«Профилактика возникновения синдрома эмоционального выгорания педагога»
консультация

Арсентьева Татьяна Васильевна

Главной причиной СЭВ является душевное, психологическое переутомление. Оно возникает из-за накапливания отрицательных эмоций и невозможности или неумении освободиться от них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация:«Профилактика возникновения синдрома эмоционального выгорания педагога»

Сказка о девочке Маше, которая любила детей
Жила-была девочка Маша, которая очень любила играть с детьми, особенно с малышами. И все взрослые смотрели и восхищались, как у неё это здорово получается. «Наверное, ты будешь воспитателем», - говорили они. Так и случилось. Девочка выросла и пришла работать в детский сад. Она с нетерпением ждала встречи со своими ребятишками из группы, думала о том, в какие игры они будут играть и чем заниматься. Со стороны она была похожа на птицу – лёгкую, парящую, готовую обнять своими крыльями весь мир.
Время шло. Маша выросла и стала Марией Сергеевной. У неё самой уже выросли дети и давно закончили школу. У неё замечательный, заботливый муж. Но почему-то последнее время всё чаще она слышала от них: «Ты не на работе. Хватит нас воспитывать», - и очень обижается на это. И почему-то и на работу идти не хочется. «Ведь детей я как любила, так и люблю, - думает Мария Сергеевна, что же со мной происходит?» Как-то раз она вспомнила свой сон из далёкой юности. Ей приснилась добрая женщина, рядом с которой ей было очень хорошо и тепло. Эта женщина спросила: «Скажи, Маша, как ты думаешь, должен ли думать о работе воспитатель дома?» - «Какой странный вопрос, засмеялась во сне Маша, - конечно! Я так всегда делаю, я ведь так люблю свою работу!» - «Глупенькая, - сказала ей женщина, - о работе надо думать на работе, а дома надо думать о своей семье, о любимых и близких». – «Ну, что Вы! Этого просто не может быть! Я, когда думаю о своих детишках, то чувствую столько энергии, что будь лампочкой, то сгорела бы просто!» - «Это не твои детишки. У них есть мамы и папы. Они – твои воспитанники. А «сгореть» ты и на самом деле можешь…» - «Может и правда? Я «горела, горела и сгорела»? – подумала Мария Сергеевна…
Такая вот сказка, которая, к сожалению, часто встречается в жизни. Кажется, есть все условия, чтобы работать с удовольствием: опыт, время и независимость от собственных детей, которые уже выросли, есть жизненная мудрость, а работа не клеится настолько, что даже хочется сменить профессию. Что же на самом деле происходит?
      Название этому процессу – синдром эмоционального выгорания (СЭВ).
Главной причиной СЭВ является душевное, психологическое переутомление. Оно возникает из-за накапливания отрицательных эмоций и невозможности или неумении освободиться от них.
Что в вашем состоянии должно привлечь ваше внимание и позволить перейти к действиям по сохранению своего психологического и, как следствие, физического здоровья?


Физические симптомы. Усталость, утомление, психическое истощение. Изменение веса. Тревожный сон, бессонница. Общее состояние здоровья в неудовлетворительном состоянии.


Эмоциональные симптомы. Недостаток эмоций, пессимизм. Цинизм и чёрствость в работе и в личной жизни, безразличие. Хроническая усталость, ощущение беспомощности и безнадёжности, агрессивность, раздражительность, тревога, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, истерики, душевные страдания. Потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив. Чувство одиночества.


Поведенческие симптомы. Рабочее время более 45 часов в неделю. Во время работы появляется усталость и желание отдохнуть. Безразличие к еде. Малая физическая нагрузка. Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств. Несчастные случаи – падения, травмы, аварии. Импульсивное эмоциональное поведение.


Интеллектуальное состояние. Падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем. Предпочтение отдаётся стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу в профессиональных решениях. Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах – тренингах, образовании, - формальное выполнение работы. Скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни.


Социальные симптомы. Низкая социальная активность. Падение интереса к досугу, увлечениям. Социальные контакты ограничиваются работой. Скудные отношения на работе и дома, ощущение изоляции, недопонимания других и другими, недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
Воспитатели в силу специфики профессии должны быть практически всегда внимательными, душевными, заботливыми, находиться в хорошем настроении. Это может абсолютно не соответствовать реальному эмоциональному состоянию конкретного человека и конкретной ситуации. У воспитателя может серьёзно заболеть близкий человек, могут произойти неурядицы в семье. Но так как он не может быть грустным, злым или отвлечённым, то эти состояния приходится «закрывать на замок внутри себя», а потом всё это «вылезает»: либо семья страдает, либо человек заболевает сам. Вашему вниманию предлагается несколько упражнений для снятия эмоционального напряжения.


