Сценарий по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"
материал по теме

Появление стрижат на свет,гибель стрижихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Стрижонок Скрип"121 КБ

Предварительный просмотр:

Стрижонок    Cкрип

По мотивам рассказа В.П.Астафьева

Автор сценария Зонова Р. П.

Действующие лица:    Автор

                                        Cкрип

                                      Стрижонок (1)-(3)

                                      Стрижиха

                                      Саша

                                      Дима

                                      Сосед стриж

                                      Соседка стрижиха

                                      Белое брюшко

                                      Сокол                                                    

Действие первое

Сцена 1

                (Показ видеофильма либо инсценировка: голубое небо, полет стрижей в небе над водой. Берег реки мальчик- рыбак ловит рыбу, окидывает взглядом птиц, летающих в небе, затем устремляет свой взор на берег, на норки, останавливает свой взгляд на одной норке. Музыкальный фон: концерт («Времена года. Лето» А.Вивальди.)

Сцена 2

(Звучит приятная, спокойная музыка. Гаснет свет, сцена  погружается в темноту, прожектор наводят на гнездо стрижей. Звучит запись шума реки и голосов птенцов).

Автор:

Скрип:                  

Стрижонок  вылупился из яичка в темной норке и удивленно пискнул (Звучит запись голосов птенцов).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Какая темень, ничего не видно. Что там за пятнышко?

Ой, как страшно, я боюсь! Мама, прижми меня покрепче.

Автор:

 Мама прижала, его крылышком к себе, он задремал,

согревшись под   крылом. (Звучит фонограмма дождя)            

Стрижонок очень сладко спал, и ему во                                                                                      сне   казалось, что это мама стрижиха стучит клювом по скорлупе  яйца. Она так стучала, перед тем как выпустить его наружу.

Сцена 3.

(Те же декорации, фонограмма возни и писка стрижат, Скрип поднимает голову, осматривается, дрожит от холода, а следом за ним другие стрижата поднимаются, потягиваются, зевают).

Скрип:  

Что-то холодно вдруг стало.

Стрижонок(1):

А где же наша мама?

Стрижонок(2):

Давайте дружно маму звать.

Скрип

 (зовет): Скрип! - скрип! Мама!

 (Следом за Скрипом зовут другие стрижата).

Все (хором):

Скрип! - скрип! Мама, мама, мама, как здорово, что мы научились громко и дружно звать маму.

Мама, мама, мама!

Скрип:

Пятнышко, пятнышко, пятнышко.

Стрижонок(1)

(испуганно): Оно исчезло.

Стрижонок(2):

Давайте будем сидеть тихонько.

Стрижонок(3):

И нашу маму ждать.

Скрип:

Мама, наверное, добывает для нас корм.

(Стрижата притихли.)

Сцена 4.

(Берег реки, разгорается утренняя заря.

 Слышится крик Стрижихи.)

Все(хором):

Это наша мама прилетела! (Радуются).

Стрижиха:

Я принесла вам капельку дождя.

(Стрижиха кормит Скрипа)

Скрип:

Какая вкусная капля! Скрип-скрип!  Хочу еще! Хочу еще!

Стрижонок(1)-(3):

И я хочу, и я хочу, и я хочу капельку дождя попробовать!

Стрижиха:

Сейчас, сейчас добуду я, а вы  только немного потерпите    (Улетает)                        

Стрижиха:    

Я ношусь под облаками

Над полями и лугами

Поискать я корм спешу

Накормить стрижат хочу.

(Танец  стрижихи «Поиск корма»)        

Сцена 5

Автор:

Когда снова закрылся свет вдали, Скрип что был духу

закричал: «Мама!» И полез навстречу ей.

(Стрижиха отталкивает его крылом  на  место.)

Стрижиха:

Испить капельку дождя хотят также твои братья и сестра.

( Отдает другому стрижонку.) Пей, мой птенчик, пей. (Кормит остальных птенцов.)

Скрип:

Обидно! Но я все понял, что отбирать еду у других ненужно,  это нечестно.

У нас серьезная и строгая мама и всех нас одинаково любит.

Стрижиха:

 Мои птенцы нет повода для спора. И в горе и в беде

 Семья во всем опора.

Стрижиха:

(Гладит своих птенцов)

Очень, очень рада я, что растет моя семья.

Стрижонок (3):

Нас воспитывает мама в любви к добру и красоте.

Автор:

Так начал жизнь в норке стрижонок Скрип вместе с братьями и сестрой.

Стрижонок (3):

Жить с улыбкой нужно

И сегодня дружно

Возле норок наших

Мы споем и спляшем

        

Танец птенцов

Сцена 6

Звучит задумчивая, немного грустная музыка.        

Берег реки,  полет стрижей в небе над водой.  Два мальчика- рыбака.

