ДОКЛАД «Развитие дизайнерской деятельности детей дошкольного возраста»
рабочая программа по теме

Доклад

на научно-практическую конференцию

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СВОБОДНОГО

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 7 комбинированного вида города Свободного

Доклад

на научно-практическую конференцию

Тема «Развитие дизайнерской деятельности детей дошкольного возраста»

                                                                           Составила:воспитатель

МДОБУ д/с № 7  г. Свободного

Елена Петровна Савенко

I квалификационная категория

г. Свободный,

2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3

  1. Развитие дизайнерской деятельности детей дошкольного возраста….5
  2. Мастер-класс «Дерево счастья»…………………………………………9
  3. Список используемых источников………………………………………11
  4. Приложение………………………………………………………………12

Введение

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности.

Сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет большое значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.В этом заключается актуальность выбранной темы.

Дизайн – искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые  соединяют в себе высокий профессионализм и по-детски незамутненный взгляд на мир, художественный вкус и умение сохранить красоту искусства,  неповторимость природы.

Само слово «дизайн» (от анг. слова design что означает замысел, план, намерение, цель и от лат. designare отмерять, намечать)- это творческая деятельность, целью которой является определение формальных  качеств промышленных изделий.

Слово « design» появилось в  16 веке. Слово «дизайн» впервые упомянул в одной из своих работ итальянец К.В.Скьер. Итальянское  выражение «designintero» означало рождённую у художника и  внушенную Богом идею- концепцию произведения искусства.

Существует два понятия – «дизайн для детей» и «детский дизайн». В содержании понятия «детский дизайн» Г. Н Пантелеев включает понятия «дизайн- рукоделие» и «дизайн-проект».

Поэтому, работая над этой проблемой, ставлю перед собой цель: развивать дизайнерскую деятельность детей дошкольного возраста.

Детская дизайнерская деятельность – это декоративно-оформительская деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Главная задача – это формирование и развитие в единстве эстетического отношения жизни к миру художественных способностей детей и навыков художественного труда в процессе детской дизайнерской (декоративно – оформительской) деятельности.

П. Грин по этому поводу пишет: «Дети быстро теряют интерес к гипотетическим проблемам… курс дизайна должен привносить какой-то эффект в их непосредственное окружение, иначе он становится единой лишь теорией».

Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено  возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также Концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка

Не случайно в последние десятилетия дизайн стал объектом пристального внимания педагогов, психологов, искусствоведов, коллекционеров. Ведь современное общество глубоко заинтересованно в художественно- эстетическом воспитании подрастающего поколения. А человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ребенок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен.

Л.С. Выготский сказал: "Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое". Опираясь на высказывания Л.С Выготского, детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения дошкольника.

  1. Основная часть

Дизайн не надо обсуждать,

он является решением поставленной задачи.

Обсуждать можно только одно:

решена задача или нет

Артемий Лебедев

Счастье многогранно, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желание творить прекрасное. Дошкольное детство- благодатное время для взращивания древа добра и красоты.  

Дети с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремёслами. Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее и радостнее.

Над проблемой развития творческих способностей детей через ознакомление дизайном я работаю 3 года. Открываю новые подходы в работе по ознакомлению с дизайнерской деятельностью, они направлены на амплификацию развития ребенка, Первоначальный  процесс приобщения дошкольников к дизайн-деятельности  строила на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от приобщения к искусству- чувства, которые необходимо вызвать у детей. Основную цель, которую ставила, занимаясь детьми- приобщить детей к наблюдению за действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества умения, видеть мир глазами художника, формировать наблюдательность и внимательность, предоставить свободу в отражении-доступными для ребёнка художественными средствами.

Прежде всего, я провела большую работу по изучению теории данного вопроса. По результатам педагогической диагностики и в процессе общения с детьми на занятиях изобразительной деятельности и в повседневной жизни  я выявила детей, проявляющих интерес к дизайнерской деятельности. Для того чтобы шире и глубже  познать и изучить мир дизайна, приобщить ребенка к миру искусства возникла идея создания кружка «Юный дизайнер».

