семинар-тренинг "Важней всего погода в ДОУ"
план-конспект занятия по теме

Букарева Алла Николаевна

Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс.  Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях.  Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт.  Кто заинтересован в улучшении своих взаимоотношений с окружающими, в повышении продуктивности делового взаимодействия, мы предлагаем вам научиться этому вместе с нами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тренинг377.21 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – тренинг   «Важней всего погода в ДОУ»

Чтобы понять что-нибудь, нужно это сделать.

Софокл

Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения". Кто заинтересован в улучшении своих взаимоотношений с окружающими, в повышении продуктивности делового взаимодействия, мы предлагаем вам научиться этому вместе с нами.

Участники тренинга. Педагогический коллектив.

Цель: развитие внутригруппового взаимодействия в педагогическом коллективе, формирование коммуникативных умений и навыков.

Задачи:

  • расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
  • отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми:
  • овладение навыками эффективного слушания;
  • развитие способов конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Содержание программы:

  • создание психологического комфорта в данной группе людей;
  • совершенствование коммуникативных способностей участников;
  • формирование навыков эффективного слушания;
  • исследование своей временной модели конфликтных реакций;

В результате тренинга Вы сможете:

  • выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, переговорах, дискуссиях.
  • улучшить взаимоотношения с окружающими;
  • плодотворно управлять конфликтом;
  • повысить продуктивность делового общения.

Используемые методы работы: мини-лекция, упражнение, тестирование, ролевая игра.

Продолжительность тренинга

Продолжительность тренинга - 1 день (с 10.00 до 18.00 часов).

Предусмотрены перерывы: обеденный - с 13.20 до 14.30 часов, два перерыва по 15 минут (по одному перерыву в утреннем и послеобеденном блоках).

Состав группы: 12 человек.

План - тайминг тренинга

Время

Тема

Комментарии, действия

10.00-10.20

Начало тренинга

Знакомство, сбор ожиданий, объяснение правил тренинга

10.20-10.30

Разминка класса А

«Найди пару»

10.30-11.35

Тема 1. «Кто я». 65 минут

Упражнение «Метафора»

Тест «Знаете ли вы себя» Упражнение «Интервью»

11.35-11.50

Перерыв

11.50-12.10

Разминка класса Б

«Слепой и поводырь»

12.10-13.20

Тема 2. «Я и другие» 70 минут

Мини-лекция «Трудности эффективного слушания» Упражнение «Прояснение» Тест «Умеем ли мы слушать»

13.20-14.30

Обед

14.30-14.45

Разминка класса В

«Ассоциации»

14.45-16.25

Тема 3. «Мы и наши конфликты» 100 минут

Мини-лекция «Временные модели конфликтных реакций»

Упражнение «Моя временная модель»

Ролевая игра «Необитаемый остров»

16.25-16.40

Перерыв

16.40-16.50

Разминка класса Г

«Эмоции»

16.50-17.30

Тема 4 «Использование

коммуникативных способностей» 40 минут

Упражнения: «В самолете», «Тройки», «Через стекло», «Выход из контакта».

17.30-17.40

Разминка класса Д

«Аплодисменты»

17.40-18.00

Подведение итогов

Упражнение «Клубок» Анкета дня


Начало тренинга

«Знакомство»

Цель: познакомить участников тренинга друг с другом, настроить каждого на работу в группе, вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют по отчеству, без имени - Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на пейджер. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

Комментарий. Такое предложение вызывает оживление и улыбки. Некоторые сразу же задают вопрос о том, можно ли оставить свое собственное имя, которое его носителя вполне устраивает. Безусловно, человек вправе оставить за собой любое имя. В тренинге могут возникнуть случаи, когда кто-либо из участников требует, чтобы к нему обращались по имени и отчеству. Ведущий и в этом случае не возражает. Интересно, что использование игрового имени в тренинге не только сразу задает определенную игровую условность происходящему в группе и готовит участников к выходу за пределы житейски ограниченной реальности, но и способствует развитию рефлексивных процессов.

        А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает пейджер и говорит свое имя, группа повторяет за ним его имя.

