Главные вкладки

    Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
    материал

    Руденко Татьяна Александровна

    Мастер-класс:

     «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass.docx23.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс:

     «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов» 

    Ведущий: Т.А. Руденко, педагог-психолог МБДОУ д/с №118 г.Бикина

    1.

    Знакомство (фломастеры, бумага, иголки)

    Ведущий представляется. Изготовление бейджиков участниками. На бейджике напишите имя, как мы будем  к вам обращаться сегодня и, представляясь, назовем его и слово –прилагательное  на первую букву, которое характеризует одну из сторон вашей личности.

    2.

    Упражнение «Меняются местами те, кто…»

    В кругу на один стул меньше, чем участников. Ведущий, стоящий в центре, называет качества, общие для многих участников и имеющиеся у него и говорит: «Меняются местами те, кто…», сам старается занять стул; кто остался без стула становится ведущим.

    3.

     Упражнение «Для меня СЭВ – это..»

    Участники передают мяч по кругу и продолжают фразу: «Для меня СЭВ – это…»

    4.

    Мини-лекция о СЭВ

    Термин «burnout» был предложен в 1974 г. американским психиатром Фрейденбергом. В настоящее время большинством исследователей синдром эмоционального выгорания (СЭВ) определяется, как состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающегося в результате хронического неразрешенного стресса на рабочем месте.  Более всего СЭВ подвержены специалисты, работающие в профессиях типа «человек-человек», вынужденные постоянно контактировать со многими людьми. По-мнению большинства исследователей, СЭВ – трехмерный конструкт, включающий:

    -Эмоциональное истощение (основная составляющая, проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении);

    - деперсонализацию (деформация отношений с другими людьми: в одних случаях – повышение зависимости от окружающих, в других – усиление негативизма, циничность установок к пациентам, клиентам);

    - редукцию личностных достижений (проявляется в тенденциях негативно оценивать себя, занижать профессиональные достижения, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим).

    СЭВ формируется постепенно и своем развитии проходит несколько этапов(от идеалистического энтузиазма к застою, разочарованию и апатии). Изменения, происходящие с человеком, испытывающим СЭВ, происходят на поведенческом, эмоциональном, когнитивном уровне и,  безусловно, сказываются на изменениях в здоровье.

    Формированию синдрома могут способствовать определенные личностные особе6нности; выделяют типы работников, которым угрожает СЭВ:

    1. «педантичный» , характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной старательностью, стремящийся в любом деле добиться образцового выполнения («перфекционизм»);
    2. «демонстративный», стремящийся быть первым во всем, всегда быть на виду, им свойственна высокая истощаемость даже при выполнении рутинной работы;
    3. «эмотивный» , состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

    Большинством исследователей отмечается необходимость профилактики СЭВ.

    На наш взгляд, она может строиться в трех направлениях:

    - работа с эмоциональной сферой: преодоление эмоционального истощения, восстановление эмоциональных ресурсов;

    - работа с поведенческой стороной личности педагогов: изменение иррациональных установок, обучение эффективному поведению и коммуникациям;

    - работа с повышением самооценки в сфере персональных достижений.

    5.

    Упражнение «Маленькие радости» (1/2 листа А4, ручка)

    Участники делят лист по вертикали. В левой части – напишите 3 маленькие радости, которые испытали в недавнем прошлом; в правой – 3 ожидаемые радости. Листы участников складываются на середину, все берут по 1 листочку (чужому!)

    Обсуждение: - Что удивило в «радостях» человека, чье письмо вам досталось?

    - Увидели ли вы общее с собственными радостями?

    - Какие чувства вызвало у вас упражнение?

    (Целеполагание: важно позволять себе маленькие и большие радости время от времени, не испытывая чувства вины. Актуально для многих педагогов.)

    6.

    Упражнение «Причины стресса педагогов и воспитателей»

    Участники по кругу передают мяч, называя по одной причине, которая вызывает стресс у педагогов и воспитателей. (условие: не повторяться, если нет причины, уч-к говорит: «Согласен». Скажите была ли в этом упражнении неназванная причина стресса?

    7.

    Работа в подгруппах (разбивка на группы: лиса, заяц, волк, медведь)

    Задание подгруппам: придумать оригинальный слоган, отражающий идею, почему необходимо радовать себя и подарить группе 8-10 способов, выработанных вашей подгруппой, как можно себя порадовать (т.с. провести самопрофилактику СЭВ). Плакаты вывешиваются на доску, презентация работ. Аплодисменты группе за работу.