Имея творческие способности, я почувствовала  потребность и желание глубже ознакомиться с историей развития дизайна, ответить себе на вопрос: «Нужны ли эти знания детям и взрослым?», и выявить родителей – единомышленников. С этой целью я провела анкетирование среди родителей. Проанализировав анкеты, я увидела их заинтересованность  данным вопросом, но отсутствие каких- либо глубоких знаний о дизайне. Прежде всего, я изучила свои знания  об истории развития дизайна. Чтобы пополнить знания родителей о дизайне, я провела ряд консультаций: «Что такое дизайн?», «Детский дизайн» и др.

После нашего общения родители проявили искренний интерес к вопросу детского дизайна и желание заниматься дизайнерской деятельностью вместе с детьми.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Поощрять нестандартное видение окружающего мира; личностной позиции, как при восприятии произведений искусства, так и в процессе творчества.
  2. Развивать фантазию, воображение; наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать.
  3. Учить создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных  материалов, используя их для украшения одежды и комнат.
  4. Обучать различным техникам дизайна.
  5. Формировать предпосылки поисковой деятельности.
  6. Формировать умение самостоятельно анализировать полученные результаты.
  7. Воспитывать эстетическое отношение   к    окружающему

Дизайн - это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисования, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального настроения к окружающему миру.

В процессе обучения выделила следующие методы работы:

  1. Наглядный

А) иллюстрация, демонстрация; Б) сравнение

2. Словесный

    А)объяснение; Б) обсуждение; В) рассказ, сказка; Г) анализ готовых работ

3. Практический

А) показ способов, техник, приёмов рисования; Б) помощь воспитателя; В) самостоятельная и коллективная работа.

4. Игра, беседа, экскурсия, выставка.

При организации занятий создаю игровые ситуации, что повышает интерес к занятиям. На занятия в гости к детям приходят известные любимые герои, дети знакомятся с жизнью и творчеством художников, в работе использовала музыкальные и поэтические образы.

     С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводила игры: «Юный дизайнер», «Укрась костюм», «Весёлый цвет». Знакомила дошкольников с различными новыми методами и технологиями, используемыми в дизайне «Декупаж».

     Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. В своей работе я использую бутылки необычной формы, пуговицы, бусинки, кусочки ткани, салфетки, яичную скорлупу, ракушки, бижутерию и многое другое, от чего мы взрослые  чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное.  Надо только пофантазировать, включить своё воображение, научить этому наших детей.(приложение № 8)

 Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребенок придает своим «Богатствам» (камешки, лоскутки ткани, бусинки  и т.д.). На мой взгляд, это ненужные вещи, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности». Именно эту способность видеть необычное в обычном мы используем на занятиях детским дизайном.

Вместе с детьми, работая над этой темой, давали открытые занятия «Ваза для цветов», как в детском саду, так и на городском семинаре, тема «Волшебство рядом».

Одно из важнейших условий развития детского творчества- единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействия между ними.

Освоение художественно-творческой деятельности, а соответственно обучения детей элементам дизайна, немыслимо без общения с искусством, в данном случае- дизайн- искусство. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчинённое значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность. Поскольку творчество – это всегда выражение индивидуальности, я учитываю индивидуальные особенности ребёнка, темперамент, характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит данная творческая работа.

В этом году заинтересовалась топиарием.

Топиарий, его еще называют "Европейским деревом" и "Деревом счастья", - обычное украшение интерьера в европейской флористике. Очень хороший выход для тех, кого не "любят" комнатные растения. Это очень оригинальная композиция, которая всегда обращает на себя внимание. Яркость и оригинальность достигается не только за счет формы (форма круга сама по себе очень интересна), но и за счет использования в композиции множества сочетаний цветов и применения материалов разной фактуры, изогнутого стволика.

В процессе работы я почувствовала стремление родителей к совместному творчеству с детьми и стала вовлекать их в совместную деятельность. Родители  стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформлении выставок, т. к. увидели, что дети с большим желанием, учатся фантазировать, творить, создавать прекрасные произведения искусства.

В течение всего года родители помогали нам в работе. Приносили совместно созданные поделки, композиции, панно, украшения для группы, плакаты.

Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.  Без помощи родителей мы не достигли бы результатов.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создаёт ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

Поэтому полученный результат – это первая и очень важная ступенька детского творчества. Наши занятия дизайнерской деятельности призваны воздействовать на ум, волю, чувство детей, побуждать их к творческому самовыражению. А так же решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущение радости детства. Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы с детьми – чувствовать, познавать, творить!

  1. Мастер-класс «Дерево счастья»

Освоить искусство создания домашних топиариев несложно. С этой задачей прекрасно справится даже новичок в хэнд-мэйде. Кроме того, все необходимые для топиария материалы доступны по цене и их всегда можно найти в продаже. Чтобы сделать топиарий, понадобится:

  • Горшочек

Диаметр горшка не должен превышать диаметр шара-кроны. Можно приобрести готовый горшочек или смастерить его самостоятельно из емкости нужной формы, а затем покрасить, обтянуть тканью или еще как-нибудь оригинально декорировать. На самом деле подобрать подходящий для изделия по стилю и цвету горшочек – дело не из простых, поэтому если вы первым делом приобрели горшок, скорее всего, композицию придется придумывать под него.

  • Шар для кроны

Для создания кроны потребуется пластмассовый или бумажный шар. Сделать бумажный шар можно из скомканной бумаги или газет, а затем обмазать шар клейстером или обмотать нитками. Резиновые шары использовать сложнее, поскольку при прокалывании они теряют форму. Если декоративные элементы будут не приклеиваться, а втыкаться, отлично подойдет шар из пенопласта для флористических композиций.

  • Палка для ствола

Подойдет ветка или любая подходящая палка, например, палка от жалюзи, которая впоследствии окрашивается, либо обматывается лентами. Палку желательно выбирать подлиннее, ведь она почти до основания будет крепиться в горшке и на нее будет надет шар. Слишком короткий ствол может испортить всю композицию.

  • Клей

Отлично подойдет любой универсальный клей. Для отдельных элементов может понадобиться супер-клей, клей-пистолет или жидкие гвозди.

  • Цемент, гипс, алебастр

В днище горшка заклеиваем дырочку. Приготовив раствор, быстро его размешиваем, заливаем в горшочек и сразу вставляем палку-ствол, пока раствор не застыл. Цемент не даст шару-кроне перевешивать горшок. Но если горшок и так достаточно тяжелый, цемент можно заменить монтажной пеной.

  • Камешки, песок, ракушки, цветная соль, фасоль…

Приклеиваются поверх раствора у основания дерева.

  • Аксессуары для украшения дерева.

Сухоцветы, искусственные цветы, ракушки, камушки, шишки, бантики, коктейльные зонтики, кофейные зерна, фасоль, фисташки, скорлупки, гофрированная бумага и все, что еще придет вам в голову.

1.Берём газету, аккуратно скомкаем в шар, затем обматываем скомканный шар коричневыми нитками, чтобы значительно облегчить и ускорить процесс приклеивания шишек (приложение № 1)

2. С помощью деревянной палочки делаем дырочку и наливаем клей, куда чуть позже мы вставим «ствол» нашего деревца.(приложение № 2)

3.С помощью клея «Мастер» обклеиваем шар лиственными шишками. Шишки желательно приклеивать друг к другу, чтобы было красивее. Клей непосредственно наносим на каждую шишку. Использовать супер-клей следует очень аккуратно, т.к. он имеет резкий запах, поэтому «выращивать» своё дерево счастья желательно в хорошо проветриваемом помещении. Также можно использовать клей-пистолет или жидкие гвозди.(приложение № 3)

4.Когда шишки хорошо приклеиваются к поверхности шара, можно их покрасить акриловой краской или покрыть лаком.(приложение № 4)

5.Пора приступить к созданию горшочка для нашего деревца счастья. Для этого берём любое красивое кашпо, заливаем пеной или гипсом. Не доходя до краёв, вставляем наше дерево и даём ему застыть.(приложение № 5)

6.Когда смесь в горшочке застыла, мы берём атласную ленту и обматываем ствол, а затем украшаем горшочек.(приложение № 6)