Комментарий. Большое значение имеет то, какое имя предлагает первый из участников: если он не побоялся рискнуть, то и другие выберут необычные, яркие имена. Поэтому тренер может первым назвать свое игровое имя.

«Сбор ожиданий»

Участники рассаживаются в круг, выбирая каждый сам себе место. Ведущий задает всем одни и те же вопросы: «Что вас сюда привело? Чего вы ожидаете от занятий?»

«Правила поведения в группе»

Поскольку мы проводим наше занятие в форме тренинга, то прежде, чем мы начнем, давайте познакомимся с основными правилами поведения в группе.

  1. Я говорю «я», а не «мы» или «все». Когда я говорю «мы», то не несу ответственности за свои слова, а кроме того, делаю их поверхностными и менее ценными.
  2. Я не использую общие фразы и штампы. Чем больше .я говорю отвлеченно и не конкретно, тем менее эффективными становятся мои слова. Общие фразы являются формой защиты. Вместо фразы «Все мужчины эгоисты» следует сказать «Андрей, ты ведешь себя слишком эгоистично».
  3. Я говорю о том, что мешает мне принимать участие в работе группы. Если в какой-то ситуации я внутренне не готов принимать участие в выполнении задач, но не говорю этого, то тем самым лишь мешаю себе продуктивно работать. Я должен сам сказать, что мне мешает: «Я не могу сейчас сосредоточиться на нашей теме, так как мне тяжело отвлечься от своих проблем».
  4. Я не говорю о других в третьем лице (он, она), а обращаюсь непосредственно к ним. Если в присутствия человека о нем говорят в третьем лице, у него возникает чувство, что его не замечают или не уважают.
  5. Я избегаю закулисных разговоров. Закулисные разговоры приводят к снижению группового единства, а в конце концов, и взаимного доверия участников группы. Поэтому я ни с кем не перешептываюсь. Если это делают другие, я спрашиваю их, готовы ли они вынести своп закулисные разговоры на групповое обсуждение.
  6. Я всегда могу сказать «нет». Человек лишь тогда ощущает в себе силы попробовать новые способы поведения, когда имеет возможность сам решать, что он может делать и о чем говорить.
  7. Все, что я здесь говорю и слышу, не выносится за границы группы. Каждому участнику группы легче и проще открыться, если он уверен, что потом никто никому постороннему об этом не расскажет.
  8. Я стараюсь придерживаться принципа «здесь и теперь". Если человек сосредоточен на своих прошлых или будущих проблемах, он не может сконцентрироваться на том, что происходит в группе. Вместо того чтобы обсуждать свои планы или говорить о прошлом, я говорю о том, что происходит со мной именно сейчас в группе.

Разминка класса А

 «Найди пару»

Цель упражнения: развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.

Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10 минут.

Тема №1 «Кто я»

Упражнение «Метафора»

Цель упражнения: формирование установки на взаимопонимание и распознавание невербальных компонентов общения; овладение навыками высказывания и принятия обратных связей.

Участник выходит в центр круга и становится в любой приемлемой для него позе, с любым удобным выражением лица, имея возможность менять мимику и позу по мере необходимости.

Задание:

  1. Какой образ рождается при взгляде на этого человека?
  2. Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу?
  3. Какие люди могут его окружать?
  4. Какой интерьер или пейзаж составляет фон этой картины?
  5. Какие времена все это напоминает?

Делиться своими творческими идеями по этому поводу может каждый участник отдельно, или создавая образ всей группой. Через центр круга должны пройти все члены группы. На упражнение отводится - 30 минут

Тест "Знаете ли Вы себя?1'

Внимательно вглядитесь в 16 символов, которые собраны в 4 группы: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность. В каждой группе выберете по одному символу, который больше всего соответствует вашему состоянию (приложение1).

А теперь подсчитайте результат:

 Движение: а-7; 6-8; в-2; г-10.

Спокойствие: а-10;б-8; в-2', г-4.

Уверенностью-10;б-8;в-6;г-2,

Неуверенность: а-10; 6-8; в-2; г-6.

