музыкотерапия как средство профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов
методическая разработка

Бахмутова Азнив Вагановна

Мастер-класс по музокотерапии, звукотерапии и вокалотерапии среди специалистов и воспитателей как средство предотвращения эмоционального выгорания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya_master-klass.docx30.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Калейдоскоп»

Музыкотерапия  как средство профилактики  и преодоления эмоционального выгорания педагогов.

Музыкальный руководитель

Бахмутова А. В.

Г.о. Красногорск, 2022

Музыкотерапия  как средство профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов

Психическое здоровье воспитателей и специалистов выступает условием и гарантом успешности в дошкольном образовательном процессе. Поэтому очень важно организовать в ДОУ психологическую помощь и поддержку.В нашей стране на эту проблему обратили внимание ещё в середине 20-х годов прошлого века.

В.В. Бойко определяет «эмоциональное выгорание» как «выработанный личностью механизм» психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Он отмечает, что эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.

Психологические исследования И.В. Зеленовой, Е.С. Алексеевой выявили следующую закономерность синдрома эмоционального выгорания:

  1. Эмоциональное выгорание проявляется у воспитателей с различным стажем работы. Однако у молодых специалистов количественная характеристика проявления эмоционального выгорания является невысокой, на более зрелом же этапе профессиональной деятельности синдром эмоционального выгорания, обусловленный кризисом среднего возраста, формированием профессиональных привычек, стереотипов, определенного стиля мышления и стиля общения, часто ведет к профессиональной деформации, профессиональному выгоранию.
  2. Синдром эмоционального выгорания может возникать 1-5 раз в учебном году. Длительность состояния эмоционального выгорания протекает от 3 до 7 дней.

Синдром эмоционального выгорания «заразен», т.е. те, кто подвержен этому синдрому, становятся негативистами и пессимистами; взаимодействуя с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».

Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, можно выделить следующие:

  1. начало деятельности после отпуска, каникул, курсов, больничного листа, т.е. после того, как педагог был временно выключен из педагогической деятельности;
  2. ситуация эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями.
  3. ситуации, связанные с проведением открытых уроков, мероприятий, на которые было потрачено много времени и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончания учебного года.

Среди причин возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности педагогические работники выделяют следующие:

  1. высокую эмоциональную включенность в деятельность – эмоциональную перегрузку;
  2. отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
  3. жесткие временные рамки деятельности, ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей;
  4. неумение рефлексировать собственные эмоциональные состояния;
  5. ответственность        перед        администрацией,        родителями,        коллегами, учащимися, обществом в целом за результат своего труда;

отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией .

В настоящее время выявлено и акцентировано, что важным средством профилактики и преодоления эмоционального выгорания личности (в том числе и работника ДОУ) являются технологии арттерапивтического и артпедагогического воздействия. Мы остановимся на наиболее популярных, доступных, безопасных и простых в использовании технологиях музыкотерапии и изотерапии.

Для воспитателей владение данными технологиями приобретает особое значение, т.к. в процессе профессиональной деятельности, они систематически могут включаться в совместную творческую деятельность с детьми. При этом они не только будут успешно реализовывать коррекционно-развивающую направленность процесса воспитания, но и будут активно заниматься самокоррекцией и профилактикой нарушений своей психо-эмоциональной сферы.

Музыка, как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека, издавна использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств. Современными исследователями установлено, что музыка влияет на колебательные процессы внутри клетки и на биоэлектрическую активность мозга. Вибрация музыкальных звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клетку нашего организма. Человек поглощает «музыкальную энергию», и она нормализирует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, снижает мышечное напряжение и т.д.

Клинические исследования показали, что лечит душу и тело специально подобранная, мелодичная музыка, чаще классическая или народная. Наиболее мощный оздоровительный  эффект  оказывает  классическая  музыка  В. Моцарта,  И. Баха, П. Чайковского.

В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия. Многочисленные методики предусматривают как изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего лечебного фактора (здесь также возможно включение иных видов искусства), так и дополнение музыкальным сопровождением других психотерапевтических приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Во многих исследованиях по музыкотерапии  (В. М. Бехтерев,  С. С. Корсаков, И. Р. Тарханов, В. И. Петрушин, В. С. Шушарджан и др.) в качестве проявлений лечебно и коррекционного воздействия музыки выделяются следующие:

  • регулирование        психовегетативных        процессов,        физиологических        функций организма;
  • катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;
  • повышение        социальной        активности,        приобретение        новых        средств эмоциональной экспрессии;
  • облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;
  • активизация творческих проявлений .