7.Несколько шишек бросаем у ствола. Они будут ассоциироваться с опавшей листвой. В качестве «земляного покрова» у основания деревца можно использовать искусственные листья. На кроне можно поселить симпатичную бабочку или божью коровку. Ну вот, собственно говоря, и всё! Дерево счастья выращено! Осталось найти для него уютное местечко, где оно будет радовать вас и ваших гостей, ведь «когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим» (приложение № 7)

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №7 комбинированного вида города Свободного

Конспект открытого просмотра

организованной образовательной деятельности

во 2 младшей группе

по образовательной области «Художественное творчество»

Тема «Дерево счастья»

Разработала: воспитатель

МДОБУ д/с№7 г.Свободного

Савенко Елена Петровна

I квалификационная категория

г. Свободный,

2013

Конспект открытого просмотра организованной образовательной

деятельности во 2 младшей группе по образовательной области

«Художественное творчество»

Тема «Дерево счастья»

Программное содержание:

Образовательная область «Художественное творчество» (конструирование)

Форма: экскурсия

Области интеграции:

-художественное творчество;

-познание;

-здоровье;

-коммуникация.

Цель:создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольников средствами художественно-конструктивного дизайна.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей с процессом появления дерева на земле.

2.Закрепить знания о деревьях.

Развивающие:

1.Развивать речь, обогащать словарь.

2.Развивать фантазию.

Воспитательные:

1.Воспитывать внимание.

2.Воспитывать чувство доброты к ближнему.

Материалы и оборудование:

-ватные палочки;

-жидкие гвозди;

-влажные салфетки;

-раздаточный материал;

-салфетки;

-заготовка (дерево).

Творческая выставка поделок, выполненных в различных техниках совместно с родителями.

Предварительная работа:

1.Беседа об элементах дизайнерской деятельности.

2.Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением деревьев.

3.Создание поделок из шишек.

4.Заучивание стихов о лесе.

5.Чтение художественной литературы.

6.Составление описательных рассказов по картинкам.

7.Знакомство с понятием «топиарий».

8.Дидактические игры: «Из чего состоит дерево», «Третий лишний» (деревья), «Укрась дерево».

Содержание организованной образовательной деятельности детей:

В:Доброе утро, уважаемые гости! Через несколько минут, здесь появятся непоседы и фантазёры,будущие дизайнеры и великие сказочники-наши дети.

Сказку любят все на свете,

И конечно наши дети!

Сказка тайнами полна,

Украшает мир она!

( дети входят под музыку)

В:Ребята, посмотрите, накинув на плечи эту шаль, я превращаюсь в сказочницу и мы с вами отправимся в волшебный лес, в гости к старому дереву, у которого будем учиться мудрости, справедливости и верности.

Я точно знаю: где-то на земле есть сундучок,

А в нём закрыто счастье.

Быть может, мы его отыщем  дети,

Придём к нему и громко скажем: «Здравствуй!»

Ребята, мне так хотелось бы найти этот сундучок, в котором закрыто счастье. Вы мне поможете?

Дети:Да!

В:Только найти сундучок будет не просто. Впереди нас ждут запутанные тропинки и чтобы добраться до «Дерева счастья», под которым спрятан «Сундучок счастья» нужно выбрать правильную дорожку(карта-схема дорожек).

В:По первой дорожке пойдёте,попадёте к лягушкам в болото,

К лягушкам в болото кому попасть охота?

Дети: Нет!

В:По второй дорожке пойдёте- на домик Бабы-Яги набредёте,

По третьей дорожке пойдёте-сундучок счастья найдёте.

Какую дорожку выбираем? (дети выбирают)

В:А поможет нам попасть туда волшебный клубочек.

(звучит музыка, дети идут в лес)

В:Вот мы и в волшебном лесу! Давайте поприветствуем окружающую нас природу и скажем все вместе: «Здравствуй солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуй всё вокруг живое! (дети здороваются)

В:Ребята,лес рад нашей встречи, солнце светит, птицы поют. Вот мы пришли в гости к дереву-счастья, но сундучка пока нет и чтобы он появился нужно сделать что-то доброе и нужное не для себя, а для другого человека: своего друга, подружки, своих близких…

А знаете ли вы, как появилось дерево на земле?