Сумма баллов от 8 до 13. Ваше поведение зависит, прежде всего, от окружающих. Вы легко падаете духом, легко воодушевляетесь, с трудом занимаетесь тем, что вам не нравится. На вас сильно влияет окружающая обстановка, поэтому нельзя сказать, что вы хозяин своих решений. Вы слишком эмоциональны, руководствуетесь своим настроением.

От 14 до 20 баллов. Хотя вы и «плывете по течению», но стремитесь найти свой стиль. Вы критически относитесь к себе, так что окружающие не могут на вас повлиять, если у них нет убедительных аргументов. Если здравый смысл подсказывает вам, что позиция, которую вы до сих пор защищали, вам во вред, то вы в состоянии от нее отказаться.

От 21 до 27 баллов. Вы считаете себя непогрешимым. Но, все же, подвержены внешнему влиянию. Вы стремитесь найти «золотую середину» между собственными взглядами, убеждениями и теми ситуациями, которые ставит перед вами жизнь. Вам помогает то, что инстинктивно вы выбираете верный путь.

От 28 до 34 баллов. Вам нелегко бывает отказаться от своих взглядов, принципов. Чем больше кто-то стремится повлиять на вас, тем сильнее сопротивление. Но, в сущности, за вашим упорством скрывается не столько уверенность в самом себе, сколько страх, боязнь попасть в какую-то неприятную ситуацию.

От 35 до 40 баллов. Если уж вам что-то придет в голову, то никто вас не переубедит. Вы безоглядно идете к целям, которые поставили, но тот, кто знает вас хорошо, предвидя вашу реакцию, может умело и незаметно направлять ваши действия. Так что вам стоило бы проявлять меньше упрямства и больше сообразительности.

На упражнение отводится - 15 минут.

Упражнение «Интервью»

        Цель упражнения: развитие умения слушать партнера и совершенствовать
коммуникативные навыки, сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.

        Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

Упражнение длится - 20 минут.

Разминка класса Б «Слепой и поводырь»

        Цель упражнения: позволяет на собственном опыте почувствовать, что значит быть зависимым, упражнение помогает более отчетливо осознать свои жизненные роли и свою позицию, упражнение наряду с ответственностью требует достаточно высокого уровня доверия.

Реквизит: для каждой пары - повязка на глаза. Помещение должно быть очень просторным, можно задействовать все здание, если есть такая возможность. Участники разбиваются на пары. Один из них завязывает глаза. В помещении расставляется несколько стульев - создается полоса препятствий. «Поводырь» должен провести «слепого» так, чтобы он почувствовал себя легко и уверенно. «Поводырь» не имеет права говорить. Затем участники меняются ролями. Упражнение вызывает достаточно сильные эмоции у участников, поэтому важно по его окончании дать возможность поделиться этими эмоциями, сначала друг с другом, затем со всей группой, и только затем перейти к рациональному анализу происходящего.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

  • Как вы чувствовали себя в роли «слепого», «поводыря»?
  • Вел ли вас поводырь бережно и уверенно?
  • Что вы делали, чтобы укрепить доверие своего партнера?
  • В какой роли вы чувствовали себя лучше?

На упражнение отводится - 20 минут.

Тема № 2 «Я и другие»

Мини-лекция: «Трудности эффективного слушания».

Цель: познакомить участников тренинга с приемами эффективного слушания.

Содержание. К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним, несколько минут, Сократ потребовал за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» — задал вопрос удивленный ученик. «Потому, — ответил философ, — что мне придется обучать тебя не только говорить, но и тому, как нужно молчать и слушать».

Сказанное более двух тысячелетий назад удивительно перекликается с мнением писателя XX в. Л.Фейхтвангера, утверждавшего, что человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.

Специалисты по проблемам слушания рекомендуют такие приемы:

  • Первый шаг - выявить свои привычки слушания (сильные и слабые стороны), второй шаг - желание научиться эффективно слушать.
  • Будьте внимательны (умейте поддержать с собеседником визуальный контакт, но не рассматривайте пристально ( принимается как враждебность) и не избегайте взгляда (принимается как неискренность)
  • Отказаться от любых предубеждений в отношении говорящего.
  • Никогда не пользуйтесь чужими и предвзятыми оценками.
  • Высказывайте одобрительную реакцию по отношению к собеседнику (ваше одобрение помогает ему точнее выразить свои мысли).
  • Чтобы показать собеседнику, что тот услышан и смысл сказанного понят (задавайте уточняющие вопросы) и проявляйте эмоции (когда это уместно).