Таким образом, нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки обеспечивается путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения его положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния. Поэтому музыкотерапия может и должна стать благоприятным средством профилактики эмоционального выгорания воспитателей и педагогов. Кроме того, основным средством работы воспитателя и педагогов является голос, который также страдает не только при физической перегрузке, но и эмоционльной усталости. И я счита. Необходимым проводить сеансы музыкотерапии в комлексе с вокалотеапией и ритмотерапией для восстановления эмоционального и физического баланса.

Я предлагаю выполнить 3 разных упражнения с элементами арт – терапии (комплексное занятие).

1. Упражнение "Тонирование" (звуко - терапия).

Участникам занятия предлагается пропеть звуки:

«м-м-м» - снимает стресс и способствует расслаблению,

«а-а-а» - немедленно вызывает расслабление,

«и-и-и»  - «звуковой кофеин», за 3-5 минут стимулирует работу мозга, повышает активность организма,

«о-о-о» - средство мгновенной настройки организма.

Давайте медленно и протяжно пропоём каждый звук и почувствуем его звучание.

2. Упражнение "Звуки природы" (элементы музыко - терапии).

Прослушаем целебные звуки, созданные самой природой, возвращающие нас к своим истокам:

Звуки природы:

В качестве болеутоляющего средства подойдут музыка и звуки, напоминающие шум моря и водопада.

Прекрасно расслабляет : мягкий шум прибоя, несильный треск костра, журчание ручейка или шелест листвы, стрекотание сверчка, кваканье лягушки, пение соловья или жужжание пчелы.  

Позитивный настрой создаст кошачье мурлыканье.

Чтобы взбодриться, попробуйте послушать звуки горного эха, грома во время грозы под звуки дождя, собачий лай, пение лесных птиц.

С утра лучшим пробуждающим средством может быть пение петуха.

Для поднятия иммунитета подойдет горное эхо или звуки   леса.

4. Упражнение "Танец огня" (ритмо - терапия).

Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и  переживаний.   Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают человеку быстро и легко установить дружеские связи с другими участниками группы, ведущим, это также дает определённый психотерапевтический эффект – положительные эмоции в процессе и по окончании занятия, которые и являются целью проведения подобных мероприятий.

Данное упражнение помогает снять напряжение, почувствовать партнера, установить контакт с группой участников занятия, объединить всех.

Текст – сопровождение:

- Я предлагаю вам пройти в центр зала\комнаты.

Встаньте, пожалуйста, в круг. Вы все вместе – это большой костер.

Каждый из вас – это искорка костра. А ваши руки – это язычки пламени нашего костра.

Начинайте медленное движение руками – как будто подул ветерок, и ваши язычки пламени задвигались.

Давайте вместе начнем покачивать руками. Сначала медленно и плавно – влево.

Затем медленно и плавно – вверх. Теперь медленно и плавно – вправо.

Двигаемся плавно, мягко, расслабленно, как нам хочется, – наш костер горит ровно и спокойно.

Двигаются руки, двигаются предплечья, двигаются кисти рук.

Теперь, в такт музыки, мы начинаем двигаться по кругу – медленно и плавно, и наши язычки пламени движутся и раскачиваются вместе с нами. Наш костёр ритмично покачивается.

Теперь ветер подул сильнее, и каждая искорка нашего костра объединяется с соседней искоркой в пару, искорки берутся за руки и движутся вместе плавно, в такт музыки.

Наш костер продолжает гореть, он по-прежнему – ровный и размеренный.

Каждая искорка светится радостью и добром, красотой и любовью, светом и миром.

Все же основной из форм оздоровительной работы являются сеансы музыкотерапии. Сложились определенные подходы к их проведению.

Так, сначала проводится вступительная беседа об оздоровительном воздействии музыки на организм человека, его психоэмоциональную сферу. «Музыка - самое мощное средство для просветления, потому что в душе человека живут ритм и мелодия. Музыка может обогатить её, дополнить, дать ей блаженство и озарение».Японский исследователь Масару Эмото (книга «Послание воды» ) доказал, что структура воды меняется в зависимости от того, какую именно музыку она «слышит» (и не только музыку, но и речь, например). Доктору Эмото даже удалось сделать серию снимков кристаллов замороженной воды. Он заметил, что самые красивые и гармоничные формы вода принимает под звучание классической музыки, под пение мантр и молитв. А если на нее обрушить оглушительный рок или, например, звукоряд агрессивных криков разъяренных воинов-масаев, в этом случае кристаллы воды принимают хаотичный, скукоженный вид.

Как вы думаете, какая мелодия самая любимая у родившегося ребенка? Действительно, плод,  вынашиваемый матерью,  воспринимает главный для него маятник - биение материнского сердца. Наш слух чётко воспринимает и ритм дыхания, и ритм сердечной деятельности. Для ребенка эти звуки - самая любимая и приятная музыка. Давайте её послушаем.