Сожмите пальцы в кулак загнутым внутрь большим пальцем. Теперь, делая выдох, спокойно, не торопясь, сожмите кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторять это упражнение следует 5 раз. Выполнение его с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.
Слегка помассируйте кончики мизинцев по очереди на каждой руке. 
«Опора»: ноги чуть согнуты, ступни параллельны друг другу. Перемещайте тяжесть тела с одной ноги на другую в том ритме, который вам наиболее комфортен.
«Движение с дыханием»: исходное положение тела то же. Вдох – поднимите руки вверх через стороны. Выдох – опустите руки «столбом» сверху вниз и положите на низ живота.
Эмоциональному выгоранию способствуют и некомфортные условия работы. Например, 25-30 детей в группе по списку, что само по себе много, да ещё в небольших по размеру группах. Или нехватка оборудования и материалов для качественной работы. Немалую роль играет низкая оплата труда при больших интеллектуальных и эмоциональных затратах, может быть, недооценённость результатов труда как родителями, так и администрацией.
Безусловно, СЭВ не проявляется сиюминутно, синдром постепенно набирает обороты. Есть различные теории, выделяющие стадии эмоционального выгорания.

Теория американского психиатра Дж.Гринберга наиболее наглядно показывает процесс и стадии выгорания:


«Медовый месяц». Работник позитивно относится к работе, но по мере накопления рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить всё меньше удовольствия, и работник становится менее энергичным.


«Недостаток топлива». Появляются усталость, апатия, бессонница. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника снижается интерес к трудовой деятельности, а с ним и продуктивность работы. Может развиться цинизм. Воспитатель ещё способен показывать высокие результаты работы, если мотивация достаточно высока, но всё это за счёт своего здоровья.


Хронические симптомы. Чрезмерная работа без отдыха приводит к измождению, снижению иммунитета, к постоянной раздражительности или подавленности.


Кризис. Часто развиваются хронические заболевания, что может привести к частичной или полной нетрудоспособности. Усиливаются переживания по поводу недостаточной профессиональной компетентности и качества жизни.


«Пробивание стены». Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать угрожающие жизни человека заболевание.


Хочется надеяться, что до хронических симптомов вы не дойдёте.
Синдром эмоционального выгорания «дружит» с синдромом хронической усталости (СХУ). Исследованиями доказано, что в результате долговременного выполнения одного и того же вида профессиональной деятельности человек начинает испытывать профессиональную усталость.
При хронической усталости истощаются физические, эмоциональные, нервные, интеллектуальные резервы человека. Усталость имеет обыкновение накапливаться, выливаясь впоследствии в депрессию. Даже если вы позволяете себе отдыхать и испытываете положительные эмоции, хроническая усталость никуда не исчезает, а лишь ненадолго отступает.
СХУ – постоянное состояние пониженной работоспособности и практически непреодолимое чувство неясной усталости (не менее 6-ти месяцев), для которой нет видимых медицинских причин. Это диагноз от обратного: если вы прошли медицинское обследование и никаких заболеваний не выявлено, то скажите «привет!» синдрому хронической усталости.


Первые признаки синдрома хронической усталости:

  • Ночью вы мучаетесь от бессонницы.
  • Едва проснувшись, уже чувствуете усталость.
  • Испытываете проблемы с желудочно-кишечным трактом.
  • Вас не отпускают потеря аппетита, снижение сексуального желания, проблемы с памятью.
  • Ощущаете нехватку энергии, которая вынуждает пить больше кофе или энергетических напитков.
  • Вам сопутствуют раздражительность, нетерпимость, гнев, нестабильность настроения и полное отсутствие желания с кем-либо общаться.
  • Страдаете от частых простудных и вирусных заболеваний, головных болей.

Панические атаки, одышка, боли в груди, тахикардия становятся фактом вашей повседневной жизни.
Если вам кажется, что у вас есть признаки СХУ, то лучше как можно раньше начать делать всё возможное, чтобы улучшить своё состояние, тогда вы быстро справитесь с хронической усталостью. Но если время упущено, то потребуется более длительная корректировка под наблюдением опытного врача.
Теперь вернёмся к нашей Марии Сергеевне. Помните, что в семье, с мужем и детьми, у неё тоже напряжённые отношения? Неужели и они как-то связаны с профессией? Вполне вероятно.
Любой человек зависит от своей профессии, она накладывает отпечаток на его характер и поведение в быту. Это называется профессиональной деформацией. Люди, занимающиеся педагогической деятельностью, - наиболее профессионально деформированные личности. Авториторизм, властность и категоричность, особенный стиль речи – со временем становится частью личности воспитателя, что, безусловно, не может не сказаться на отношениях с людьми на работе и вне её.
Эти негативные профессиональные «приобретения» зачастую мешают во время общения с родителями. Воспитателю бывает сложно перестроиться и общаться с ними, как со взрослыми и ответственными людьми. Родители же могут автоматически взять на себя роль детей, чаще подростков, и начать противостоять и обороняться или обижаться и злиться. Каков результат такого общения? Отрицательные эмоции у обеих сторон, и хорошо, если они не выльются потом на ребёнка, из-за которого всё началось.
Нежелание использовать в работе новые методики, общение с детьми «по старинке» также не помогает воспитателю в работе. Мнение «Я уже столько проработала с детьми; я всё о них знаю, как с ними разговаривать и как их воспитывать» в корне ошибочно. Современные дети уже с дошкольного возраста сильно отличаются от детишек прошлого века. И дети, с которыми работает сейчас Мария Сергеевна, - совсем не те, с которыми работала Маша, придя в детский сад. Большинство детей гораздо свободнее выражают свои эмоции и чувства, в интеллектуальном плане их потребность в занятиях и информации гораздо выше. Им мало, если скажут: «Нужно сделать так, и это будет хорошо». Им важно самим понять, почему нужно сделать именно так, и это будет хорошо». Им важно самим понять, почему нужно сделать именно так, а не иначе и убедиться, что это действительно будет хорошо. Они уже с малых лет готовы к партнёрским отношениям. А человек, проработавший в педагогике лет 20, умом это понимает, а изменить свой стиль взаимодействия с детьми не может. И чаще не потому, что не хочет или не старается, а действительно не может, в силу приобретённых в профессии негативных черт характера. 
На последней фразе нужно немного остановиться. Без авторитарности и лидерских качеств невозможно руководить детским коллективом. Это не плохие и не хорошие качества характера – они становятся таковыми в различных ситуациях. Например, лидер на работе – это замечательно, но авторитарность в домашних стенах часто приводит к конфликтам.
…Сказка быль, да в ней намёк… А кому урок? Педагогам, которых я призываю, заботиться о себе. Администрации, которую я призываю заботиться о своих педагогах. Мужьям и детям, необходимо призвать с пониманием относиться к жене и маме, выбравшим очень важную и такую нелёгкую профессию. Педагогическая деформация личности воспитателя, появления синдрома хронической усталости и симптомов эмоционального выгорания – это закономерные и естественные явления, хотя и достаточно неприятные в проявлениях. И в связи с этим необходима в лучшем случае их профилактика. Или коррекция, если деформация зашла в серьёзную стадию.