На мини-лекцию отводится - 20 минут.

Упражнение «Прояснение»

В наших разговорах часто „исчезает" часть информации, так как мы считаем, будто хорошо понимаем, что именно каждый из нас имеет в виду, о чем он думает, когда говорит ту или иную фразу. Мы знаем этого человека хорошо, тема разговора знакома... И только сталкиваясь с тем, что важная часть информации упущена либо искажена, мы понимаем, что общение было недостаточно продуктивным.

Разбейтесь на пары. Сядьте лицом к лицу с вашим партнером. Сейчас один из вас будет произносить какие-то утверждения, которые кажутся ему верными. Другой будет выражать реакцию на них фразами, начинающимися словами:

«Ты имеешь в виду, что...», и дальше пересказывать утверждение, чтобы дать понять, что смысл произнесенного высказывания понят. Цель — трижды добиться согласия. Если задающий вопросы не сможет получить достаточного числа утвердительных ответов, отвечающий должен объяснить ему, какой именно смысл он вложил в те или иные слова.

Например:

  • Мне кажется, здесь жарко.

  • Ты имеешь в виду, что тебе здесь  дискомфортно?
  •  Да.
  • Ты имеешь в виду, что мне тоже должно быть жарко?
  • Нет.

—Ты имеешь в виду, что хотел бы, чтобы я принес тебе стакан воды?

 —Нет.

—Ты имеешь в виду, что тебе здесь не вполне удобно?

-   Да.

  • Ты имеешь в виду, что ты хотел бы, чтобы я что-нибудь изменил?

-  Да.

Вариант выполнения задания

Попробуйте проделать упражнения с одной и той же фразой с разными партнерами. Потом задавайте вопросы вы. Помните, что вы хотите не просто получить ответы на них, а прояснить смысл фразы.

На упражнение отводится - 25 минут.

Тест «Умеем ли мы слушать»

Цель: Самопроверка навыков слушания.

Инструкция. Отметьте крестиками номера тех утверждений, в которых описаны ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду раздражение при беседе с любым человеком или же указанные в утверждении чувства.

  1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово.
  2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
  3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушают ли меня.
  4. Разговор с таким (см. предыдущее утверждение) партнером вызывает чувство пустой траты времени.
  5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
  6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.
  7. Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями.
  8. Что бы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
  9. Собеседник постоянно пытается опровергнуть меня.
  10. Собеседник „передергивает" смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание.
  11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
  12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
  13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
  14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонними делами: играет ручкой, протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при ?том невнимателен.
  15. Собеседник делает выводы за меня.
  16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
  17. Собеседник смотрит, на меня очень внимательно, не мигая.
  18. Собеседник смотрит на меня как бы оценивая. Это беспокоит.
  19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
  20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
  21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет различные истории, шуточки и анекдоты.
  22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.
  23. Когда я обращаюсь к нему при встрече, он бросает все дела и смотрит внимательно на меня.
  24. Собеседник ведет себя так, словно я мешаю ему делать что-то очень важное.
  25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: „Вы тоже так думаете?" или „Вы не согласны?"

Подведите итог: подсчитайте долю отмеченных ситуаций в процентах от общего числа. Если она колеблется в пределах от 70 до 100% (18 и более утверждений) — вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

40—70% (10—17) — вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям собеседника, вам еще не хватает некоторых достоинств хорошего слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговора.

10—40% (4—9) — вас можно считать хорошим собеседником, но иногда вы отказываете партнеру в полном понимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

0—10% (до 3-х) — вы отличный собеседник, вы умеете слушать, ваш стиль общения может стать примером для окружающих. Время проведения - 25 минут.

Разминка класса В

Упражнение «Ассоциации»

Цель: создание рабочего настроения в группе, позволяет настроить группу на один лад и создать своеобразный «живой организм», который будет жить в одном ритме. Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово- ассоциацию, и т.д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова. Например; цепочка ассоциаций - слов может быть такой; автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло - ... Начинать игру нужно по очереди, по кругу.

