презентации, приложения для конкурса педагогического мастерства
методическая разработка по теме

Чижикова Марина Германовна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение к презентации

для конкурса педмастерства

1 СЛАЙД

 В своей работе я широко использую  нетрадиционные техники в  изобразительной деятельности дошкольников.

Я думаю, что рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

2 СЛАЙД

 Целью моей работы по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования является формирование у детей способностей  выражать восприятие окружающего мира,

совершенствование интеллектуальных и творческих способностей

развитие креативного мышления.

Начиная обучать детей рисованию со II младшей группы, я ставлю перед собой следующие задачи:

во-первых, необходимость  пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе к событиям нашей жизни.

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

3 СЛАЙД

 После обследования детей, мною был разработан алгоритм изобразительной деятельности. Он помогает  детям правильно спланировать работу.

Алгоритм знакомства с изобразительной деятельностью детей, способствующий развитию  творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью

1.   Знакомство с кисточкой и красками. Какими бывают кисти, как правильно нужно держать кисть, хранить ее. Какие бывают краски (акварель, гуашь, масляные), какие бывают цвета (холодные, теплые).

2. Дидактические игры на определение цветов.  «Холодно - тепло». Словом, жестом, мимикой дети показывают холодный или теплый цвет использован.

3. Показ приемов закрашивания.

Объяснение последовательности действий при закрашивании красками:

Дидактические упражнения «Закрась лист теплым цветом», «Нарисую холодный ветер», «Закрась веселого клоуна».

4. Рассматривание репродукций и картин (подлинники). Определение, какие краски использовал мастер, какими цветами он пользовался.

5.   Знакомство с нетрадиционными приемами (набрызг, закрашивание поролоновым тампоном, налепом).  

4 СЛАЙД

Развивая творческие способности детей на занятиях изобразительной деятельности  я соблюдаю следующие правила:

·  ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;

·  у ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге;

·  сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием;

·  рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в группе и попросить ребенка объяснить их;

·  нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.

Навыки, приобретенные детьми с первых шагов знакомства с изобразительной деятельностью, закрепляются по мере взросления и постепенного расширения представлений о мире, о жизни, о себе - обо всем, что можно изобразить и выразить к этому свое отношение.  

Уже в возрасте 3 лет дети узнают  новые возможности рисования без кисточек

5  СЛАЙД

  • Рисование пальчиками и ладошкой
  • Оттиск печатками из овощей и фруктов
  • Оттиск пенопластом, поролоном

6 СЛАЙД

Дети с удовольствием исследуют свойства воды  и красок под моим руководством. Я увидела, что им это интересно. Они задавали мне разнообразные вопросы, что позволило мне спланировать дальнейшую работу по использованию нетрадиционных техник рисования.

Кроме такой работы дети занимаются вырезанием различных форм (силуэтов) без предварительного рисунка. Достаточно большое место на занятиях я уделяю конструированию не только из картона и бумаги, но и из пластичных материалов.  

Особенность творческих работ и заданий состоит в том, что они носят открытый характер, то есть имеют столько ответов, решений, сколько детей их выполняет. Моя роль заключается в том, чтобы понять и принять разнообразные решения, показать детям правомерность этих решений и научить защищать нестандартные решения.

 

7 СЛАЙД

 Для того чтобы дети лучше запомнили техники рисования, мною была создана картотека. Карточки помогали детям легко ориентироваться в выборе средств  для рисования, а также напоминали им последовательность выполнения изображения

8 СЛАЙД

В средней группе дети стали более самостоятельные, ведь каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 В средней группе дети узнали  другие, новые техники рисования:

  • Набрызг
  • Оттиск смятой бумагой.
  • Отпечатки листьев.
  • Тычок жесткой полусухой кистью
  • Тампонирование ватными палочками, карандашом

9 СЛАЙД

 В старшей группе появилась картотека более сложных техник рисования.

  • Монотипия предметная
  • Монотипия пейзажная
  • Восковые мелки (свеча) + акварель.
  • Кляксография обычная.
  • Кляксография  с трубочкой.
  • Кляксография с ниточкой

В старшем возрасте я знакомлю детей с восковыми мелками, техникой акварели и техникой рисования гуашью. В рисунке дети учатся передавать движение, пластику предметов, обобщенную форму.  

Кроме этого дети получают первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных для данного возраста, об искусстве современного дизайна и театрально-декоративном искусстве.

В подготовительной группе я учу работать детей, используя смешанную технику (карандаши и фломастеры и т.д.), рисовать тушью. Они получают представления о тоне, о жанре портрета и выполняют его с использованием различных техник (объемный из бумаги, скульптурный из глины).

