашу планету, город, обмениваются ссылками в чате, воспитателю необходимо задать направление, тему, в рамках которой пройдёт совместное мероприятие (например: круглый стол «Воспитание доброты к природе» (сценарий мероприятия представлен на диске) или предложить самими разработать дидактическую игру-викторину экологической тематики и проиграть в неё на совместном мероприятии). Здесь воспитателю необходимо вежливо и аккуратно, чтобы не потерялся интерес, отобрать только то, что подходит для выбранной темы мероприятия, а то, что не подходит – разложить по темам и предложить обсудить в следующий раз.
- Очень важный момент! Не стоит тратить время и свои силы, стараясь активизировать сразу всех родителей. Вполне достаточно 1-2 семьи-активистки, т.к. здесь, как и везде, действует правило 80/20. 80% усилий на 20% активных людей (они выявятся в анкетах вначале). Затем, согласно психологии толпы (если 5% человек начинают что-то делать одновременно, то постепенно 90% будут делать то же самое); так проявляется эффект подражания. Пример татуировки 20 лет назад – это было дикостью, а сейчас если нет татуировки у молодёжи, то это считается отсталостью. Через какое-то время практически все родители начнут интересоваться экологическими темами, озаботятся проблематикой сохранения планеты для будущих поколений, воспитанием ответственного потребления природных ресурсов.
- Особенно развивается и поддерживается мотивация, когда активно используются нетрадиционные способы взаимодействия с родителями: круглые столы, кинотеатр, КВН, концерт, инсценировки, совместное решение проблемных ситуаций, совместные экологические игры (подвижные, настольные, электронные дидактические), релакс-минутки, совместная энимел-терапия в контактном зоопарке, семейные походы на природу, экскурсии в парки, коллективная творческая разработка правил поведения на природе, мастер-классы. Подобные мероприятия не только помогают обеспечить единство и взаимопроникновение воспитательного процесса семьи и детского сада, но и внесли в этот процесс необходимую как детям, так и взрослым особую доверительную, положительную эмоциональную атмосферу, создают комфортный эмоциональный микроклимат отношений с родителями и с образовательным учреждением.
Значимым результатом работы явилась активизация родителей к сотрудничеству с ДОО, совместному экспериментированию тех родителей, которые по разным причинам занимали до этого пассивную позицию, что повысило эффективность работы учреждения. Активное участие родителей в работе показало им всю силу влияния взрослых на развитие ребенка, включило в процесс созидания, гармонизации развития своих детей и сохранения природы.
Опыт работы по данной системе доказал, что в результате у детей повышается познавательный интерес к окружающему миру, выражающийся в предпочтении наблюдения за живой природой, взамен игры на планшетах. Дети стали более внимательными к живой природе (с удовольствием сажают цветы, овощи на огороде, поливают, наблюдают за ростом растений, ждут появления первых плодов), задают вопросы. Развивается любознательность, познавательная мотивация, развивается воображение, творческая активность.
Также, вместе с родителями дети начинают интересоваться экологическими проблемами на земле, расширять свои представления об окружающем мире, о взаимосвязи живой и неживой природы, в процессе взаимного влияния природы и человека.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Организация работы с педкадрами по экологическому воспитанию дошкольников"
статья "Организация работы с педкадрами по экологическому воспитанию дошкольников"...
консультация для педагогов"Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к се...
Организация работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников.
экологическое воспитание является одним из важных...
"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".
Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...
Семинар на тему:«Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
laquo;Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...
Участие в модульном семинаре «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней» Экологическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО
Презентация. Буклет. Модульный семинар «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней»...
Организация работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников
В работе представлен опыт работы по экологическом у воспитанию в детском саду...