Тема № 3 «Мы и наши конфликты»

Цель: развитие способов конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Мини - лекция «Временные модели конфликтных реакций»

Цель: Предоставить информацию слушателям о временных моделях конфликтных реакций и предложить возможное отношение к ним.

У разных людей время эмоциональной реакции на конфликт не одинаково: некоторые «взрываются» сразу, а другие «разговариваются» медленно. Чтобы плодотворно управлять конфликтом, необходимо определить, сколько времени вам требуется на конфликтную реакцию. Нужно также знать, какое время уходит на эту реакцию у окружающих вас людей. Переговоры лучше всего вести в тот момент, когда все стороны спокойны и разумны.

Чтобы выбрать наиболее удобный момент для высказывания своих чувств, желаний и требований, нужно учитывать и уважать особенности временного реагирования другой стороны.

Вспомните для начала собственное внутреннее время, чтобы выбрать момент, когда вы можете в большей степени отвечать за свои действия. Существует несколько типичных рисунков поведения. Поняв их, вы сможете управлять своими реакциями и успешно сотрудничать с окружающими. Следующая таблица показывает временные модели конфликтных реакций и предлагает возможное отношение к ним.

Изучите эту таблицу и проанализируйте ситуации, в которых вы оказывались раньше или находитесь сейчас, подумайте о людях, с которыми вы сталкиваетесь.

Временная модель

Как управлять собой и окружающими

1. Вулкан (непредсказуемые вспышки)

Постепенно уходить в сторону.

2. Глиняный горшок (медленно разогревается)

Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.

3. Волна (спорный вопрос кажется решенным, но позже поднимается снова)

Ничего не поделаешь. Будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий.

4. Собиратель (до тех пор, пока не накопится достаточно, по его мнению, обид, не выказывает никакой реакции)

Будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте, как обстоят дела.

5. Реактор (приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях)

Сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.

Упражнение «Моя временная модель».

Определите свои наиболее часто повторяющиеся временные модели, подумайте, как ваше поведение влияет на результат конфликта.

Мои привычные временные модели:        _____________________

Они проявляются, когда ___________________________________________________

Результаты моего поведения:_______________________________________________        

Имя

Временная модель

Мои действия

Составьте список людей, с которыми вы общаетесь. Каковы их временные модели? Как, по вашему мнению, можно взаимодействовать с ними наиболее продуктивно?

Игра «Необитаемый остров»

Участники садятся в большой круг, ведущий объясняет правила предстоящей игры: «В результате кораблекрушения вы оказались на берегу необитаемого острова. На острове нет цивилизации. Но здесь богатый животный и растительный мир. Больше вам об этом острове ничего неизвестно: ни о его размерах, ни о происхождении, ни об опасностях. Как далеко остров находится от цивилизации и есть ли возможность вас спасти, вы не знаете. Навигационных предметов, которые помогли бы вам себя обнаружить, у вас нет. Ваша задача - создать условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьёзность и драматичность происшедшего, так как люди в таких условиях часто дичают и теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Вы должны освоить остров, нарисовать карту, наладить социальную жизнь ( распределить основные функции и обязанности), создать законы и т.д. Нужно также предусмотреть и санкции за нарушение установленных правил. Участникам группы нужно разыграть свои действия в этой ситуации: организовывать совместную деятельность (поиски пищи и воды, разведение костра), сделать свой социальный выбор (выбирают главного, обдумывают планы на будущее и т. д.).

Действия участников обозначают символически, оговаривая их.

На все обсуждение и принятие правил дается 1 час и полная свобода действий в рамках задания.

Комментарий

Задача ведущего подробно проинструктировать участников об условиях проживания на острове. Он должен ответить на все вопросы, но при этом нельзя подсказывать решение проблемы. Например, не следует говорить о правилах проживания. Ведущему целесообразнее ставить вопросы, акцентируя внимание на тех моментах, которые он считает наиболее важными.

