Главные вкладки

    Семинар-практикум с элементами тренинга: «Синдром эмоционального выгорания педагогов».
    материал на тему

    Вершинина Яна Сергеевна

    Направлен на повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum.docx30.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум с элементами тренинга:

    «Синдром эмоционального выгорания педагогов».

                                                                                               

    Подготовил:

                                                                                             педагог-психолог

                                                                                             Вершинина Я.С.

    Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.

    Задачи:

    1. Информирование педагогов о проблеме эмоционального выгорания, его факторах, признаках и способах предупреждения.
    2. Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию.
    3. Снижение  эмоционального напряжения педагогов,  обучение техникам и приемам саморегуляции.
    4. Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья.

    Оборудование: презентация, карточки к упражнениям «Без масок», релаксационное видео «Красота природы».

    Участники: педагоги.

    Время проведения: 45 минут-1час.

    Ход занятия

    1. Организационная часть.

    Приветствие.

    Хотелось бы начать нашу встречу с вопроса: «Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «Эмоциональное выгорание»?».

    Сегодня на нашем семинаре-практикуме мы разберемся, что такое эмоциональное выгорание, его симптомы, фазы и причины, а также заденем вопросы профилактики СЭВ.

    1. Основная часть.

    Но для начала предлагаю небольшую игру-разминку. Предлагаю каждому назвать свое имя и прилагательное, которое начинается на первую букву вашего имени и может вас характеризовать, например, Лариса-лояльная, Дмитрий-добрый.

    Теоретический блок.

    Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В определенный момент приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное "выключение" человека получило название "синдром эмоционального выгорания".

    По мнению известного психолога Виктора Бойко, "эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".

    Самый показательный симптом выгорания — это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он "рвется в бой", готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным и к своей работе, и к коллегам по работе.

    В. В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания.

    Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

    Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

    Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением

    энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.

    Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.

    К симптомам эмоционального выгорания относятся :

    • эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
    • напряженность в отношении к людям;
    • заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
    • частая раздражительность;
    • психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
    • снижение активности.

    Далее педагогам оглашаются результаты диагностики уровня эмоционального выгорания по методике В.В.Бойко. Как видите, тема достаточно актуальна и для нашего коллектива.

    Практический блок.

    Упражнение «Без масок».  

    Цель: познакомиться с атмосферой группы.

    Инструкция: Закончите фразы, записанные на карточках. Долго не задумывайтесь. Говорите  первое, что приходит в голову.

     Фразы:

    «Я горжусь тем, что…»;

    «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»

    «В последнее время в работе меня огорчало…»

    «Мне бывает скучно, когда я…»

    «Мне очень трудно забыть, но я…»

    «Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…»

    «Верно, что я еще …»

    «Иногда люди не понимают меня, потому что я…»

    «Мои друзья редко…»

    «Думаю, что самое важное для меня…»

    Спасибо, за откровенность. (Делается  вывод об атмосфере  в группе).

    Теоретический блок.

    Причины синдрома эмоционального выгорания у педагогов:

    1. Повышенные требования со стороны общества к личности педагога и его роли, что увеличивает нервно-психическое напряжение человека и приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

    2. Постоянные или периодические стрессы, необходимость сдерживать чувства при общении с детьми и родителями, что влияет на психику и физическое состояние человека.

    3. Высокая эмоциональная загруженность педагогов, приводящая со временем к «педагогическому кризису», «истощению» (Ю. Л. Львов) .

    4. Высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.

    Несоответствие ожидаемого результата и фактического.

    5. Возникновение и развитие излюбленных приёмов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как – неизвестно.

    6. Возможность изоляции педагога в коллективе, когда его инновационные поиски не поддерживаются, или педагог, наоборот, не желает идти в ногу с инновационным коллективом.

    Упражнение «Баланс реальный и желательный»

    Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

    В другом круге – их идеальное соотношение.

    Упражнение "Автобус".

    Цель: Осознание способов достижения жизненных целей.

    При помощи стульев отграничивается небольшое пространство, имитирующее салон автобуса. Участники изображают пассажиров автобуса в часы пик. Ведущий, обращаясь к участнику, находящемуся в середине салона, сообщает, что автобус подъехал к остановке, и предлагает срочно выйти из автобуса. По мере того, как участники один за другим покидают салон, стулья сдвигаются, создавая тесноту. Когда в автобусе останется 3-4 пассажира, он снова заполняется участниками.

