Семинар с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога»
консультация на тему

В материале представлена информация о понятии эмоционального выгорания и пособах его профилактики. Разработан совместно с заместителем директора МБОУ ОШ № 12 Комар Татьяны Викторовны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emots._vygoranie.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар с элементами тренинга

«Профилактика эмоционального выгорания педагога»

Добрый день, уважаемые коллеги!

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, водицы испить.

- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело, люди усложняют свою жизнь и жизнь других. Профессиональное общение с детьми, родителями, коллегами и руководством часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. К сожалению, часто эмоции и переживания, вызванные такими контактами носят отрицательный характер. При этом причины могут быть совершенно разными, начиная с настроения педагога в данный временной промежуток, на которое, в свою очередь, могли повлиять и внешние факторы, и заканчивая его общей неудовлетворенностью от выполняемой работы.

Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты - все хуже и хуже, взгляд - безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой.  Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у нас «опускаются руки», цель перестает быть интересной, и мы чувствуем себя опустошенными...

В таких случаях обычно говорят, что человек «сгорел». В медицине такое состояние человека называют «синдромом эмоционального выгорания». Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать с теми, у кого обнаружены симптомы выгорания? На эти вопросы попробуем ответить в ходе нашей встречи.

 Обычно профессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Оно считается одной из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми: педагогов, учиетелй-логопедов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения.

Возникает профессиональное выгорание в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них.

Выгорать – значит терять связь с миром, отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций. На глубоких стадиях выгорание можно назвать "смертью внутри жизни".

Для начала давайте узнаем грозит ли нам это. Для это предлагаем вам ответить на вопросы теста.

Экспресс-оценка «выгорания»

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

  1. Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен
  2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделала бы это без промедления
  3. Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры
  4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети и родители.
  5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.
  6. Коллегам (детям, родителям и т. д.) я придумала обидные прозвища (например, "идиоты"), которые использую мысленно
  7. С делами по службе я справляюсь "одной левой". Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной
  8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое
  9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям
  10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Оценка результатов

  1. балл - синдром выгорания вам не грозит.

2-6 баллов - вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7-9 баллов - пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов - положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Симптомы профессионального выгорания

Первая группа:

Психофизические симптомы:

  • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

Вторая группа:

Социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия;
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы;
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

Третья группа:

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;
  • воспитатель постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель затрудняется в принятии решений;
  • чувство бесполезности, безразличие к результатам;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.

Таким образом, педагог, из года в год, работающий в сложных условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой "синдром эмоционального выгорания", приводящей к профессиональной деформации личности. Среди личностных особенностей педагога, "попавшегося на крючок" профессиональной деформации, отметим следующие

Приемы антистрессовой защиты:

1. Отвлекайтесь:

•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

•Обращайте внимание на мельчайшие детали.

•Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "

2. Снижайте значимость событий:

•Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

•Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", "нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";"кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено".

3. Действуйте:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

•наведите порядок дома или на рабочем месте;

•устройте прогулку или быструю ходьбу;

•пробегитесь;

•побейте мяч или подушку

  • сделайте массаж в области вилочковой железы на грудине в форме легкого постукивания (10-20 раз круговыми движениями слева направо) и т. п.

4. Творите:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

•рисуйте; танцуйте; пойте; лепите; шейте; конструируйте и т. п.

5. Выражайте эмоции:

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

•мните, рвите бумагу;

•кидайте предметы в мишень на стене;

•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").

Методы саморегуляции эмоциональной сферы.

Методы, связанные с управлением дыханием

Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Упражнение "Цветной воздух".

Инструкция: «Закройте глаза. Сядьте удобно... Вдохните глубоко и легко, без паузы выдохните. Выдох происходит несколько медленнее, чем вдох... Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вдыхаете, пусть воздух просто легко снова войдет в ваше тело... Если хотите, можете своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух, вместе с которым вы выдыхаете свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный для вас цвет, например голубой. Представьте, что вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость».

Методы, связанные с воздействием слова

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.

Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Упражнение "Я умница и молодец..."

Инструкция: «Каждый из нас в разное время выступает в определенной роли. Это роли матери, жены, сестры, дочери, профессионала и многие другие. Вспомните, какие роли есть у вас. В какой роли вы чувствуете, что вы умница и молодец? Теперь пусть каждый по кругу продолжит фразу: "Я умница и молодец, как...". Постарайтесь назвать не менее трех своих ролей".

Методы, связанные с управлением тонусом мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Упражнение "Сосулька" ("Мороженое")

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе

Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

Сожмите пальцы в кулак с загнутыми внутрь большим пальцем. Сделайте выдох, сожмите кулак с усилием. затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте вдох. Упражнение повторить 5 раз. (Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект – помогает в точном запоминании  важной и сложной информации)

Методы, связанные с визуализацией (использованием образов)

Упражнение "Улыбка"

Выберите воспоминание, которое особенно вам неприятно. Вспомните человека, в связи с которым произошло неприятное для вас событие, и в течение 5 минут, думая об этом человеке, улыбайтесь".

- Сядьте, расслабтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, стирательную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите стирательную резинку и начинайте последовательно «Стирать» с листа бумаги созданную негативную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведете проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист. Если картинка не исчезла, снова возьмите стирательную резинку и стирайте ее до полного исчезновения. через некоторое время упражнение можно повторить..

Кроме этого, конечно существует для каждого человека свой личный способ переключения внимания, отдыха: спорт или ванна, шопинг или вязание, любимая кошка или книжка, главное, чтобы вы знали, что больше вас расслабляет и дает положительные эмоции.

Упражнение «Волшебный мешочек»

А какие способы борьбы со стрессом вы можете предложить?

Что помогает каждому из вас? Поделитесь секретом и получите награду. (Каждый называет свое средство и берет конфетку)

Как избежать встречи с синдромом профессионального "выгорания"

Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.

Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Маленькая долька шоколадки всегда поднимет настроение. В рацион больше включайте фруктов и овощей. Мясо, мучные изделия, жаренная, острая пища алкоголь только усугубляют эмоциональное состояние. По дороге на работе найдите 5 причин по которой ваша работа самая лучшая. По дороге домой вспомните 5 положительных эмоций, которые вы сегодня получили, а если отрицательные эмоции не дают вам покоя, мысленно напишите их выбросьте в мусорное ведро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия....

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов

Содержание:1. Разминка.2. Упражнение "Мои ресурсы".3. Упражнение "Я отдыхаю".4. Упражнение "Когда душа поёт".5. Упражнение "Защита".6. Игра "Паутинка".7. Подведение итогов. Получение обратной связи....

Тренинг профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции, профилактика эмоционального выгорания. Здоровый педагог - здоровые дети....

Семинар-практикум с элементами тренинга: «Синдром эмоционального выгорания педагогов».

Направлен на повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья....

Занятия с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего...

Семинар-тренинг "Профилактика эмоционального выгорания педагога"

Предлагаю Вашему вниманию семинар-тренинг...

Семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГАТЕМА: «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.Подготовил...