Во время обсуждения ведущий не должен вмешиваться. Все отведенное время участники должны работать самостоятельно, без его помощи. Вмешаться можно лишь в том случае, если возникнет острая напряженная ситуация, способная привести к конфликту. После игры необходимо провести ее обсуждение, обратив особое па стиль и манеру общения участников, на способы согласования и принятия решений, профилактику и предупреждение конфликтных ситуаций, желание и умение слушать и слышать других, учитывая их мнение и т.п.

Разминка класса Г

Упражнение «Эмоции»

Цель:снятие напряжения, использование невербальных средств коммуникации.

3-4 человека разыгрывают роль человека, испытывающего радость (выиграл большую сумму денег, получил резкое повышение). Остальные, молча невербально должны поздравить его. После анализируется, кто больше всего почувствовал ситуацию.

Тема № 4 «Использование коммуникативных способностей»

Цель: совершенствование коммуникативных способностей участников.

Упражнение «В самолете»

Далее группе предлагается разыграть следующую ситуацию: «Вы купили билет на самолет Москва-Хабаровск, впереди 7 часов полета. Спать вы не хотите, интересной книги у вас нет, вы обращаете внимание на соседа и пытаетесь завязать с ним разговор. Как вы поступите, если вашим соседом окажется: молодая девушка, военный, пожилая женщина, читающий книгу и т. п.

Все члены группы попеременно включаются в игру, — то в роли желающего вступить в контакт, то в роли его попутчика в разных вариантах.

Упражнение «Тройки»

Участники разбиваются на тройки. Один выходит, а двое договариваются о том, что они хотели бы узнать у третьего, например его любимый стиль одежды и др. Отсутствующий возвращается, и кто-то из участников начинает разговор, цель которого — узнать нужную информацию, но так, чтобы он не догадался, о чем хотели узнать. Вопросы задает один из договаривавшихся, а второй наблюдает и оценивает ведение беседы, естественность партнера и т. д. Беседовавшие также высказываются о том, где они почувствовали «слабые» места в разговоре, что было удачным.

Через стекло

Цель упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.

Упражнение «Выход из контакта»

Психолог предлагает представить ситуацию: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда». Участники группы разыгрывают эту ситуацию, предлагая несколько вариантов выхода из контакта. После этого следует обсуждение.

Разминка класса Д Аплодисменты

Цель. Поддержать положительный эмоциональный настрой в группе, объединить участников, дать возможность обменяться чувствами.

Время. 15 минут.

Материалы. Не требуются.

Инструкция. «Сегодняшний день подходит к концу, мы многое успели сделать, каждый смог себя проявить. Сейчас мы дадим друг другу обратную связь не совсем обычным способом — аплодисментами. Встаньте в круг: «Выберите человека, который в сегодняшнем дне для вас открыл что-то новое, каким-либо образом проявил себя и это важно именно для вас. Тот, кто начинает первым, подходит к выбранному им человеку и аплодирует ему. Затем они вместе идут к тому, кого выбрал второй участник, и аплодируют ему, затем, эти трое идут и аплодируют тому, кого выбрал третий, и т. д. В итоге, вся группа аплодирует одному участнику. Кто хочет начать?». Процедура проведения. Тренер, завершая день тренинга, или тренинг, Предлагает участникам дать друг другу обратную связь необычным способом. Затем дает инструкцию.

Комментарий. Тренер следит за тем, чтобы аплодисменты одному участнику не затягивались, можно остановить их в шутливой форме: «бурные аплодисменты, переходящие в овации», или что-то вроде того.

Обращаем ваше внимание на то, что после того, как группа аплодирует одному участнику, все разворачиваются к тому, кто был первым, и хлопают ему. Таким образом, никто не чувствует себя обделенным.

Мостик к бизнес-теме. «То, что каждый из нас удостоился аплодисментов, — заслуга только каждого из нас. Мы не только обучались сегодня, но и обучали других. Так происходит всегда, и в любой ситуации мы можем спросить себя: «Чему я могу научиться прямо сейчас?». Разминки-аналога. «Найди общее».

Подводные камни. Если в группе есть «отверженный» участник и никто в группе не аплодирует ему, то это делает тренер.