Саша

(С восторгом): Смотри, смотри, как много норок в глиняном  берегу!

 В каждой норке живут стрижата, а точнее ласточки береговушки.

 Знаешь, Дима, я очень люблю бывать на реке и

наблюдать за поведением стрижей.

Оказывается,  какие они трудолюбивые!

Целые дни проводят в заботах  о корме, своем жилье, воспитании птенцов.

Дима:

 Почему они устраивают так высоко свои гнезда?

Саша:

Мне мама рассказывала, что природа одарила стрижей сильными и длинными крыльями, а лапы у этих пернатых – короткие. Поэтому по земле стрижи могут только ползать.

Я тебе еще хочу показать  норку, в которой живет Скрип со своей мамой, сестрой и братьями. (Ребята рассматривают норку).

Дима:

А где их папа?

Саша:

Его сшибли из рогатки мальчишки. Он упал в воду, и его унесло куда-  то. Конечно, стрижата не знали об этом.

Сцена 7

(Звучит грустная музыка. Исполняется танец «Полет Стрижихи».)

Автор:

Маме – стрижихе  было очень тяжело одной прокормить детей.

Но она была хорошая мать. С  рассвета  до  вечера носилась она над   берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли, приносила их детям.

Мальчишки, сидевшие с удочками на берегу, думали, что Стрижиха и все стрижи играют над рекой.

Действие второе

Сцена 1

Автор:

Стрижонок Скрип подрос, у него появились перья, и ему

все время   хотелось есть.

Иногда Скрипу удавалось отобрать у братика или

сестренки мошку, и тогда они жалобно пищали.

 А еще Скрипу хотелось познать быстрее мир.

Скрип:

Я хочу выглянуть из норки!

Стрижонок(1):

Зачем тебе это нужно?

Скрип:

Посмотреть, что же там такое творится.

Стрижонок(2):

И где же мама для нас добывает корм?

Стрижонок(3):

И приносит ветряные запахи на крыльях?

Скрип:

Я все сейчас узнаю (Скрип  ползет).

Скрип:

Страшно, но я храбрый!  (Появляется Стрижиха, заталкивает его в норку)

Стрижиха

(сердито): Скрип-скрип! Не вылезать из норки!

Скрип

(испуганно): Должно быть, там, за норкой опасно!

Стрижонок (3)

(тихо): Мама волнуется

Стрижонок (2)

(взволнованно): Там очень много врагов

Стрижонок (1):

А мы еще маленькие и не совсем окрепшие.

Автор:

Конечно, откуда Скрипу было знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей.

Сцена 2

(Звучит тревожная музыка. Танец стрижей.

Появляется сокол, окидывает стрижей недружелюбным   взглядом)

Белое брюшко:

Мы – стрижи.

У нас свои законы.

Тактика простая:

Налетаем стаей.

Пусть будет  враг в сто раз сильней,

От норок прочь гони скорей

Автор:

Отогнав  сокола, Белое брюшко дал отбой стрижам, но    Стрижиха продолжила гнаться за Соколом, и между ними завязалась битва.

Сокол:

Я сокол коварный и своенравный

Буду больно сейчас клевать

От меня не убежать

Расставлю сотню я сетей

Поймать в них легче и быстрей

Стрижиха:

Ну что ж давай сражаться

Мне нечего бояться.

Автор:

Остались стрижонок Скрип с братьями и сестрой одни  без мамы, погубил ее страшный Сокол.

Сцена 3

(Звучит трагичная музыка. Берег реки, норка стрижат.)

                         

                                             

Скрип:

Мама!

Все

Мама, мама, мама.

Скрип

(отчаянно): Мамы больше нет

Стрижонок (3):

Как мы будем жить без мамы?

Сцена 4

(Звучит настороженная, тревожная  музыка.)

Автор:

Настала ночь. Утихло все на реке, утихли стрижи и стрижата,   согретые папами и мамами, и только Скрип был с братьями и сестрой,   без мамы. Сбились в кучу стрижата.

Скрип:

Холодно без мамы.

Стрижонок (1):

Голодно.

Стрижонок (2):

Видно, пропадать придется.

Автор:

Но Скрип еще не знал, какой дружный народ стрижи.

Сцена 5

(Звучит  спокойная, приятная музыка  Ночь. В норку   ныряет вожак Белое Брюшко. Щекочет птенцов клювом.)

Белое Брюшко:

Мои вы маленькие,  не горюйте,  мы всегда будем

  рядом с вами. (Белое брюшко веселит стрижат.)

 

Ладушки, ладушки,

Где были у бабушки…

(укладывает спать).

Баю, баюшки, баю,

Очень крепко вас люблю,

Спите, спите сладко

Пернатые ребятки.

 (Белое Брюшко обнимает их крыльями, стрижата спят.)  

