Семинар-практикум для педагогов " Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
материал

Черных Ирина Михайловна

Семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vygoranie_dek_23.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Цель: развитие эмоционального интеллекта у педагогических работников, компетенции помогающей справиться с трудными жизненными ситуациями и профессиональным выгоранием; снятие эмоционального напряжения.

Задачи:

- систематизировать знания о термине «стресс», уровнях проявления стрессовой реакции, закономерности формирования адаптационной и стрессовой реакций, подходах к управлению стрессом и саморегуляции;

- применять различные стратегии и техники копинг-поведения с учетом особенностей стрессовой ситуации;

- систематизировать представления о своих личностных особенностях, которые влияют на степень успешности преодоления кризисных ситуаций;

- актуализировать свое ресурсное состояние, помочь педагогам осознать свои личностные ресурсы, сохранять позитивный образ «Я»;

- снимать эмоциональное напряжение, поддерживать позитивную и доброжелательную атмосферу в коллективе.

   

План семинара

1. Теоретическая часть.

1.1. Стресс.

1.2. «Волны стресса».

1.3. Копинг-стратегии.

1.4. Работа с ситуацией, в рамках копинг-стратегии.

1.5. Тест «О плохой погоде и нестиранных носках».

1.6. Притча о стакане воды.

2. Содержательно-практическая:

2.1.Упражнения, направленные на активизацию работы группы, установление эмоционального контакта между всеми участниками группы.

Упражнение «Циферблат»

Упражнение «Музыкальная пауза»

Упражнение «Карусель общения»

Упражнение «Ассоциации»

2.2. Упражнения на осознание своих личностных ресурсов.

Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»

Упражнение «Комплимент с плюсом»

3. Завершающая:

3. 1. Цветные двери. Проективный тест.

3.2. Упражнение на сохранение позитивного Я – образа.

«Дружеская ладошка».

3.3. Релаксация «Водопад».

3.4. Рефлексия встречи, обратная связь.

1.1. Стресс - это реакция организма на ситуацию, которая воспринимается нами как угроза (жизни, здоровью, благополучию и т.д.), даже если эта угроза мнимая.

 

Параметр

Физиологический стресс

Психологический стресс

Причина стресса

Физическое, химическое или биологическое воздействие на организм

Социальное воздействие или собственные мысли

Характер опасности

Всегда реальный

Реальный или виртуальный

На что направлено действие стрессора

На жизнь, здоровье, физическое благополучие

На социальный статус, чувство самоуважения, самооценку

Наличие реальной угрозы жизни или здоровью

Есть

Отсутствует

Временные границы стресса

Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим

Размытые

1.2. Волны стресса.

Первая (короткая) волна

НЕВОЗМОЖНО контролировать

Несколько секунд

Цель – подать сигнал тревоги

Вторая (средняя) волна

ВОЗМОЖНО контролировать на уровне мыслей

До 6 часов

Цель – обеспечить энергией для решения проблемы

В итоге – расслабление и удовлетворение

Третья (длинная) волна

ВОЗМОЖНО контролировать

от нескольких часов до 2-3 неделей

Цель – обеспечить энергией решение длительных задач

ПРИВОДИТ К ИСТОЩЕНИЮ, ТРЕБУЕТСЯ ОТДЫХ

Почему может запуститься третья волна?

  1. Серьезные изменения, требующие усилий для приспособления;
  2. Ситуация кажется безвыходной, непонятной;
  3. Использование традиционного, неработающего способа действия;
  4. Подавление своих реакций (без изменения ситуации и своего отношения к ней).

Когда используем:

  1. Первая волна – «разбудить», взбодрить себя
  2. Вторая волна – решение задач с азартом и драйвом
  3. Третья волна – решение «марафонских» задач, требующих коренных изменений ситуации

Наиболее подвержены стрессу:

  1. Люди с низкой самооценкой
  2. Люди, предъявляющие к себе и к жизни завышенные требования
  3. Стремящиеся в короткий промежуток времени сделать многое
  4. Работающие в условиях высокой неопределенности
  5. Работающие в ситуации высокой конкуренции и постоянного цейтнота
  6. Не умеющие говорить «нет»
  7. Эмоционально некомпетентные

1.3. Копинг-стратегии и механизмы психологической защиты

«Механизмы психологической защиты» и «механизмы совладания» (копинг-поведение) рассматриваются как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивидом на стрессовые ситуации, дополняющие друг друга.

Механизмы психологической защиты – это автоматическая реакция, которая сформировалась в момент переживания стресса в детстве.

Копинг-стратегии – это сознательное поведение и действия, требующие усилий для преодоления ситуации и адаптации к ситуации.

Копинг-стратегии:

  • изменение отношения к ситуации
  • изменение ситуации
  • компенсация

Работа над собой:

  • Работа над иррациональными убеждениями и установками
  • Нормализация межличностных отношений
  • Обучение самомониторингу
  • Развитие навыков саморегуляции (мышечная релаксация, дыхательные техники, медитация)
  • Рациональное соотношение труда и отдыха
  • Нормализация сна
  • Здоровое питание

1.4. Работа над ситуацией стресса в рамках копинг-стратегии.

Участники делятся на две подгруппы. Выбирают стрессовую для себя ситуацию. И пытаются отнестись к ней в рамках копинг-стратегии. Т.е. изменение ситуации, изменение отношения к ситуации или компенсация.

1.5. Тест. О плохой погоде и нестиранных носках.

Вы перенеслись назад – во времена, когда все стирали руками и вывешивали белье сушиться во двор.

Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?

1. «О нет, это, вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

3. «Ну, хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Ключ

Эта ситуация — прекрасный пример тех мелких стрессов, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни: ежедневная монотонная работа, плохая погода. Ваш ответ по поводу неудачного для стирки дня — это измеритель уровня стресса, который вы чувствуете в своей жизни.

1. «О нет, это, вероятно, шутка! Это значит, что я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»

Уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьезно повлияет на ваше здоровье.

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

Уровень стресса: 50. Вы не поддаетесь стрессу, вам удается сохранять позитивное видение, даже когда все идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере их возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.

3. «Ну, хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

Уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Уровень стресса: 100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, все заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали все, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков еще раз или купите новые.

1.6. Притча про стакан воды.

В начале урока учитель поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все ученики не обратили на него внимание. «Как вы думаете, что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких секунд?»

- ничего, ответили ученики.

- Хорошо, а что будет, если я, таким образом, продержу стакан в течение часа?

- У вас заболит рука.

- Очень хорошо, изменился ли вес стакана в течение этого времени?

- Нет.

- Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Ученики были удивлены и обескуражены.

- А что нужно сделать, чтобы избавиться от боли?

- Опустить стакан.

- Вот, воскликнул учитель, - точно также происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

2.1. Упражнения, направленные на активизацию работы группы, установление эмоционального контакта между всеми участниками группы.

Упражнение «Циферблат»

Участники рисуют циферблат. Ведущий предлагает на каждый час записать себе встречу с любым членом группы, обязательно предварительно с ним договорившись. Т.е. у обоих участников должна быть запись на циферблате о свидании друг с другом.

Упражнение «Музыкальная пауза»

Участники передвигаются под музыку, стараясь не столкнуться друг с другом и, выполняя движения вслед за ведущим.

Упражнение «Карусель общения»

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Все общаются одновременно; нужно обращать внимание только на партнера по общению и на реплики ведущего. По команде ведущего участники внешнего круга передвигаются, меняя партнера. Варианты вопросов:

- меня сегодня очень удивило…        

- всегда хотел у тебя спросить…

- я люблю, когда…

- моя любимая еда – это…        

Упражнение «Ассоциации»

Разбиваемся на пары (циферблат на 9 часов утра). Нужно поделиться друг с другом тем, какие ассоциации вызывает партнер по общению. Если животное, то какое. Если растение, то какое. Если явление природы, то какое. Можно задавать вопросы, почему такие ассоциации.

2.2. Упражнения на осознание своих личностных ресурсов.

Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»        

Участники разбиваются на пары (циферблат на 3 часа). Инструкция: сначала один из вас рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, о чем-нибудь неприятном, или говорит о каком-либо своем недостатке и пр. Собеседник внимательно слушает  и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что…». Затем меняемся ролями.

Упражнение «Комплимент с плюсом»

Выстраиваются 2 круга – внутренний и внешний (как в упражнении «Карусель общения»). Инструкция: «Посмотрите друг на друга. У вас сейчас есть возможность сказать друг другу теплые слова. Пусть это будет комплимент».  Когда вы услышите комплимент, скажите: «Да, я …(повторите сказанный комплимент), а еще я …».

  1. 1. Цветные двери. Проективный тест.

Цель: определение актуального состояния участников здесь и сейчас, в том числе ощущение себя в профессиональной деятельности.  

Представьте, что вы находитесь в слабо освещенном и загадочном коридоре. В полумраке вы идёте вперёд в поисках выхода. И вдруг перед вами возникают четыре двери, раскрашенные в разные цвета.

Вопросы:

  1. Первая дверь зелёного цвета. Вы открываете её, за ней комната. Вы входите внутрь. Посмотрите по сторонам. Что это за комната? Опишите как она выглядит, что находится внутри. Как вы чувствуете себя, оказавшись в этой комнате? Запомните предметы, запомните свои мысли и вернитесь обратно в коридор.
  2. Вторая дверь голубого цвета. Откройте ее. Оцените комнату за ней. Размеры комнаты, обстановку. Уютно ли вам здесь. Что вы чувствуете и думаете. Запомните и возвращайтесь, продолжая свой путь.
  3. Третья дверь красного цвета. Входите. Что оказалось за дверью? Какая комната? Хочется ли вам остаться здесь? Какие чувства вас посещают внутри этой комнаты?
  4. Последняя дверь черного цвета. Открыв ее, вы видите четвертую комнату. Зайдите в неё. Что это за место? Что вы видите. Что вы чувствуете, находясь здесь?