По началу, пока участники «не вошли во вкус» этой разминки, она кажется им бессмысленной и не отвечающей целям тренинга. Тренеру важно учитывать это.

Подведение итогов

Упражнение «Клубок»

Цель: повторить затронутые в течение дня темы, поблагодарить участников или сказать им приятное пожелание в завершении работы.

Время. 5—10 минут (зависит от числа участников). Материалы. Клубок ниток.

Инструкция. «Друзья, сейчас мы проведем небольшую разминку, которая поможет нам подвести итог сегодняшнего дня и немного отдохнуть. Итак, у меня в руках клубок ниток для вязания. Сейчас мы будем вязать узор нашей группы. Участник, у которого в руках окажется клубок, должен вначале сказать, что для него сегодня на тренинге было наиболее важным, затем обмотать нить вокруг своего пальца и перебросить клубок любому другому участнику. Постараемся, чтобы клубок побывал у всех. И еще внимательно слушайте каждого, кто говорит. Это нам в конце пригодится.

...Вот сколько полезного и интересного было сегодня на тренинге! Теперь давайте посмотрим, какой узор группы у нас получился. Скажите, что вам напоминает этот узор, о чем он вам говорит?

А сейчас предлагаю смотать клубок обратно. Делать это будем так: тот, кто снимает нить с пальца, наматывает ее на клубок и припоминает, что именно говорил предыдущий участник, что для него было в тренинге важно».

Процедура проведения. Участники сидят в кругу (на стульях либо на ковре). Ведущий дает задание. Например, сказать, что наиболее важным было для участника сегодня на тренинге. Сказать, обмотать нить вокруг пальца и перекинуть клубок следующему участнику, которому хотели бы передать слово. Клубок должен побывать у всех участников тренинга. В процессе перебрасывания клубка в центре круга образуется узор из нити. После того как все выскажутся и группа рассмотрит узор, ведущий предлагает смотать клубок, перебрасывая его в обратном порядке. При этом каждый участник, прежде чем смотать свою нить, должен припомнить и еще раз озвучить, что было самым важным сегодня на тренинге для участника, от которого пришла нить.

 Анкета дня

Анкета участника тренинга

  1. Тренинговое имя        
  2. Дата заполнения        
  3. Что мешало вам в общении с людьми до тренинговых занятий?____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие навыки вы приобрели        ________________

______________________________________________________________________

  1. Самые значимые для вас упражнения, во время которых удалось сделать «прорыв»___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Понравилось ли вам работать в группе?____________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Что тебе не понравилось на занятиях?______________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

8. Ваши замечания, пожелания психологу (по форме, по содержанию занятий, по его поведению и т.д.)_________________________________________________________

Ведущий собирает анкеты и прощается с участниками тренинга.


Литература:

  1. Т.Г.Григорьева Основы конструктивного общения. Практикум. - Новосибирск: 1997г.
  2. Н.Н. Ежова Рабочая книга практического психолога. - Ростов н/Д: 2008г.
  3. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой - СПб.: 2007г.
  4. А.П.Панфилова Тренинг педагогического общения: - М.: 2006г.
  5. А.С. Прутченков Тренинг коммуникативных умений - М.: 1993г.
  6. Е.В. Сидоренко Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: 2006г.

C:\Users\D36B~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image7.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения тематической недели психологии «Главней всего погода в «доме»

Ежегодно в нашем детском саду проводится неделя психологии. В этом  интересном  и увлекательном мероприятии принимают участие все участники образовательного процесса. Неделя психологии спосо...

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом) из опыта работы

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом)

Проект «Важней всего погода в ДОУ»(нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом)...

Семейная гостиная «Главней всего погода в доме»

Цель мероприятия показать родителям важность сохранения здорового микроклимата семьи для формирования личности ребёнка и познакомить со стилями детско родительских отношений...

важней всего погода в доме

Влияние внутрисемейных отношений на благополучие ребенка...

Проект: "Важней всего погода в доме"

Проект: "Важней всего погода в доме"...

Проект «Важней всего погода в ДОУ»

Проект «Важней всего погода в ДОУ»(нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом)из опыта работы      Деятельность, направ...