Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
план-конспект урока по теме

Шеремет Татьяна Викторовна

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие-тренинг для педагогов

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Провёл: заместитель заведующего  по воспитательной и методической работе Шеремет Т.В.

Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

  1. Создание условий ,способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания;
  2. Передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
  3. Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
  4. Снятие эмоционального напряжения;
  5. Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

Ход занятия

1. Упражение-энергизатор

Здравствуйте! Я рада вас всех видеть. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами и постройтесь по росту» (встаньте слева те, кто одет в брюки, а справа те, на ком платья и юбки; слева – у кого карие глаза, а справа – у кого голубые и зелёные глаза).

2. Знакомство

Перед началом дальнейшей работы, я думаю нам стоит вновь познакомиться. Как правило в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество.

Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя своё имя, а также слово, отражающее настроение или состояние (например, Ольга - весёлая).

Игра «Карусель»

Встаньте в шеренгу. Рассчитайтесь на яблоки и груши. Груши остаются на месте, яблоки делают шаг вперёд. Образуем два круга: внутренний и внешний, лицом друг к другу.

По хлопку начинайте обсуждать заявленную тему с участником, стоящим напротив, а затем двигаться по часовой стрелке.

Перечень тем:

  1. Я родился…
  2. Лето я провожу…
  3. Я люблю…

3. Постановка целей и задач, принятие правил

Для того, чтобы наше общение было эффективным, предлагаю в процессе тренинга соблюдать следующие правила:

  1. Поднятой руки;
  2. Обратной связи;
  3. Право ведущего.

Также необходимо быть активным и придерживаться временных рамок.

Наш  сегодняшний тренинг посвящён теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». Все из вас предварительно заполняли анкеты. Сейчас я их проанализирую.

4 . Анализ анкет

5. Дискуссия (мозговой штурм)

Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома эмоционального выгорания?

Резюме:

Итак, все отмеченные вами факторы можно объединить в следующие группы:

  1. Личностные;
  2. Организационные;
  3. Социальные

6. Работа в группах

Предлагаю вам разделиться на группы и попытаться ответить на вопрос: «Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания»?

Для работы используйте ватман и маркеры.

7. Представление группами результата.

Подвожу итоги работы.

Итак, все названные вами ресурсы можно разделить на четыре группы:

  1. Близкие люди (семья);
  2. Работа;
  3. Интересы, увлечения, хобби;
  4. Друзья.

Не секрет, что если какой-либо из ресурсов преобладает или отсутствует, то возникает дисбаланс и, следовательно, человек становится более подвержен синдрому эмоционального выгорания.

8. Методика «Щит»

Предлагаю взять лист бумаги и разделить его на четыре части.

В правом вернем углу укажите своё имя. В первой части напишите «я сегодня», во второй – «я горжусь», в третьей – «мои желания», в четвёртой – «мои увлечения».

Изобразите то, что написано в каждой из четвертей листа. Пусть картинка будет как можно ярче и крупнее.

Прикрепите свои работы на доску. Есть ли работы, похожие на вашу?

Давайте посмотрим, как вы изобразили себя сегодня, чем вы гордитесь, каковы ваши желания и увлечения. Похлопаем друг другу.

9. Упражнение «Главное – второстепенное»

Напишите по порядку на листе бумаги 5 – 8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны.

А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам уже 75 – 80 лет. Вы не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостные события. Вообразите, что из того времени вы смотрите в настоящее и оцениваете главное и второстепенное. Может быть, вы заметите, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось очень важным.

А теперь откройте глаза, возьмите новый лист бумаги и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас 80-летних.

Сравните два полученных списка. Изменились ли они, и если изменились, то как? Кто хочет высказаться?

10. Рефлексия

Сегодняшней целью нашей встречи было изучение синдрома эмоционального выгорания, причин его возникновения и способов защиты от него (ресурсы).

Давайте по кругу выскажем своё мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас (каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).

11. Выдача раздаточных материалов.

После окончания тренинга все участники получают раздаточные материалы с упражнениями для саморегуляции психического здоровья, в том числе упражнение на развитие позитивного мышления.

Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе, покое. Успехов вам.

Упражнение на развитие позитивного мышления «Именно сегодня»

  1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье – это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Моё счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
  2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить её к своим желаниям. Я приму моего ребёнка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
  3. Именно сегодня я позабочусь о своём здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
  4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом.  Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
  5. Именно сегодня я продолжу своё нравственное самосовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребёнку, семье, себе самой.
  6. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.