Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
консультация на тему

Глинина Ольга Николаевна

Цель:

Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.

Задачи:

1.     Создание благоприятных условий для работы группы.

2.     Отработка на практике технологий снятия психоэмоцио­нального

напряжения: арт-терапии, медитации-визуализации.

     3. Развитие и совершенствование ресурсов личности, воображения, символических представлений, креативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_profilaktika_em.vygoraniya_pedagogov.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по

профилактике эмоционального выгорания педагогов

«Страна Волшебных красок»

Цель:

Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий для работы группы.
  2. Отработка на практике технологий снятия психоэмоционального

напряжения: арт-терапии, медитации-визуализации.

     3. Развитие и совершенствование ресурсов личности, воображения, символических представлений, креативности.

Материалы: 

-  Краски - гуашь
-  Мука
-  Соль
-  Масло подсолнечное
-  Клей ПВА
-  Вода
-  Пластмассовые баночки
-  Пластмассовые ложечки
-  Влажные салфетки для рук
-  Клеенка 
-  Белая бумага формата А-4 (картон, прессованный).

-  Кисти

    - Аудиозапись Ф. Шопен «Весенний вальс», медитации «Парение в      

    небе»

                                                                Мы сами рисуем свою жизнь.

 И неважно, какой ты художник.

                                               Важен цвет краски!

  1. Вводная часть

Педагог-психолог:

- Приветствуем! Очень рады Вас всех видеть!

        В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".

И сегодня, на мастер-классе, мы с вами научимся некоторым методам снятия психоэмоционального напряжения, в частности: артерапии и медитации – визуализации.

  1. Основная часть

Педагог-психолог:

- Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации... Не секрет, что очень многие люди, проживая внешне вполне успешную жизнь, пренебрегают этой базовой потребностью, что вызывает хроническую неудовлетворённость своим бытием-в-мире, попросту — делает нас несчастливыми.  
        Но самые яркие результаты (видимые сразу же, и невооружённым глазом) арт-терапия даёт тогда, когда к ней прибегают в состоянии сильного стресса. Вот тут ей нет равных, среди прочих психотерапевтических методик.
        Сегодня мы познакомимся с такой арт-терапевтической технологией, как изотерапия.

Изобразительное творчество позволяет ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого. Творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность (лист бумаги, к примеру) всё потаённое, что мы не осознаём и что нас тревожит...
     Рисование, лепка и пр. обходит ловко цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще всё относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает
слова — но она бессильна перед образами, перед выбором цветовых пятен, перед каракулями. (Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышлении, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.)

  • Первая и главная заповедь арт-терапии

Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.

  • Вторая заповедь арт-терапии

Рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом. Почему так? Дело в том, что арт-терапия является так называемой «инсайт-ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта. Что же это такое? По-русски психологи перевели слово «инсайт» как «АГА-Эффект». Это значит, что анализируя (то есть попросту — созерцая) своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт... Более того, считается, что пациент, ну почти ОБЯЗАН сам прийти к такому пониманию.
Это бывает не с первого раза и никогда сразу же после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный «шедевр» нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.

  • Третья заповедь арт-терапии

В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего Вы сейчас занимаетесь, даже если до инсайта Вам ещё далеко, — помните, что арт-терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.

         Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из нас, кто не заинтересован классическими вариантами сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные романы, фэнтези. Но что это, если не современные сказки?

Я предлагаю вам соприкоснуться с частичкой волшебства. И поможет нам в этом наша гостья – Чародейка и тишина.

Воспитатель: 

- Здравствуйте, я - Чародейка! Я рада вас видеть в школе волшебников. Давайте поприветствуем, друг друга, для этого все вместе возьмемся за

руки, улыбнемся и скажем друг другу «Добрый день!»
-  Скажите, пожалуйста,  вы верите в сказку? В волшебство? 

-  Что такое волшебство? 

- Это чудо. Сказка. Превращение…
-  Настоящие волшебники говорят, что волшебство – это творчество. 

- Сегодня я хочу предложить вам стать волшебниками и отправиться в сказочное путешествие в «Страну Волшебных красок». 

- Закройте на секунду глаза, представьте, что мы стали Сказочными мастерами и попали в Сказочную Страну. Открывайте глаза. Сейчас будем создавать волшебные краски.

Именно с помощью волшебных красок можно рассказать миру о том, что чувствуешь, о чем думаешь, к чему стремишься.  

Включается спокойная музыка и начинается процесс создания красок.  

Воспитатель:

-  Положив в сосуд для смешивания красок муку, перетирая ее между пальцев, мы будем думать о зерне, о хлебе, спасшем жизнь, о наших корнях.

Добавив соль, и пальцами перевивая ее с мукой, вспомним про «соль земли».

Капая подсолнечное масло, важно подумать о том, что дела, связанные с вашими созидательными устремлениями, должны идти как по маслу.

 Постепенно насыщая тесто водой, будем помнить о воде, в которой возникла жизнь, об «энергии текучести», гибкости.

Добавляя в чудесное тесто клей ПВА, полезно думать о том, как «склеиваются» люди, средства и события, и какие ситуации в нашей жизни приводят к созидательному результату.

 Мир, который мы творим внутри и вокруг себя, не может быть черно-белым. Он цветной, многогранный, искрящийся, надо помнить об этом, добавляя краски!  Добавьте в получившуюся массу ту краску, которая вам больше всего нравиться.

- Посмотрите, какая чудесная палитра у нас получилась! И сейчас мы поставим все краски на середину, возьмем бумагу, и каждый создаст свою картину.

Быть может, эта будет внутренний мир, или же то, что подскажет музыка...

