Главные вкладки

    Профилактика и коррекция профессионального выгорания
    статья ( группа) на тему

    В работе указаны основные направления работы с профессиональным выгоранием

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл serekina_zadanie_3.docx26.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Цель: обеспечение возможности реализации работы по профилактике и коррекции эмоционального выгорания.

    Задачи:

    • Обучение различным формам работы по коррекции и профилактике в рамках рассматриваемой проблемы;
    • Просветительская работа;
    • Обучить способам выработки эмоциональной устойчивости;
    • Обучить навыкам   саморегуляции;
    • Снятие симптомов эмоционального выгорания.

    Формы работы: индивидуальные  упражнения, методы релаксации.

    Направления профилактической работы:

    1.Релаксационные тренинги, способствующие уменьшению тревожного состояния, обучению саморегуляции;

    2.Мобилизующие упражнения, направленные на повышение психического тонуса и работоспособности.

    Тематический план:

    Саморегуляция.

    Основные задачи:

    - информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса.

    - актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции;

    - обучение основным приемам саморегуляции.

    Аутогенная тренировка.

    Основные задачи:

    - информирование об аутогенной тренировки как средства снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.

    Целеполагание и управление временем.

    Основные задачи:

    - информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени,

    - анализ использования рабочего времени, его планирование;

    - выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.


    Упражнения и игры для профилактической работы

    п/п

    Название метода

    Содержание

    1

    Отвлечение внимания

    Отвлечение внимания – это способ позитивного отвлечения, который блокирует стрессовые мысли и чувства.

    В течение нескольких минут сконцентрируйте свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены 4 возможности:

    ·         Запишите 10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете. Это могут быть не обязательно важные вещи, просто те, которые доставляют Вам удовольствие, например, домашний праздник.

    ·         Медленно сосчитайте предметы эмоционально нейтрально окрашенные: листья на цветке, пятнышки на квадрате черепицы, буквы на отпечатанной странице и т.д.

    ·         Потренируйте свою память, вспоминая 20 осуществленных Вами вчера действий.

    ·         В течение двух минут займитесь перечислением качеств, которые вам в себе нравятся, и приведите примеры каждого из них.

    Ключ к использованию этого способа состоит в умении сконцентрировать внимание на нейтральных или позитивных чертах.

    2

    Похвальное слово самому себе

    В течение десяти минут с закрытыми глазами вспоминайте свою жизнь. Начните с самых ранних воспоминаний. Вспомните Ваше каждое  достижение, каждую заслугу, каждое совершенное дело, которым вы можете гордиться. Откажитесь от любых скромных и снижающих ваши достоинства замечания (например: “В институте я было первая в своей группе. Правда, в ней было всего десять человек”. Отбросьте второе предложение и составьте только первое!). Обратите особое внимание на те события, которые без Вашего участия приняли бы совсем другой оборот (например, случай, когда вы выступили и защитили Вашего товарищи по работе). И не забудете поступки, которые кому-то могут показаться легкими, но для вас более трудны (например, случай, когда вы выступили против хулигана, хотя у вас и дрожали колени). Запишите вкратце каждый из эпизодов Вашей жизни, которым вы можете гордиться, затем через которое время перечитайте эти записи глазами Объективного Наблюдателя, проверяя, в самом ли деле писавший, испытывал гордость за свои достижения, и не вкрались ли в его воспоминания “скромные” или обесценивающие пояснения.

    3

    «Круг субличностей»

    1. Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Например: быть здоровым, закончить учебу, получить хорошее образование, иметь высокооплачиваемую работу и т. д.

    2. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы все это иметь? Или субличность, осуждающая людей за желания, которые для вас являются несущественными? А теперь составьте список ваших собственных желаний.

    3. Когда в вашем списке наберется 20 пунктов, посмотрите на него и выберите 5–6 главных желаний.

    4. На листе бумаги нарисуйте круг диаметром 20 см, внутри него круг 3–5 см. Получилось кольцо, центральная часть которого – ваше Я. В кольце разместите желания, которые для вас являются главными.

    5. Придумайте символы, отражающие ваши желания, нарисуйте их.

    6. Дайте каждому желанию, субличности имя. Например: авантюрист, беззащитный и т. д.

    7. Теперь раскрасьте цветными карандашами свое Я.

    4

    «Тяжесть»

    Необходимо научиться вызвать ощущение мышечной тяжести вначале в правой (левше – в левой), затем в левой (левше – в правой) руке. Впоследствии это ощущение распространяется на все тело.