 Такую музыку полезно слушать ребенку перед сном или после активных игр, для того, чтобы ребенок успокоился.       (Музыка с биением сердца)

А эта музыка обладает тонизирующим эффектом. Мажорные мелодии вызывают  эмоции радости, увеличивают частоту сердечных сокращений, расширяют кровеносные сосуды. Такая музыка бодрит и у человека поднимается трудоспособность. Музыка активизирует физиологические процессы. Она помогает прогнать страх, депрессию, заставляет двигаться и танцевать.

(Давайте послушаем  Сюиту Маскарад «Вальс» Хачатурян.)

Наверное, об эффекте Моцарта слышал каждый человек. Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она удивительно точно находит болевые точки и органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого организма. Произведения Моцарта повышают интеллектуальные способности. Терапия музыкой Моцарта уменьшает детскую смертность (если слушает беременная женщина), улучшает мелкую моторику рук, её применяют в лечении неврологических заболеваниях, заикание. Детям музыка Моцарта помогает в координации движения, учёбе, улучшает речь, успокаивает при нервном возбуждении.  (маленькая ночная серенада или 40я симфония)

Успокаивающим действием обладает минорная музыка - медленная, спокойная, тихая. Звуки пианино и скрипки обладают расслабляющим действием. Игра на кларнете нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы. Такая музыка может использоваться перед сном и в качестве релаксации .Слушаем музыку –  Клод Дебюси «Лунный свет».

Пара интересных фактов из области музыкотерапии:

Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.

 Некоторые специалисты утверждают, что существовавший на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.

Очень важным является установление с педагогами доверительных отношений. Необходимо их настроить на открытость музыке, позволяющую свободно принимать звуки сердцем, всем существом. Ввести в особую атмосферу доверия помогает спокойный голос ведущего, просьба сесть удобно, расслабиться, прикрыть глаза, сосредоточиться какое-то время на дыхании. Занятие не должено быть слишком долгим, утомительным. Необходимо так выстроить «музыкальную драматургию», чтобы участники сначала смогли расслабиться, постепенно входя в музыкальный поток,  следя за  мелодией, становящейся  своеобразной, как  писал В.И.  Петрушин,«тропинкой, по которой слушатель пойдет и посетит самые потаённые уголки души». Следующим фрагментом сможет стать более активная музыка. Завершить сеанс может более спокойная музыка. Выбор произведений зависит от цели сеанса,первоначального состояния участников, их потребностей. Например, возможен такой музыкальный ряд: Хачатурян Сюита Маскарад «Вальс», К. Сен-Санс «Лебедь», В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», I часть, Ф. Шопен Концерт для фортепиано с оркестром №1, II часть. В течение сеанса может звучать и одно произведение, например, В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», I часть.

Необходимо идти от собственного восприятия музыки, от тех ощущений, которые возникают в нем самом, от желания помочь людям зарядиться радостью или обрести душевный покой. При проведении сеанса мы пользуемся формулами

внушения (самовнушения), которые произносятся ведущим на фоне музыки, или

используем поэтические фрагменты, предваряющие музыку.

Одной из форм сеанса музыкотерапии может стать просмотр видеопейзажей на

фоне музыки. Большой оздоровительный эффект имеют те сюжеты, где видео и

музыкальный ряд гармонично выстроены, учитываются психологические

особенности восприятия. От спокойного созерцания красоты природы через

напряженный накал страстей к «очищению» водой и успокоению – такова

драматургия зрительного и слухового ряда, такова драматургия эмоциональных

состояний.

Важным этапом является завершение сеанса. Необходимо помочь

 вернуться из мира воображаемого в мир реальный. Поэтому вновь

обращается внимание на дыхание, на ощущения своего тела. Желателен этап

рефлексии, когда каждый участник может поделиться своими ощущениями, новым состоянием. Это новое, обретенное во время сеанса состояние, отражается на просветленных лицах, в сияющих глазах, как правило, переживается необычный, незабываемый опыт изменения внутреннего состояния под воздействием музыкальных звуков, и опыт этот благотворно отражается как на физическом, так и душевном состоянии.

Анализ проводимых музыкотерапевтических сеансов в разных возрастных и

социальных группах, результаты опросов и их участников подтверждают значимость и необходимость данной формы профилактической работы по преодолению эмоционального выгорания воспитателей и специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

«Профилактика возникновения синдрома эмоционального выгорания педагога»

Главной причиной СЭВ является душевное, психологическое переутомление. Оно возникает из-за накапливания отрицательных эмоций и невозможности или неумении освободиться от них....

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов в условиях реализации ФГОС ДО Мастер-класс для педагогов

Тренинговое занятие для педагогов, напраленное на профилактику эмоционального выгорания...

Профилактика и преодоление синдрома эмоционального выгорания педагога

Программа тренингов с педагогами дошкольных учреждений...