1-ый ребёнок: Однажды давным-давно в мир попало семечко. Семечко упало в землю, проросло и превратилось в зелёный росток.

2-ой ребёнок: Росток рос, рос, протягивая к небу свои веточки-ручки, тянулся своими листочками-пальчиками к солнышку и превратилось в высокое могучие Дерево.

3-ий ребёнок: Корни его, как ноги великана, ушли глубоко в землю за неё так крепко, что даже ветру было не под силу сдвинуть его с места.

4-ый ребёнок: Звери и птицы, увидев высокое Дерево ,тоже обрадовались. Птицы тут же уселись на ветки и стали распевать песни и вить гнёзда.

5-ый ребёнок: Паучки стали перелетать от одного листика к другому, на своих парашютиках – паутинках.

6-ой ребёнок: Червяки заползли в трещинки коры, а кто-то приютился под корнями. За ними туда залезли кроты и мыши, нарыли себе подземных ходов, сделали кладовочки для запасов и стали жить-поживать.

7-ой ребёнок: Увидела белка в столе Дерева дупло, прыг туда и давай орешки щелкать: лучше дома не найти.

В: Вот так в мире установился порядок. Появились в нём верх и низ, правая и левая сторона.

В:Какие деревья вы знаете?

В: Молодцы правильно.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А сейчас давайте отдохнём…

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимали.

Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

(Дидактическое упражнение – рассуждение «Живое, неживое»)

В: Ребята, как вы думаете, дерево живое или нет? (рассуждения детей)

В: И те и другие правы по – своему, конечно, дерево не умеет бегать, разговаривать, но все  таки оно живое, потому – что оно растёт, дышит, пьёт, чувствует тепло,холод. А в старину люди считали, что Дерево может сделать человека счастливым, для этого нужно было нарядить или украсить Дерево и пожелать другому счастья.

(звучит музыка)

В: Ребята, посмотрите, под деревом появился «сундучок счастья» давайте посмотрим, что находится в нём.

(Звучит музыка, воспитатель открывает сундучок)

В: Ребята, давайте со своими мамами сделаем красивые деревья – счастья.

(ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА)

В: Ребята, я знаю один секрет:

-если украсить Дерево цветами – будешь красивым как цветок;

-если шишками, никогда не будешь болеть, потому что они силу дают;

-если конфетами, жизнь будет весёлая и сладкая;

-если монетами, будешь богатым;

-если пуговицами, будешь модно одет;

Самостоятельная деятельность

(работа совместно  с родителями, звучит музыка)

В: Давайте мы с вами будем фантазировать, творить, и попробуем пожелать себе и своим близким счастья (дети произносят свои желания и украшают дерево)

Рефлексия

В: Дерево счастья готово! Я сегодня просто счастлива, что вы щедро желали счастья другим и не скупились на добрые слова и пожеланья.

Вы нисколько не ленились,

Дерево счастья украшать научились.

Список используемых источников:

1.Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. стр.23 -26.

2. Конышева, Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. – 2006. - № 5 – стр. 26-30.

3. Лыкова, И. Чудо – писанки – шедевры миниатюрной живописи // Дошкольное воспитание. – 2007.-№ 3. – стр.46 -52.

4.Микляева. Н. В «Дизайн в детском саду» г. Москва 2011. – стр. 7-26.

5. Пантелеев, Г. Н. Детский дизайн// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 5. стр.26-30.

6. Пантелеев, Г.Н. О детском дизайне// Дошкольное воспитание. – 1997. - № 11. – стр. 55 -60.

7.Парамонова, Т. Лоскутный стиль // Обруч: образование, ребёнок, ученик. – 2006. - № 3. – стр. 34 -36.

  1. Статьи и материалы взяты у Г. Н. Пантелеева (автор единой книги о детском дизайне) в электронной сети Интернет.
  2. Швайко, Г.С. Совет педагогов: Детский дизайн на занятиях по   изобразительной деятельности // Ребёнок в детском саду.- 2004.- № 1. – с. 24 – 29.