    Для достижения должного эффекта нужно представление тяжести определенных мышц дополнять словами, например: «Моя правая (левая) рука или (нога) тяжелая. Обе руки (ноги) тяжелые».

    5

    «Луг – лес – река – луг»

    Закройте глаза, сядьте удобно, руки положите на колени. Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Посторонние мысли протекают мимо. Дыхание свободное и размеренное, покой. Представьте, что внутрь с воздухом в грудную клетку попадает «добрая» энергия. Чистая, светлая, теплая. С каждым вдохом ее больше. Почувствуйте ее тепло, почувствуйте тепло в груди, оно ниточками проникает во все клеточки вашего тела, эти лучики согревают своим теплом. Вам уютно, приятно, комфортно, тепло, вы отдыхаете. Вдох – выдох. Концентрируйтесь на выдохе. А теперь представьте, что вы на лугу, залитом светом солнца. Смотрите, вслушайтесь в звуки, почувствуйте запах. Идите по лугу. Вы идете по дороге. Что это за дорога? Лес – вы заходите в него. Запах, звуки, деревья. Вы в лесу. Тропа выводит из леса. Вы у реки. Какая она? Вы входите в воду. Что вы ощущаете? Переходите реку. Снова луг. Запах, цветы, ветерок. А теперь на счет три вы откроете глаза. Раз, два, три - открыли глаза.

    Задание – изобразите в цвете то, что вы увидели. Подумайте, каковы ваши ощущения от выполнения упражнения?

    6

    «В лучах солнца»

    На небольшом листе изобразить солнце, окружность и исходящие лучики. В центре круга написать свое имя, а на лучиках свои положительные качества, т.е. похвалить себя. Можно носить листочек с собой и дополнять его положительными качествами.

    7

    Упражнение «Я – дома, я – на работе».

    Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я - на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

    Проанализировать:  

    •        похожие черты,

    •        противоположные черты

    •        одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях

    •        отсутствие общих черт

    •        какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

    •        каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

    8

    Эмоциональная регуляция (МИНИ-ЛЕКЦИЯ)

    Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

    -         естественная регуляция

    -         саморегуляция

    Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

    Задание: на доске составляем список способов регуляции состояния (юмор, общение, прогулки, бассейн, спортзал, секс, хобби, рукоделие, уборка квартиры, путешествия, застолье, культурные мероприятия и др.)

    Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

    На данном занятии способы саморегуляции не рассматриваются, так как этому посвящается отдельная встреча, которую можно назвать второй ступенью тренинга. На эту встречу отводится целый рабочий день. Он посвящается телесно-ориентированным техникам мышечной и эмоциональной релаксации. Всех присутствующие приглашаются для продолжения работы, совместно выбирается удобный день.

    9

    Упражнение «Карикатура»

    Нарисовать карикатуру на себя «Я на работе» или «Я – психолог». В юмористической форме изобразить собственные черты, которые мы стараемся в себе развивать, и которые стали неотъемлемой частью профессии (эмпатия, общительность, умение слушать без оценок, доброжелательность, гибкость, креативность, компетентность и пр.).

    Поле самодиагностики

    Самодиагностика проявления признаков выгорания.

    Присутствующим предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка  имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится.


    Список литературы

    1.     Бойко В.В. Энергия эмоций. – СПб.: Питер, 2004.- 474 с.

    2.      Вачков И. Профессиональные стереотипы: выдумка или реальность?// Школьный психолог. - № 17. – 2003. – С.12-13.

    3.      Глауберман Д. Радость сгорания: как конец света может стать новым началом. – М.: ООО Издательство «Добрая книга», 2004. – 368 с.

    4.      Малых С.Б., Кутузова Д.А. Психолог и стресс.// Вестник практической психологии образования. - № 1. – 2004.- С. 28-33.

    5.      Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы.// Психологический журнал. – Том 22. - № 1. – 2001. – С.90-101.

    6.      Романова Е.С., Горохова М.Ю. Личность и эмоциональное выгорание.//Вестник практической психологии образования. - № 1. – 2004.- С.18-23.

    7.      Ромек В., Ромек Е. Тренинг наслаждения. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 160 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания»

    Пояснительная записка          Редкая профессия сравнится с работой педагога по  тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывае...

    Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания

    Теория и тренинговое занятие для педагогов "Давайте чаще улыбаться!"...

    Методическая разработка цикла из двух семинаров-тренингов для педагогов на тему «Профилактика эмоционального и профессионального выгорания»

    Актуальность проблемыУчитель – одна из главных профессий  «группы риска» по эмоциональному и профессиональному выгоранию. Режим повторения «из года в год» приводит к накоплению психоэмоциональног...