Прежде, чем начать рисовать, нужно немного отдохнуть и расслабиться.

Педагог-психолог:

- Вернемся к теории.

- В арт-терапии совместно с изотерапией используется также техника направленной медитации-визуализации – направление потока воображения в определенное русло.

        Вы, наверное, слышали, знаете, что все в нашем внешнем мире берет начало в вашем внутреннем мире. Все начинается с мысли, с ощущения, желания.

Медитация – это способ расслабления и антистрессового воздействия на организм.

        - 1-й этап. Настройка на визуализацию

Положение тела в пространстве может быть разным, в зависимости от того, какая степень релаксации вам требуется. Релаксация может быть различной глубины. При поверхностной релаксации вы сидите, закрыв глаза, и слушаете рассказ. При релаксации средней степени вы лежите в удобной позе. При глубокой релаксации вы лежите, прислушиваясь к своему дыханию, концентрирую свое внимание на телесных ощущениях, на процессе расслабления. Уровень релаксации зависит от степени вашей готовности.

        «Закройте глаза, и мы отправимся в воображаемое фантастическое путешествие. Когда мы возвратимся, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произойдет в путешествии.

        Теперь расположитесь удобнее, глаза закрыты. Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находите себя. Это ваше пространство. Вы владеете таким пространством в этом зале и любом другом месте, где вы находитесь, но обычно не замечаете этого. При закрытых глазах вы можете почувствовать это пространство – в нем находится ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому что это ваше пространство.

        Обращайте внимание на то, что будет происходить с вашим телом. Если почувствуете напряжение в какой-нибудь части тела, не пытайтесь расслабиться. Просто отмечайте это. Следуйте за всем телом от головы до кончиков пальцев.

        Итак, отправляемся…

Включается аудиозапись медитации «Парение в небе».

Воспитатель:

- Теперь представьте, что вы — художники. Руки — это кисти. А вот и наш материал, на котором вы будете рисовать. Внимательно слушайте музыку и начинайте рисовать то, что вы сейчас ощущаете. Вы волшебники, вам и решать каким будет ваш рисунок.

Участники под спокойную музыку рисуют на белых листах.

Когда все картины готовы, они переносятся в специально приготовленное место — «Картинную галерею».

Педагог:

- Нам пора возвращаться из Сказочной страны.

- Скажите пожалуйста, что вы чувствовали, когда смешивали все компоненты, и что вы ощущали, когда рисовали той краской, которую сами и создали.

- Какой опыт вы сегодня приобрели?

  1. Рефлексия

Педагог-психолог:

- 2-й этап. Рассказывание или чтение истории, путешествия.

        История имеет три части – начало, кульминацию и завершение. Во время кульминации участник обретает что-то важное для себя. Кульминационный момент связан с активностью воображения. В этот момент слушающий активно нащупывает выход из сложной для себя ситуации, запускаются процессы самоисцеления.

- 3-й этап. Возвращение из путешествия.

        После возвращения в бодрствующее состояние предлагается изобразить запомнившиеся ощущения, образы. В процессе изображения возникает состояние рефлексии над материалом воображения.

- 4-й этап. Обсуждение работы.

        После «путешествия» нет интерпретации происходящего, обсуждение может проходить сначала в малых группах, затем в круге. Полезно, опросив всех, почувствовать, что почувствовал каждый.

        Основная задача при проведении техники направленной визуализации заключается в том, чтобы «оживить» латентные, неосознаваемые стороны личности, а затем в той или иной мере осмыслить их как источник скрытых потребностей, потенций и силы.

Педагог-психолог:

- Закончим нашу встречу притчей.

        После того как боги сотворили Вселенную - Землю, Звезды, Солнце, после того как они сотворили Природу - горы, моря, океаны, леса и цветы; после того как они сотворили Человека, они создали Истину. Боги не хотели, чтобы Истина досталась человеку даром, без труда. Он должен был сам достичь, открыть ее. И тогда Боги задумались, где спрятать Истину. Сначала они хотели спрятать ее на вершине самой высокой горы, затем - в самом глубоком месте океана, затем на самой далекой звезде, но все эти места казались им слишком доступными для человека.

И тогда они решили: «Спрячем Истину в сердце Человека. Он станет искать ее на Земле и на Небе, в лесах и воде, даже не подозревая о том, что все время носит ее с собой».

          Я думаю, что сегодня мы с вами еще раз в этом убедились. Ну, вот наш мастер-класс подошел к концу.  Надеюсь, что данные приемы профилактики эмоционального выгорания помогут вам в вашей работе!

Спасибо за совместную, плодотворную, творческую работу!

Используемая литература:

1. Киселева М. В. К44 Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.; Речь, 2006. — 160 с, илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Мастер – класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Практическое занятие, направленное на сохранение физического, психологического, социального здоровья педагога....

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...

Конспект занятия педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Во вложении представлен вариант встречи, которую можно провести с педагогами ДОУ. Встреча рассчитана на 1ч. На занятии у психолога педагоги могут познакомиться с тем, что же такое выгорание и узнать, ...

Мастер-класс педагога-психолога "Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов"

Мастер-класс педагога-психолога "Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов"...

Работа педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ методом арт-терапии (упражнение «Лучи солнца»»)

Профессия педагога одна из самых эмоционально затратных, работая с детьми невозможно быть не включенным эмоционально в общение с ребенком и родителем. И часто это приводит к растрате эмоциональных рес...

Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов в условиях реализации ФГОС ДО Мастер-класс для педагогов

Тренинговое занятие для педагогов, напраленное на профилактику эмоционального выгорания...