Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
методическая разработка на тему

Галкина Тамара Александровна

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семина-практикум (с элементами тренинга) для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»

Цель: знакомство педагогов с феноменом синдрома эмоционального выгорания, обогащение опыта способами саморегуляции и активизации внутренних ресурсов.

План семинара:

  1. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть.

2.1. Вводно-ознакомительная:

  • Знакомство.
  • Разминка.
  1. Содержательно-практическая:
  • Игра «Карусель»
  • Упражнение «А я счастлив»
  • Естественные способы регуляции организма и саморегуляции.
  1. Завершающая:
  • Минута релаксации «Прогулка к морю»
  • Упражнение «Дружественная ладошка»
  • Рефлексия встречи, обратная связь.

Часть 1. Теоретическая.

Задачи: познакомить присутствующих с психологическим смыслом синдрома профессионального выгорания; мерами, препятствующими развитию синдрома профессионального выгорания.

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Факторы, вызывающие синдром эмоционального выгорания:

  • неправильная организация работы, включающая временные, эмоциональные и энергетические перегрузки и отсутствие четкого разграничения личной жизни и профессиональной деятельности;
  • недостаточный профессионализм (расплывчатое понимание профессиональных границ, целей работы, своих возможностей влиять на ситуацию);

-личностные особенности и характеристики, способствующие развитию синдрома

эмоционального выгорания.

Симптомы профессионального выгорания:

  1. Физические симптомы (усталость, бессонница, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь, повышение артериального давления).
  2. Эмоциональные симптомы (пессимизм, ощущение беспомощности и безнадежности, раздражительность, тревога, чувство одиночества).
  3. Поведенческие симптомы (появляется усталость и желание отдохнуть, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств. Импульсивное эмоциональное поведение).
  4. Интеллектуальные симптомы (падение интереса к новым теориям, идеям, альтернативным подходам в решении проблем; падение вкуса и интереса к жизни; предпочтение стандартным шаблонам и рутине, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах, формальное выполнение работы).

5. Социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к

увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; возникает ощущение изоляции и непонимания).

Составляющие синдрома эмоционального выгорания:

  • эмоциональная истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой);
  • деперсонализация (циничное отношение к труду и людям-объектам своего труда);
  • редукция профессиональных достижений (возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере и осознание чувства неуспеха в ней).

Личностные особенности и характеристики, способствующие развитию СЭВ:

  • повышенная тревожность;
  • пониженная самооценка, склонность к чувству вины;
  • выраженная эмоциональная лабильность (подвижность нервной системы);
  • зависимость, робость, покорность;
  • пассивность, зависимость, избегание стратегии выхода из сложных ситуаций;
  • внешний локус контроля (позиция, когда человек рассчитывает в жизни не на себя и свои способности, а опирается на случайность, удачу или других людей). Профессиональные и организационные факторы, способствующие развитию СЭВ
  • монотонность работы (особенно, если ее смысл кажется сомнительным);
  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
  • строгая регламентация времени работы;
  • напряженность и конфликты в профессиональной среде;
  • нехватка условий для самовыражения личности на работе;
  • работа без возможности дальнейшего карьерного роста;
  • неразрешенные межличностные конфликты;
  • неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом;
  • низкий социальный статус;
  • несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации;
  • негативные или «холодные» отношения с коллегами;
  • отсутствие свободы планирования;
  • дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки;
  • отсутствие обратной связи от руководства.

Меры, препятствующие развитию синдрома эмоционального выгорания:

  • организационный уровень (улучшение условий труда);
  • межличностный уровень (характер складывающихся взаимоотношений в коллективе);
  • профессиональный уровень (регулярное обучение по преодолению существующих профессиональных проблем);
  • индивидуальный уровень (личностные реакции и уровень своего здоровья). Организационный уровень:
  • улучшение условий труда;
  • формирование положительного микроклимата;
  • разработка системы поощрений;
  • грамотное использование «тайм-аутов» (перерывов в работе), что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия педагогов. Профессиональный уровень:
  • постоянное профессиональное развитие и самосовершенствование;
  • правильная организация рабочего времени;
  • определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей. Индивидуальный уровень:
  • отработка личных проблем (тренинг уверенности в себе, тренинг коммуникативных навыков, поведение в конфликте, проработка ложных ожиданий);
  • уход от ненужной конкуренции;
  • овладение личностно-ориентированными методиками, направленными на улучшение способностей личности противостоять стрессу;
  • эмоционально-личностное общение;
  • поддержание хорошей физической формы. Коррекция синдрома эмоционального выгорания:
  • регулярный отдых и баланс «работа-досуг»;
  • регулярные физические упражнения;
  • адекватный сон как важнейший фактор, снижающий стресс;
  • создание и поддержание здорового рабочего ритма;
  • сокращение потребления кофеина;
  • делегирование полномочий;
  • наличие интересов вне работы.

Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания:

  • Подбирайте дело сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит обрести себя и поверить в свои силы.
  • Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не убежище.
  • Перестаньте жить за других их жизнью. Живите не вместо людей, а вместе с ними.
  • Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и частныю жизнь.
  • Учитесь трезво осмысливать события.
  • Если вам очень хочется кому-то помочь, задайте себе вопрос: так ли это ему нужно
  • будьте внимательны к себе: это поможет заметить первые симптомы профессионального выгорания.

Часть 2. Практическая.

2.1. Вводно-ознакомительная.

