Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания
материал по теме

Зубкова Марина Владимировна

Теория и тренинговое занятие для педагогов "Давайте чаще улыбаться!"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей

дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 2 Советского района г. Волгограда

«Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания»

                                                             Педагог-психолог

                                                           Зубкова М.В.

2014 г.

Цель: познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами профилактики.

Задачи:

- снять психологическое напряжение у педагогов;

 - способствовать повышению работоспособности;

 - обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости;

- обучить педагогов навыкам   саморегуляции.

- активизировать стремление педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних    ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.

Еще 70-е годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

Итак, актуальность данной темы обусловлена:

  • Увеличением количества педагогов, имеющих синдром профессионального и психического выгорания;
  • Влиянием психического выгорания педагога на эмоциональное состояние детей и психологический климат учреждения;
  • Истощением эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека

(приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; исчезают положительные эмоции, проявляется отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возникают недоумения с сотрудниками по работе; появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам; притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становиться равнодушным ко всему; безразличие ко всему)

  • Ухудшением физиологического состояния человека

( возникновение и обострение хронических заболеваний органов и систем: сердечно – сосудистой, нервной системы, желудочно – кишечного тракта и т.д.

2. Понятие синдрома эмоционального выгорания

В последние время в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального сгорания или выгорания работников. Исследования эмоционального выгорания впервые были представлены достаточно недавно, хотя эта проблема была актуальна всегда.

Рассмотрим, как определяют исследователи эмоциональное выгорание. Определений СЭВ (синдром эмоционального выгорания) существует огромное количество, но мы рассмотрим лишь основные понятия.

Г. Фрейденбергер, впервые описавший синдром эмоционального выгорания, считает, что это - «истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, вследствие чего снижается их эффективность в целях и действиях».

Позже К. Маслач определила СЭВ как потерю интереса и осторожности в работе. А впоследствии, развив свое учение, она представила это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам».

Основные симптомы синдрома «эмоционального выгорания»

   1. Ухудшение отношений с коллегами и родственниками.

 2. Нарастающий негативизм по отношению к другим (коллегам, детям….).

 3. Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи, вины.

 4. Повышенная раздражительность (и на работе и дома).

 5. Упорное желание переменить род занятия.

 6. То и дело возникающая рассеянность.

 7. Нарушение сна.

 8. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.

 9. Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.

Ряд исследователей считают основными предпосылками синдрома «эмоционального выгорания» организационные проблемы:

 — слишком большая рабочая нагрузка;

 — недостаточная возможность контролировать ситуацию;

 — отсутствие организационной общности;

 — недостаточное моральное и материальное вознаграждение;

 — несправедливость;

 — отсутствие значимости выполняемой работы.

В тоже время другие исследователи считают более важными личностные характеристики:

 — низкая самооценка;

 — невротизм;

 — тревожность.

 Проблема «эмоционального выгорания» обостряется на порядок еще и тем, что она имеет социальные последствия, выражающиеся в том, что в учебно-воспитательном процессе негативное эмоциональное состояние педагога по механизму «заражения» передается другим – детям.

3. Модели эмоционального выгорания

«Эмоциональное сгорание - трехмерный синдром, характеризующийся истощением, деперсонализацией и понижением профессиональной самооценки». Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

В настоящее время существует несколько моделей эмоционального выгорания, описывающих данный феномен.

Однофакторная модель эмоционального выгорания. Согласно ей, выгорание - это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.

Двухфакторная модель. Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй - деперсонализация - проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».

Трехфакторная модель. Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Четырехфакторная модель. В четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно.

4. Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания педагога:

- на первой начальной стадии у педагога наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий  на фоне ощущения нервно-психической напряженности;

- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);

- третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

5. Симптомы психического выгорания

Психофизические симптомы:

- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

- ощущение эмоционального и физического истощения;

- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно- кишечного тракта;

- резкая потеря, или резкое увеличение веса;

- полная или частичная бессонница;

- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

- одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Социально- психологические симптомы:

- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

- повышенная раздражительность на любые незначительные мелкие события;

- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева и отказа от общения, уход в себя);

- постоянные переживания негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что что-то не так, как надо);

- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получиться» или «не справлюсь»;

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получиться»).

Поведенческие симптомы:

- ощущение, что работа становиться все  тяжелее, а выполнять ее - все труднее;

- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

- постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает;

- чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям, трата  рабочего времени на мало осознаваемые или не сознаваемые выполнение автоматических и элементарных действий;

- дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

6. Выделяют три основных фактора, играющих существенную роль в синдроме эмоционального выгорания, - личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. Психолог Freudenberger H. J.  описывает "сгорающих" как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся идеалистов, ориентированных на людей, и одновременно неустойчивых, интравертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), "пламенных" и легко солидаризирующихся.

Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влияния на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. Другой фактор развития эмоционального выгорания - дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе.

Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходится 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время рекреации (восстановления физических сил организма); время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).

Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот,  приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома.

Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье.

Рекомендации для педагогов или маленькие правила здоровой жизни:

  • Зарядка - маленький подвиг, для здоровья отличный допинг.
  • Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение.
  • Свое возрождение начните с правильного мышления.
  • Вредные привычки сбросьте как рукавички.
  • Внимательно организм слушайте, он подскажет совет нужный.
  • Будь доброжелательным, твори добро обязательно.
  • Смейтесь больше - проживете дольше.
  • Умеренность во всем, так здоровье сбережем.
  • Когда руки вытираем, каждый суставчик разминаем.
  • Всегда будьте хозяином своей судьбы!
  • Не надейся на всех и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога - помоги себе сам!

