статья "Организация работы с педкадрами по экологическому воспитанию дошкольников"
статья на тему

статья "Организация работы с педкадрами по экологическому воспитанию дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.А.Попыванова

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят грандиозные изменения. В Федеральном законе от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе. Утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013. № 1155.

Изменение нормативно-правовой базы влечёт за собой серьёзные изменения, как в организации, так и в содержании работы дошкольного учреждения. Основная функция современного детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

В системе интеллектуального образования экологическому развитию детей дошкольного возраста отводится одно из важнейших мест. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Как воспитать положительное отношение к природе, как не навредить, а сохранить и приумножить? Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Экологическое воспитание включает в себя следующие направления:

  • создание условий для осуществления деятельности по экологическому воспитанию;
  • профессиональная подготовка педагогов;
  • взаимодействие с родителями воспитанников;
  • работа с социумом.                                                                                        

Экологическое воспитание дошкольников должно проходить в непосредственном общении с природой, поэтому огромное внимание педагоги детского сада уделяют созданию экологически развивающей среды. В ДОУ функционирует экологическая комната «Росинка», где живут животные (морские свинки, хомячки, кролики, черепахи, лягушки, улитки), насекомые (мадагаскарские тараканы, палочники), волнистые попугайчики, рыбки; в зимнем саду и в интерьере детского сада расположены разные виды комнатных растений. Каждый день воспитанники детского сада под руководством взрослого наблюдают за обитателями, рассуждают, делают выводы, кормят питомцев, чистят их клетки. На территории ДОУ есть большая теплица, благодаря которой дети узнают, как растут те или иные овощи, зелень, а самое главное, употребляют их в пищу круглый год. Посильное участие дети принимают в озеленении территории детского сада, сажают цветы на клумбах и ухаживают за ними под руководством воспитателей. Устойчивому познавательному интересу детей к природе способствует оборудованная нами экологическая тропа, где разработаны маршруты целевых прогулок и экскурсий.

В процессе экологического воспитания дошкольников решаются следующие задачи: образовательные — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;         воспитательные — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;  развивающие — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду (при организации образовательного процесса, в режимные моменты, прогулки, процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности воспитанников).

М.И.Лисина в своем исследовании доказала, что уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром [2, с. 24].

В современных условиях особое значение приобретает личность педагога дошкольного учреждения как одного из главных ресурсов обеспечения и развития качества дошкольного образования. Цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

Управление методической работой невозможно без педагогической диагностики, задача которой – выявить уровень готовности педагогов к экологическому образованию дошкольников. Начальная диагностика воспитателей показала: 22% педагогов имеют высокий уровень готовности к экологическому образованию дошкольников; 56% - средний уровень; 22% - низкий уровень. Исходя из данных результатов, был предусмотрен дифференцированный подход в системе методической работы с педагогическими кадрами, что обусловило:

  • создание микро групп с целью учёта контингента педагогов;
  • разработку комплекса методических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих методическое обучение воспитателей.
  • творческая микро группа (куда вошли педагоги с высоким уровнем готовности к экологическому образованию дошкольников) участвовала в подготовке методических мероприятий, разработке рекомендаций, планировании опытно-экспериментальной деятельности с живыми и неживыми объектами природы. С начинающими педагогами работа ведется индивидуально: консультации, собеседования. Подбор методической и познавательной литературы, планирование и анализ образовательной деятельности с воспитанниками группы, самостоятельной деятельности.

В практике работы нашего детского сада существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства -  традиционные (проблемные семинары, семинары-практикумы, дни открытых дверей, творческие микро группы, наставничество, эстафеты педагогического мастерства, педагогические советы, повышение квалификации);

- инновационные («копилка» педагогического мастерства,  мастер-классы, проектная деятельность, создание банка инновационных идей, творческие конкурсы, творческая лаборатория молодых специалистов, издательская деятельность).

Такая целенаправленная работа с педагогическими кадрами даёт положительные результаты: повышается качество образовательной работы с детьми, а соответственно и уровень развития каждого воспитанника.

Педагог во взаимодействии с детьми для развития познавательного интереса должен: стимулировать каждого ребенка на их поиск; создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой прошлый опыт; организовывать поисковую деятельность: ставить простейшие опыты; формировать умение спрашивать, наблюдать.

Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:

  • создание проблемной ситуации, требующей разрешения с помощью детей группы;  внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов; коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок.

Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Задачи: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры; повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;  увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;  повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. [3, с. 4].

Мы привлекаем родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу  проводим в двух направлениях: «Педагог-родитель» и «Педагог-ребенок-родитель».

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию (основанные на принципах педагогики сотрудничества):  анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности, беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка, календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.;  домашние задания - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.;  привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы; использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания; выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию  детей формирует  у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, в итоге формируется более высокий уровень их воспитанности.

В 2012 году муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 157» города Кирова вышел на международный уровень в вопросах экологии: педагоги вступили в Международную Программу «Эко-школы/Зелёный флаг», особое место за прошедший период сотрудники детского сада уделяли вопросам сохранения зелёного наряда планеты. Осуществляя деятельность с детьми и взрослыми, были проведены акции: «Соберем макулатуру, сохраним деревья», «Сохраним ёлочку, зелёную иголочку», «Посади дерево», в которых приняло участие 586 человек.

В 2013 году  детский сад принимал участие во всероссийском конкурсе «Открытый конкурс общественных инициатив по экологической культуре» и в номинации «Экологическое образование и просвещение: сетевое партнерство».

 Педагоги детского сада участвовали в межрегиональной конференции «Обращение с отходами: проблемы и пути их решения» на базе библиотеки имени Герцена; посетили «Международный семинар Эко-школы «Зелёный флаг» - модель образования для устойчивого развития», проходивший в академии имени М.Ломоносова, города Санкт-Петербург.

Воспитанники детского сада Варвара Мамаева, Анна Стрелкова, Есения Островская принимали участие в межрегиональном конкурсе исследовательских работ имени В.И. Вернадского, темами их выступлений были: «Чистота воздуха, которым мы дышим», « Вторая жизнь бумажного листа», «Вода». Весной 2013 года дети совместно с родителями, жителями посёлка участвовали в акции «Посади дерево»,  в результате которой, и взрослые, и дети скоро смогут прогуляться по дубовой роще и липовой аллее.  

Детский сад активно сотрудничает с Центром Экологического развития в городе Кирове, находящемся в библиотеке имени Герцена.

Таким образом, комплексный подход к организации экологического образования в ДОУ, способствует становлению у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде.

Примечания:

  1. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 1982. - № 4. – С. 18-25.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  3. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и и...

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Работа с родителями по экологичес­кому воспитанию дошкольников яв­ляется одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем р...

"Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников".

" Задача воспитателей- показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры" "Что включает в себя понятие "Экологическая культура"-это знания, практические навыки , эстетиче...

НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Работа с родителями по экологичес­кому воспитанию дошкольников яв­ляется одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить ...