Мастер-класс педагога-психолога "Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов"
методическая разработка

Косарева Ольга Ивановна

Мастер-класс педагога-психолога "Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс педагога-психолога

«Арт-терапевтическая работа с манкой.

 Предупреждение эмоционального выгорания педагогов»

Тема мастер - класса: «Арт-терапевтическая работа с манкой.  Предупреждение эмоционального выгорания педагогов»

Цель мастер- класса:

  • познакомить педагогов с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике,
  • обучить педагогов приемам работы с манной крупой,

• активизировать творческую деятельность педагогов,

• снижение уровня эмоционального напряжения, тревожности, страхов,

• концентрация внимания,

• развитие мелкой моторики рук,

• активизации внутренних ресурсов,

• гармонизации внутреннего состояния,

• релаксация.

Оборудование:  мобильный проигрыватель.

Раздаточный материал: заготовки шаблонов мандал, стол для рисования песком с подсветкой, бумага для рисования форматом А-4, контейнеры с цветной манкой, клей-карандаш, ракушки, красивые камешки.

Этап 1. Теоретическая часть

Педагог-психолог:

Добрый день, уважаемые коллеги!

 Буквально арт-терапия означает «лечение искусством». Она заключается в том, что человек получает возможность самовыражения с помощью творчества. Причем успешность арт-терапии не зависит от того, на каком уровне находятся его творческие способности.

Арт-терапия помогает:

• снять стресс и напряжение;

• избавиться от негативных переживаний;

• справиться с различными страхами;

• познать себя и повысить свою самооценку;

• обрести душевное равновесие.

Песочная терапия - одно из направлений арт-терапии.

Детки очень любят играть с песком, но сейчас он не доступен, а манная крупа всегда есть в магазине.

Идея использовать манную крупу в арт-терапевтической работе появилась на основе песочной терапии. Свойства манки во многом совпадают со свойствами песка.

 Работа с манкой развивает  фантазию, тактильную чувствительность, снижает эмоциональное напряжение, расслабляет. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. А если вдруг что-то не получится,  не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала.

     Использование манки имеет большой психотерапевтический эффект с застенчивыми и тревожными детьми. Такие дети избегают эмоциональных проявлений, боятся выглядеть не так, страх совершить ошибку и тем самым разочаровать окружающих, заставляет их замыкаться в себе. Работа с манкой снижает уровень тревожности, поскольку ребенок имеет возможность исправить ошибку.

Агрессивным и гиперактивным детям работа с манкой помогает переключиться на более спокойный процесс, они становятся сосредоточенными, внимательными и спокойными, т.е. манка снимает напряжение.

Мандала-терапия может быть полезна любому человеку, она применима как к детям, так и к взрослым.

Существует множество вариантов создания мандал в работе с детьми: их рисуют на бумаге, на плоских камнях, лепят из глины, пластилина, плетут из проволоки, из ниток, вышивают, делают объемными, насыпными, делают из цветной бумаги, из природных материалов.

В буквальном переводе слово «мандала» переводится как «окружность», поэтому изображение чаще всего и имеет форму круга.

Мандала - это круг с выраженным центром. Рисунок ее симметричен: внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется.

Для того чтобы заняться мандалотерапией, не нужно никаких умений и навыков. Главное условие — рисовать по наитию: пусть рука выводит фигуры, а глаза выбирают нужный цвет. Не думайте, что бы вам хотелось нарисовать, и не критикуйте свой рисунок, даже если это будут простые каракули или непонятное пятно.

Главное правило при раскрашивании мандал - это НИКАКИХ правил,

цвета должны подбираться только интуитивно или так сказать сердцем, а не, потому что какие-то цвета хорошо сочетаются.

Отдайтесь творчеству. Не бойтесь экспериментировать и рисковать. Сядьте поудобнее, сделайте глубокий вдох, улыбнитесь и раскройте свою душу вселенной. Не думайте о внешнем мире и сосредоточьтесь только на удовольствии, которое приносит процесс рисования мандалы.

Упражнение  - разминка.

 «Поза Наполеона»

 Продолжительность 2 минуты. 

    Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарии для ведущего.

Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Также это упражнение может использоваться для сплочения группы.

Этап 2. Практическая часть

  1. «Мотивационные игры»

 продолжительность 5 - 7минут

Знакомимся с манкой, исследуем его возможности.

  • Из кучки манки предлагаем сделать максимально высокую горку.
  • Есть три песочных дождя - маленький (низкий), средний и высокий. 

Набирая манку в руку, выпускаем струйкой и отслеживаем, какой высоты дождь больше всего соответствует вашему состоянию. Тем самым мы

знакомимся с манкой и исследуем его возможности.

  • Из кучки дождя создайте блинчик толщиной в свой мизинец.

Постарайтесь, чтобы он был круглый и ровный. Представьте, что это - тарелка, которую нужно расписать. Используя только мизинчики обеих рук, украсьте узорами свою тарелку.

 Старайтесь работать двумя мизинцами одновременно.

 Разрешается выходить за края песочной тарелки.

  • Квадрат, толщиной в мизинец, в нем, используя лишь отпечатки пальцев, создать животное (узнать друг у друга какое животное)
  • "Действие по образцу" - работа в паре.

 Один - ведущий, другой - ведомый.

 Ведущий делает любые действия с песком, ведомый в точности повторяет за ведущим. Задача - чётко, в том же ритме, повторять все действия ведущего.

 Определённое время, например, минуту или две, партнёры работают в одну сторону, затем меняются.

Важно почувствовать, как меняется отношение к манке. Формируется мотивация, доверие к манке.

2. Создание мандалы из цветой манки

Этап 3. Завершающий.

Рефлексия.  Продолжительность 2-3 минуты.

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Упражнение завершение.

 «Аплодисменты» Продолжительность 1 минута.

         Инструкция:         Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все громче и громче.

         Ведущий начинает тихо хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Приложение 1(памятка)

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка проекта по предупреждению эмоционального выгорания педагогов « Успех »

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14города Крымска муниципального образования Крымский район      ...

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Опыт методической работы по проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов в детском саду

В работе представлен материал по решению проблемы эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Сформированы этапы деятельности старшего воспитателя по данной проблеме, пути взаимодействия с узкими специали...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...

« Работа психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов»

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека...

Профилактический тренинг " Формы работы по профилактике "синдрома эмоционального выгорания" педагогов ДОУ".

Передача психологических знаний педагогам ДОУ  о "Синдроме эмоционального выгорания", его причинах и способах преодоления....