Помогут вам в этом следующие советы:

  • Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
  • Не «пережевывайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.
  • Если возникла проблема, конфликт - решайте их своевременно и обдуманно.
  • Рационально распоряжайтесь своим временем. Научитесь делить крупные дела на несколько частей, включать в свой график приятные деяния. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными.
  • Формируйте активную жизненную позицию, особенно по отношению к профессиональным стрессам (стрессы - это аромат, вкус жизни).
  • Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь, будьте всегда в хорошей физической форме.
  • Возьмите за правило дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто не приятен мягко и незаметно ограничивайте общение.

Список литературы:

  • 1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996. – 256 с.
  • 2. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004. – 162 с.
  • 3. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6, С.55-65.
  • 4. Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стаматологов // Клиническая стоматология, 2003, №4, С.82-86.
  • 5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101.
  • 6. Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие.  Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. – 672 с.
  • 7. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8 , С. 84-89.
  • 8. Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С.57-64
  • 9. Лободин В.П. Как сохранить здоровье педагога.-М., 2005г.
  • Правдина Н.Я. Я привлекаю успех: Как достичь успеха и реализовать свои желания, получая удовольствие.-И.К. «Невский проспект».-СПб.:2003г.
  • Кузнецова М.н. Ароматерапия в системе оздоровления дошкоьноков.-М., 2004г.
  • Аэрофитотерапия в профилактике и лечении. Практические рекомендации.-СПб., 1994г.

Журнал «Здоровье дошкольника»

  • №6, 2008г. - «Стресс», И.Кулинцова;
  • №6, 2009г. – «Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить» В.Шебеко, Е. Семенова;
  • №4, 2008г. – «Эмоциональная культура педагога- залог его здоровья».

Журнал «Справочник старшего воспитателя»

  • №7, 2008г. -«Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»;
  • №1, 2008г. -«Педагогическая арт-терапия»

Тренинговое занятие для педагогов

«Давайте чаще улыбаться!»

        Подготовила и провела:

                                          Педагог- психолог

                                          М.В.Зубкова

2014 г.

Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизического напряжения, повышение стрессоустойчивости педагогов.

Ход занятия:

1.Упражнение “Порядковый счет”

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.

2.Упражнение «Приветствие»

Участники встают в круг и, начиная с ведущего, должны поприветствовать друг друга каким-то необычным способом, все остальные участники повторяют приветствие каждого участника.

3.Упражнение «Я в лучах солнца».

  Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети — с кружком по середине и множество лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задачи — вспомните как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.

4.Упражнение “Замок”

Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2— 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

5.Упражнение “Голосовая разрядка”

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, например, “Ух!”

6.Упражнение «Найди себе подобных»

Участники под музыку беспорядочно передвигаются по кругу. Ведущий дает команды:

  •  «Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет волос»;
  •  «Объединитесь в группы те,  кто любит детей».

7.Упражнение «Паутина симпатий»

Участники стоят в кругу. Ведущий берет клубок ниток и произнося слова: «Ты мне нравишься, п.ч. …» передает клубок другому участнику, кончик оставляют себе, и так клубок должен оказаться у всех участников. В итоге получается одна большая паутина, которая объединяет всех участников общей симпатией.

8. Рефлексия «Цветное настроение»

Перед участниками лежат сердечки разного цвета.

Предлагается выбрать сердечко того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент (после проведенных упражнений). Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета, после чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе.

Характеристики цветов:

Черный - Вы агрессивны, раздражены, источаете негатив.

Коричневый – Вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.

Красный – Вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории.

Желтый – Ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».

Зеленый – Состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.

  Далее подводится итог всего занятия, участники делятся своими ощущениями и впечатлениями.

Литература:

1. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994.

2. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М., 1967.

3. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.

4. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.

5. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994.

6. Мелибруда Е.Я. Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения М.: Прогресс, 1986.

7. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород: Ай Кьо, 1993.


8. Петровская Л.А.  Компетентность в общении.  Социально-психологический тренинг. М., Изд-во Московского ун-та, 1989.

9. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.

10. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993.

11. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс - Универс, 1993.

12. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания»

Пояснительная записка          Редкая профессия сравнится с работой педагога по  тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывае...

Профилактика и коррекция профессионального выгорания

В работе указаны основные направления работы с профессиональным выгоранием...

Методическая разработка цикла из двух семинаров-тренингов для педагогов на тему «Профилактика эмоционального и профессионального выгорания»

Актуальность проблемыУчитель – одна из главных профессий  «группы риска» по эмоциональному и профессиональному выгоранию. Режим повторения «из года в год» приводит к накоплению психоэмоциональног...

"Эмоциональное и профессиональное выгорание педагогов"

" Эмоциональное и профессиональное выгорание педагогов" -актуальная тема для всех педагогов. Цель данной просветительской разработки: консультирование педагогов по теме,самодиагностика  педа...

Эмоциональное или профессиональное выгорание.

Эмоциональное или профессиональное выгорание.Хочется поговорить о явлении, которое может осложнить, испортить жизнь многим из нас, - синдром "Эмоционального или профессионального педагогического ...