Адаптация детей к детскому саду
рабочая программа (младшая группа) на тему

Ушакова Елена Вячеславовна

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ в рамках реализации программы «Здоровый ребенок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_adaptatsii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

(1 слайд)

Название презентации

(2 Слайд) видеоролик

  В самом начале своей жизни каждый из нас подобен цветочному бутону - так же закрыт. Только после того, как бутон получит тепло от солнечных лучей и питание из почвы, он раскроется и станет видна вся красота таившегося в нем цветка. Точно так же человеческая личность с самого начала жизни нуждается в тепле человеческой любви и питании, то есть в родительской заботе, для того, чтобы раскрыться и обнаружить всю неповторимую красоту человеческой души.

Это высказывание современного американского композитора Джона Пауэлла.

 (3 Слайд)

      Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается.

(4 Слайд)

Актуальность проекта: При поступлении в ДОУ у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, отрыв от любимых родителей, постоянный контакт со сверстниками  для ребенка зачастую вызывают стрессовое состояние, которое может привести к невротическим реакциям и более серьезным осложнениям в развитии.  Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в ДОУ, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

(5 — 6  Слайд)

   Для этого  специалистами  нашего учреждения был разработан адаптационный проект «Я иду в детский сад!», в котором мы постарались учесть все необходимые условия для успешной адаптации:

  • согласованность действий родителей и воспитателей;
  • сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и дошкольном учреждении;
  • единые требования родителей и педагогов;
  • соблюдение режима дня;
  • тщательный гигиенический уход;
  • правильная организация самостоятельной и игровой  деятельности.

(7 Слайд)

Соблюдение  всех этих  условий создает здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного  поведения детей и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения, что  есть главной целью нашего проекта.

А  основными  задачами являются:

  • сохранение и укрепление здоровья детей в изменившихся условиях;
  • оказание родителям практической и консультативной помощи;
  • формирование единого стиля воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.

(8 — 9 Слайд)

Реализация данной программы  возможна лишь при  взаимодействии всех служб ДОУ:

  • Медицинской;
  • Психологической  и педагогической служб.

В период адаптации в нашем центре  активно работает медико-психолого-педагогическое сопровождение, которое включает в себя:

-подготовку детей  к поступлению в ДОУ,

  • Контроль за эмоциональным состоянием и состояние здоровья;
  • Коррекцию возникающих нарушений, а так же
  • - профилактику стрессовых ситуаций, невротических реакций.

(10 — 11 Слайд)

Реализация данного проекта в  проходит  в несколько этапов:

 Первый этап подготовительный;

Задача первого периода (подготовительный этап) – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни.

( 12 Слайд)

Подготовка детей к поступлению в детский сад начинается не позднее, чем за шесть месяцев до его начала. В нашем учреждении в феврале — марте формируются списки детей — новичков. Родители приносят документы в детский сад и получают приглашение на день открытых дверей. На этих  мероприятиях, где присутствуют и выступают все специалисты нашего центра, родители детально знакомятся с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с особенностями адаптационного периода. Проходит дегустация блюд, которые готовятся в детском саду.

(13  Слайд)

В мае проводятся родительские собрания в группах. Большое значение имеет контакт родителей с воспитателями.

  • В группе раннего возраста нашего дошкольного учреждения работают много лет опытные воспитатели – профессионалы
  • Родители рассказывают воспитателям об особенностях развития ребенка, вредных привычках, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т. д. Знакомятся с информацией на стендах в приемной группового помещения.
  • Воспитатели подробно рассказывают о режиме дня, о воспитании у детей культурно – гигиенических навыков самообслуживания. Педагог – психолог рассказывает об особенностях адаптационного периода, знакомит с показателями адаптации. Проводится анкетирование родителей.

(14  Слайд)

 При организации поэтапного приема вновь поступающих детей в нашем ДОУ выработаны следующие правила:

  • - пребывание ребенка в начальный период составляет 2 – 3 часа;
  •  время пребывания в детском саду увеличивается постепенно;
  • в период адаптации учитываются все индивидуальные привычки ребенка.
  • принимаются не более 2 – 3  детей в неделю, чтобы воспитатели могли уделить им максимум внимания;
  • утренний осмотр проводит медсестра совместно с воспитателем;
  • гибкое время прихода и ухода ребенка в ДОУ;
  • ежедневный контроль за состоянием ребенка;
  • тщательный подбор педагогов в формируемую группу.

