Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов в условиях реализации ФГОС ДО Мастер-класс для педагогов
методическая разработка по психологии

Денисова Елена Вячеславовна

Тренинговое занятие для педагогов, напраленное на профилактику эмоционального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Мастер-класс для педагогов

        

        Разминка «Улыбнитесь»

- Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

        Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что ж, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

        Теперь вы готовы к работе, и эта информация для вас!

        

Основная часть.

  1. Проведение самодиагностики по определению  уровня стресса.

Тест «Стирка»

Представьте себе, что вы живете в те времена, когда все стирали белье вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжелыми свинцовыми тучами.  Какие мысли при этом приходят вам в голову?

Варианты:

  1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»
  2. «Подожду немного, может быть, погода наладится»

3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода»

4. «Не важно, пойдет дождь или нет, я все-таки начну стирку»

 Когда к скучным домашним делам добавляется еще и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.

Если вы выбрали:

Вариант № 1 - значит по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.

Вариант № 2 - значит уровень стресса, ипытываемого вами, составляет 50 по шкале от 0 до 100. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате все складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему преодолевать их.

Вариант № 3 - значит уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причин тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую мудрую житейскую философию: мое волнение не станет препятствием для дождя, он все равно пойдет.

Вариант № 4 - уровень испытываемого вами стресса равен 100 по шкале от 0 до 100. Вы ощущаете гнет такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удается, то вы сталкиваетесь с еще более серьезной проблемой и, следовательно, испытываете еще больший стресс, чем прежде. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

  1. Показ упражнений на эмоциональную саморегуляцию и повышение работоспособности педагога.

Упражнение
«Владей собой среди толпы смятенной…»

1. Сложите руки в «замок» за спиной. Напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

2. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти.

Во время потягивания в организм поступает «гормон  счастья» - эндорфин.

3.  Улыбнитесь!

4. Зафиксируйте улыбку на лице на 10–15 секунд. Почувствуйте, как  расслабляется ваше тело от улыбки! 

Техника  расслабления

1. Попытайтесь сконцентрировать свое внимание на неестественно напряженной группе мышц, стиснутых зубах, сильно наморщенном лбе и т.п.

2. Далее постарайтесь еще сильнее напрячь эти мышцы (сильнее стисните зубы, наморщите лоб и т.д.).

3. Затем начинайте медленно снимать напряжение. Почувствуйте, как расслабляются ваши мышцы, вплоть до полного расслабления. Получите от этого удовольствие.

                                       

Улыбнитесь!

  1. Демонстрация арт-терапевтической техники, направленной на снятие эмоционального напряжения.

«Работа с глиной»

По мнению психологов, работа с глиной помогает анализировать свои ощущения, чувства, помогает выходу негативных эмоций, т.е. эмоции и чувства мы передаем глине за счет выполнения определённых действий.

Инструкция.  Закройте глаза. Пальцы станут более чувствительными к глине. Разминайте глину пальцами, ладонью, тыльной стороной кистей. Посидите минуту, положив руки на кусок глины. Сделайте два глубоких вдоха. Ощутите кусок глины таким, какой он есть; «подружитесь» с ним. Ощупайте его. Он гладкий? Тёплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Возьмите кусок глины и подержите его. Он лёгкий? Тяжёлый? Отщипните кусочек двумя руками. Делайте это сначала медленно, а потом быстрее. Отщипните большие и маленькие кусочки. Сожмите глину. Теперь разгладьте ее. Разгладив, ощупайте места, которые вы разгладили. Слепите шар сначала правой рукой, потом левой. Шлёпайте по ней, ощупывайте гладкие места, которые образовались после похлопывания. Ещё раз потрогайте весь кусок.

  Теперь вспомните какую-нибудь негативную ситуацию из своей жизни. И сделайте с куском глины всё, что вам хочется. Дайте выход своим негативным эмоциям. Отдайте их куску глины.

А теперь, вспомните своё состояние в тот момент, когда мир казался вам прекрасным, вы испытывали чувство влюблённости и «летали» на крыльях. Слепите из куска то, что вам захочется в данный момент.

Работа с глиной подошла к концу. Можно открыть глаза.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Что больше всего понравилось делать с глиной?
  2. О чём вы думали, когда работали с глиной?
  3. Какие эмоции было легче выражать: отрицательные или положительные?

Заключительная часть.

1Релаксация «Заросший сад».

Проводится под звуки природы.

Инструкция.

Представьте, что вы находитесь в старинном заброшенном городе и совершаете прогулку по территории большого забытого замка…

Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой есть деревянная дверь… откройте её и войдите…

Вы оказываетесь в старом, заброшенном саду…

Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает… растения так разрослись и всё настолько заросло травами, что не видно земли, трудно различать тропинки… вообразите, как вы начинаете приводить его в порядок…

Представьте, как вы пропалываете сорняки… подрезаете ветки… выкашиваете траву… пересаживаете деревья… окапываете и поливаете их… Делаете всё, чтобы вернуть саду прежний вид…

Через некоторое время остановитесь и сравните ту часть сада, в которой вы уже поработали, с той, которую вы ещё не трогали…

Со временем вы сможете возвращаться в этот сад и продолжать начатую работу.

  1. Рефлексия. Обратная связь от участников мастер-класса.

Раздаётся «Памятка для педагогов по способам сохранения психологического здоровья»

        Литература:

  1. Алексеев А.В. Я спокоен. Как защитить себя от стресса. Ростов н /Д, 2004.
  2. Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Петрусинского// В четырёх книгах.- М.: Новая школа, 1994.
  3. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. Автор – составитель Р. Р. Кашапов.- Ижевск,1996.
  4. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. Л., «Медицина», 1986.
  5. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М. Митиной М., 2010

6. //Школьный психолог. – июнь, 2012г., №6, стр.46

Интернет источники:

psychologist.n1-v-spb.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»

Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....

«Профилактика возникновения синдрома эмоционального выгорания педагога»

Главной причиной СЭВ является душевное, психологическое переутомление. Оно возникает из-за накапливания отрицательных эмоций и невозможности или неумении освободиться от них....

Программа профилактики и коррекции эмоционального выгорания для педагогов дошкольного отделения с использованием методов арт-терапии «Искусство для души».

Программа профилактики и коррекции эмоционального выгорания для педагогов дошкольного отделения с использованием методов арт-терапии «Искусство для души». Одним из важных направлений деятельности пед...

«Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «ПОИГРАЕМ С МЫЛОМ»

Цель:  Показать, как можно использовать игры с элементами экспериментирования в различных видах деятельности детей.Задачи:Развивать познавательный интерес к окружающему.Вызвать интерес к играм с ...

музыкотерапия как средство профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов

Мастер-класс по музокотерапии, звукотерапии и вокалотерапии среди специалистов и воспитателей как средство предотвращения эмоционального выгорания....