"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".
статья по теме

Чигинцева Екатерина Павловна

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться. Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chiginceva_e.p.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга.  Изотерапия как один из элементов профилактики.

Для профилактики эмоционального выгорания педагогов очень эффективны техники арт-терапии.

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться. Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

Цель исследования: использование изотерапии в качестве профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ.

Объект исследования: педагоги ДОУ: из них 28 воспитателей; 2 музыкальных руководителя; 4 логопеда; инструктор по физической культуре, педагог психолог.

Методы исследования:

1.Психодиагностический метод: 1. Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных учреждений (Автор В. В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой), 2. Опросник Плутчика – Келлермана – Конте (доминирующее поведение в жизненных ситуациях), 3. Тест САН (самочувствие, активность, настроение), 4. Опросник Баса-Дарки (диагностика агрессивности), 5. Использование изотерапии.

Психодиагностический метод проводился в 2 этапа: перед началом исследования и после него.

2. Сравнительный метод.

Были получены следующие результаты: С помощью изотерапии пониженные показатели по методике САН стали выше, улучшился эмоциональный фон, снизилась подавленность. Так же после применения метода изотерапии, показатели агрессивности заметно снизились. «Выплеск» негативных эмоций на лист бумаги, после чего разбор рисунка, позволяют «разрядить» негативное состояние.

Метод изотерапии является прекрасным способом профилактики, предотвращения «выгорания», с помощью рисунка, выбора цвета, контраста, мы можем увидеть нарушения на начальном этапе «выгорания». Легче исправлять проблему вначале, поэтому такая профилактика весьма эффективна.

На основании полученных данных необходимо выделение мишеней психокоррекции для создания психокоррекционной программы.

Ожидаемые результаты. В ходе реализации проекта деятельности старшего воспитателя по сохранению психического здоровья педагога в дошкольном образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

– улучшится психологический климат в коллективе;

– снизится ситуативная и личностная тревожность педагогов;

– сформируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

– повысится самооценка и уверенность в себе

Список литературы:

1. А.И. Копытин «Теория и практика арт – терапии»

2. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Семинар с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога»

В материале представлена информация о понятии эмоционального выгорания и пособах его профилактики. Разработан совместно с заместителем директора МБОУ ОШ № 12 Комар Татьяны Викторовны...

Семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГАТЕМА: «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.Подготовил...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...


 

Комментарии

Миничкина Ольга Анатольевна

Спасибо, вам за статью, очень понравилась. Материал освещен доступно, грамотно . Широко раскрыта тема профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения. Жду нового материала от вас. Желаю удачи !