Консультация для воспитателей

«Детский дизайн – новая художественно – продуктивная деятельность»

Дизайн (англ. Designзамысел, план, намерение. цель и от лат.designareотмерять, намечать) – творческая деятельность, целью которой является определение формальных  качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки  зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

Человека, занимающегося художественно – технической деятельностью , в рамках какой – либо из отраслей дизайна, называют в общем случае « дизайнером» ( в том числе архитектора , проектировщика, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб – дизайнера).

Альтернативные определения термина

        Дизайн – творческий  метод, процесс и  результат  художественно -технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностях и потребностях человека, как утилитарным, так и эстетическим.

Дизайн  - искусством компоновки, стилистки и украшения.

Для  дизайна актуально множество направлений.

  •  Дизайн – творческий процесс создания вещей , в котором эстетика определяет содержимое  ( суть), а технологии форму вещи.
  • Дизайн – неразрывная взаимообусловленная связь эстетики и технологий, в которой эстетика задаёт содержание(суть) вещи или процесс, а технологии их форму.

История дизайна

Слово «design» появилось в 16 веке и однозначно употреблялось во всей Европе. Слово «дизайн» впервые упомянул в одной из своих работ  итальянец К. В. Скьер. Итальянское выражение «designintero» означало рождению у художника и внушенную Богом идею – концепцию произведения искусства. Оксфордский словарь 1588г. даёт следующую интерпретацию этого слова: «задуманный человеком план или схема чего – то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства».

В сентябре 1969 года на конгрессе Международного совета организации по дизайну ( ИКСИД) было принято следующее определение: « Под термином дизайна понимается творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств предметов ,производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя».

В середине 20 века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн». Тем самым подчёркивалась  его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалась многозначность термина  «дизайн». И многие тракты по истории  дизайна того времени в заголовках содержали уточнение «индустриальный дизайн». Затем в конце 20 века  проектно – художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко – «дизайн». Отчасти это связанно и с тем, что общество вступило в фазу  постиндустриального развития, произошли значительные перемены в целеустановках « индустриального дизайна».

Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем промышленное проектирование. Известный американский дизайнер в области рекламы Максиме Виньелли(MassimoVignelli) воскликнул: «Дизайн всеобщ!». И действительно, в любой области  созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика мы сталкиваемся с понятием дизайна.

Дизайн как творческий процесс можно разделить на:

  • Художественный дизайн – создание вещного мира сугубо с точки зрения эстетики восприятия(внешние проявления формы);
  • Техническую эстетику-науку о дизайне, учитывающую все аспекты, и прежде всего конструктивность(ранний этап становления), функциональность(средний), комфортность производства, эксплуатации, утилизации технического изделия и т.д. (современное понимание).

Объекты дизайна

Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение.

РАЗНОВИДНОСТИ ДИЗАЙНА

  • Промышленный дизайн
  • Транспортный дизайн
  • Информационный дизайн
  • Проектирование взаимодействия
  • Проектирование программного обеспечения
  • Веб-дизайн
  • Дизайн интерьеров
  • Световой дизайн
  • Дизайн церемоний
  • Графический дизайн
  • Книжный дизайн
  • Полиграфический  дизайн
  • Ландшафтный дизайн
  • Эко-дизайн
  • Архитектурный дизайн
  • Футуро-дизайн
  • Звуковой дизайн

Таким образом, дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая  никогда не может быть единственно  правильно решена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"

« Нравственное  воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».Нравственное  воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которог...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Развитие дизайнерской деятельности детей дошкольного возраста»

«Развитие дизайнерской деятельности детей дошкольного возраста»...

Доклад: « Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте»

Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие дошкольников в труде является действенным фактором взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физическо...

Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность  является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставл...

доклад "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, с применением интегрированных педагогических технологий, через проектную деятельность"

Материал выступления на конференции "Организация проектной деятельности обучающихся как одна из трудовых функций педагога"(2019). Повышение качества образования и воспитания посредством внед...

Доклад "Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Доклад на тему "Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Доклад «Организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ посредством спортивных мероприятий»

Спортивные мероприятия являются действенной формой организации двигательной деятельности детей, эффективным средством пропаганды физической культуры и спорта. Педагогам дошкольных учреждений необходим...