Главные вкладки

    "Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".
    презентация на тему

     На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. 

    Педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей главной роли в воспитании и образовании детей, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм взаимодействия детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками. Педагог ДОО зачастую вынужден относиться к родителям, как к объектам воспитания.

    Мною разработана и успешно внедрена система активизации родительской инициативы к экологическому воспитанию дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenit_soldatkina_sp_ds_ladushki.docx24.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГИМНАЗИЯ № 1

    ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

    ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

    (ГБОУ гимназия № 1 г. Новокуйбышевска)

    Разработала:

    воспитатель высшей категории

    ГБОУ гимназии №1

    СП «Детский сад «Ладушки»

    Солдаткина С.Н.

    г.Новокуйбышевск, 2017г.

    Методические рекомендации для педагогов

    дошкольных образовательных организаций

    по организации работы с родителями

    в контексте экологического воспитания дошкольников

    (текст выступления)

    Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

             Неуёмное потребление всё новых и новых товаров и пропаганда шопоголизма приводит к полному исчерпанию природных ресурсов и, в конце концов, к экологической катастрофе. Причина её кроется в безграмотных, расточительных действиях человека в природе, ведущих к нарушению экологического равновесия. Формирование культуры экологического поведения, осознание важности охраны природы, её восстановления, бережного отношения (грамотное потребление товаров, любовь к живой природе, нетерпимость к разбрасыванию мусора), необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе, как к источнику жизни. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из главных проблем современного мира.

            На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.  

    Педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей главной роли в воспитании и образовании детей, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм взаимодействия детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками. Педагог ДОО зачастую вынужден относиться к родителям, как к объектам воспитания.

    Мною разработана и успешно внедрена система активизации родительской инициативы к экологическому воспитанию дошкольников.

    Современные молодые родители, как и их дети, воспитанные на телевизионной рекламе и шоубизнесе, имеют развитое клиповое мышление и практически не могут воспринимать такие формы подачи материала как лекции и консультации. Современному воспитателю необходимо это учитывать и соответственно продумывать свою работу.

    Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.

    Задачи:

    - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;

    - использовать современные технологии информирования для повышения мотивации родителей в экологическом воспитании детей;

    - использовать современные знания психологии для поддержания мотивации родителей в экологическом воспитании детей.

    1. Начинать работу необходимо со знакомства. Мною разработана анкета для родителей, проанализировав которую воспитателю становится понятно, насколько родители осведомлены и насколько активны в вопросах экологического воспитания своих детей, из чего строится дальнейшая работа.
    2. Родители указывают свои электронные адреса в анкете, с помощью которых можно впоследствии как для всех, так и индивидуально подбирать материал для консультаций, информации. Родители в любое удобное, свободное время с телефона (планшета, ноутбука, компьютера) могут прочитать или посмотреть видео (презентацию), которые потом могут обсудить с детьми, с другими родителями как очно, так и в чате в ВК (создана группа группы) и, учитывая их мнение, воспитатель может корректировать свою дальнейшую работу.
    3. Важное условие! Видеоматериалы, высылаемые родителям должны вызывать эмоциональный отклик (желательно положительный, несмотря на то, что тема экологии очень тревожная) и иметь познавательно-развлекательный характер. Здесь действует правило инфобизнеса (новый вид информирования) инфотейминг – развлекая, информируй, информируя, развлекай. 80% развлечения, неформального общения и только 20% информации. Таким образом, вызванные у родителей эмоции, вызывают познавательное стремление повторить или придумать что-то своё и поделиться со своим окружением. Видеоролик о способе организации городской свалки в Голландии в г.Арнем вызывает восхищение идеально продуманной системой сбора отходов. Демонстрация личного видео в глобальной сети сегодня как нельзя актуальна среди молодёжи и детей. Мы, как педагоги, можем давать семьям замечательный повод похвастаться, придумать свою гармоничную систему устройства мира.
    4. После того, как родители уже активно обсуждают, кто что нашёл и как лучше всего сохранить нашу планету, город, обмениваются ссылками в чате, воспитателю необходимо задать направление, тему, в рамках которой пройдёт совместное мероприятие (например: круглый стол «Воспитание доброты к природе» (сценарий мероприятия представлен на диске) или предложить самими разработать дидактическую игру-викторину экологической тематики и проиграть в неё на совместном мероприятии). Здесь воспитателю необходимо вежливо и аккуратно, чтобы не потерялся интерес, отобрать только то, что подходит для выбранной темы мероприятия, а то, что не подходит – разложить по темам и предложить обсудить в следующий раз.
    5. Очень важный момент! Не стоит тратить время и свои силы, стараясь активизировать сразу всех родителей. Вполне достаточно 1-2 семьи-активистки, т.к. здесь, как и везде, действует правило 80/20. 80% усилий на 20% активных людей (они выявятся в анкетах вначале). Затем, согласно психологии толпы (если 5% человек начинают что-то делать одновременно, то постепенно 90% будут делать то же самое); так проявляется эффект подражания. Пример татуировки 20 лет назад – это было дикостью, а сейчас если нет татуировки у молодёжи, то это считается отсталостью. Через какое-то время практически все родители начнут интересоваться экологическими темами, озаботятся проблематикой сохранения планеты для будущих поколений, воспитанием ответственного потребления природных ресурсов.
    6. Особенно развивается и поддерживается мотивация, когда активно используются нетрадиционные способы взаимодействия с родителями: круглые столы, кинотеатр, КВН, концерт, инсценировки, совместное решение проблемных ситуаций, совместные экологические игры (подвижные, настольные, электронные дидактические), релакс-минутки, совместная энимел-терапия в контактном зоопарке, семейные походы на природу, экскурсии в парки, коллективная творческая разработка правил поведения на природе, мастер-классы. Подобные мероприятия не только помогают обеспечить единство и взаимопроникновение воспитательного процесса семьи и детского сада, но и внесли в этот процесс необходимую как детям, так и взрослым  особую доверительную, положительную эмоциональную атмосферу, создают комфортный эмоциональный микроклимат  отношений с родителями и с образовательным учреждением.

                Значимым результатом работы явилась активизация родителей к сотрудничеству с ДОО, совместному экспериментированию тех родителей, которые по разным причинам занимали до этого пассивную позицию, что повысило эффективность работы учреждения. Активное участие родителей в работе показало им всю силу влияния взрослых на развитие ребенка, включило в процесс созидания, гармонизации развития своих детей и сохранения природы.

             Опыт работы по данной системе доказал, что в результате у детей повышается познавательный интерес к окружающему миру, выражающийся в предпочтении наблюдения за живой природой, взамен игры на планшетах. Дети стали более внимательными к живой природе (с удовольствием сажают цветы, овощи на огороде, поливают, наблюдают за ростом растений, ждут появления первых плодов), задают вопросы. Развивается любознательность, познавательная мотивация, развивается воображение, творческая активность.

          Также, вместе с родителями дети начинают интересоваться экологическими проблемами на земле,  расширять свои представления об окружающем мире,  о взаимосвязи живой и неживой природы, в процессе взаимного влияния природы и человека.

    Благодарю за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья "Организация работы с педкадрами по экологическому воспитанию дошкольников"

    статья "Организация работы с педкадрами по экологическому воспитанию дошкольников"...

    консультация для педагогов"Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"

    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к се...

    Консультация "Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"

    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

    Организация работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников.

    экологическое воспитание является одним из важных...

    "Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

    Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...

    Семинар на тему:«Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

    laquo;Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

    Участие в модульном семинаре «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней» Экологическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО

    Презентация. Буклет. Модульный семинар «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней»...