    Можно усилить интригу - спросить перед упражнением у участников, какое название остановке они бы дали - чего бы Вы хотели добиться в жизни? - ведущий записывает на листок. Затем называются остановки (быть богатым, сделать блестящую карьеру и т.д.), и выходит тот участник, кто назвал данную остановку.

    Рефлексия:

    каково выбираться из переполненного автобуса?

    приходилось ли Вам оказываться в таких ситуациях?

    как Вы обычно поступаете, оказавшись в подобной ситуации?

    как чаще всего ведут себя окружающие?

    "Автобус" - это наша повседневная жизнь. То, как человек пробирается к выходу, показывает, как он обычно добивается намеченной цели.

    Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?

    Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

    От кого или от чего это зависит?

    Игра “Автомобиль”.

    Необходимо представить всех педагогов доу в виде автомобиля. Записать варианты на листке. Совместно выбрать один из вариантов. Предложить каждому представить себя частью автомобиля. Записать предложения на доске. Обсудить варианты. Сделать вывод: “Каждому в нашем коллективе есть достойное место”.

    Игра “Волшебная шкатулка”

     В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

     Варианты пожеланий:

     — Тебе сегодня особенно повезет!

     — Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

     — Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

     — Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!

     — Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

     — Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

     — Сегодня твой день, успехов тебе!

     — Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

     Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.

    1. Заключительная часть.

    Подведение итогов. Обратная связь.

    Рефлексия: Что запомнилось больше всего? Что нового вы узнали на занятии?

    Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о сегодняшней встрече.   Опишите свои чувства.

    Приемы и способы профилактики СЭВ.

    Прежде всего, проанализируйте, что вызывает у вас стресс и как он проявляется. Постарайтесь свести к минимуму стрессовые ситуации. Наконец, освойте стратегии конструктивного (позитивного) снятия неизбежно возникающих стрессов.

    1. Баланс желаний и возможностей.

    – не стремиться всё улучшить,

     – меньше мыслить категориями “должен”, “обязан”, “вынужден”,

     – прощать себя и других,

     – учиться говорить “нет”,

     – отсеивать лишнюю информацию.

    1. Самоконтроль.

    – не быть пассивным, отстаивать свою позицию, но без агрессивности,

     – определять проблемы, ставить цели и искать пути их решения,

     – прислушиваться к собственным потребностям и заботам,

     – стараться выполнять принятые решения.

    1. Организация своего времени.

    Учитесь эффективно использовать время. Здесь важно следующее:

    – выделять приоритетные задачи,

     – назначать реалистические сроки,

     – делать самое важное или трудное, когда больше всего сил,

     – предвидеть стрессовые ситуации и заранее готовиться к ним,

     – всегда оставлять время для себя,

     – не брать на себя слишком много,

     – поручать часть дел другим,

     – делать всё по очереди.

    Психологическая диета

    1. Приятное начало и конец дня. Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.
    2. Фиксирование положительных импульсов. Составляйте график положительных импульсов в вашей повседневной жизни не менее трех месяцев. Такая фиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительные события.
    3. Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов

         Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.

         Для обычного уравновешенного состояния – 3:1.  

    1. Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи дней минимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.
    2. Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимо научиться контролировать течение разговора:
    • в обычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы
    • постарайтесь, чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени
    • старайтесь как можно быстрее закончить разговор с человеком, который имеет дурную привычку говорить только о плохом.
    • разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или просто сменить тему
    1. Взаимоотношения с людьми.

    Общение может снимать стресс, и приводить к нему. Старайтесь:

    беречь интимные отношения,

     – развивать общительность,

     – замечать чувства окружающих и не смешивать их с собственными,

     – поддерживать контакты с друзьями,

     – подбадривать окружающих.

    1. Помощь и поддержка.

    Осознайте, что внутри и вне вас всегда найдутся дополнительные ресурсы:

    – каждый день подбадривайте себя мыслями “Всё будет хорошо”,

     – не стесняйтесь обращаться за помощью к близким, друзьям или специалистам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятия с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

    Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего...

    Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

    конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

    Семинар с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога»

    В материале представлена информация о понятии эмоционального выгорания и пособах его профилактики. Разработан совместно с заместителем директора МБОУ ОШ № 12 Комар Татьяны Викторовны...

    Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по профилактике эмоционального выгорания

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ по профилактике ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.Тема: «Жить полной жизнью, не сгорая на работе!» Цели семинара-практикума: Формирование навы...

    Семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГАТЕМА: «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.Подготовил...

    Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

    В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...