Теперь возвращайтесь в реальный мир и вспоминайте по порядку и подробно все увиденное вами. Описывая комнаты, обстановку и предметы интерьера, не забывайте, что главное — это ваши чувства. В какой комнате вам было удобнее всего? Какая комната вам понравилась больше? Была более уютной и красивой? А в какой, может быть, вам стало страшно и неприятно, и захотелось выйти как можно быстрее. Какая комната была светлая, а какая темная? Где царило тепло, а где беспорядок? Отметьте для себя любые важные детали. И переходите к интерпретации ответов.

Интерпретация:

  1. В психологии зеленый цвет символизирует детство. Войдя в комнату за зеленой дверью — вы оказались в своем детстве. Что вы чувствовали при этом? Если вам было приятно и уютно, то значит и ваше детство было для вас приятным и светлым временем. Если вам хотелось надолго остаться в этой комнате, то, скорее всего, вы нередко в мыслях возвращаетесь в свое детство и, возможно, вам не хватает во взрослой жизни того теплого и душевного времени, заботы и участия со стороны других людей. Любые негативные мысли и чувства, возникшие в этой комнате, свидетельствуют о нерешенных детских проблемах, которые оказывают влияние на всю вашу дальнейшую жизнь. В норме, комната должна оказаться милой и уютной, но не должна вызывать особого желания в ней остаться, потому что любопытство побывать за другими дверями, должно оказаться сильнее.
  2. Вторая комната за дверью голубого цвета символизирует ваше душевное состояние в настоящий момент, в эту самую минуту, когда вы проходите данный тест. Ваши ощущения расскажут о том, как вы чувствуете себя сейчас. Удобно или неудобно в этой комнате. Устраивает вас ваша настоящая жизненная ситуация или у вас присутствует желание изменить ее. В комнате был порядок или беспорядок — характеризует вас, как собранного, организованного человека или, наоборот, хаотичного и импульсивного. Комната пустая или наполнена самыми различными предметами? И т.д.
  3. Третья дверь красного цвета и находящаяся за ней комната символизирует чувственную любовь и ваше отношении к ней. Большая просторная комната — вы склонны испытывать сильные чувства. Маленькое помещение — вы скованный, робкий в проявлении чувств, человек. Светлая — ваши любовные переживания лёгкие, воздушные, романтические. Тёмная — любовные чувства заставляют вас испытывать страдания. Уютная или неуютная — расскажет о том, комфортно ли вам в любви или, может быть, вы недавно пережили в любви разочарование. Яркие или тусклые цвета в комнате. Какие предметы: повседневные, обычные или эксклюзивные произведения искусства.
  4. Черная дверь и комната за ней символизирует ваше отношение к профессиональной деятельности, к работе и делам. Что это была за комната? Был там порядок и лежало все на своих местах или комната была захламлена различными ненужными вещами? Хорошо ли вы ориентировались в этой комнате или совершенно растерялись? Просторная или маленькая — расскажет о возможностях применения ваших профессиональных знаний и
    умений. Если вам было комфортно в этой комнате — значит и в профессиональной жизни, вы чувствуете себя безопасно и, похоже, находитесь на своем месте.

3.2. Упражнение на сохранение позитивного Я - образа.

«Дружественная ладошка». Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, упоминать сильные стороны человека. В каждом из нас есть положительные черты и сильные стороны, которые мы можем не замечать в себе, но которые ценят наши коллеги и друзья. Эту ладошку вы заберете с собой. Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, а может быть и помогут в какой-то трудной ситуации.  

3.3. Релаксация «Водопад»

Садитесь поудобнее, закройте глаза. Дышите спокойно и ровно. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Белый свет течет по вашим плечам. Нежный свет помогает им стать мягкими и расслабленными. Течет дальше по груди, по животу. Пусть свет гладит ваши руки, пальчики. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами...

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией. А теперь можно еще немного полежать и прийти в себя, вернуться в нашу комнату.

3.4. Обратная связь. Ведущий предлагает присутствующим, сидящим в кругу, высказать свое мнение. Передавая поочередно друг другу мяч, педагоги сообщают, что им понравилось, что запомнилось, было ли ощущение комфорта, что можно применить, вносят свои пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ "

Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания. когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и с...

Консультация для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

Как помочь педагогам  сохранить себя как профессионала,как распознать эмоциональное выгорание? Как не допустить его и продолжать работать в удовольствие?...

Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)

       «Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция  человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...