Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)
рабочая программа по теме

         «Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция  человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д., 2002). По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться   эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_art-terapevticheskaya_studiya_dlya_pedagogov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение                                                                                  Центр развития ребенка - детский сад№38 Красносельского района                                Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»

        (« Арт-терапевтическая студия для педагогов»)

Программа разработана педагогами-психологами:

                                                                                     Воробьевой Н.А.

                                                                                         Черноситовой Т.А.

Санкт-Петербург

2018

Актуальность.

         «Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция  человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д., 2002). По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться   эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.

          Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога является еще более сложной, поскольку в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, болезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций специалиста окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек—человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.

          Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.

          Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов, а ведь среди педагогов и психологов в образовании подавляющее большинство — женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Таким образом, следствием профессионального «выгорания» могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь — с детьми.

          Специалисты (Гозилек Э., Бойко В.В., 1996) обращают особое внимание на необходимость проведения профилактической работы.  Поскольку синдром выгорания зачастую возникает вследствие появления стрессовых состояний, педагогов необходимо обучать навыкам отреагирования негативных эмоций (гнева, раздражения и др.), умения справляться с критикой. Для этого рекомендуется делать специальные упражнения по саморегуляции. По мнению Л.Г. Федоренко (2003), педагогу чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего на детей и их родителей), следует разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.  [7]

Программа « Арт-терапевтическая студия для педагогов»

Программа реализуется в несколько этапов:

1. Информационный:  консультация   для    педагогов   на   тему:   «Что такое арт-терапия». 2.  Диагностический:    анкетирование    педагогов,     обработка    и    анализ    результатов диагностики. [9]                                                                                                                                          3.Арт-терапевтические тренинги для педагогов.                                                                          4.Итоговый мониторинг.

Цель программы: Обучение педагогов методам и приёмам самопомощи с целью профилактики эмоционального выгорания.                                                                                                     Задачи:

1.Формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический  климат.

2.Формировать навыки контроля и саморегуляции эмоционального состояния, обучать адекватным и эффективным способам отреагирования негативных эмоций, навыкам стрессоустойчивости.

3.Развивать конструктивное сотрудничество в процессе преодоления трудностей в совместной профессиональной деятельности.

4.Совершенствовать личностные качества педагогов.

Структура занятий:

1.Вводная часть (мини-лекция, теоретическая основа метода).

2.Основная часть (ролевые игры, релаксационные упражнения).

3.Заключительная часть (обсуждение, подведение итогов).

Методы и формы работы: лекции, беседы, арт-терапевтические упражнения, элементы музыкотерапии, изотерапии, сказкотерапии, куклотерапии, цветотерапии, игровой терапии.

Программа состоит из 6 встреч по 60-90 минут в течение учебного года.

                                           План работы Арт-студии.        

1 занятие  тема: Музыкотерапия.

Задачи: Снятие эмоционального напряжения, знакомство участников с мышечными зажимами и эффектом релаксации; развитие навыка визуализации и концетрации внимания на внутреннем состоянии.

Содержание:

1. Мини-лекция «Ритм в жизни человека»

2.Упражнение «Ритм и движение» [3]

3.Упражнение «Природа во мне» (создание визуальных образов под музыку природы) [4]

4.Релаксационное упражнение в парах «Колыбельная»

5.Просмотр и обсуждение видеоролика «Женская сила»

6. Групповая игра «Оркестр»

2 занятие тема: Сказкотерапия.

Задачи: Активизация личностных ресурсов; объективизация проблемных ситуаций, расширение поведенческого репертуара; выработка стратегий эффективного поведения в типичных ситуациях.  

 Содержание:

1. Мини-лекция « Сказка – ложь, да в ней намёк…»

2.Упражнение «Я – сказочный герой» [5]

3.Групповая игра «Волшебные предметы»[5]

4.Упражнение «Сочини сказку»

5.Групповое упражнение «Сказка в песочнице»[6]

6.Просмотр и обсуждение сказки-притчи «Возрождение»

3 занятие тема: Цветотерапия

Задача: Научиться использовать цвет для успешного решения своих физических и психологических проблем.

Содержание:

1. Презентация «Влияние цвета в окружающем мире»

2. Упражнение «Сочиняем  цветные сказки»

3.Упражнение «Выложи радугу»

4 занятие тема: Изотерапия.

Задачи: коррекция самооценки; оптимизация отношений в коллективе; гармонизация эмоционального состояния участников

Содержание:

1.Мини-лекция «Терапия рисованием»

2. Упражнение «Цветик-семицветик» [1]

3.Рисование в парах [4]

4.Упражнение «Дерево-характер»

5.Групповая работа «Чудесный сад»

5 занятие тема: Куклотерапия.

Задачи: снятие психологического и мышечного напряжения; активизация творческого потенциала личности; развитие умения осознавать и анализировать собственные эмоции и переживания

Содержание:  

1.Мини-лекция «История куклы»

2.Релаксационное  упражнение «Кукла»

3.Изготовление куклы [8]

4.Игра «Я – кукла»[8]

5.Групповое упражнение «Хоровод с куклами»

6 занятие тема: Игровая терапия.

Задачи: развитие эмпатии; повышение самооценки; развитие навыка оказывать и принимать поддержку.

Содержание:

1.Мини-лекция «Игра как лекарство»

2.Игра в парах « Зеркало» [2]

3.Упражнение «Я лучше всех умею...»

4.Групповая игра «Снежный бой»

5.Релаксационное упражнение «Тростинка на ветру»[3]

6.Групповая ролевая игра «Всё дело в шляпе»

Ожидаемые результаты работы:

  1. Повышение компетенции педагогов в сфере арт-терапевтических техник самопрофилактики эмоционального выгорания.
  2. Улучшение психоэмоционального состояния участников программы.
  3. Улучшение психологического климата в коллективе.
  4. Развитие интереса и желания педагогов к дальнейшему саморазвитию.

Используемая литература:                                                                                                 

1. Алексеева  М. Ю.    Практическое   применение   арт-терапии   в    работе учителя. - М: АПК и ПРО.,2001                                                                                                    

2. Бурно  М. Е. Терапия  творческим  самовыражением.-М: Медицина,1989        

3. Гиппиус  С. В.  Тренинг  развития  креативности.  Гимнастика   чувств. -  СПб.: Речь,2001                                                                                                                                

 4. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. И.  «Практикум по креативной терапии». -  М: ТЦ Сфера, 2003                                                                                                             5.Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000г                                                                                                                                    6. Зинкевич – Евстигнеева Т.  Д. Игра  с   песком.   Практикум  по песочной терапии. СПб: Речь, 2015    

7. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2007.

8. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога. – СПб.: Речь,  2006

9. http://psylist.net/praktikum/00218.htm  (Опросник   на    выгорание    (MBI) (Авторы   методики:   американские   психологи   К. Маслач  и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ "

Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания. когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и с...

Консультация для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

Как помочь педагогам  сохранить себя как профессионала,как распознать эмоциональное выгорание? Как не допустить его и продолжать работать в удовольствие?...