    8.

    Упражнение «Слон, жираф и крокодил»

    Участники стоят в кругу. Ведущий в центре круга. На счет 1-2-3 указывает на любого и говорит «слон»,изображает хобот двое соседей- приставляют уши; «крокодил» -открывает пасть, соседи- приставляют плавники, «жираф»- вытягивает руки, соседи – делают пятна. Кто замешкался – становится ведущим.

    9.

    Упражнение «Надувная кукла»

    Ведущий играет роль «насоса», руками имитирует его работу, издает характерные звуки. Участники сначала сидят расслабленно, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением насоса «резиновые куклы» начинают «надуваться», участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки, встают в полный рост, раскинув руки и ноги. Через несколько сек ведущий выдергивает «затычку» и игроки с шипением расслабляются и опускаются на корточки.

    10.

    Ассертивность

    Ассертивность – черта личности, которая характеризуется позитивным социальным поведением, позволяющим защищать свои права и достигать поставленную цель (при сохранении спокойствия и доброжелательности). К учителям, воспитателям часто обращаются с некорректными, трудновыполнимыми просьбами или игнорируют их просьбы. Ассертивность помогает ясно и уверенно излагать наши чувства и желания, отстаивать свое мнение и открыто выражать свои эмоции.

    11.

    Упражнение «Я говорю «нет»

    Участникам раздается таблица «Техники отказа собеседнику». Группа делится на 2 подгруппы. Внутренний круг- «игроки», внешний – «эксперты». Каждый «игрок» придумывает простой вопрос-просьбу, с которой обращается к соседу слева. Тот, выслушав просьбу, в спокойной и уверенной манере отказывает собеседнику, независимо от того, готов ли он выполнить просьбу. Затем сам обращается с просьбой к соседу справа.

    «Эксперты» в специальной таблице отмечают, какая техника отказа была использована каждым игроком.

    Обсуждение в общем кругу:

    - Что чувствовали «игроки», прося и отказывая;

    - «Эксперты», какая техника использовалась чаще других, какая наиболее

    убедительна, есть ли универсальная?

    12.

    Упражнение «Ресурс»

    Ведущий: « Встаньте, пожалуйста, в круг, чтобы не мешать друг другу (должен быть простор для движений), вытяните вперед руку с указательным пальцем (остальные зажаты). Попробуйте повернуться, не отрывая ног от пола на максимально возможный угол. Зафиксируйте положение тела  и точку, на которую указывает ваш палец (постойте немного в этом положении). Запомнили точку, на которую указывал палец? А теперь попробуйте повторить упражнение, только повернитесь хоть чуть-чуть дальше. Зафиксируйте точку.

    А теперь встаньте спокойно в и.п., закройте глаза и представьте себе ту точку, до которой вы смогли дотянуться. Представили? А теперь попробуйте мысленно переместиться взглядом еще дальше, хотя бы на см 10-15, представили ,где будет эта точка? У кого получилось, попробуйте переместиться еще на 10 см, зафиксируйте мысленно эту точку. А теперь откройте глаза. Вы все помните точку, до которой удалось дотянуться в реальности? А теперь попробуйте повернуться дальше этой точки? У кого получилось?

    Целеполагание: работа с расширением ресурса личности,  с целью

    13.

    Упражнение «Я в лучах солнца»

    Участники рисуют круг, в центре пишут свое имя, от круга – солнечные лучи (не менее 10), на лучах пишут, за что могут себя похвалить, свои достижения.

    Самоодобрение очень важно для педагога.

    14.

    Рефлексия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

    Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека)  и профилактическим  материалом в работе по про...

    Исследовательский проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ "Территория здоровья"

    В общем виде синдром "выгорания" рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. Наиболее широко эта пр...

    Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

    Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

    Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ (сообщение и фотоотчет из опыта работы)

    Проблема сохранения психологического здоровья педагога ДОУ стала особо актуальной в последние два десятилетия. Высокая эмоциональная включенность в профессиональную деятельность, ответств...

    Мастер-класс "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ"

    Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер, микроволновка, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети огромно, и...

    Модифицированная программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов. «Самое главное – услышать, помочь, полюбить самого себя»

    В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохране­ния психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Особое внимание этому вопросу уделяют А.К. Маркова, Л.М. Митина,...

    Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)

           «Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция  человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...