10 СЛАЙД

Для достижения наиболее высоких результатов, в каждой возрастной группе я  привлекаю родителей. Они с удовольствием откликаются  на просьбу помочь оформить альбом с иллюстрациями, …

11 СЛАЙД

         В ходе изобразительной деятельности у детей развиваются такие интегративные качества, как любознательность, коммуникативные навыки, способность решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту).

         Отслеживая динамику формирования интегративного качества «любознательный, активный», я могу сказать, что уровень достижения детьми планируемых мною результатов по сравнению с началом учебного года повысился на 48 %      

12 СЛАЙД

Наблюдая за эффективностью применения различных техник рисования, я пришла  к выводу о том, что использование таких техник, помогает:

 создать ситуацию успеха у воспитанников,

сформировать устойчивую мотивацию к рисованию.

Любой ребёнок по своей природе  любит фантазировать, созидать и это получается у него, порой, гораздо лучше, чем у нас, взрослых, и, думаем, никто не будет спорить с тем, что творчество, помимо удовольствия, всесторонне развивает ребенка.

Кроме того, детские рисунки - отражение внутреннего мира ребенка.

Вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

13 СЛАЙД

Рисунки детей красноречивее всяких слов и жестов, поэтому от их созерцания всегда остается глубокий след в душе.

Ведя наблюдения за изобразительной деятельностью детей с применением нетрадиционных материалов и техник, я отметила, что у детей повысились:

  • мелкая моторика рук и тактильное восприятие;
  • пространственное ориентирование на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие;
  • внимание и усидчивость;
  • изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость;

Кроме того, я увидела, что в процессе этой деятельности у моих детей формируются навыки контроля и самоконтроля.

Хочу поделиться перспективами моей работы.

Вместе с детьми в старшей группе я планирую  осуществить следующие нетрадиционные техники рисования:

  • Рисование песком (крупой).
  • Набрызгг
  • Рисование расчёской, зубной щеткой
  • Чёрно-белый граттаж  (грунтованный лист )
  • Цветной граттаж
  • Рисование по мокрому
  • Пластилинография

Так же я планирую совместными усилиями с родителями создать «Творческую мастерскую»

 Я думаю, что всё это в дальнейшем позволит, используя необычные материалы и оригинальные техники, научить детей рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже придумывать свои необычные техники, где дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Наблюдая, как дети раскрывают свои уникальные способности, за радость, которую им доставляет созидание. И они начинают чувствовать пользу творчества.

14 СЛАЙД

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, интересная  деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Проанализировав рисунки детей, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к  рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Цель работы по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.

В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования  в детском саду  приводят  к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет ребенку истинную радость

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» , можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

Занятия с использованием нетрадиционных техник  способствуют:

  • Снятию детских страхов;
  • Развивают уверенность в своих силах;
  • Развивают пространственное мышление;
  • Учат детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждают детей к творческим поискам и решениям;
  • Учат детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивают мелкую моторику рук;
  • Развивают творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Главное, чтобы рисование приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет ребенка, у него сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени

Накопленный мною опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность.

Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать  детскую  литературу, музыкальное сопровождение и игровой материал.

Это позволит сделать  рисование доступными, содержательными и познавательными.

Показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем выставки рисунков, оформляем декорации к спектаклям, украшаем группу и детский сад своими картинами и панно, готовим подарки малышам и взрослым к праздникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для конкурса педагогического мастерства "ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ..."

Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами...

Презентация конкурса педагогического мастерства "Лучший по профессии - 2017"

Презентация конкурса педагогического мастерства "Лучший по профессии - 2017"...

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Марафон педагогических открытий» конкурс «Воспитатель года» Тема: «Удивительная страна Математики»

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства«Марафон педагогических открытий» конкурс «Воспитатель года»Тема: «Удивительная страна Математ...

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Марафон педагогических открытий» конкурс «Воспитатель года» Тема: «Матрешка-древняя краса»

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства«Марафон педагогических открытий» конкурс «Воспитатель года»Тема: «Матрешка-древняя краса&raqu...

Положение о проведении институционального конкурса педагогического мастерства «Ступени мастерства - 2020» в номинациях «Молодой специалист - 2020», «Воспитатель наставник - 2020», «Профессионал - 2020»

Конкурс педагогического мастерства «Ступени мастерства – 2020» проводится в целях повышения престижа и статуса педагогической профессии в обществе, повышения открытости образования, общественного и пр...