Задачи: установить эмоциональный контакт между всеми участниками, создать эмоционально-положительный настрой.

Знакомство. Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Наш семинар с элементами тренинга, а в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому давайте на некоторое время забудем, что у нас есть отчество. Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающая

настроение или состояние или ожидания от семинара. Например, Тамара - оптимистичная.

Разминка. Упражнение «Передай хлопок». Участники группы по кругу передают хлопок, сначала медленно, затем в более быстром темпе. Это упражнение активизирует группу, создает рабочее настроение. 2.2. Содержательно-практическая.

Задачи: познакомить со способами регуляции организма и саморегуляции; активизировать внутренние ресурсы. Игра «Карусель»

Встаньте в шеренгу. Рассчитайтесь на яблоки и груши. Груши остаются на месте, яблоки делают шаг вперед. Образуем два круга: внутренний и внешний, лицом друг к другу. По хлопку начинайте обсуждать заявленную тему с участником, стоящим напротив, а затем двигаться по часовой стрелке. Перечень тем: Я родился ... Лето я провожу... Я люблю поесть... Я люблю...

Упражнение «А я счастлив»

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого справа свободный стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у.. .(называет имя любого участника)». Тот чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала. Обсуждение: какой из предложенных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?

Естественные способы регуляции организма и саморегуляция Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом, не зная, какими научными словами это называется. Это естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми. Уверена, что вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. А есть ли приемы, которые можно применять и во время работы? Да. Для начала вспомним естественные приемы регуляции организма. Выделяют следующие естественные приемы регуляции организма:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • наблюдение за пейзажем за окном;
  • рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной);
  • «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

А специалисты, занимающиеся проблемой регуляции эмоциональных состояний, нервно- психической напряженности, для управления ими используют специальные методы сознательно. Именно их называют методами саморегуляции, подчеркивая в них активное участие человека.

Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
  1. Способы, связанные с управлением дыхания.
  2. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
  3. Способы, связанные с воздействием слова.
  4. Способы, связанные с использованием образов.
  5. Способы активизации ресурсного состояния.

Самоодобрение.

Люди часто не получают положительной оценки своего труда со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, - одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница», «Здорово получилось!». Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз. Самопрограммирование.

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

  • Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
  • Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»; «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной». Повторите текст программы несколько раз. Расслабление мышц рук. Лимон.

Представьте себе, что в левой руке - лимон, из которого нужно выжать весь сок. Медленно сожмите руку в кулак, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Почувствуйте, как напряжена рука. Теперь бросьте «лимон» и расслабьте руку. То же повторить с левой рукой.


2.3. Завершающая часть.

Задачи: снять эмоциональное напряжение, получить обратную связь. Под музыкальную фонограмму проводится релаксация «Прогулка к морю». Упражнение «Прогулка к морю»

Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и теплая волна расслабления проходит по мышцам. Представьте, что вы стоите на небольшой скале и смотрите вдаль. Перед вами море, небо и солнце. Море спокойное, бесконечное, уходящее вдаль и сливающееся с горизонтом. Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами, набегающими на берег, вдыхая свежий соленый воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы спускаетесь на берег, снимаете обувь и босиком бежите по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают ваши ноги, вода теплая и нежная. Вы раскидываете руки, запрокидываете голову. Солнечные лучи и легкий приятный ветерок ласково прикасаются к вашему лицу, набежавшая волна брызгами окутывает вас. На губах у вас солоноватый привкус моря и улыбка счастья. Ваше тело становится легким и гибким. Вам хочется, как маленькому ребенку, веселиться - бегать, прыгать, брызгаться, смеяться. Позвольте себе эти несколько секунд быть самим собой и делать все, что хочется.

Вам пора возвращаться. Вот вы опять на скале и смотрите на этот мирный, прекрасный уголок, который подарил вам отдых и счастье. Это ваше место, и вы всегда можете сюда вернуться, если будет нужна поддержка. Не спеша попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза. Мы снова в комнате. Упражнение «Дружественная ладошка».

Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.

Педагог-психолог кратко напоминает, что удалось сделать в ходе данной встречи. Предлагает присутствующим, сидящим в кругу, высказать свое мнение. Передавая поочередно друг другу мяч, педагоги сообщают, что им понравилось и запомнилось, что они смогут применить, вносят свои пожелания.

В завершении встречи каждый участник получает «дружественную ладошку» с пожеланиями коллег и памятку «Упражнение на развитие позитивного мышления «Именно сегодня».



Предварительный просмотр:

Упражнение на развитие позитивного мышления «Именно сегодня»

  1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье-это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
  2. Именно сегодня я почувствую, что люблю себя. Я буду одобрять свои поступки, оставаться самой собой и не буду критиковать себя.
  3. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какими они есть.
  4. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за свои телом, избегать вредных для здоровья мыслей и привычек.
  5. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
  6. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»

Цель: Формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.Задачи:- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;- формиро...

Семинар-практикум с элементами тренинга: «Синдром эмоционального выгорания педагогов».

Направлен на повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья....

Семинар-практикум с элементами тренинга "Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания"

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Цель данного семинара-практикума: сохранение псих...

Конспект занятия по теме "Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ"

Цель предлагаемого занятия для педагогов-психологов: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции....

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Конспект семинара – практикума «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Синдром эмоционального выгорания у педагогов возникает у педагогов с пятилетним и более стажем работы. Оно отрицательно сказывается на выполнение качества работы, взаимоотношений с детьми и коллегами....