«Практические советы по профилактике неблагоприятных эмоциональных состояний»


1.Экономно расходуйте свои эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом.


2.Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.


3.Живите под девизом «В целом всё хорошо, а то, что делается – делается к лучшему.


4.Воспринимайте неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытайтесь изменить их к лучшему.


5.Подмечайте свои достижения и успехи, хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.


6.Не «пережёвывайте» в уме конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте выводы и найдите выход.


7.Если возникла проблема, конфликт, решайте их своевременно и обдуманно.


8.Дольше и чаще общайтесь с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, 
мягко и незаметно ограничивайте общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедите себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.


9.Признавайте за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам хотелось. Будьте более гибким в оценках других людей и не старайтесь переделать партнёра, подогнать его под себя.


10.Развивайте динамичность установок. Человек с большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищён от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата.


Упражнения-настрои.
У педагогов не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным. Он предлагает формулы, которые воспитатель может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.


• «Настрой на работу». 
«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Она является для меня высшим смыслом моей жизни».


• «Настрои в течение рабочего дня».
«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».
«Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».
«Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими воспитанниками».


• «Настрой перед сложным разговором».
«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».


• «Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности».
«Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрым, энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, энергию во всем теле».


• Настрой на уверенность в себе.
«Я все умею. Занятие у меня получится. Я справлюсь с ситуацией.»


• На любовь к профессии и детям. 
«Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих воспитанников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу.»


• «Утренние и вечерние настрои».
«Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь» 
«Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими воспитанниками».


Разработана рабочая тетрадь «Профилактика возникновения профессиональной деформации в деятельности педагога»
Данная рабочая тетрадь сопровождает модуль «Профилактика возникновения профессиональной деформации в деятельности педагога», который направлен на совершенствование компетентности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений в области организации профилактики возникновения профессиональной деформации в деятельности педагога
Рабочая тетрадь предполагает работу с понятиями, применяемыми при апробации материала. Одновременно выстраивается и логика организации системы профилактической работы, потому что каждое понятие, каждый компонент структуры «вытекает» из предыдущего и подчиняется последующему.
Работа над содержанием рабочей тетради помогает освоить теоретические основы проблемы возникновения профессиональной деформации, правильно спланировать перспективы личностного роста и развития педагога, наметить стратегию личностного развития.
В целом содержание рабочей тетради направлено на то, чтобы помочь педагогам овладеть современными образовательными технологиями в области профилактики возникновения профессиональной деформации, пополнить и систематизировать имеющиеся знания, апробировать конкретный практический инструментарий.


Девять советов М.Беркли-Ален
1.Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (с разрешения администрации).
2.Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр, ужин в ресторане и т.д.)
3.Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4.Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5.Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6.Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7.В выходной день позвольте себе подольше поспать.
8.Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9.Потратьте некоторую сумму своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
10. ____________________________________________
11. ____________________________________________
Пункты 10 и 11 – это Ваши замечательные уникальные рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека)  и профилактическим  материалом в работе по про...

Исследовательский проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ "Территория здоровья"

В общем виде синдром "выгорания" рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. Наиболее широко эта пр...

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ (сообщение и фотоотчет из опыта работы)

Проблема сохранения психологического здоровья педагога ДОУ стала особо актуальной в последние два десятилетия. Высокая эмоциональная включенность в профессиональную деятельность, ответств...

Мастер-класс "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ"

Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер, микроволновка, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети огромно, и...

Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)

       «Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция  человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...