(15 — 16  Слайд)

Со дня поступления ребенка в детский сад начинается второй (основной) этап адаптации. Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада.

 В наше учреждение дети поступают в августе. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов и еще нет роста простудных заболеваний и не начались занятия. На этом этапе воспитатели ведут листы адаптации, где отмечаются: аппетит, сон, настроение, активность. Одновременно  педагогом – психологом проводится оценка уровня нервно – психического развития ребенка (по методике К.Печоры). Медицинскими работниками отслеживается заболеваемость,  соответствие главным антропометрическим показателям физического развития.

(17  Слайд)

Базовым  средством  в  работе  с детьми    в процессе  адаптации  является
-  игровая  деятельность.

   Игра  быстро вовлекает  детей  в свой мир, переключает  их  с дружного  плача  на дружное  хлопанье  в ладоши   и  топанье ногами.     Объединяет детей  и  задаёт  положительный   эмоциональный настрой.

(18  Слайд)

Основными средствами в данный период в работе с детьми являются:

- дидактические игры;

- беседы;

-сказкотерапия;

  • игры – терапия;
  • игры с песком;
  • музыкотерапия.

(19 Слайд)

Чтобы избежать осложнений и обеспечить постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ необходимо тесное сотрудничество между коллективом детского сада и семьей  воспитанника. С этой целью нашими специалистами  используются современные средства общения с родителями: психологическая почта, страничка психолога на сайте ДОУ, памятки и буклеты, индивидуальные консультации, советы и рекомендации психолога на информационном стенде в холле учреждения  и в раздевалках групп.

( 20 Слайд)

   Одним из определяющих факторов воспитания малыша является предметно – развивающая среда. Правильно организованная предметно – развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Группа должна стать вторым домом для ребенка, в котором уютно и радостно.

(21 — 22  Слайд)

 На заключительном этапе (анализа и выводов)  проводится  работа  по следующим направлениям:

- анализ и обсуждение результатов;

обобщение и закрепление опыта;

  • распространение опыта, внедрение в систему образования.

 (23 Слайд)

Для оценки спешности адаптационного периода  специалисты нашего центра  используют следующие механизмы:

  • Сравнение количественных показателей по диагностике (медицинских карт, листов здоровья и адаптационных листов детей);
  • Комфортное вхождение ребенка в детское сообщество;
  • Спокойное отношение и реагирование на окружающую обстановку;
  • Легкое выполнение ребенком режима дня. 

(24 Слайд)

 Весь  опыт, накопленный специалистами нашего центра  в ходе реализации данного проекта, может транслироваться в следующих формах:

– проведение семинаров и круглых столов, практикумов, вебинаров на базе ГМО для педагогов дошкольных образовательных учреждений;

– распространение учебных фильмов, раскрывающих особенности создания комфортной среды для детей и родителей на всех этапах нахождения ребенка в ДОУ;

  • публикации об опыте работы ДОУ в данном направлении в специализированных педагогических журналах.

(25 Слайд)

    МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад №31» может выполнять данный проект по созданию комплексной современной модели комфортной адаптации детей к условиям детского сада, основанную на принципах семейно — общественного воспитания и реализации на базе нашего ДОУ, в котором тесно взаимодействуют педагоги, медперсонал, руководители всех звеньев и родители воспитанников.

(26 Слайд)

Партнерами  в реализации нашего проекта являются:

  • родительское сообщество, детская поликлиника, МГОК, психологический центр «Родник», общественная организация «Ответственное партнерство».

(27 Слайд)

Над проектом работали:

заведующая МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад №31»: Е.Н.Климашевская, старший воспитатель: Н.П. Рогачева, педагог — психолог: Е.В.Ушакова, воспитатель: Н.С. Хвостова, учитель  - логопед Панькова О.Г.

(28 Слайд)

Нашу  презентацию мы хотели бы слова великого русского классика Льва Николаевича Толстого : « От  пятилетнего  ребёнка  до меня -  один шаг. А  от  новорождённого   до  пятилетнего  -    страшное   расстояние…»

(29 Слайд)

Спасибо за внимание! Будьте здоровы и счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...

Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....