(Звучит «колыбельная» по выбору музыкального руководителя.)

                                     

Сцена 6

(Звучит спокойная, приятная музыка. Рассвет.)                                                                      

                                                         

Автор:

Прилетела к стрижонку Скрипу соседка Стрижиха

Cоседка Стрижиха:  

Я принесла большого комара, кушай, кушай детвора, Подрастайте  сильными, умными, красивыми. Выше клювы. Хотите, спою для вас песенку?

По зеленой травке чижик-пыжик скачет,

А в саду на лавке стрижоночек плачет.

Что с тобой бедняжка или заблудился?

Или мыл посуду и водой облился?

Автор:

Следом  наведывались другие стрижи.

Сосед стриж:

В столь трудный час

 Мы не покинем вас.

Вы не волнуйтесь, малыши,

Помогут вам в беде стрижи.

Автор:

На ночь к осиротевшим  стрижатам  залетал вожак-Белое Брюшко. Выросли стрижата-не пропали.

Сцена 7

(Норка стрижей.  Звучит решительная бодрая музыка

В норку к птенцам заглядывает вожак Белое брюшко.)

Белое Брюшко:

Вам пришла пора покидать родную норку, как говорят,      становиться на крыло,  самим добывать себе пищу и строить  дом.

Вы  научились петь, играть, и научились ноты  брать; теперь поучимся  летать. ( Белое  брюшко хватает Скрипа за шиворот и тащит из норки. Скрип упирается пищит. Белое Брюшко

  не обращает внимания, и выталкивает его наружу.)

Белое Брюшко:

(Говорит строго.) Лететь! За мной! В нашей стае трусов нет.

Смотрите, как товарищ ваш покажет  высший пилотаж. (Летит)

Скрип:

Ну что мне делать? Не падать же? (Он взмахивает крыльями и… летит.)

(Испуганно кричит.) Скрип! скрип! «А если я упаду?»

(И тут вылетают все стрижи, старые и молодые, Начинают гонять   Скрипа кругами над водой, берегом, лесом). Я лечу! Я лечу!

Танец стрижей.

Сцена 8

Автор:

Скрип много съел в этот день мошек, много выпил воды. Ел и пил жадно, потому что стрижи всегда в движении, всегда в полете, и оттого надо им все время есть, все время пить. Но день кончился. Скрип поспешил к своей норке, но найти ее не смог

Скрип:

Все дома заняты. Что же делать? Не ночевать же на берегу? На берегу страшно. В норке лучше.  (Скрип  делает свою норку.) Красивая и очень уютная норка получилась

Сцена 9

(Норка скрипа. Звучит спокойная лирическая музыка.)

Скрип:

Как мне хорошо и спокойно живется в своей норке! Я стал сильным стремительным. Но почему сделались           беспокойными стрижи, все время летают, кружатся, лепятся на проводах и  часами сидят молча, а потом рассыпаются в разные стороны? Эта тревога и мне передалась. Теперь все ясно: пора собираться в отлет- заканчивается лето. На рассвете нужно отправляться в путь вместе со  всеми стрижами.                                        

Сцена 10

(Звучит концерт «Времена года».

    «Осень» А. Вивальди.

Рассвет. Отлет стрижей.)

Автор:

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.  Скучно без стрижей на реке, чего-то не хватает.  Где ты, маленький Скрип?  В каких краях и странах? Возвращайся  скорее! Приноси нам на крыльях лето.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Под ногами снег скрипит, снег нам что-то говорит"

Поисково-познавательный проект для детей подготовительной к школе группы подготовлен для участия в конкурсе "Я - исследователь"...

Сценарий "Составление рассказа по картина "Зима"

Формировать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности, поддерживать инициативность и творчество каждого ребенка....

Я- исследователь.Под ногами снег скрипит, снег нам что-то говорит...

Однажды на прогулке мы с ребятами играли в игру «Слушаем зиму» и  услышали, как под ногами прохожих хрустит снег.  Возникло желание  узнать: ПОЧЕМУ СНЕГ ХРУСТИТ? ЧТО ЭТ...

"Почему скрипит снег под ногами?"

Детский исследовательско - творческий проект на экологическую тему. Подготовительная группа....

Наблюдение с одаренными детьми средней группы «А» на тему ««Почему скрипит снежок?»

Цель: Формирование умений детей устанавливать последовательность в наступлении явлений и связи между ними.Задачи:Познакомить детей со свойствами снега.развивать исследовательское поведение.Показ...

Конспект НОД "Стрижонок Скрип"

Конструирование из бумаги (Оригами)....

«Если ребенок скрипит зубами: причины и подходы»

Бруксизм – это сильное сжатие или трение зубами друг о друга, которое является непроизвольным, привычным и не выполняет какой-либо функции. Бруксизм – это один из типов повторяющегося...